Загадочная история Минервы Макгонагалл

Почему профессор, преподающая в Хогвартсе за восемь лет до своего рождения, вызвала гнев фанатов.

Практически в любом современном блокбастере, входящем в обширную вселенную, легко найти несостыковки с каноном. Нашли их и в сиквеле «Фантастических тварей»: например, молодой Дамблдор преподаёт в Хогвартсе защиту от тёмных искусств, хотя должен — трансфигурацию.

Однако гнев фанатов вызвало не это, и даже не ломающий канон сюжетный твист в финале фильма: наиболее негативную реакцию вызвало краткое появление на экране Минервы Макгонагалл, о котором стало известно ещё до выхода фильма. Эта несостыковка может показаться не достойной внимания мелочью — однако всё немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Молодая Минерва Макгонагалл появляется в двух сценах «Преступлений Грин-де-Вальда» — один раз в «настоящем времени» и один раз во флэшбеке. В первой сцене к ней обращаются по имени («профессор Макгонагалл»).

Действие фильма происходит в 1927 году; при этом, согласно канону «Гарри Поттера», Минерва Макгонагалл родилась в 1935-м. То есть, Макгонагалл преподаёт в Хогвартсе за восемь лет за своего рождения — а ведь она появляется ещё и во флэшбеке о юности Литы Лестрейндж.

Изначально год рождения преподавательницы трансфигурации фанаты вычислили сами на основе информации из пятой книги серии. В пятнадцатой главе «Ордена Феникса» сообщается, что Макгонагалл начала работать в Хогвартсе в 1956 году — до этого она два года проработала в британском Министерстве магии, куда устроилась сразу же после окончания школы. Таким образом, выпустилась Минерва в 1954 году, а поступила в Хогвартс в 1947. Следовательно, родилась Макгонагалл в 1935 году.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Позже все эти детали о биографии Макгонагалл были подтверждены и расширены Джоан Роулинг в рамках проекта Pottermore. Однако на данный момент на официальной странице об этом персонаже нет ни одной привязки к конкретным датам — более того, вопреки убеждениям некоторых фанатов, мне не удалось найти доказательств того, что они когда-либо там были. В тексте книги «Короткие рассказы из Хогвартса о героизме, лишениях и опасных хобби» никаких указаний на даты нет.

Природа теории о том, что кто-то оперативно удалил с Pottermore дату рождения Макгонагалл, понятна. Например, если зайти на официальную страницу Северуса Снейпа, мы узнаем, что он родился 9 января 1960-го — годы рождения других персонажей тоже часто указаны точно. На странице Макгонагалл стоит лишь дата «4 октября», и это действительно может навести на подозрения, но на самом деле, точной датой рождения не обладает подавляющее большинство второстепенных персонажей саги.

Всё это, впрочем, никак не отменяет того факта, что исходя из текста «Ордена Феникса» Макгонагалл никак не могла преподавать в Хогвартсе в 1927 году. Джоан Роулинг, обычно оперативно реагирующуя на возникающие у поклонников вопросы, на этот раз молчит, — и поэтому фанаты начали придумывать оправдания для масштабной несостыковки сами.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Самое популярное объяснение — это не персонаж из книг, а какая-то другая профессор Макгонагалл, — разбивается о тот факт, что актриса указана в титрах именно как исполнительница роли «Минервы Макгонагалл». Другой вариант — это мать той самой Макгонагалл, которую тоже звали Минерва, — не стыкуется с информацией с Pottermore: мать Минервы звали Изабель. Сестёр у неё тоже не было, только братья — Малкольм и Роберт-младший. Назвали Минерву в честь прабабушки, но Минерва-старшая явно не могла быть настолько молодой в 1927 году.

