Первый блин комом

Пипяо, я хотела написать пост о том, как я люблю Скайрим, какая это великая игра и какая про неё есть великолепная книга, а он взял и отвалился. И даже в черновиках не остался.

Поэтому я напишу вам о другой великой книге, это книга «Славянское язычество» Анны Карасёвой. Как это связано — в конце поста расскажу.

Я не помню, как и когда в моей жизни появился канал «Научно о религии», но захватил он меня с первого касания. Никакого фанатизма, никакого притянутого за уши неоязыческого лора, только наблюдения и заметки искренне увлечённого своим делом исследователя. Анна проводила платные лекции, но я не люблю воспринимать информацию на слух, так что терпеливо верила, надеялась и дожидалась, когда она напишет книгу. И это произошло. Мне даже посчастливилось попасть на презентацию и получить книгу с автографом.

На презентацию книги я пришла с фотокамерой, чтобы сделать Анне несколько снимков на память. Навык репортажника я растеряла, но фотки на память остались.
На презентацию книги я пришла с фотокамерой, чтобы сделать Анне несколько снимков на память. Навык репортажника я растеряла, но фотки на память остались.

В своей работе Анна вдумчиво, внимательно и беспристрастно исследует трудную и противоречивую тему славянского язычества. Автор — профессиональный религиовед, но её язык не давит тяжеловесностью; Анна сочетает академическую основу с лёгким и живым стилем изложения. При этом стиль не скатывается в смишнявки и плоские шутки, которые в рецензиях обычно обозначают как «автор пишет с юмором». Юмора здесь нет, да он и не нужен, рассказ сам по себе увлекательный.

Основные темы книги включают:

  • Историю дохристианской Руси и процесс её христианизации, в том числе феномен двоеверия.
  • Подробный анализ восточнославянского пантеона.
  • Обрядовые праздники и связанные с ними символы.
  • Неоязычество и его особенности в современном мире.

Отдельное внимание уделяется мифам, связанным с творением мира (спойлер: это были две уточки, чёрная и белая), а также структуре и роли человека в нём. Помимо исследования культурных артефактов, внимание уделено интерпретации мифологических сюжетов в советской и современной литературе.

И что самое интересное — автор пишет с уважением к разным точкам зрения и верованиям. Что отличает её от того же Зализняка — его я тоже люблю, но о нём позже.

Книга «Славянское язычество» будет интересна... да всем. А особенно — тем, кто хочет глубже понять корни славянской культуры, увлекается сравнительным религиоведением и мифологией.

А при чём тут блины комом?

Сегодня можно встретить утверждение, что поговорка про первый блин комом отсылает нас к Комоедице — белорусском народном празднике встречи весны. Якобы это праобраз Масленицы, а первый блин в ходе этих гуляний относили комам, то есть медведям.

На самом деле ничего такого не было и комами медведей не называли. Анна Карасёва, да и не только она, пишет, что источников, упоминающих этот праздник, исчезающе мало, общеславянским он не был, а Комоедицей его называли из-за того, что «в этот день приготавливаются особые кушанья [...] третье блюдо состоит из гороховых комов». После угощения люди и правда перекатывались с боку на бок, изображая переворачивания медведя, да и культ медведя у славян был — но блины тут вообще не при чём.

Иногда блины просто не получаются. Как и моя первая статья про книжку про Скайрим.

Подписывайтесь, если вам нравится читать книжки; ставьте сердечки и пишите — я буду рада пообщаться. Всем кискам пис <3

22
18 комментариев

Всем пискам кис!

1

у меня ща в жопе пробка

Фу, язычники

У вас три ошибке в слове «вау».

1

Жаль я не увлекаюсь книгами. А вот с постом про скурим жалко конечно...

Я обязательно его допилю. Но он не про Скайрим, он про книгу про Скайрим.

1