Красивое: мастер цвета Чжан Имоу и три его этапа

Может этот пост поможет вам найти, что посмотреть красивого. Или просто развлечет яркими картинками. В любом случае, заглядывайте.

Поводом для статьи стало предстоящее киноклубное обсуждение «Дома летающих кинжалов» Чжан Имоу (это онлайн и бесплатно, присоединяйтесь). Поэтому я углубилась в визуальный стиль этого китайского режиссера, а особенно в его манеру использовать цвет.

Кстати, вы знали, что китайские мужские фамилии не склоняются? Чжан — это фамилия, и она не должна склоняться, если употребляется вместе с именем. Но при этом, Искусство кино почему-то пишет про «фильм Чжана Имоу» 🤷‍♀ Я выбираю все-таки не склонять.

Чжан Имоу, начинавший как фотограф, очень хорошо чувствует цвет. Плюс богатая китайская культура дает ему мощную базу. Почти все его фильмы в плане цвета были свежими, новаторскими и уникальными. При этом Чжан Имоу постоянно развивался и менял свой цветовой стиль. Условно в его творческом пути можно выделить три основных этапа.

Три цветовых этапа Чжан Имоу

Первый этап — все красное

Сразу два из ранних фильмов Чжан Имоу имеют в своем названии слово «красный» — это «Красный гаолян» (1987) и «Подними красный фонарь» (1991) и они наполнены этим цветом, как и многие другие фильмы этого периода.

«Красный гаолян», кстати, был вообще первым примером китайского фильма с таким мощным использованием цвета.

Кадры из фильма «Красный гаолян» (1987)

Почему именно красный так любил в свой ранний период Чжан Имоу? Восточные режиссеры — загадочные люди и не любят рассуждать о своем творчестве. Или просто ответят какой-нибудь глубокомысленной метафорой, которую ещё поди разгадай. Например:

«Расширяющаяся сила красного цвета обеспечивает эффект прочного, почти вечного молчания»

Во как.

Кадры из фильма «Подними красный фонарь» (1991)

Но из того понятного, что говорил в интервью Чжан Имоу, ему нравилось воздействие этого цвета на зрителя. Он считает, что среди визуальных элементов фильма — цвет первичен и может немедленно вызывать эмоциональный отклик.

Кадры из фильма «Жить» (1994), красный тут уже не такой теплый оранжево-красный, как прежде, а более холодный, с синим подтоном

Также, возможно, из-за того, что красный цвет — это главный традиционный цвет китайской культуры, он хорошо подходил для социальных драм в историческом контексте, которые в этот период снимал режиссер.

В 80-90е Чжан Имоу снял свои самые критические по отношению к Китаю (фильм «Жить» был даже запрещен в Китае), зато самые отмеченные международными фестивальными призами фильмы.

Лучшие фильмы этого периода:

  • Красный гаолян (Золотой медведь на Берлинском кинофестивале)
  • Подними красный фонарь (Серебряный лев в Венеции и премия BAFTA)
  • Жить (Гран-при в Каннах и премия BAFTA)

Второй этап — блоки цвета

В начале 2000-х у Чжан Имоу начался этап использования больших областей яркого чистого цвета.

Когда режиссера спросили, зачем он заменил свои в целом реалистичные тона на эту выкрученную яркость в фильме «Герой», он ответил:

Спустя много лет вы, возможно, не сможете вспомнить ни героев этого фильма, ни о чем он, но его живописные сцены вы точно вспомните, и этого достаточно.

В этот период Чжан Имоу больше не использует один цвет в качестве тона фильма, как было с красным. Вместо этого он берет большие области расположенных в определенном порядке блоков цвета и создает ими ритм фильма.

Кадры из фильма «Герой» (2002)

Такое использование цветных блоков было тогда новаторским и открыло новую эпоху визуальной культуры в китайском кино.

Кадры из фильма «Дом летающих кинжалов» (2004)

Эту цветовую палитру режиссер использовал в основном в своих фильмах в жанре «уся» (историческое фэнтези с восточными единоборствами) и она прекрасно создавала нужную сказочную атмосферу.

Кадры из фильма «Проклятие золотого цветка» (2006)

Это был период, когда Чжан Имоу снимал коммерчески успешное в Китае кино и получил известность у массового иностранного зрителя.

Пока готовила этот пост, узнала, что в 2009 году у Чжан Имоу вышел ремейк фильма братьев Коэнов «Просто кровь» 😮 Называется «Женщина, пушка и лапша». Черная комедия в типично ярких цветах того периода Чжана.

