Читаем кикстартер Sunless Skies
… и что из него вышло.
В этой статье чуть отвлечёмся от терминов Sunless Skies и коснёмся его Кикстартера. Сразу поясню, зачем. Кикстартер — это заявка. Что Failbetter Games хотели сделать в качестве продолжения Sunless Sea и Fallen London. Однако кампания по сбору денег стартовала в 2017 году, и на тот момент всё, что у них было — концепт-арты, примерный вид интерфейса и идеи.
Да, игра уже была какое-то время в разработке — пара подписчиков рассказывали мне, что в Sunless Skies мутировала идея второго DLC к Sunless Sea, где разработчики хотели добавить дирижабли. В общем, если у вас есть способы открыть Ютуб, то можно посмотреть ранние стримо-подкасты с обсуждением тех или иных наработок. Игра тогда выглядела сильно иначе.
В связи с этим интересно сейчас оглянуться назад и посмотреть, чем обернулись те или иные цели Кикстартера. Что планировалось — а что получилось. Частично я уже касался этой темы в статье про имена Её Величества Локомотивов (HML) и Оъединённо-Колониальных Поездов (UCE), и уже тогда была мысль, что к этим материалам интересно будет присмотреться. Что ж, приступим.
1. Награды
Начнём с уровней поддержки проекта — и наград за них. Уже самый первый тир, Набор Разведчика (Scout Pack, 15£), давал игроку, помимо копии игры, уникального, собственно, разведчика — Сову-Циклопа (Cyclopean Owl). В описании значится, что её характеристики будут идентичны стартовой летучей мыши, но если так и было прежде, сейчас нет. Сам я не знаю, но викия игры говорит, что Сова обладает характеристиками лучшего разведчика игры — Крысонавта (Ratronaut). Что в принципе и резонно — кто успел, тот и молодец.
Следующий тир (Archivist Pack, 30£) интересен тем, что я не нашёл упоминаний о том, что «книга с лором» (lore book), обещанная спонсорам, таки была выпущена. Ещё в качестве награды вам доставался доступ к саундтреку. Который доступен сейчас вместе с Sovereign Edition и несколько разочаровывает, поскольку не все композиции из игры в него вошли. Я регулярно слышу ту или иную дорожку в игре, вообще никак не представленную в саундтреке.
The Delicious Pack. 50 фунтов, помимо упомянутого выше, давали уникальный Талисман — Очевидно Вкусного Кролика (Obviously Delicious Rabbit). Он даёт +1 к Сердцам и, в случае голода на корабле, сможет продлить вашу агонию. Как и Сова, доступен лишь тем, кто успел. Как Талисман, ничего особенного, но вот как возможность отсрочить конец при отсутствии Припасов — определённо соблазнительно.
Тщательно Выделанный Набор (The Well-Turned-Out Pack, 75£) предлагал классные майки с логотипом Тепловых Аэрокостюмов Мургатройда (Murgatroyd's Thermal Skysuits). Согласно описанию, они делались вручную при помощи трафаретов, что делало каждую майку чуть-чуть уникальной. Правда, неизвестно, сколько обошлась бы доставка в другую страну.
Набор Путешественника (The Voyager Pack, 100£). За этот взнос была уже упомянутая награда с возможностью назвать корабль в игре. Собственно, по количеству внёсших эту сумму мы можем предположить, что именно столько названий локомотивов есть в игре — 175. Пока что все их мы не выловили в порядке перевода, но очень стараемся. Про перевод Sunless Skies можно почитать в группе ВК.
За 150 фунтов (Набор Картографа) можно было дать название уже не кораблю, но местности. Что объясняет порой весьма странные названия, вроде Полёт Валькира (именно так, Valkyr's Flight, с мужской версией слова «валькирия»).
За те же 150 фунтов был и другой набор — Набор Навигатора. Там не было возможности назвать местность, зато спонсорам засылали шикарную карту всех четырёх регионов игры, размерами 42 на 56 см. Даже на фото выглядит очень круто.
А вот за 500£ мы получаем загадку. Набор «Корреспонденция» по описанию звучит просто шикарно. Вы якобы описываете создателям свою историю — или своего капитана — и разработчики делают сигил в его честь, с которым будет связан квест в игре. Странно это звучит по двум причинам. Во-первых, в самой игре сигилы довольно редко появляются визуально, но довольно часто упоминаются в тексте. О каком варианте речь? Предположу, что о втором, потому что первое звучит как просто неизвестность. «Мы сделаем сигил, и скажем, что это в честь тебя».
Другое дело, что в игре есть пара моментов, когда нам описывают значение сигила вроде «осознание, что завтра не наступит». Но таких моментов в игре можно найти считанное число и даже меньше, чем спонсоров, заплативших эти самые 500 фунтов — их было десять. Впрочем, возможно, что я тупо не всё знаю пока в игре и не встречал ещё этих моментов. Но даже если встречал, звучит всё равно как странное нечто.
