Откуда сложилось это мнение, что высшую оценку можно давать лишь идеальным играм?
Такое странное время наступило. Раньше. Когда какой-то обзорщик или критик ставил низкую оценку игре или фильму – на него всегда набрасывались с целью узнать, почему всем произведение понравилось, а лично ему нет? Сейчас же дела обстоят ровно наоборот: появляется какая-то высокая оценка игре или фильму и все задаются вопросом "а почему?". Ведь всё просто – человеку явно занесли чемоданы денег! Вариант "ему просто понравилась игра" даже не рассматривается, ведь у игры тонна недостатков, а соответственно, высшую оценку ей давать нельзя! И это жесть какое лицемерие, на самом деле. Абсолютно каждый из 8 миллиардов человек прекрасно осознаёт, что люди не идеальны. Игры, насколько бы хороши они не были, не могут быть идеальными, потому что невозможно реализовать абсолютно всё, что можно было сделать в том или ином произведении. Особенно с годами, когда ты видишь нереализованный потенциал при повторном ознакомлении. И при этом, давая 10/10, игроки хотят увидеть игру миллениума! Чтоб в ней не было абсолютно ни одного недостатка, чтоб каждый клочёк карты был заполнен контентом, чтоб игра длилась миллиарды часов, в ней было миллиард контента и ни на секунду тебе не было "душно" или скучно". Если вы из таковых людей и ищите такие игры, то у меня для вас плохие новости. Их никогда не будет.
Взять серию Фар Край. Даааа, сейчас очень модно говорить, что Фар Край 3 переоценена, что новые части лучше, а третья выехала лишь за счёт Вааса! Почему? Потому что Green Paper взял и снял про это видео, где сравнивает отдельные детали игр в отрыве от этих самых игр. Сами игры, таким людям, как правило, не нужны. Главное что сказать, что в игре текстура мыльная! И яркость слишком яркая! А я делать этого не буду. Третьему Фар Краю я как дал 10/10 в своё время, так дам и сейчас. Не потому что в игре нет недостатков, а потому, что на ней удачно сошлись все идеи. Во втором Фар Крае, насколько красиво там не горела трава, насколько бы круто не было обстреливать траву с деревьев и отметать листья. Всё это не имеет никакого значения, потому что все эти элементы – они не работают на создание интересных геймплейных ситуации. Они есть, чтобы были. Чтоб какой-то чел с Ютуба снял видос и сказал "вот во втором Фар Крае траву можно было расстреливать, а тут пули сквозь текстуру проходят. Игра мусор". Именно по этой причине, Фар Край 2 для меня всегда будет неработающей игрой, где вместо круглых колёс для машины сделали квадратные. А фанаты этой игры оправдывают её тем, что это "реализм! Хардкор!". Нет, товарищи, это банальная недоработка. И можно сколько угодно оправдывать бесконечный респавн врагов, постоянно ломающиеся оружия после 5-6 перезарядок, машины которые ломаются от любого чиха, деревья которых невозможно сбить или титановые заборы, которых ни одна граната в игре не сможет сдвинуть с места. Недоработками они быть не перестанут.
В Фар Край 3 удачно сложились все элементы. Охота, которая в третьем Ассасине работала ужасно и выглядела как рудимент – здесь работает. Стелс в кои-то веки начал действительно работать. Персонажи перестали быть говорящими куклами, чья единственная задача в игре – помереть 3 раза в перестрелке, чтоб потом умереть от передозировки лекарства, как во второй. И я говорю не только про Вааса, но и про Цитру. Про Хойта. Про сумасшедшего доктора, который обожал грибы. В ней каждый персонаж живой, в отличии от предыдущей игры. Да, игра местами очень ярка и контрастная. Потому что такой она и задумывалась, в этом смысл художественного дизайна третьей части. Чтоб ты играл в игру и чувствовал тропический рай. Рай, в котором есть свои опасности, свои трудности и превозмогания. Чтоб игрок, вместе с Джейсоном Броди, росли и менялись. Чтобы в конце приключения поставить ультиматум между скучной и рутинной жизнью в городе вместе с богатыми друзьями, либо же отказаться от всего, что связывало с прошлой жизнью и стать главным на острове. И сам факт того, что из сырой кучи недолеланных элементов они сделали игру, да ещё и потрясающую во всех отношениях игру, это огромное достижение. Фар Край 3 как была, так и остаётся вершиной в серии. Также, как и второй Ассасин. Потому что именно в этой игре раскрылся потенциал серии. Именно она задала весь базис франшизе, который в последующих частях только улучшался. Это уже потом появились очки кармы из 4 части, отдельный напарник из пятой. Но именно базис всего этого задала Фар Край 3. И в плане удачных идей за одну игру – её не переплюнула ни одна другая игра серии. Меньше 10 баллов я этой игре не дам. Никакие мыльные текстуры гор мне этого сделать не помешают.
