В своих беспокойных снах...

Когда неугасающее чувство вины захлестывает тебя с головой, хватит ли сил жить дальше?

В своих беспокойных снах...

О ремейке Сайлент Хилла сказано уже так много, что наверное практически всё. Что-то новое я вряд ли озвучу. Но тогда кому этот пост? Для меня из будущего, чтобы потом через 20 лет вспомнить, чем игра лично мне зашла, а чем нет. Но зачем? А чтоб было) Осторожно, в тексте будет очень много спойлеров.

Название: Silent Hill 2 Remake (2024)

Разработчик: Bloober Team

Мое время прохождения: 18 часов

Моя оценка: 8/10

Да, тыща с лишним открытий карты и что вы мне сделаете?
Да, тыща с лишним открытий карты и что вы мне сделаете?
По моему, у всех труба в любимом оружии.
По моему, у всех труба в любимом оружии.

СОДЕРЖАНИЕ:

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ?

Атмосфера

Любителям хорроров нравится испытывать страх. При этом, не все способы напугать игрока считаются одинаково приемлемыми. Среди геймеров как правило принято отделять этакое благородное "создание пугающей атмосферы" от скримеров - низшего из возможных способов напугать. Сайлент Хилл 2 Ремейк идеально подойдет приверженцам этой классификации. Здесь конечно присутствуют скримеры, но их мало и они скорее знаете, как толика приправы к хорошему блюду - добавляют пикантности. В основном же игрока пугают именно созданием чувства тревожности и беспокойства. На это работает радио, начинающее трещать задолго до зримого появления монстров, что заставляет озираться по сторонам и сжимать джойстик крепче, чем Джеймс трубу. На это работает звуковое сопровождение: звуки шагов, затихающие стоит к ним прислушаться; шепот в одной из камер тюрьмы; странные звуки, издаваемые монстрами; музыка в конце концов. На это работает ограничение поля зрения: сначала туманом, а потом темнотой. Когда ты не видишь, что тебя ждет впереди - страх усиливается. Ты все время ожидаешь, что впереди будет нечто кошмарное. Наверное лучше всего описать атмосферу игры словами одного из создателей оригинала. Акихиро Имамура говорил: "Я стремлюсь создавать страх, проникающий глубоко в человеческие инстинкты. Не испуг из-за неожиданности, а чувство тревоги, постепенно усиливающее страх игрока." Мне кажется, что ремейк в полной мере унаследовал этот принцип.

В своих беспокойных снах...

Сюжет

Конечно, это немного читерство: приписывать сюжет в плюсы ремейка, ведь он просто "Ctrl+C, Ctrl+V" взят из оригинала. Но я считаю, что всегда можно было сделать хуже. Объявить, что Анджела - небинарная, добавить какой-нибудь другой отсебятины, накосячить с подачей, с режиссурой. И таки они действительно наотсебячили, зацензурив все сцены секса в игре. Повестка таки хоть бочком, да протиснулась, но в целом мы получили хороший перенос сюжета. Ну по крайней мере, мне как дилетанту так кажется. Фанаты игры, знающие оригинал вдоль и поперек могут поправить в комментах. О чем же игра? О самом обычном мужчине, который жил с самой обычной девушкой и они были счастливы. Да, она была неидеальна и втайне ему хотелось бы, чтобы она одевалась посексуальнее и возможно вела себя чуть более раскрепощенно. И все же они любили друг друга. А потом ей озвучили страшный диагноз. Болезнь изуродовала ее, принесла ей нестерпимую боль и мучительное ожидание скорого, но всё-таки недостаточно быстрого конца. Поначалу она не могла смириться, принятие было очень болезненным, она срывалась на всех и в первую очередь на Джеймсе. А он... Он возненавидел свою любимую Мэри. Пока она лежала в больнице Сайлент Хилла, задыхаясь от одиночества и боли, думая о том, какая же она жалкая и уродливая, он втайне мечтал избавиться от нее. Он стал приезжать к ней все реже, а когда все-таки приезжал было видно, как тяжело ему это дается. Он хотел жить как раньше, а был вынужден ухаживать за прикованной к постели уродиной. Она говорила о том, что устала от боли. Они знали, что ее болезнь неизлечима. Но Джеймс вовсе не поэтому сделал то, что он в итоге сделал.... В глубине души он знал, что избавлял от страданий не жену, а себя. И в нём поселилось настолько сильное чувство вины, что город "позвал" его. Вся игра - это путь в поисках прощения и примирения с самим собой. Прошло более 20 лет с выхода оригинала, а история Джеймса Сандерленда нисколько не потеряла своей привлекательности и силы. Да и как иначе, она хорошо рассказана и уходит корнями в тьму человеческих душ, которые за 20 лет ни капельки не поменялись.