Осталось всего два тира, но каждый по своему хорош. И у каждого всего по 3 человека, решившихся на такую авантюру — поддержать игру на 1000£ и 2500£ , соответственно. «Кто ты, там, в темноте?» (Who are you, in the dark?), предлагал прислать фото для персонажа внутри игры. Его обещали обработать, но сохранить отличительные черты. Один из наших преданных подписчиков в группе (привет, Ярослав) отдельно терпеть не может результаты этого тира — в частности, Терновую Деву (Maiden of Thorns) в Кадуцее, что в Элевтерии, поскольку по стилистике, по его мнению, она не подходит. И он в этом мнении не одинок. При этом персонаж играет значительную роль в игре. Ну что тут сказать? Не все йогурты одинаково полезны.
А второй тир позволял дать имя целому действующему порту в игре. Что это за порты? Согласно посту на реддите, это Ахлис, Лэнгли-Холл и Белый Колодец. Крайне любопытно, что по самому контенту в этих портах ну никак не догадаться о чём-то подобном. Все эти порты довольно экзотичные, безусловно — но ровно настолько, насколько экзотичны Элевтерия и Синее Королевство, где эти порты находятся. Плюс по этому же посту можно увидеть, что дорабатывали эти порты уже сценаристы самих «фейлбеттеров».
А вообще было интересно гадать, без чего могла остаться игра без этих трёх бэкеров. Я вот думал, а вдруг Пиранези была добавлена отдельно? Или Магдалина? А что, если изначально никакого Часового Солнца в Небесах не планировалось? Божечки-кошечки! В общем, огромное поле для рассуждения о параллельных вселенных, где Небеса сложились совсем, совсем иначе. Пишите в комментариях, без чего на ваш взгляд Небеса были бы совсем другой игрой.
На этом давайте перейдём к не менее любопытной теме.
2. Планируемый изначально стиль игры
Кикстартер, а затем и первые ролики, и даже первые ранне-релизные версии (да, у Sunless Skies был Ранний Доступ!) игры демонстрировали совсем другую картинку и, я бы даже сказал, чуть другой, более простой жанр игры. Локомотивы выглядели не столько привычными поездами, сколько космическими кораблями — чем они по большому счёту и являются. Королева Виктория на стилистическом изображении находится в свои поздние годы — а внутри-игровое описание гласит, что Трон Времени её омолодил и она сидит на нём розовощёкая и пышущая здоровьем.
Сами Высокие Пустоши окрашены в куда более светлые, яркие тона. Скажу за себя — я таких бирюзовых или розовых, как маджента, тонов не застал. И хотя оно выглядит несколько аляповато и финальные задники дадут им сто очков форы вперёд, я не могу не заметить, что оригинал вызывает особый род любопытства.
Что ещё интересного. В описании Амбиций присутствует предложение захватить собственный трон, что в финале мутировало в настолько иную глобальную цель, что даже сложно представить. И слегка всё же жаль, что нам не дадут построить аналог Эстиваля из Sunless Sea где-нибудь в Высоких Пустошах. Это было бы роскошно.
Вспоминая, что Амбицию по Богатству в Небесах можно выполнять в трёх регионах из четырёх, поневоле задумываешься, где бы можно было отстроить собственный уголок. Самым простым ответом будет Элевтерия, но в закоулках и отнорках Предела тоже можно было бы что-нибудь придумать. Представьте себе опцию по построению колонии в Апоидейских Садах, например, при учёте, что вы справитесь с Пчёлами-Хористами. Или возможность колонизировать Падение Веры… Снова заселить Хайбрас, очистив его от ужасающего засилья грибов… Ах, мечты-мечты.
Присутствуют наброски офицеров, и они насколько иначе описаны! Глиняного Кондуктора описывают, как лично нами спасённого из работного мира. Беспечный Рулевой обладал более приземлённым видом и характером, а за его плечами находилась служба Её Величеству, а не испытания экспериментальных локомотивов. Ну а Фаталистичный Сигнальщик… Вот этот джентльмен описан весьма близко к финальному виду. К слову, один из лучших компаньонов с крайне пронзительным сюжетом.
Что ещё удивило. Эгины, эти порождения Пожирающей, что грызут кротовые дыры и являются чем-то средним между драконом и червём (змеёй?), изначально планировались как противники. В игре же от них осталось случайное событие, вероятность которого крайне мала. За свои 100+ часов я буквально один раз с ними сталкивался.
Ну и здесь давайте перейдём к настоящей причине существования этой статьи.