Ну а что уж говорить про четвёртый Резидент. Не ремейк, а именно оригинальный Резидент 4 задал в своё время тренд в жанре. Именно эта игра задала стандарты камеры со спины в играх от третьего лица. И ни одна другая последующая игра в серии не смогла повторить того, что сделала четвёртая часть. В ней была золотая середина между классическим резидентом и экшн-ом. Меньше 10 баллов, при всех своих недостатках, эта игра не получит от меня.
Тоже самое касается и Ассасина. После первой части. Мне было абсолютно плевать что будет с этой игрой и её дальнейшей серией. И тут вышла вторая часть. И она нашла отклик в моём сердце. Это одна из самых важнейших игр для меня. С неё началась моя любовь к этой серии. Потому что со своей задачей второй Ассасин – оставить след в душе – как искусства, он справился. Если бы не вторая часть – Ассасин бы повторил учесть Shadow Of The Colossus, так и оставшись просто неплохой игрой для своего времени. Вторая же часть доказала, что серия может быть чем-то большим, что это целая вселенная, которую можно развивать сколько душе угодно. Эта игра по сей день считается эталоном того "как надо делать работу над ошибками", всегда вспоминают именно её. А потому меньше 10 баллов я этой игре не дам. Потому что второй Ассасин это игра на века, я не устану это повторять никогда. Я не вижу себя без Ассасина, я не знаю что буду делать, если эту франшизу закроют.
Что вообще в моём понимании значит оценка "10"? Я смотрю на игру в год её выхода. И разбираюсь "могла ли она быть лучше для своего времени?". И в случае с привидёнными тремя примерами выше я понимаю, что нет. В этих играх выложились на полную. Они сделали всё, чтоб создать игры, которые будут приносить эмоции и удовольствие спустя много лет. Ещё такой игрой, для меня, является Киберпанк. Да, багов много. Да, многое не смогли доделать. Но меньше 10 баллов я этой игре не поставлю. И не только потому, что в игре отличный сюжет, прописанные персонажи со своими характерами, саундтрек или геймплей. Но и потому что CD Project сделали действительно шикарный мир, в котором хочется жить. И мне искренне обидно, что Киберпанк – как продвинутый век технологий – навсегда останется утопией. Потому что общество всегда было таким, глупым и недальновидным. Ненавидящим прогресс. Что уж говорить, если людей триггерят другие люди с разными местоимениями в Твиттере. А тут полноценный век технологий с киберимплантами, не смешите мои подковы! Не будет такого даже в 5000 году. Почему высший балл? Потому что таких крупных игр с таким же бюджетом, с такой же проработкой в сеттинге Киберпанка – игровая индустрия увидит ещё нескоро. Если вообще увидит. Планку поставили очень высокую.
На самом деле таких игр куда больше чем я описал, но суть не в этом. Что я пытаюсь сказать этим постом? Игры – это вид искусства, которые создаются с целью оставить след в истории. Никто не будет влезать в кредиты по нескольку миллиардов долларов, чтоб создать убожество. Хотели сделать хорошо – вышло плохо, так часто бывают. Я же даю оценку "10 из 10" той игре, которая стоила всех затраченных усилий. Всех трудов и стараний, которые были в неё вложены. Чтобы такие как я, проходя игру, осознавали эту ценность и любили этот вид искусства еще больше. А потому если игра смогла достичь своей цели – оставить след в душе игрока, чтоб он не забывал о ней и время от времени возвращался – эта игра достойна самой высокой оценки и ни баллом ниже.