Кадры из фильма «Женщина, пушка и лапша» (2009)

Лучшие фильмы этого периода:

  • Герой
  • Дом летающих кинжалов
  • Проклятие золотого цветка

Третий этап — монохром

В 2016 году Чжан Имоу снимает очень масштабное кино совместно с Голливудом («Великая стена», 2016), где в главных ролях заняты Мэтт Деймон, Уиллем Дефо и Педро Паскаль. Слышали про него? Вот-вот. Фильм ужасно провалился в прокате и получил негативные отзывы критиков.

Кадры из фильма «Великая стена», 2016

Но в некоторых фильмах Чжан Имоу с тех пор появляется привычная голливудская цветосхема: с темно-синей вечерней/ночной палитрой и желто-оранжевыми кадрами с источниками света, например «Одна секунда» (2020) и «Над обрывом» (2021).

А вообще, в это время режиссер уходит от ярких цветов к монохрому: «Тень» (2018) — полностью серо-бело-черная.

Кадры из фильма «Тень» (2018)

«Полноводная красная река» (2023) — в основном металлическо-серая с редкими вкраплениями сдержанного цвета.

Кадры из фильма «Полноводная красная река» (2023)

«Над обрывом» (2021) — где действие происходит в заснеженной Маньчжурии, и палитра там опять в основном бело-серая.

Кадры из фильма «Над обрывом» (2021)

Интересно, что тренд на монохром в Голливуде набирал силу с 2022 года и в этом году он стал одним из самых главных. Предчувствовал и предвосхитил ли этот тренд Чжан Имоу или это просто совпадение (не думаю! 😅) — интересный вопрос.

Скорее всего, это просто закономерный этап в его развитии, когда от ярких чистых цветов, которые Чжан Имоу использовал в 2000-2010, он переместился к другому концу шкалы: почти полному отсутствию цвета. Сравните, например, бамбуковый лес из «Тени» и такой же лес из «Дома летающих кинжалов».

Но теперь у фанатов восточного кино есть ещё один повод говорить, что Голливуд все тырит из Азии.

Лучшие фильмы этого периода:

  • Тень
  • Полноводная красная река

Смотрели что-то из фильмов Чжан Имоу? Как впечатления?

И присоединяйтесь к моему телеграм-каналу, там сегодня будем обсуждать «Дом летающих кинжалов» и разберём его драматургию и визуал. А через неделю будет разбор другого крутого азиатского режиссера: Вонга Карвая и его «Чунгкингского экспресса»

Я и мои подпищики, которым не понравился Чжан Имоу
3333
22
23 комментария

Герой в своё время до дыр засматривал, очень любил это кино, да и следующие картины тоже. А потом как-то остыл к нему и даже "Тень" не пробудила прошлые чувства, жаль.

6
Ответить

Мне она тоже не, кстати. По-моему, досмотреть не смог, хотя, даже Стенку вытерпел...

Понимаю, о чём она, примерно, да, и, сам по себе сюжет неплохой, — но, свойство, конкретно у этого фильма, есть одно, неприятное — он тянется. Медленно. Хотя, вроде бы, по длине, не более предыдущих работ.

1
Ответить

Но, кстати, Полноводная красная река мне понравилась, там классные твисты и этот китайский переделанный из оперы рэп 🔥😅

1
Ответить

Герой крутой, да. Удивилась, когда читала интервью его продюсера, он говорил, что в Герое были сюжетные недоработки, которые они учли и исправили в Доме летающих кинжалов. Какие там недоработки?! И что с Домом они надеются побить кассовый рекорд Героя. Но Дом набрал в два раза меньше)

1
Ответить

Именно на его фильмах в детстве проникся китайской условно исторической темой. До сих пор люблю такие фильмы и сериалы. Уровень постановки у них очень высокий

3
Ответить

Да! Я вообще тут пересматривала Дом летающих кинжалов и думала, что рано или поздно китайцы завоюют весь мир 😅

2
Ответить

Если в списке самых визуально выдающихся фильмов нет Героя, то список мусор)
А вообще, у него смотрел пока только два фильма - Подними красный фонарь и Герой. Оба фильма очень красиво и изысканно сняты. И если брать Китай, то по визуальной части, Имоу всё-таки на первом месте. Хотя, как по мне, конкуренцию ему могут составить Вонг Карвай и Джонни То.

2
Ответить