Поиграла в “Смута: зов сердца” и хочу порассуждать о романтических новеллах

Поиграла в “Смута: зов сердца” и хочу порассуждать о романтических новеллах

Если кратко - ни зова, ни сердца. Но бывает и хуже.

4 ноября в Google Play вышла интерактивная романтическая новелла «Смута: зов сердца» — спин-офф игры «Смута», которая на ДТФ в представлениях не нуждается. Я поиграла в «Зов сердца», благо она бесплатная и имею сказать об этом феномене пару слов.

Для начала, «Зов сердца» — типичный представитель мобильных интерактивных новелл наподобие «Клуба романтики». Тут есть устоявшиеся механики и принципы жанра и описывать их отдельно я не буду: они примерно такие же как везде. Если вы хотите узнать, что это за жанр, для вас следующая глава. Если хотите сразу перейти к сути, прыгайте на главу ниже.

Что такое мобильные интерактивные новеллы

Есть такой жанр интерактивных развлечений — визуальная новелла. Там нужно читать текст с экрана, но в отличие от книги, есть еще картинки персонажей и локаций, на фоне играет музыка, а за главного героя или героиню периодически нужно делать выбор реплики или действия, и это повлияет на сюжет.

Новеллы можно условно разделить на два типа — интерактивные романтические новеллы, и, собственно, визуальные новеллы (ВНки). Хотя в их основе лежат одни принципы, ключевые механики немного отличаются.

ВНки чаще делаются на движке RenPy и могут быть любого жанра — романтика, эротика, хоррор, триллер, приключение и т.п. Это stand alone новеллы, которые часто, но не обязательно включают в себя мини-игры, распространяются на PC через Steam и Itch.io. Делать выборы и влиять на сюжет в таких играх приходится довольно редко.

В свою очередь, интерактивные романтические новеллы — это истории с упором на романтику. Цель игры — вести сюжет в сторону любовных отношений героини с второстепенными персонажами мужского пола — т.н. фаворитами. Эти новеллы выходят сразу сборниками, как «Клуб романтики», рассчитаны на мобильный рынок, делаются на Unity. Сюжетные выборы надо делать гораздо чаще, потому что через них происходит монетизация. Самые интересные сюжетные ветки, а также романтические и эротические сцены с фаворитами открываются только за внутриигровую валюту, которую надо покупать за реальные деньги, либо за просмотр рекламы.

Ваш любимый "Зайчик" и истории про любовную любовь имеют в корне кое-что общее

Так вот, «Смута: Зов сердца» относится именно ко второму типу. Это тот же «Клуб романтики», просто выпущенный в виде одиночной истории, а не сборником. От других его отличает только бесплатность всех выборов. Обычно новеллы выходят сериями и сезонами. В «Зове сердца» на данный момент вышло только 3 серии, а всего планируется вроде бы 10. Я сама занимаюсь разработкой новеллы, правда ВНки, а не мобильной, так что слежу за тем, что происходит в этой индустрии. Поскольку моя основная специальность — сценаристика, то и оцениваю я у других в первую очередь качество историй. Вот и «Зов сердца» я решила пройти и оценить именно с этой точки зрения.

Приключения без приключений

Вообще, сборников романтических новелл много, и уровень нарратива там очень разный. Есть мусор, есть середнячки, но лучшие образцы — это, без шуток, интересные, талантливо написанные истории, которыми приятно скрасить несколько вечеров. К таковым я отношу, например, «Легенду Ивы» из «Клуба романтики». Когда-то я начала этот блог с обоснования того, почему «Легенда Ивы» великолепна. До сих пор считаю ее лучшей романтической новеллой на русском языке.

Что до нарратива в «Зове сердца», то, ну, он там есть. Ляхи что-то лютуют, казаки что-то скачут, где-то жгут дома, крестьяне ропщут, собирается ополчение. Что именно происходит, чего хотят стороны и почему все так - непонятно, и я не верю, что будет объяснено дальше. Уровень проработки сюжета и сеттинга у этой новеллы такой-же, как у материнской игры, если вы понимаете о чем я.

Поиграла в “Смута: зов сердца” и хочу порассуждать о романтических новеллах

Из-за того, что контекст набросан грубымии мазками, приключения главной героини — буквально суть любой новеллы, — прописаны также схематично и поверхностно. Вот наша Ирина испугалась заточения в монастырь, надела мужские портки, села на коня и поскакала. Ныкалась по лесам несколько недель, потом примкнула к казакам.

