«Жизнь и страдания господина Бранте» — за смертью смерть и смерти нет конца
Рассказываю, почему смерть игрового персонажа не всегда ведёт к поражению.
Выходит так, что одиночные игры всё меньше меня увлекают со временем. «Ну разве имеет какой-то смысл игровой процесс без соревновательного элемента? » — спрашиваю я себя, в очередной раз запуская какую-нибудь сессионку. Да, поиграть я могу и в онлайн, для одиночного же приключения нужно что-то большее. И вот появилась в моём увлечении одна такая крайность.
В прошлом году я прошёл The Invincible и Firewatch. Да, симуляторы ходьбы, но сколь замечательный опыт! Вскоре занесло меня ещё дальше в этот безгеймплейный океан. Какая-то графика, перемещения, интерактивность — кому это вообще нужно, когда есть идеал? Текстовая RPG!
В Анизотти, столице провинции Магра, в семье судьи рождается сын. Это вы, младенец Бранте. Да, вы только родились, но в этом суровом мире настоящего гейминга читать необходимо уметь уже с 0 лет. Но оно того правда стоит.
«Жизнь и страдания» — это буквально книга, в которую влюбляешься с первых страниц. Усиливает погружение и музыка с вплетениями разных звуков: от щебетания птиц до стука колёс на мостовой. Вы даже не читаете, а скорее плывёте по хронике чужой жизни.
Сначала вы безмятежны. Вы растёте, и многое не замечаете, но судьба с жестокой ухмылкой уже готовится настигнуть вас. Впереди ждут первые слёзы, первые обиды, осознание своего удела и даже первая смерть.
Мир жесток, пусть, на первый взгляд, он и не кажется таковым. Жизнь человека здесь подчинена строгой феодальной структуре. Смирение с дарованным богами уделом — есть высшая добродетель. Но когда люди были такими?
Следование уделу — это про терпение и жестокость. Пойти на поводу у своих чувств, или сделать сердце каменным? До конца следовать принципам или поддаться искушению и жалости? Разработчики возложили на плечи игрока моральные дилеммы и обернули их последствия в цифры характеристик — так получилась полноценная ролевая игра.
В «детских» главах вы накапливаете очки личностных качеств, а потом они складываются в умения персонажа, что определяет его судьбу. По сути, выращенный вами протагонист — это заложник своего прошлого, которому будет очень трудно свернуть с намеченной тропы. У некоторых поступков есть минимальный порог для требуемого навыка, а некоторые события вообще не произойдут, если умений будет не хватать. Вокруг этой игровой условности всё и вертится, насколько бы спорной она ни была.
По сути, это такой ролевой отыгрыш, воплощенный в цифрах. Никаких кубиков, так что вам либо хватит накопленных очков, либо нет. Если же не хватит — плывите по течению и пожинайте плоды. Для каждого прохождения следует выстроить уникальный билд из личностных качеств. Чем последовательнее будут ваши решения, тем выше шансы достичь хорошей концовки. Но можно ли здесь вообще проиграть?
В сюжете я бы выделил два уровня: социальный и религиозный. Первый — это такая оболочка истории, изменения которой мы можем наблюдать. Станете вы дворянином или останетесь простолюдином? Поддержите реформы или встанете на сторону власти? Начнёте террор или попытаетесь договориться? Сохраните семью или погубите её? Это всё то, что священник назвал бы мирским, ведь вся суть спрятана за светской ширмой.
Но и религия со стороны поверхностна. Конфликт новой веры со старой выглядит довольно обыденно и разрешится в любом случае в ту или иную сторону — он тоже по-своему мирской, формальный. Но вы пройдёте игру один раз, затем, может быть, решитесь на второй, а там уже непременно попробуете третий. И каждый раз, поверьте, ваше представление об игровом мире будет меняться.
Я избегаю подробностей, потому что это обязательно нужно испытать на себе. Возможно, игравшие поймут меня. Каждое прохождение лишь усиливает экзистенциальный голод, желание разобраться в этом мире. И даже провальная жизнь протагониста может быть не лишена смысла. Вы удивитесь насколько нагло игра тестирует вас.
Поэтому проигрыш — не самое уместное понятие для «Жизни Бранте». По сюжету вы можете умереть три раза — это малые смерти. Так ваш персонаж переживает посмертный опыт, узнаёт что-то о мире и о себе, рефлексирует, а затем возвращается. Такое правило справедливо для большинства персонажей, и это часть истории.
Истинная же смерть неизбежна. К ней может приговорить судья, её можно найти на поединке чести, она неизменно с первого раза настигает всех тех, кто существенно влияет на мир. Для Бранте такая смерть — подведение итогов, окончательное осознание сыгранной роли. Для игрока — это очередной выбор: закончить или нет?
