Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Периодически в Каннах показывают довольно годные картины, в особенности в плане неких остросоциальных хорроров - сегодня разговор пойдет о фильме "Субстанция" от Корали Фаржа. Предыдущую ее работу (Выжившая) не смотрел, знаю что там что навроде "Я плюю на ваши могилы", но "Субстанция" заинтересовала меня сравнениями с фильмами Дэвида Кроненберга. А это что то, да значит. Фильм посмотрел буквально вчера, и мне есть что сказать по данному поводу.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Сюжет

Элизабет Спаркл (Деми Мур - все еще хороша для своих лет) в свое время много снималась в кино, даже получила "Оскар" и именную звезду на "Аллее славы". Но с годами слава несколько померкла. Теперь она ведет на телевидении популярное фитнес-шоу, но и здесь в скором времени придется потесниться. Элизабет случайно узнает, что мерзкий босс-продюсер Харви (Деннис Куэйд - и да, имя Харви довольно нарицательное в этом плане) спешит отправить ее на пенсию и уже ищет замену помоложе. Спаркл впадает в депрессию, а потому решается на отчаянный шаг и вводит себе загадочный экспериментальный препарат "Субстанция". Из позвоночника женщины появляется ее "лучшая версия" Сью (Маргарет Куэлли) — юная красотка с идеальной фигурой. Естественно, молодой аналог Элизабет заменяет стареющую звезду в эфире. Двум версиям нужно помнить, что они всё равно остаются единым целом. Одна подпитывает другую. Каждую неделю Элизабет и Сью нужно меняться. Пока Сью отплясывает в эфире и встречается с молодыми бойфрендами, оболочка Элизабет безвольно лежит на полу ванной и кормится белесой жидкостью из пакета. Пока семь дней «лучшая версия» отдыхает, заходящая звезда объедается курицей перед телевизором. Разумеется, сохранить баланс непросто. Версии помоложе для увеселительных мероприятий и карьерного взлета не хватает жалкой недели, но последствия несоблюдения правил будут печальными.

Собственно в этом весь сюжет, если совсем уж без спойлеров - естественно потом все идет по одному женскому половому признаку, и две версии одной женщины начинают соперничать друг с другом, забывая про лозунг, что они "одно целое". Все это приводит к одной из самых спорных, но визуально шикарных кровавых сцен в конце.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Мысли после просмотра

Фильм Фаржа в целом не впечатляет принципиально новыми идеями, но завораживает формой и подачей. "Субстанция" критикует не только Голливуд или любую индустрию, где красота и молодость возведены в абсолют, но и современное общество в целом. Сегодня в погоне за лучшей версией себя, в отчаянных попытках уцепиться за последний вагон якобы уходящего поезда женщины готовы пойти на самые рискованные эксперименты. В этой схватке со временем, увы, так легко потерять себя и остаться ни с чем. На помощь режиссеру приходят визуальные метафоры: Элизабет словно бы снимает старую кожу, чтобы принять новый облик Сью. Однако возникает вопрос - ты ли это до сих пор, не отнимет ли твое "другое я" твою собственную жизнь, не отбросит ли назад и не спрячет в потайную комнату (буквально) твое тело и твою идентичность?

Кино-теле-индустрия показана довольно стереотипно, в особенности, для женщины-режиссера - все продюсеры сплошь мерзкие белые мужчины, единственное что им важно, чтобы продукт, который они продают был покрасивее, грудь побольше и задница поаппетитнее. Фильм буквально пестрит слоумо кадрами сверкающих задниц и трясущихся грудей (плохо чтоль - хорошо).

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Что действительно хорошо показано, это то, с каким спокойствием Элизабет принимает титульный препарат - ей буквально каждую неделю присылают коробку "я у мамы героиновый наркоман" с мутной зеленой жидкостью в пробирке, а она без лишних раздумий ее колет. Звучит и выглядит уже пугающе. Все пункты инструкции из этой коробки регулярно всплывают на экране, зрителям бы тоже стоило их усвоить, хотя, очевидно, все предостережения и уроки никому не помогут.

В самой страшной (для мужчин - вот почему женщины вечно опаздывают) и реалистичной сцене картины Элизабет готовится идти на свидание, несколько раз меняет лук и никак не может выйти на улицу, поскольку недостаточно хороша. Фильм тут же с узкой темы индустрии кино и телевидения переходит на обобщение и показывает, что ценность любой женщины ставится в зависимость от возраста и внешности. Никому не хочется стареть, терять свою красоту и терять ту самую ценность, что для себя, что для окружающих.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Раз уж я в начале вспомнил Кроненберга - где то в последние 40 минут картины, фильм начинает превращаться в боди-хоррор. Крайне болезненно отношусь к сценам с выпадающими зубами и отваливающимися ногтям, поэтому на этих моментах сидел как на иголках. Фаржа не упускает ни единой возможности шокировать зрителей и намеренно выбирает причудливые ракурсы широкоугольного объектива. Сам процесс появления Сью на свет может вызвать рвотный рефлекс, а уж в конце, почти что в сцене выпускного бала из "Кэрри", мы наблюдаем явление того, во что превращается главная героиня (или другая она). Все это под довольно бодрый саунд (саундтрек в фильме вообще очень хороший, под стать происходящему на экране). Тот случай, когда картина довольно приятна и с точки зрения визуала, и с точки зрения аудиоподачи.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)

Вывод

Получился по итогу хороший остросоциальный, в некотором роде сатирический фильм, который в конце превращается в кровавый аттракцион, плохо ли это, скучно ли - тут уж решать каждому для себя самому. Вторичности в этом кино достаточно, но как по мне это мощная, красивая, авторская картина, которая в очередной раз поднимает тему самоидентичности человека, проблему потери себя, а также дешевой сексуализации женской стороны кино-индустрии. Все это завернуто в неприятный боди-хоррор, и это здорово. 8/10 для меня - буду следить за творчеством Корали Фаржа, может даже гляну ее предыдущий фильм.

Недавно посмотрел: Субстанция/The Substance (2024)
4444
77
33
11
48 комментариев

Посмотрели с женой на выходных, сошлись во мнении, что хуета притециозная. Я вообще надеялся на годный боди-хоррор, тут его по сути нет.

21
4
1
1

Ты пишешь "претенциозная" с двумя ошибками. Точно знаешь, что означает это слово?

30

Комментарий недоступен

19

Такое же мнение, только вот претенциозности не заметил. Ощущение что человеку, который всю жизнь снимал клипы, дали снять клип на 2 часа. Ну так же как в клипах не важен сюжет, мотивации персонажей и тп. в этом фильме так же на это наплевали. Даже допустим что я принимаю условность что персонаж пустой, втыкает в себя неизвестные шприцы и единственная её мотивация жить, это продолжать трястись перед камерой. Окей, то может идея в фильме будет интересная или посыл... Настолько бездарного фильма я до этого не смотрел.

8
1

сошлись во мнении, что хуета притециознаяИ включили Уральские пельмени 🤡

5
1

В каком месте картина претенциозная? Никаких сложных метафор тут нет - все критикуется прям в лоб. Фильм и арт хаусом с натяжкой можно назвать.

2