Что не так с Alan Wake 2

Что не так с Alan Wake 2

Проблемы сиквела и направления студии Remedy

Внимание: в статье присутствуют спойлеры, а также я рассчитываю, что вы и так знаете какие-то факты, поэтому не привожу их напрямую.

В своей прошлой статье о играх Remedy я уже выделял тенденцию студии в вопросе подхода к творческому процессу. Max Payne в своей основе содержит графический роман, Alan Wake построен по сериальной структуре, American Nightmare - зацикленный сериальный эпизод, Quantum Break - полноценное многосерийное вариативное кинцо.

Control в этой схеме выделяется, и выделяется достаточно сильно. Это первый за долгое время абсолютный успех студии, без поправки вкусовщину или на годы с момента релиза. В основе Control лежит просто игра в прямом, классическом смысле слова. Минимальная режиссура, упор на геймплей и на выстраивание мира, сгенерированные квесты на время. И всё это под соусом сумасшествия Remedy.

По итогу имеем большой финансовый успех, признание игроками и прессой.

Alan Wake 2, по сути, тоже самое. Только теперь всё пост- пост- и мета- мета-. В основе сюжета структура романа, но нужно ли говорить, что в первую очередь это игра Remedy в абсолюте. Именно так как они хотели, так они и сделали эту игру. В survival-horror добавили и мюзикл, и полноценный фильм, и специально написанные треки, и лайв-экшен элементы. И всё это сделано не просто так, а прекрасно вписывается в нарратив. Куча медиумов сошлись в единой точке и дополняют друг друга.

Но результаты разные. Alan Wake 2 провалился финансово, запутанный сюжет произвёл впечатление, но оставил вопросы, а игроки всерьёз задумались, кто же такой Сэм Лейк - гений или графоман. Что же такое Alan Wake 2?

Гештальт

Что не так с Alan Wake 2

Сложно разделить волю Сэма Лейка и желание всей студии. Но сомневаться в том, что сиквел "Уэйка" хотели сделать, очень хотели сделать, очень-очень хотели сделать, не приходится. Контента посвящённому писателю что в Quantum Break, что в Control на самом деле много. В этих отсылках видно турбулентность концепта, студия явно затруднялась сформулировать точный вид сиквела. Тем не менее Alan Wake 2 вышел цельным произведением, а выход последнего дополнения был ознаменован треком под пафосным названием "Конец эры".

На это можно посмотреть с другой стороны. На протяжении десяти с лишним лет, студия не могла избавится от интригующего, но несформированного концепта. Оригинальные тайтлы студии поражены этим вирусом, который развился в терминальную стадию - в, прости Господи, мультивселенную.

Сиквел

Что не так с Alan Wake 2

В само понятие "сиквел", заложена вторичность. Но на первый взгляд объёма этой вторичности не видно. Геймплей ремейков Resident Evil, второй протагонист и новая локация отлично скрывают главный значимый минус сиквела. Игра про Алана Вейка своего героя отправляет на тот же путь, который он уже проходил в оригинале и в дополнениях. Он вновь антагонист своей истории.

В оригинале именно он технически написал все ужасы, в дополнениях его паника выступает антагонистом, в American Nightmare его публичный образ бросает вызов. В сиквеле же происходит тоже самое, только теперь это просто злобное очень сильное существо. Томас Зейн не Алан Уэйк, но очень-очень на него похож.
Да, в конце концов сюжетные перипетии выкручивают всё в более интересное концептуальное русло, но по сути всё одно и то же. Писатель просто борется с самим собой.

Илкка Вилли вновь будет вечно играть удивление и абсолютное непонимание происходящего, ведь Уэйка снова лишили памяти. А настоящее зло станет настолько безликим, что вселится в персонажа Сэма Лейка ближе к финалу. Разницы мы не заметим.
Только ближе к финалу Уэйк очнётся, всё поймёт, побежит по лесу сквозь одержимых как в старые добрые и таки встанет в позу с логотипа оригинала. Так уже делал один странный дядька - Дэвид Линч в третьем сезоне Твин Пикса. Он вернул агента Купера в строй только на исходе сезона. Такая издёвка над фанатами также может быть объяснена концептом сезона, но менее печальной от этого быть не перестаёт.