Она умерла от болезни, Джеймс? - спрашивает Лора. Он смотрит на нее широко раскрытыми от ужаса глазами.
Она умерла от болезни, Джеймс? - спрашивает Лора. Он смотрит на нее широко раскрытыми от ужаса глазами.

Lore

Что мне всегда нравилось в серии Сайлент Хилл, так это лор. В контексте ремейка он одновременно и плох , и хорош. Почему? Хорош, потому что природа мистического в игре нетипична и оригинальна даже для современности. Монстры здесь - это не призраки, не демоны, не зомби, не вампиры, не оборотни, не боги, не инопланетяне, не маньяки. Монстры здесь - это страхи и переживания людей, воплощенные городом. При этом другие люди могут и не видеть того, что видишь ты. Самый напрашивающийся пример: Лора. Девочка просто бегает по улицам, разрисовывает стены и дурачится. Вряд ли бы она вела себя так беззаботно, если бы вокруг бродили кошмарные создания. Что важно, она не просто не видит монстров, которые являются Джеймсу. Для нее они вообще не существуют, в то время как для него - вполне реальны. Они находятся в одном городе, но на разных слоях реальности, которые иногда пересекаются. Конечно, остаются некоторые вопросы о "механике" происходящего. Что увидела бы Лора, будь она рядом, когда на Джеймса нападают монстры? Почему по городу разбросаны трупы, невероятно похожие на главного героя? Ответов нет. Вместе с тем лор плох тем, что в игре никак не объясняются причины происходящего в городе. Нам не говорят ни про Алессу Гилеспи, ни про ее мать, ни про секту, ни про старые индейские захоронения... Мы не понимаем, почему темная версия города - ржавая и повсюду решетки. В итоге, все ужасы происходят просто потому что. С оригиналом было иначе, у оригинала была первая часть, которая многое проясняла и вышла не так давно. Ремейк же увы висит в воздухе, выступая скорее как отдельная история, нежели часть франшизы.

Геймплей

Современного геймера боевка не впечатлит. Кнопка удара, кнопка уворота. Труба, пистолет, дробаш и ружье. Как-то мех. Но в сравнении с оригиналом - это революция. Если раньше ты просто закликивал мобов, которые были всего лишь болванчиками, то теперь! Теперь твари умеют уворачиваться и контратаковать. Их уже не получится просто закликать, необходимо чередовать удары и увороты. Пффф, и это по твоему круто? - спросите вы. Да не особо, но для сурвайвл хоррора пойдет. И это я еще не рассказал про зачатки стелса: к монстрам можно подкрасться со спины и бекстебнуть. А еще есть регистрация попаданий: стрельба в голову или по ногам эффективнее, чем просто пальба в тушку. А еще можно повысить точность стрельбы дробовика и ружья, если какое-то время не передвигаться во время прицеливания. Но волью и ложку дегтя. Дробовик - имба против любого рядового врага. Даже на харде порция дроби в упор гарантированно валит кого угодно, что как бы немного обесценивает всю вот эту вот эквилибристику с уворотами и рукопашкой. Но что мы делаем в игре помимо того, что сражаемся? Изучаем город, бьем стекла и разгадываем головоломки. Запоминающихся головоломок мало, мне понравилась комната с разрисованными стенами в Вестайде и загадка с монетами по моему там же, где еще надо выбрать, кто виноват в том, что дева погибла от укуса змеи. Еще неплохая, но слишком уж очевидная загадка с часами. Механика разбитых стекол интересная, но будто бы недоведенная до ума. За стеклами иногда спрятан лут: патроны или аптечки. На этом ВСЕ. Ах да, простите, если разобьете 50 окон (стекол?) вам выдадут ачивку.

Одна из местных головоломок. Связана с часами.
Одна из местных головоломок. Связана с часами.

Получается, из трех активностей осталось только шастанье по подворотням и злачным местам города. И вот тут Bloober Team прям разошлись. Чтобы вы понимали, в оригинале можно было зайти только в сюжетные здания и буквально в единичные места помимо сюжетных. В ремейке же добавили всяких кафешек, музыкальный магазин, мотель, автомастерскую и всяких других мест, которые можно поизучать. И это реально круто. По городку прям сильно интереснее бегать стало.

Выйти из города нельзя. Дороги оборваны.
Выйти из города нельзя. Дороги оборваны.

