Кринжовый шедевр Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» (1915): фильм, с которого началось современное кино
«Рождение нации» — это первый блокбастер и новаторский по киноязыку шедевр. А еще это — дико расистский фильм, где хорошие парни — члены Ку-клукс-клана, а главный злодей — сенатор, выступающий за отмену рабства. Если вы недовольны современной повесткой в Голливуде, посмотрите для интереса, какое кино собирало в Америке кассу 110 лет назад.
Дружба семьи Стоунмен с Кэмеронами осложнилась Гражданской войной, поскольку обе стороны сражались в противоборствующих армиях.
Этот фильм я смотрела из-за марафона «100 этапных фильмов мирового кинематографа», который прохожу вместе со своим киноклубом. Ожидая от фильма максимального пафоса (название навеяло) и увидев, что «Рождение нации» идет больше 3х часов, я немного приуныла.
Но тут появились котики!
И я такая: а, ну нет, такое мы смотрим 🥰
Кстати, на днях пересматривала Крестного отца. Поэтому держите мем:
Гениальное отсылает к великому
А кот и щенята в «Рождении нации» не просто так, а в качестве метафоры противоборствующих Юга и Севера. Вот такие метафоры были в ходу у великих режиссеров в 1915 году, и что вы им сделаете?
Ладно, давайте серьезно. Вообще-то, Дэвид Уорк Гриффит — создатель киноязыка, каким мы его сейчас знаем.
Он первым применил монтажную последовательность, которая сейчас известна как эффект Кулешова:
- крупный план героя
- то, что он видит или представляет
- затем опять лицо героя, которому теперь мы приписываем определенные чувства.
А еще он популяризировал использование в кино разных планов. До него было принято снимать общим планом, никакой фантазии! А Гриффит стал снимать и средние, и крупные планы, и планы деталей.
Вдобавок Гриффит очень много использует в фильме кашетирование, это когда часть кадра затеняется специальной маской. Не только круглой, разных форм. Эти каше вносят дополнительное разнообразие в кадр.
Также Гриффит был первым, кто применил сложный параллельный монтаж, когда одновременно показываются несколько сюжетных линий, происходящих иногда не только в разных местах, но и в разное время.
Из-за монтажа и активного драматического действия вторая половина фильма, особенно последний час — это самая увлекательная часть. И там без всяких скидок на возраст и немоту фильма ты чувствуешь нарастание напряжения и нормальный такой накал.
Кстати, смешно, что киноштамп «кавалерия из-за холмов» берет свое начало именно из «Рождения нации». Там в финале буквально в последний момент появляются бойцы Ку-клукс-клана, спасающие главных героев.
Но при всем своем кинематографическом великолепии вторая часть фильма очень кринжовая.
Потому что речь там идёт о борьбе Ку-клукс-клана и черных, освобождённых северянами. Симпатии режиссера, как потомственного южанина, на стороне Ку-клукс-клана.
Кстати, этот фильм даже в момент выхода имел скандальный имидж. Что не помешало ему собрать огромную кассу (режиссер заработал около миллиона долларов при бюджете 100 тыс долларов) и быть продемонстрированным на каком-то заседании Белого дома по распоряжению тогдашнего президента Вудро Вильсона.
И многие моменты были для меня ну настолько кринжовыми, что даже смешными.
Например, все сцены с черными (которые на самом деле раскрашенные белые). Зацените в этом видео, кстати, как титры воспроизводят их сленг.
Театрального переигрывания тоже хватало:
Супер-мелодраматичность тоже в наличии, но она достаточно няшная, потому что героини очень милые и Гриффит сумел показать тут, несмотря на всю масштабность событий, еще и простые и трогательные эмоции.
В целом, «Рождение нации» — это самый противоречивый фильм марафона по великому кино. Потому что при максимально расистском сюжете, он всё-таки крутой и новаторский.
Там в целом естественная и живая актерская игра, много интересных деталей, характеризующих героев, очень выразительная музыка (микс из классики, народной американской музыки и специально написанного для фильма саундтрека). Плюс очень красивые актрисы, блокбастерность и размах, крутое нарастание интенсивности действия и накала драматизма к финалу.
Вот, кстати, про накал: википедия пишет, что на просмотре в кинотеатре в 1915 году зритель так увлекся действием, что стрелял в экран. Это не потому, что его возмутил расизм. Наоборот, он хотел помочь героине избавиться от наглых черных посягательств на ее честь.
Но правда, Лилиан Гиш и Мириам Купер настолько очаровательны, что хочется спасти их от всего мира.
А ещё мне было интересно посмотреть на применение в этом фильме цвета, потому что в киноклубе у нас сейчас идет цикл про цвет в кино, и я разбиралась как и когда он возник. Кстати, вы знаете, что до 90% немого кино было цветным? Просто раскрашенные пленки хуже хранились, поэтому до нас дошли в основном черно-белые копии.
В начале прошлого века в кино использовалась либо ручное, либо трафаретное раскрашивание, но это не случай Рождения нации, потому что 3-х часовой фильм раскрасить вручную или даже с трафаретами было нереально долго и дорого.
Другими способами окрашивания были тонирование или вирирование. Первый способ применял анилиновые красители и окрашивал желатин (светлые участки) на пленке, а второй работал через реакцию с солями серебра в пленке, заменяя его другими цветными металлами (так окрашивались темные участки пленки).
Исходя из того, что в «Рождении нации» окрашены светлые участки пленки, понятно, что использовалось тонирование.
Разные сцены в зависимости от их настроения были окрашены в соответствующие цвета: бои и погони в красный, сцены в лесу в зеленый, сцены на американском юге в желтый.
Что в итоге: впечатление этот фильм производит незабываемое! И из-за масштаба, и из-за новаторства, и из-за противоречивости темы. Если вам интересно, как начиналось то кино, каким мы его теперь знаем, рекомендую посмотреть.
Ну и больше подпищиков богу подпищиков, присоединяйтесь к марафону великого кино в моей тележке, скоро будем обсуждать великого Фрица Ланга и его фильм «Доктор Мабузе, игрок».
А из современного кино в ближайших планах разбор прекрасного и любимого «Чунгкингского экспресса» Вонга Карвая. Ссылка на канал 👇🏻