Сало или 120 дней Содома - Незавершенная История (18+)

Фильм, стоивший знаменитому артхаусному режиссеру Пьеру Паоло Пазолини жизни. Этот фильм задумывался как начало "Трилогии смерти", но в итоге стал последней работой известного итальянского режиссера. Однако литературный первоисточник Маркиза де Сада, написанный в XVIII веке, в свою очередь тоже не был завершен.

Сало или 120 дней Содома - Незавершенная История (18+)

Маркиз де Сад - известный французский писатель, изучающий в своих работах философию абсолютной свободы, не обремененной религией, законами и нравственностью. Он считал, что главная цель в жизни - это удовлетворение личных потребностей, в том числе и сексуальных. Надо ли говорить, что он занимался обширной практикой в исследовании сексуальных извращений (попросту говоря - устраивал оргии).

Свой, пожалуй, самый известный роман "120 дней Содома" он написал в тюрьме и спрятал рукопись, боясь, что ее отнимут. Была закончена лишь первая из четырех частей, на остальные три был кратко изложен план, чтобы закончить позже. В итоге роман был опубликован только в 1904 году, когда Маркиз де Сад давно умер.

Маркиз де Сад<br />
Маркиз де Сад

Его личность до сих пор вызывает споры. Поскольку он, мягко говоря, отвергал традиционализм, то долгое время преследовался, а его работы не распространялись. Но со времен Первой и Второй сексуальных революций мышление изменилось, а работы де Сада стали настоящей "библией", сам он из запрещенного писателя стал классиком и первопроходцем, а его труды признаны достоянием литературного искусства

"120 дней Содома" повествует о четырех состоятельных друзьях, которые, в погоне за желанием испытать наивысшее сексуальное наслаждение в оргиях, спрятались в замке вдали от цивилизации вместе с гаремом из 36 девочек-подростков и юношей.

Сало или 120 дней Содома - Незавершенная История (18+)

В каждый из четырех месяцев одна из четырех бывалых проституток рассказывала истории ее сексуальной жизни, и друзья повторяли этот опыт со своими жертвами. Каждый из месяцев становился все более жестоким для пленников и содержал все более отвратительные и ужасающие сцены насилия. В конце концов, все заканчивается страшными пытками и казнями.

Маркиз де Сад в подробностях описал только первый месяц, оставшиеся он записывал схематично, планируя к ним вернуться после освобождения из тюрьмы. Надо сказать, я читал этот роман, и это было очень тяжело. С каждой страницей ты чувствуешь отторжение от книги, а мозг просто отказывается от того, чтобы представлять все эти мерзкие сцены. Это одна из самых тяжелых книг, что мне приходилось читать, в том числе и среди других работ Маркиза де Сада.

Пьер Паоло Пазолини<br />
Пьер Паоло Пазолини

А теперь поговорим о том, кто такой Пьер Паоло Пазолини. Великий артхаусный итальянский режиссер, работами которого лично я всегда восхищался. Его режиссерский путь был недолгим - всего 15 лет. Но его фильмы были наполнены особой суровой атмосферой, притягательной и отталкивающей. Особенно его ранние работы сквозили жестокой философией - "Аккатоне", "Евангелие от Матфея", "Теорема", "Свинарник", "Медея". Пазолини воплощал известные произведения в совершенно новом уникальном стиле - гнетущем, тяжеловесном, отталкивающем, но при этом заставляющим в него погрузиться с головой.

Затем он снял свою "Трилогию жизни", состоящую из фильмов "Декамерон", "Кентерберийские рассказы" и "Цветок тысячи и одной ночи". Как понятно из названий, это экранизации знаменитых сказок и произведений, ставших классикой различных народов.

Сало или 120 дней Содома - Незавершенная История (18+)

Эти фильмы позитивны, их легко смотреть, они полностью оправдывают название цикла - не гнетут, не уничтожают своей атмосферой. Эротизм в трилогии скорее несет позитивные нотки. Кстати, в итальянских фильмах тех лет это совершенно нормальное явление.

После "Трилогии жизни" Пьер Паоло Пазолини решил снимать противовес - "Трилогию смерти", и это решение стало для него судьбоносным. По традиции он продолжил снимать вольные экранизации известных в народе произведений и на этот раз сразу же решил затронуть темную сторону - "120 дней Содома" Маркиза де Сада.

Если в "Трилогии жизни" эротизм освещался с позитивной точки зрения и приводил к морально правильным выводам, то в "Трилогии смерти" эротика становится ядовитой, отталкивающей и отвратительной - другая сторона медали

Сало или 120 дней Содома - Незавершенная История (18+)

Свою экранизацию Пазолини назвал "Сало, или 120 дней Содома". Время действия перенесено в 1944 год, последние месяцы итальянского фашизма. Место действия - итальянская республика Сало. Четыре друга, организовавших оргию - это высокие чины при власти в фашистской Италии. Они арестовывают девушек и юношей и отвозят на охраняемую закрытую виллу в Республику Сало. Каждый месяц одна из бывалых проституток рассказывает по вечерам истории, после которых пленников насилуют и пробуют на них различные сексуальные эксперименты

Фильм изобилует отвратительными и ужасными сценами, и каждый месяц, называемые тут "круги" (аллегория на "Божественную комедию" Дантэ Алигьери), эпизоды становятся все более кошмарными, отталкивающими и жестокими. Первый круг связан с массовыми изнасилованиями и издевательствами юношей и девушек. Второй круг - копрофилия, поедание экскрементов. Третий круг - жертв пытают, вырезают глаза и языки и, в конце концов, убивают. Четвертый круг - познание самой смерти, когда слышится канонада союзных войск, которые освобождают Италию от фашизма.

Сало или 120 дней Содома - Незавершенная История (18+)

Как и роман Маркиза де Сада, фильм Пьера Паоло Пазолини очень тяжело смотреть. Ты понимаешь логику повествования в достижении "истинных" наслаждений, но каждый кадр этого фильма буквально заставляет его не смотреть. Пазолини заставляет пройти через все это, создавая аллегорию на фашизм как таковой, и да, это в некоторым смысле и политическое заявление. Режиссер сопоставил то, что мы читаем у Маркиза де Сада, с деятельностью фашистов.

Справедливо тогда спросить - если роман и фильм настолько омерзительны, зачем их читать/смотреть? Эти произведения - олицетворение темной стороны - личности, общества, строя - которая никогда не должна вырваться наружу. Это не гламурные "50 оттенков серого" - это страх, отторжение и неприемлемость. В своем желании достичь великого удовольствия никто не должен забывать о границах. Здесь нет эротизма и наслаждения - здесь есть изнасилования, пытки и садизм

Пьер Паоло Пазолини задумывал "Сало, или 120 дней Содома", как первую часть "Трилогии смерти", но ему не суждено было снять оставшиеся два фильма. За это кино его убили нео-фашисты с криками "Коммунистическая свинья". Ему сломали десять рёбер, раздавили сердце, разбили челюсть, сломали левую руку и несколько раз проехались по его трупу машиной. Его убили трое подростков-нео-фашистов, четвертого не нашли.

Сало или 120 дней Содома - Незавершенная История (18+)

Но как бы выглядела вся "Трилогия смерти"? Смог бы ее выдержать сам режиссер, смогли бы мы, зрители, выдержать такое кино? Сейчас этого не узнать. Возможно, мы и не должны знать

Контент для взрослых
54
1
3
2
19 комментариев