Графика

Я не графодрочер от слова совсем, поэтому мое мнение тут как бы не то чтобы котируется, но мне графика в игре понравилась. Это не некстген очевидно, но хороший, крепкий такой уровень современного исполнения, как мне кажется. Блуберы впрочем всегда если и были чем сильны в своих играх, то это именно дизайно-графикой, поэтому неудивительно, что у них и здесь получилось. Туман вообще наверное один из самых крутых, что я видел в играх. Знаю, что с оптимизацией на старте у многих были траблы, но это по сути фиксится патчами. Отдельно стоит отметить, что разработчики изменили камеру, теперь она всегда висит за спиной у персонажа. В оригинале она была странной, после открытия любых дверей норовила повиснуть перед лицом главного героя, не давая нам увидеть, что там собственно открылось ему за дверью. Чаще всего подобные выкрутасы камеры записывают оригиналу в минус, но я встречал мнение, что это добавляло в саспенс и атмосферу. Не знаю. Как будто даааа, но... Не знаю.

В своих беспокойных снах...

Манекены!

Да, отдельным пунктом! Ибо обалденные! Лучшие противники в игре. Там где медсестры и связанные просто прут на вас, блюют и размахивают ножом/дубиной, манекены.... играют с вами в прятки, устраивают вам засады, зашкерившись где-нибудь в углу или прижавшись к стенке. Они могут уворачиваться от выстрелов и напрыгивать на вас, оплетая ногами, как женщина во время... Ой, простите... Чуть дальше по игре, они научатся бегать по стенам как пауки. Нет я серьезно, Манекены - лучшее, что есть в игре среди противников. Буквально хидден гем. 10 из 10.

Притаилась, тварь))
Притаилась, тварь))

История Анджелы

Помимо основного сюжета, строящегося вокруг Джеймса и Мери/Марии, в игре есть еще несколько второстепенных побочных персонажей и одна полноценная побочная история. История Анджелы Ороско. Она настолько меня тронула, что это тоже отдельный пункт. Анджеле 16 лет, она прибыла в город, чтобы найти мать. По крайней мере, она так говорит. Продвигаясь по игре, мы узнаем, что Анджела жила с одним отцом. Он был простым работягой, работал лесорубом, приходя домой любил посидеть с пивком перед телевизором. А к дочери... К дочери относился весьма своеобразно. Об этом не говорится прямо, но по обрывкам фраз и облику одного из боссов понятно, что он бил и насиловал свою дочь. Жена то ли ушла от него, то ли умерла, одиночество, выпивка и сексуальная неудовлетворенность заставили его использовать собственную дочь для удовлетворения потребностей... Ее собственный дом казался ей кошмарной ловушкой, лабиринтом в котором живет жестокий монстр. Возможно, единственным местом, где она могла спрятаться был узкий чулан. А может, это отец сажал ее туда в наказание за непослушание. Став старше Анджела пыталась сбежать, на что отец отрегировал примерно следующим монологом: Я столько тебя растил! И это вся благодарность? Надеешься уйти? Сбежать? И куда? Кто тебя там ждет? Кому ты там нужна? Я ведь тебе добра желаю.

Момент, когда Анджела кричит Джеймсу: вы все хотите только одного! Давай уже выкладывай! Или просто заставь, он всегда так делал! - один из сильнейших драматичных моментов игры.

Левелдизайн

Игра хоть и кажется коридорной, но беда в том, что во многих зданиях этих самых коридоров прям дофига. Вариантов куда пойти масса. Левелдизайнерам удалось логически очень хорошо выстроить путь игрока по этим "лабиринтам" так, чтобы оно не превращалось в блуждания и унылый бектрекинг. Другое дело, что сами по себе здания слишком уж затянуты, но об этом далее.

Мария в роли спутника

Хоть разработчики зачем-то вырезали эпизод, где ты управляешь самой Марией, но зато как спутник она прям хороша: реагирует репликами на действия Джеймса и смену окружения, предупреждает о монстрах, от которых ее нужно защищать, а в сюжетных сценах пытается соблазнить Джеймса. Отдельно нужно отметить её роль в сюжете и почему она настолько похожа на Мэри, что даже имена у них почти одинаковые. Судя по всему она - не человек, а воплощенный городом образ жены, какой ее хотел бы видеть Джеймс: более раскрепощенной, более сексуальной, более игривой, с татуировками, чокером и в кожаной куртке.

О внимании к деталям: если светить фонарем в лицо спутнице, она закроется рукой и выдаст реплику.
О внимании к деталям: если светить фонарем в лицо спутнице, она закроется рукой и выдаст реплику.
В своих беспокойных снах...

ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ?

Разнообразие врагов

Недостаток, который ремейк унаследовал от оригинала. В Сайлент Хилл есть рядовые мобы и боссы. К боссам вопросов нет, а вот обычных врагов всего 3 вида. Это очень мало даже по меркам серии. В первой части их было 8. Восемь, мать его! А здесь три! И они решили не рисковать и не нарисовали ни одного нового монстра! Кошмар. Ужас! 0 баллов из десяти. Я понимаю, что они боялись добавлять новое, чтобы фанаты их с потрохами не сожрали. Но блин, камон. Это один из основных минусов оригинала! И они совершенно точно знали об этой проблеме, потому что надобавляли "темные" версии всех трех мобов, что конечно круто, но не совсем то. В итоге мы море времени ходим по игре, убивая четырьмя видами оружия (ну ладно на НГ+ дадут бензопилу, так что можно считать, что пятью) три вида монстров. Я просто приведу цифры. После игры вам показывают статистику. И вот я за 18 часов убил 415 монстров. В среднем, каждые три минуты я убивал по монстру. То есть боевки в игре много. Игра рассчитана на 8 прохождений. Да, вряд ли ее будет кто-то восемь раз от начала до конца проходить, но тем не менее! Это ужас (хаха) как однообразно.