В сухом остатке главный герой топчется на месте. Нет, не так. Он ходит по кругу, вечно побеждая себя, пока... Пока что? Ради чего? Чтобы Уэйк стал "мастером многих миров"? Он выбрался из Тёмной Обители, но теперь там вновь его жена. На сей раз по собственной воле и по важному сценарному поручению, но кажется её вновь надо спасать. Или теперь, когда Алан поборол ещё одного демона в себе, вытащить жену можно будет сказкой на 20 страниц?

Концовка оригинала явно намекала на продолжение, концовка же сиквела вроде такого не делает, но и самодостаточной не является. От этого вся грандиозная филигранно выстроенная сюжетная конструкция кажется полой внутри.

На контрасте с этим история Саги Андерсон напротив выглядит целостно и законченно. В её арке есть конкретный антагонист - Уэйк, конкретная мотивация - спасение своей дочери. Она намного понятнее, чем Алан, который вторую игру к ряду бежит спасать жену, но на сей раз от себя самого.

Сэм Лейк и мультивселенная

Что не так с Alan Wake 2

Вот кого в сиквеле почти столько же, сколько и Алана, так это он. Сэм Лейк. Сразу скажу, что я его люблю и что я за такие аттракционы ему благодарен. Но давайте перечислим: сценарий - Сэм Лейк, роль Алекса Кейси - Сэм Лейк, роль актёра с именем Алекс Кейси в фильме "Белая ночь" - Сэм Лейк, актёр Сэм Лейк - Сэм Лейк, автор текста песен - Сэм Лейк. А, ну и конечно не стоит забывать, что Алекс Кейси на самом деле есть Макс Пейн, которого в перовой части его трилогии изобразил и вдогонку написал Сэм, мать его за ногу, Лейк. В фигуре Алана Уэйка тоже кончено же можно углядеть нашего финского разнорабочего.

Проще сказать, где Сэма Лейка нет.

Вы скажите: "И что с того? Мужик заслуженно отжигает, пользуясь творческой свободой". А я отвечу. Каждый раз, когда я ныряю в историю писателя на дне озера, каждый раз когда я начинаю распутывать этот клубок, каждый раз когда решаю сыграть в эту игру, я вижу с кем именно я играю. Я вижу насколько зависим весь этот мир от одного человека. В дополнении Night Springs он вообще предстаёт на экране именно тем, кем он и является в реальном мире. Это уже совсем наглость.
Я не собираюсь и не буду считать, что мир, в котором я живу является той версией, где Илкка Вилли - актёр, а не писатель Алан Уэйк, где Кортни Хоуп - актриса, а не Джесси Фейден, где Сэм Лейк - это сценарист, а Макс Пейн или Алекс Кейси. Мультивселенная игр Remedy существует только в играх Remedy, а постоянное присутствие в ней непосредственно Сэма Лейка заставляет меньше верить и вовлекаться в этот сериал.

Отсюда и лезут обвинения в графомании. Ты накидал всех своих персонажей и себя в одну игру, теперь ты обречён писать клиффхэнгерами и недоговорками. Так что DLC теперь либо тизеры, либо фансервис.

Мало этого! В Control есть толстенный намёк на то, что весь Старейший дом и всё происходящее давным-давно написал Уэйк! Может я один такой во всём мире, но от этого оригинальный и классный концепт кажется второстепенным, ведь теперь всё странное в этой вселенной можно объяснить авторством Уэйка. Я знаю, что книга не перестаёт быть живой, когда на каждой её странице написано название и автор. Но это вынесено за скобки, вернее наверх страницы, а не вписано в повествование.