3. Сверх-цели, они же Stretch-goals
Во-первых, были «социальные цели». Набрать сколько-то подписчиков, провести столько-то стримов… Что интересно, награды за них касались не только Небес. Например, для меня было открытием, что Блеммиган-Путешественник в Sunless Sea появился именно благодаря успешному ходу Кикстартера Sunless Skies. А именно это и случилось, благодаря выполнению этих целей Блеммиганы-компаньоны появились во всех трёх играх, то есть ещё и в Fallen London. Причём что характерно, в Небесах и Море это самый имбалансный Талисман. Блеммиган в Море во-первых, даёт прибавку на пять Навыков в совокупности — когда в основном остальные добавляют единицу-две. Так ещё и один из параметров, которые он повышает — это те самые Страницы, за которыми все гоняются. Ну и в Небесах Блеммиган хорош, он добавляет +1 к Зеркалам и +2 к Железу, что тоже больше, чем у остальных Талисманов. Как там оно в Лондоне, я уже не помню, но вроде и там это крайне полезный Компаньон для начинающего горожанина.
Ещё одной такой «социальной целью» стало создание Королевского Общества. Что сильно объясняет, как посреди индустриального ада Альбиона, чуть ли не в самом центре ржаво-пыльной бури, появился уголок спокойствия и лужаек, где модные денди занимаются пристойными делами. Причём, насколько я понял из описания, Королевское Общество собиралось по частям не без поддержки фанатского сообщества, что прям… здорово.
А теперь поехали по самим Сверх-целям.
125 тыщ фунтов. Новое происхождение для персонажей.
Вот это встало как влитое. Сейчас даже сложно представить, чтобы список возможных происхождений капитана не содержал в себе морского капитана, революционера и Аудитора Министерства. Однако же вот, изначально они собирались остановиться на солдате, учёном, поэте, священнике и беспризорнике. Ну то есть как в Море. Нет, ну всё к лучшему.
160 тыщ фунтов. Легендарные останки локомотивов.
Вот это прям интересно, потому что в трёх регионах из четырёх именно благодаря этой цели есть отдельный локомотив, который можно найти где-то на краю жилых пространств. Все они по тем или иным причинам потерпели крушение. И у каждого своя история. Парцифаль, покрытый грибной порослью. Таинственно пустой Лодочник, где странные звуки пугают во тьме. И внезапный филиал Визажа в Небесах, названный Берренджером, где под масками спит революция.
Очень экзотические истории, каждая сама в себе. Каждая вполне соответствует своему региону. И хотя они не сказать, чтобы длинные, эти квесты-истории, каждый из них прям любопытен. Без них Небеса были бы заметно скучней и однородней.
200 тыщ фунтов. Контрабанда.
От этой цели у меня на самом деле шерсть на загривке становится дыбом. В Небесах, как они есть сегодня, завершённые и оставленные, контрабанда является по сути основным заработком для капитана ближе к поздней игре, когда ты уже можешь относительно свободно перемещаться между регионами. И если бы не было контрабанды, этой отдельной ветки торговли в игре… Честно говоря, не знаю, что бы поддерживало интерес к игре иначе, потому что обычная торговля, какой она сделана, она надоедает к этому моменту и даже оскомину набивает.
240 тыщ фунтов. Молох. Или даже так — The Moloch.
А вот тут уже более спорное решение, по крайней мере, каким оно представлено в финальной версии игры. Потому что Молох — это самый элитный из элитнейших локомотивов. Максимум выживаемости, максимальный трюм и каюты. Единственный минус на фоне Атланти из Эмпирея — два слота с молнией вместо трёх. Но полагаю, это лишь для меня будет минусом. В остальном это локомотив, позволяющий запастись припасами и топливом до второго пришествия и наворачивать круг за кругом по любому из четырёх регионов. И по описанию цели на этот локомотив выходило, что он должен был продаваться строго в Королевском Обществе.
Однако в итоге именно в Альбионе и тем более конкретно в Обществе его как раз и нет. Вместо этого Молох предлагается купить в Новом Винчестере, Пане или Синем Королевстве. И если Пан и Синее Королевство понять можно — высокоуровневые регионы, куда в принципе мало кто сунется при малом количестве денег — то Новый Винчестер понять трудно. Один из моих подписчиков в итоге в принципе не покидал стартовый Предел до самого посинения и был готов так Амбицию Богатство и закрыть. Ну потому что а почему бы и нет, всё самое вкусное и здесь продают. Странное решение, вследствие которого элитный локомотив можно купить относительно задёшево (сравните 16 тыщ с 30 тыщами за Дредноут в Sunless Sea) и не отвлекаясь.
270 тыщ фунтов. Неудобная Тётушка.