Минуточку, а как она ныкалась по лесам? Может быть автор опишет нам ее приключения? Как женщина в мужском обличии, в домостройные времена, в государстве, охваченном смутой, жила несколько недель одна? Тут же такой простор для писательского творчества, столько захватывающих ситуаций можно придумать! Может героиня встретила разбойников, которые ее чуть не убили? Может страдала от холода и голода, украла капусту из амбара? Может помогла умирающему крестьянскому мальчику? Набрела на разрушенную церковь или разоренную деревню? Это же приключенческая новелла, где приключения?

Нет, ничего этого не будет. Только одна фраза «ну она жарила еду на костре, пила талую воду», а дальше волшебный монтаж — и героиня уже у казаков. Ладно, допустим, в начале решили долго не рассусоливать, но вот сейчас, в лагере этих суровых усатых мужчин, начнется что-то увлекательное? Тоже нет. Вяленькая словесная перебранка на тему «меня зовут юнцом безусым», фентезийный поединок на саблях — и героиня спокойно влилась в мужской коллектив. Как по мне, это просто очень лениво написано.

Все интересное произошло за кадром, ну спасибо, авторы
Все интересное произошло за кадром, ну спасибо, авторы

Именно объективные препятствия, которые выставляет перед героем мир и то, как герой эти препятствия преодолевает, делают историю убедительной и захватывающей. Заставляют переживать за героя, с замиранием сердца ждать следующую серию. Так было в «Легенде Ивы». Кстати говоря, чем именно хороший нарратив отличается от плохого, я написала недавно в своем блоге разработки.

В "Зове сердца" же меня не увлекла и не заставила напрячься ни одна ситуация. Хотя сеттинг заявлен суровый, конфликтов и противоречий в истории нет. У гг все происходит как по маслу, а когда так — тогда неинтересно.

Не хватает патриотизма (что? да!)

О внешности главной героини Ирины Самбурской ничего не скажу. Она норм. У девушки симпатичное, интересное лицо без лишней глянцевости, одобряю. Наряды не отличаются разнообразием, но мило стилизованы, тоже гуд. Главное слабое место — мотивация.
Ирина случайно подслушивает разговор своего отца с каким-то челиком. Батя говорит, что дочке лучше переждать в монастыре, а то времена неспокойные.

Из этого героиня делает вывод, что ее хотят заточить в монастырь на всю жизнь (!) Даже не обсудив с любимым отцом, что он имел в виду, она плачет по своей горькой долюшке и тикает с дома, бросив буквально всю прошлую жизнь. Ало, что произошло? Как можно спутать «переждать в монастыре» и «заточить в монастырь»? Да это же просто плохо прописанная мотивация!

И ведь знаете что? Эту проблему можно было легко решить, просто сделав героиню более патриотичной. Троп «женщина на войне в мужской роли» — старинный и любимый массовой культурой и личной мной. Томоэ Годзин, Мулан, Надежда Дурова, да в конце концов, Мэй, героиня «Легенды Ивы». Всех их люблю и уважаю, но всех их отличает альтруистическая мотивация. Все отправились воевать ради защиты семьи, рода, общества, Родины, в конце концов. Троп «женщина на войне» — это арка патриотки.

Единственный намек на чувство долга выглядит как "не пришей кобыле хвост"
Единственный намек на чувство долга выглядит как "не пришей кобыле хвост"

Казалось бы, у вас игра, которая буквально вопит о своей патриотической направленности. Ну так не стесняйтесь, будьте патриотами до конца — просто отправьте героиню воевать, потому что отечество в опасности. Потому что она болеет за царя и народ и не могла ждать в стороне. Пусть она будет идейная и даже спорно идейная, лишь бы не тряпка. Заодно это сразу задало бы всему происходящему нужный градус пафоса и величия. Интересным героям — возвышенные цели.

Нет, вероятно, патриотизм — слишком громкое слово для романтической новеллы. Пусть лучше героиней, заявленной как гордая воительница, движет обычная бабья боязнь монастыря. Может быть авторы боялись, что целевая аудитория такую мотивацию просто не поймет? Но я уверена, аудитория поймет всякое, если хорошо написать. Вообще, есть ощущение, что объявляя что-то патриотичным на словах, авторы российских произведений, что фильмов, что игр, на самом деле стесняются быть по-настоящему патриотичными и начинают вместо этого разводить какую-то невнятную муть. Много говорит о нашем обществе.