Никакого адекватного объяснения этой временной аномалии придумать, на первый взгляд, невозможно — Роулинг отрезала себе пути к отступлению, снабдив персонажа чересчур подробной официальной биографией. Тут придётся признать очевидное: Роулинг просто ошиблась на пару десятилетий.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Тут встаёт другой вопрос: почему на эту ошибку столь бурно отреагировали фанаты? Несостыковки — не самая большая редкость в столь обширных художественных произведениях, к тому же длящееся несколько секунд камео Макгонагалл вообще не влияет на сюжет. Так если появление знакомого персонажа способно хоть у кого-то вызвать ностальгическую улыбку, может быть, не так уж важно, что Роулинг писала о её прошлом пятнадцать лет назад? Из-за чего весь сыр-бор?

Всё дело в репутации самой Джоан Роулинг и её главного произведения. Писательница всегда была известна тщательностью и основательностью, с которыми она подходила к созданию своего мира.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Журналистка Мишель Яворски в своей колонке для The Daily Dot приводит несколько ярких примеров, подтверждающих этот тезис. Роулинг утверждала, что продумала все семь книг ещё до того, как дописала первую — в 2001 году она показала журналистам картонную коробку, полную «дополнительных материалов» для «Гарри Поттера», которые она создавала в течение пяти лет до того, как наконец принялась за «Философский камень».

Все эти записи не предназначались для посторонних глаз — Роулинг проделала эту огромную работу лишь потому, что ей нравились книги, в которых «кажется, что автор знает всё». Даже спустя долгие годы после завершения работы над «Гарри Поттером» она могла, например, нарисовать обширное семейное древо семьи Уизли по памяти.

Это ощущалось так, как будто я «вырезаю» книгу из этого огромного объёма записей, и, в общем-то, этим я и занималась. Это всё нужно было сократить, смонтировать, и слепить книгу из этой кучи информации по «Гарри».

Я думала: «Если это опубликуют, то это будет книга для одержимых. Это книга для тех, кому важна каждая мельчайшая деталь мира, потому что у меня была информация о каждой мельчайшей детали».

Джоан Роулинг, писательница

Предсказание из приведённой Яворски цитаты фактически сбылось — фандом «Гарри Поттера» можно считать одним из самых «одержимых» на свете. В последние годы Роулинг стали всё громче критиковать за стремление к оглашению ненужных подробностей, но многих фанатов до сих пор приводит в восторг новая информация, появляющаяся на Pottermore.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Что по самому Pottermore, что по любой фанатской энциклопедии по «Гарри Поттеру» просто интересно перемещаться; переходить с одной ссылки на другую. Там, где в вики по другим произведениям, скорее всего, будет скупая информация, почерпнутая непосредственно из книги или фильма, в вики по «Гарри Поттеру» можно найти исчерпывающую информацию о биографии, предпочтениях, родственниках, даже о материале, из которого изготовлена палочка того или иного персонажа.

Да, конечно, сюжетные дыры встречались даже в самих книгах о «Гарри Поттере» — безо всякого Pottermore, — но они в основном были связаны с недостаточно продуманным использованием в повествовании магических предметов. Да, существует состоящее из противоречий «Проклятое дитя» — но его, как известно, писала не Роулинг. Несмотря на все свои логические проблемы, вселенная «Гарри Поттера» всегда была вселенной взаимосвязей и подробностей.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Неслучайно большинство книг серии — самые настоящие детективы, и неслучайно Роулинг принялась писать детективы, закончив работать над «Гарри Поттером». Видимо, так ей комфортнее: сначала всё тщательно продумать, а потом потихоньку разворачивать перед читателем полную картину. Джордж Мартин делит авторов на «архитекторов» и «садовников» — первые работают строго по чертежу, а вторые «сажают семена и смотрят, что вырастет». Себя автор «Игры престолов» относит к «садовникам», а Джоан Роулинг, как справедливо отмечает Яворски в своей колонке, — похожа на ярко выраженного «архитектора».