Вот здесь лично у меня некоторое недоумение, потому что с одной стороны, сюжет Неудобной Тётушки хорош тем, что охватывает три из четырёх регионов, да ещё и приоткрывает завесу над тем, как именно Её Высочество захватывала Трон Времени. Весьма занятная шпионская история. Но механически она сделана довольно простенько, и я молчу про то, что финальное ветвление её развития в Революционную Тётушку или Тётушку-Шпионку зависит от одного ответа.
Ну и драматически история лично меня не зацепила. Да и в принципе кажется, что на таком уровне сверх-целей должно было находиться что-то совсем другое. Например…
300 тыщ фунтов. Гости.
Вот это пожалуй, да. Целый вид мистических созданий, которым покровительствует один из местных Богов — Покинутый. С ними есть немалое число случайных и не очень событий. Из них можно сделать особую пушку-дробовик. В Пределе и Альбионе летают два типа локомотивов, заражённых Гостями. Короче, надстройка прям значительная, и с геймплейной стороны, и с нарративной. Прям здорово. И тоже на самом деле, сейчас сложно себе представить Высокие Пустоши, не обременённые присутствием этих охочих до людского тепла тварей.
Ну и последнее. 330 тыщ фунтов. Амбиция: Чаша Короля-Мученика.
Вот эт прям… Вау. Секретная Амбиция, до которой хрен доберёшься и на пути к которой целая куча преград, среди прочего способных закрыть для текущего капитана эту опцию. Аналог Дальнего Востока (The Uttermost East) из Sunless Sea, который, как выяснилось, мог и не попасть в игру.
С другой стороны, если бы я хотел над этим посмеяться, то это, по сути, очередная версия легенды про Грааль, переделанная под Небеса. И Король-Рыбак, и квест, который пройдёт только чистый сердцем… Несколько знакомая история, чего нельзя было сказать о Дальнем Востоке. Ну да тут как посмотреть, возможно, это мне чудится в нём более интересный сюжет.
На этом, казалось бы, можно и итоги подводить, но ещё есть…
4. Лента обновлений
Потому что уже в августе 2017 года Sunless Skies вышла в ранний релиз — и в неё вплоть до 2021 года, когда вышло Sovereign Edition, вносились новые куски.
Так, например, уже после официального релиза 2019 года были добавлены Рукокрылый Коллекционер (Hiropterous Collector) и Дружелюбный Бродяга (Amiable Vagabond). Каждый с отдельным обновлением, и там немало было новшеств помимо самих офицеров.
Командировки офицеров, случайные события с возможностью прогневать богов Высоких Пустошей — были добавлены специальным обновлением The Wayfarer. В нём, к слову, говорится, что Альбион был «полностью» переработан, из-за чего стал меньше. Если вы помните те времена, напишите, пожалуйста, что именно они поменяли. Ещё, кстати, именно с ним был изменён баланс Синего Королевства — теперь здесь в портах продают Петрихор вместо Припасов, с чем связаны любопытные последствия. Также был добавлен ряд мест, которые можно посетить, не причаливая к ним. Это Война Ископаемых (War of Fossils) — теперь это место известно, как Скала Брейли (Braley Rock), Могила Молчаливого Святого, Гниющий Небесный Бегемот (ныне Падение Веры, или Faith’s Fall), Скайхендж, Алчный Горизонт и Хорологион.
Были там и просто любопытные нюансы. Вроде того, что разные обновления-дополнения игры обозначались какими-нибудь странными словами, вроде JANSKY или APHELION. Или как они раскрыли секрет Мастеров Базара в небольшой статейке, стилизованной под внутриигровой текст. Секрет состоял в том, что они родом из Высоких Пустошей и примкнули к Базару, спасаясь от наказания за преступления. В релизной версии игры это уже стало общим местом, а вот для игроков Sunless Sea и Fallen London тайна, до которой не так просто добраться.
К слову, я слышал пару высказываний на тему, что Sunless Skies в этом плане плохой старт для тех, кто потом пойдёт играть в предыдущие игры. Но тут всегда есть мнения. Напишите своё, будет интересно ознакомиться.
Ну и на этом всё, пожалуй.
Сложно подвести какой-то единый итог, кроме «вот это путь они проделали». Потому что в самом деле, глядя на прототипы, сложно вообще увидеть в них в полном виде ту игру, какой Sunless Skies стала. Что и здорово, пожалуй. И есть, само собой, решения странные, которые вызывают вопросы, но при этом неизбежно происходящие. Думаю, каждый знаком с опытом, описываемым поговоркой «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Спасибо, что дочитали до этого места. Напоминаю, что для поклонников игры у нас есть группа в ВК и, с недавних пор, канал в ТГ. Контент в них дублируется, так что где удобно, там и подписывайтесь. ВК чуть более удобен для некоторых целей, но ничего существенного вы не пропустите.