Затянутые локации

Если расширение улиц города Блуберам удалось, то расширение сюжетных локаций типа больницы или тюрьмы - не очень. Много откровенно ненужных комнат, ненужных записок. По сравнению с оригиналом такие локации, как тюрьма и лабиринт растянуты в 2 с лишним раза. И ради чего? Ради каких-то интересных историй? Нет. Ради уникальных врагов? Нет. Растягивание ради растягивания. Такое количество "воды" сильно ломает темп повествования, а значит вставляет палки в колеса основной задаче игры: рассказать нам хорошую историю.

Странный журнал записок

Почему-то некоторые записки туда просто не вносятся. Например, газетная вырезка об Уолтере Салливане. Читал в интернете теорию, что не вносятся все старые записки, перенесенные из оригинала. Не знаю правда или нет, но в любом случае, решение очень странное.

Внешность героев

Про Анжелу Ороско не написал только ленивый. Вообще внешность всех героев, кроме может быть Эдди изменили по сравнению с оригиналом. И вот этого я не понимаю. Значит добавить новых монстров ссыкотно, а лезть ручками во внешку Джеймса и Марии - нет? Не то чтобы это сильно принципиально было, но... Единственный из измененных, кто получился прям лучше оригинала - это Лора. Джеймс и Мария неплохие, но другие. Анжела скорее в худшую сторону изменилась.

Насколько я понял, внешность большинства новых героев совпадает с внешностью актеров озвучки, а в случае с Лорой та же актриса будет играть ее и в новой экранизации. Таким образом, Конами видимо хотят сильнее связать ремейк и фильм, чтобы привлечь больше новой аудитории и заложить фундамент для будущих новых проектов.

Слева направо: реальная актриса, Лора из игры, Лора из будущего фильма
Слева направо: реальная актриса, Лора из игры, Лора из будущего фильма
Новая Мария
Новая Мария
Старая Мария. Выбери своего бойца
Старая Мария. Выбери своего бойца
Анжелы заметно отличаются не только внешностью, но и характером.
Анжелы заметно отличаются не только внешностью, но и характером.

ИТОГИ

Хочется сказать спасибо некоторым замечательным людям.

Во первых, всей команде Team Silent. Это отцы-основатели, люди, создавшие Сайлент Хилл целых четыре раза. Без них ремейка просто не было бы. Спасибо вам огромное за этот замечательный мир. Надеюсь, современные Конами will make Silent Hill great again.

Часть команды разработчиков Silent hill 2 (original). Слева направо: Такаёши Сато, Акихиро Имамура, Акира Ямаока
Часть команды разработчиков Silent hill 2 (original). Слева направо: Такаёши Сато, Акихиро Имамура, Акира Ямаока

Во вторых, команде Bloober Team. В вас многие не верили, но вы взяли и сделали хорошо. Не без косяков. Не без минусов. Можно было сделать лучше. Но можно было сделать и гораздо, гораздо хуже. Поэтому вы - большие молодцы. Спасибо вам за возможность взглянуть на историю Джеймса через призму современных технологий.

Bloober Team. Фото с официального сайта.
Bloober Team. Фото с официального сайта.

В третьих, разнообразным контент мейкерам, в особенности когда-то самой известной из них, большому знатоку игр серии, великой и ужасной SilentPyramid. Не знаю, сидишь ли ты на дтф, но много лет тому назад твой плот анализ был зачитан до дыр, помогая мне и моим друзьям разобраться в хитросплетениях сюжета. Спасибо тебе за твой труд. Кому интересно, автор до сих пор жива и тихонечко существует, ведет ютуб канал и форум, посвященный хоррор играм, если тыкните вот сюда, то посмотрите сами. У нее недавно тоже вышел обзор на ремейк и там он разбирается куда глубже и интереснее, чем здесь.

В четвертых, спасибо вам, пользователи дтф за то, что потратили время, прочитали и добрались аж до сюда. Ну а если вы просто тыкнули на Итоги в содержании, то и пошли вы в ж... :)

77
4 комментария

Очень интересный разбор, спасибо

1
Ответить

Закинь в "игры" хоть

Ответить

Да я ничего особого не написал, так, треп считай)

Ответить