Я настаиваю, что Бранте должен прожить несколько жизней. Если хотите, это такая своеобразная спираль перерождений, где каждый новый виток приносит свои ответы и вопросы. И чем больше вы будете узнавать, тем меньше будете понимать.
О поражении не может быть и речи, потому что в таком случае вы проигрываете каждый раз, когда завершаете игру. Напротив, «Жизнь и страдания» возлагает на плечи игрока невероятное: вы можете просто закончить, не повлиять на мир, смириться с жизнью, бесславной и безызвестной, от вас ничего не требуется. Но когда люди были такими?
Независимо от поступков протагониста, всё равно наступит судный день. Определяют ли судьбу обстоятельства, боги, другие люди? А может лишь собственная человеческая воля? Может ли быть так, что даже самый волевой твой поступок продиктован кем-то другим? Первый персонаж, второй, третий — множество жизней, и для каждой собственный ответ.
Про интерпретации, пожалуй, уже сказано всё и где только можно. Авторы игры, как будто, подшучивают над игроком, развешивая в разных сюжетных ветках разные крючки. Настоящий этот мир или нет? А Бранте настоящий? А боги настоящие?
Мы обсуждали «Жизнь и страдания» с одним моим другом. Кто как умирал, кто как «зафаршмачил» персонажа в детстве, кто на какую концовку вышел. Даже были предположения, что Бранте — один из богов. Но если одна сюжетная ветвь могла это подтвердить, то следующая резко отвергала.
И в том нет ни минусов, ни плюсов. Просто вот такая игра, которая помимо моральных вопросов, ещё и загадкой какой-то наделена. И, как мне кажется, верной интерпретации и нет, а само её наличие задушит весь потенциал.
Ведь в том и суть, что познавая художественное произведение мы познаём сами себя. Мы задаём неудобные вопросы, решаем противоречия и примеряем на себя роли, которые никогда не осмелились бы воплотить в жизни. В этом смысле «Жизнь и страдания господина Бранте» интерактивнее многих игр.
Конечно, не буду восхвалять её глубину или смыслы — не мой удел о них судить. Но сколь волнительным выдалось это приключение, что я вот уже третий месяц мариную его у себя в голове.
Мне удалось найти идеальную для себя концовку, но меня никак не отпускают остальные. Потому что идеальная концовка — это иллюзия, которую ты сам для себя построил, буквально!
Жизнь господина Бранте потому и полна страданий, что скрепя сердце приходится выбирать между семьёй и долгом, безопасностью и честью, счастьем и карьерой. На всех стульях не усидеть и не вмешаться в каждую судьбу. Это ведь сейчас ты всех спас, но вот в прошлом не смог противиться чужой воле и собственноручно умертвил возлюбленную.
Будто и не нужно стремиться победить в этой игре. Её нужно прожить во всех вариантах. Грокнуть её целиком, как многообразие развилок и версий, но всё равно единую картину. И начать снова, чтобы увидеть маленькую детскую кроватку. Ребёнок в ней перестанет плакать и улыбнётся тебе. Это будет ваша общая тайна.
Всё-таки не думайте, что «Жизнь Бранте» — это только какое-то философское высказывание. Уж очень мне нравятся такие размышления, потому им я больше внимания и уделяю. На самом деле разработчики обрисовали очень правдоподобный мир со своими правилами. В нём сплелись и средневековые сословия, и магия, и вымышленные расы, и вполне реальная воля богов. Здесь есть над чем подумать и чем вдохновиться. А ещё можно устроить себе хардкор и отключить подсказки о последствиях и возможность возрождения после истинной смерти — вот это потеха.
Противоречивые персонажи, своя система репутации и отношений, разные билды и сюжетные развилки — всё как и положено во «взрослых» RPG. И пусть игровая условность в виде цифр характеристик скорее раздражает и часто даже вредит отыгрышу, без неё просто не обойтись. За всю сюжетную сложность, за прекрасный литературный язык, за многообразие образов и смыслов разработчиков хочется носить на руках.
И как же интригует теперь предстоящий сиквел, ведь играть там придётся уже за принца, а не человека из низшего сословия. Жду и надеюсь, что станет только лучше.
Если же вам хочется немного моих жизни и страданий, можете подписаться на мой Бусти — там иногда про любимые рок-оперы рассказываю и про всякое.
А ещё этот пост бы не вышел без поддержки ребят из Игролиона. Я, кстати, тоже там, так что подписывайтесь на наш телеграм, там статейки, новости, календари и даже розыгрыши.
Спасибо, Арви.
Обожаю слог этого парня!
Всем читать, тут база!
И много ПЕПЕ
я хочу, чтобы у каждого теперь были такие превьюшки :Р
Шикарный лонг, прочитал на одном дыхании :*
Рекомендую ещё Slay the Princess пощупать, приятная читалка тоже, но ещё с спгс