Мифология: Боги и полубоги

Что не так с Alan Wake 2

Наверное именно из-за всего вышеперечисленного в играх Remedy появились сущности, которых можно обозвать "высшими силами". Уборщик Ахти, Совет, Уорлин Дор и все похожие. Появились и полубоги типа сиблингов Фейден и семейки Андерссонов. Алан скорее всего тоже с новым знанием стал кем-то таким.

Это натуральное и закономерное развитие любой мультивселенной, как мне кажется. Marvel также сделал из своих сперва приземлённых героев богов. Лучше всего это видно на примере Капитана Америки. А потом и вовсе добавил всамделишних богов в фильме "Вечные". Снайдер пропустил несколько ступеней и сразу запрыгнул на эту тему (технически у DC не было мультивселенной, но после "Флеша" она типа есть).

Как мне видится, с такими персонажами возрастает общность и важность темы произведения. Большие персонажи должны участвовать в больших событиях с большими ставками на кону. Спасение жены или брата уже может не прокатить.

Заключение

Что не так с Alan Wake 2

Control мне показался более цельным, чем сиквел Alan Wake. Именно сюжетно. В остальном обе игры изумительны, но послевкусие оставляют разное. Возможно мне просто нужно вновь доверится Сэму Лейку, чтобы его следующие американские горки смогли меня удивить. Тем не менее, вот такие опасения я имею на данный момент. Выкладываю в виде поста в свой блог, хотя с моей последней публикации на DTF многое изменилось. Возможно это больше ни на что не влияет. Надеюсь на ваши комментарии

UPD: Я поменял название заметки, чтобы шутки комментаторов никто не понял

2222
33
33 комментария

В само понятие "сиквел", заложена вторичность.Схуяли? Для меня сиквел это продолжение, законченному или нет произведению
Но на первый взгляд объёма этой вторичности не видно.Для меня это сплошные отсылки и оммажи. Ну и выбрали такую вот форму повествования которая в aw2 оказалась приятной, что за нигру что за Вэйка, лично для меня
Игра про Алана Вейка своего героя отправляет на тот же путь, который он уже проходил в оригинале и в дополнениях.Если имеется ввиду лес то да. А так структурно повествование с разных точек пошло игре только на пользу, на самом деле хочется подобного во многих играх, возможность посмотреть на всё с другой стороны (привет тлоу2, мор.утопия)
Может я один такой во всём мире, но от этого оригинальный и классный концепт кажется второстепенным, ведь теперь всё странное в этой вселенной можно объяснить авторством Уэйка.А мне было круто представлять что такой ход списан с творчества Стивена Кинга, который тоже вписал себя как автора в свои произведения, а конкретно антология "Темной башни"
Чесгря не могу внятно объяснить что не так с AW2, но там и правда есть какие-то провисающие моменты которые как минимум вызывают скуку. Но вцелом прохождение AW2, сродни хорошей книги в которой тоже могут быть неровные моменты

5

Рассказывать историю самоцитированием и референсами не всегда хорошая идея. По настоящему оригинальные идеи типа сновидческого Нью-Йорка, детективный метод Саги и много всего ещё мне правда зашли. Но в заметке я описал, что именно мне не понравилось в таком подходе. А так мне игру я считаю очень классной

1

Так Андерсонов уже нет в реальном мире, сила Саги достаточно слабая и делает её только хорошим агентом, Джесси без приблуд от совета тоже не оч имбовая, Ахти опять будет помогать всем, но не делать за них работу, Дор - будет антогонистом, Вейка не факт, что вернут, так что истории не обязательно будут мирового масштаба, хотя они и так вполне мирового масштаба в ав2 и контроле)

2

Как по мне так вроде как-то локальненько всё происходит, нет то какого-то глобального пиздеца

1

Смотря в какие условия любого из персонажей поставить. Тизер Control 2 выглядит очень даже масштабно