Именно поэтому фанатов привело в такой гнев невинное, по сути, камео Минервы Макгонагалл, которое сошло бы с рук любому другому приквелу. На экране на несколько секунд появляется персонаж, который по канону ещё не родился — такая ошибка попала бы в чью-нибудь подборку «10 сюжетных дыр», после чего была бы благополучно забыта. Тут — другой случай.

Загадочная история Минервы Макгонагалл

Всего за несколько дней применять выражение «пропала магия» в разговоре о «Преступлениях Грин-де-Вальда» успело стать дурным тоном, но тут иначе не скажешь. Появление профессора Макгонагалл для многих будто бы разрушило какой-то волшебный ореол, окружавший вселенную «Гарри Поттера».

Можно говорить что угодно, но писатель, который проводит по пять лет, продумывая лор, перед тем как браться за перо, и у которого на чердаке хранится целая коробка с дополнительными материалами, не может допускать таких ошибок. Даже если она по какой-то причине забыла о возрасте Макгонагалл в момент написания сценария — могла же она потом перезвонить и всё исправить. Поэтому камео юной преподавательницы открывает простор для самых разных объяснений.

Может быть, Роулинг на самом деле ничего и не продумывала, журналистам показывала пустую коробку, про пять лет подготовки врала, на Pottermore писала экспромтом, а за руку её до сих пор не ловили просто по воле случая. Или её имя в титрах — обман, а сценарий писали какие-то литературные рабы. Или же ей уже настолько наплевать на свою вселенную, что она просто взяла и вписала в сценарий Макгонагалл — хотя прекрасно помнила, что та ещё не родилась.

Ни одно из этих объяснений не означает ничего хорошего для франшизы «Фантастические твари».

285285
247 комментариев

всегда была известна тщательностью и основательностью, с которыми она подходила к созданию своего мира

163

Тоже улыбнуло. Настолько это противоречиво звучит. По книгам того же Мартина (хоть он и называет себя садовником) видно на сколько он смотрит вперед. По его подсказам строятся десятки теорий, он оставляет зацепки, подсказки значение которых может объяснить через две-три книги. У Роулинг же каждая книга это новая идея. Была ли информация про тайную комнату до второй книги? Про Кубок Огня, до четвертой? Орден Феникса, Дары смерти, Крестражи т.д. Вообще не поверю, что она еще в первой (хоть четвертой) книге знала, что Гарри будет крестражем. Она просто красиво все сшила белыми нитками и может только после середины саги основательно стала продумывать лор.

80

Мне вот интересно, ты считаешь это высказывание глупостью? Интересно почему.

5

"Всё дело в репутации самой Джоан Роулинг и её главного произведения. Писательница всегда была известна тщательностью и основательностью, с которыми она подходила к созданию своего мира" - так-то чушь полная.
Лор очень нелепый и весьма посредственный, учитывая практически полное отсутствие заклинаний массового поражения и боевую систему, в которой важны не столько "магические навыки" персонажей, сколько ловкость и умение уворачиваться от заклинаний.
p.s. Появление Макгонагалл хотя бы вызывало небольшую улыбку, что уже неплохо, учитывая, как кошмарно было все остальное

41

Полагаю, что Волдеморт вполне мог кастануть заклинание массового поражения. Он накладывал масс-дебафф на всю магическую Британию в 7 книге, когда при упоминании его имени вокруг тебя снимались все защитные чары и твоё местоположение становилось известным Волдеморту и его приспешникам. Если совместить это заклинание с Авада Кедаврой и в качестве триггера выбрать более распространенное слово, например, «the», то можно было запросто убить за один день вообще всех.

29

Вы серьезно считаете лор нелепым потому что в нем нет АОЕ?
Да и причем тут умение уворачиваться и ловкость? Видели дуэль Дамблдора и Волан де Морта в 6ой части?

13

Зато в лоре прописаны такие щекотливые темы как личная гигиена магов.
И такие заметки с Pottermore ломают образ мира "ГП" сильнее, чем дыры в фильмах

12