Мужики как мужики

Главное в любой романтической новелле — фавориты или как их называют в фэндоме «2Д-мужики». Во всех новеллах они обычно самые красивые, классные, полные всяческих достоинств. В русскоязычных новеллах это всегда сказочные принцы, иностранцы, эльфы, демоны, японские самураи, американские миллионеры — короче, кто угодно кроме российских мужчин.

Однако, за последнее время в разных сборниках появилось уже несколько новелл в славянском сеттинге, где можно замутить с русскими или представителями других российских народов — разными там боярами, королевичами, царскими стременными и даже татарскими послами. Меня это радует. Я думаю, российские мужчины и типичные для русской культуры мужские типажи и архетипы достойны репрезентации в романтических историях.

Ладно, за цитирование "Садко" лайк
Ладно, за цитирование "Садко" лайк

Вот и «Зов сердца» предлагает выбирать из аутентичного набора: казак, боярский сын (вроде бы) и поп. Это неплохо, но опять все портит уровень проработки. Перед нами типичные «плохой парень», «хороший парень» и «священник». Пусть один одет в кафтан, а второй цитирует былину "Садко", ведут они себя все равно шаблонно.

Тот самый безответно влюбленный "друг детства", который есть у гг в каждой второй новелле. 
Тот самый безответно влюбленный "друг детства", который есть у гг в каждой второй новелле. 

Хороший парень предсказуемо не может признаться героине в своих чувствах, плохой казак, разумеется, сначала бычит, но потом с ним будет стрррасть. Священник, конечно же, добрый няша, цитирующий писание. Ну кстати, он и самый интересный.

Господи, прости нас грешных
Господи, прости нас грешных

Эта шаблонность вряд ли разовьется во что-то большее в следующих сериях. В истории нет противоречий и конфликтов, а значит не создастся нужного романтического напряжения. Так что взаимодействия с фаворитами попросту неинтересные.

Образовательный элемент

Вот это просто лол-кек. Авторы «Зова сердца» явно хотели бы просветить нас на тему российской истории, как и в оригинальной игре. Но для этого автору самому надо глубоко разобраться в предмете, а на это, думаю, просто не было времени.

В итоге, все местное просвещение сводится к назойливым всплывающим подсказкам, которые поясняют буквально каждое хоть сколько-то историчное слово.

Спасибо, никогда такого слова не встречала, очень познавательно
Спасибо, никогда такого слова не встречала, очень познавательно

Я не против таких пометок, но лучше добавить опцию включать и выключать их по желанию. Может и впрямь кто-то реально не знает, что такое лиходей или потеха. Лично меня эти пояснения только раздражали. Они выглядят натужной попыткой добавить в игру тот самый «образовательный элемент» в условиях, когда ничего другого познавательного нет.

Итог

Что в итоге? Да ничего. На днях разработчики «Смуты» отчитались о 10 000 органических загрузок, что для "Клуба романтики", где прочтения исчисляются миллионами - ерунда. Однако для одиночной новеллы это хороший результат. Наверняка большую роль сыграла бесплатность игры. Для целевой аудитории, привыкшей платить в новеллах за каждый чих - это манна небесная.

Лично для меня это игра без зова и сердца, сделанная на сдачу с основной "Смуты" из расчета на авось. Не то чтобы она ужасная - просто средняя по всем параметрам. Новелл такого качества много. Если бы не оригинальный русский сеттинг, сказать про историю и вовсе было бы нечего.

Впрочем, основная аудитория, вероятно, не видит всех этих дыр в нарративе, а просто кайфует, играя за крутую «боярышню» и общаясь с казаками. Судя по отзывам в Google Play, многим понравилось.

Пис, чуваки.

Тот самый лонгрид про «Легенду Ивы».

Что я творю:

2121
33
11
26 комментариев

Комментарий удалён модератором

Звучит как шедевр в который я хочу поиграть

1

Мне было бы интересно почитать именно про технические аспекты на ренпай с учетом твоего опыта, так понимаю, до этого не делала. И потом о публикации на itch.

1

будет) сейчас задача - сделать картинки и кнопки. Скоро буду показывать

2

без лишней глянцевости

Не соглашусь :) персонажи глянцевые

Поиграл. Дженерик всё. Графоний как будто нейросеть. Сюжет банальный. Слог скучный. Выборы минимальные и не особенно интересные.

В самом начале когда предлагают выбрать причёску, а на героини шапка - сразу понятно отношение разработчиков к тому что они делают.

1

о, глянца бывает куда больше, поверь. тут еще умеренно. а так да, нейросетка. Полностью вручную фоны с нормальным 3Д по моему только Клуб романтики щас делает, потому что самый богатый. Шапка, конечно, мем)

1