МАДы в 2024 и их геймдизайн

Мады (MUDs) — первые ММО, которые сейчас мало кто видел, но они живут по сей день и я расскажу как можно поиграть в один из них. Для меня мады интересны не только как игры, но и как источники геймдизайнерских решений, которые сегодня считаются неприемлимыми из-за современной, более казуальной аудитории. Сами эти решения зачастую — весьма необычные. Это средний #лонг

Красиво, впрочем играть мы будем в другой мад.<br />
Красиво, впрочем играть мы будем в другой мад.

Первый МАД (Multi User Dimension или Multi User Dungeon) придумали в 1978 и подняли на железе британского университета. Игра настолько поразила тогдашний мир, что к её серверам дозванивались по модему из США и не жалели деньги на «междугородку», лишь бы погонять в этот новационный концепт — первую в мире «ММО».

«ММО» взято в кавычки, т.к. игра поддерживала что-то около 25 игроков. Но время шло, события развивались. К началу 90-ых, мадов стало порядочно, а в 1997 вышел первый русский мад, а затем второй, третий и стало их с десяток. Они поддерживали до 150 игроков, реализовывали сложные системы, схожие с AD&D, имели богатый ворлд-билдинг и крепко засели в сердцах тогдашних геймеров.

Текст, который был сильнее графики

Мад, о котором я поведу речь — по миру Властелина Колец. Первый русский мад (rmud) был по «Саге о Копье», а этот по Толкиену. Мады никогда не чурались «нарушать» авторские права, а копирайтерам не было до них никакого дела.

Как пример текстовой механики приведу такую вещь как «треснувший палантир», для одноразового использования. Заглянув в него, можно скастить «поиск предмета» и найти на ком сейчас в мире находится та или иная вещь, будь то у моба или у игрока.

А затем, класс «следопыт» может найти следы любого игрока, который проходил через данную местность и пойти по его стопам через весь мир.

Текстовый формат игры позволял делать то, что сегодня игры до сих пор не очень-то позволяют. Любая физика, любые эмоции на лице твоего персонажа, любые механики, интерактивные квесты — ограничением выступала лишь ваша фантазия.

Игра настолько поражала воображение, что Ультима с 2д графикой, вышедшая в 1997 году не убила мады, а лишь отколола часть фанатов. В компьютерных клубах популярность мадов начала заметно угасать лишь с выходом «Линейки», «NWN», а затем и «WoW» к 2004 году.

Концепт

Мир представляет собой набор клеток, в которых могут находиться игроки, монстры, предметы и прочее. Каждая клетка имеет описание. Заходя в игру, вы попадаете в клетку примерно следующего содержания:

Чтобы увидеть, где вы находитесь — команда «смотреть»
Чтобы увидеть, где вы находитесь — команда «смотреть»

Описание клеток может не нести никакой игровой нагрузки, а может наоборот иметь важнейшее значение для квестов. В «маппере» набор клеток одной зоны выглядит, например, так:

Перемещение командами с, в, з, ю, вв, вн — сокращения от север, восток, запад, юг, вверх, вниз.<br />
Перемещение командами с, в, з, ю, вв, вн — сокращения от север, восток, запад, юг, вверх, вниз.

Хардкорные механики

Атрибуты

В игре можно использовать сотни разных текстовых команд, о которых я расскажу чуть позже. А пока, набрав счет полный вы увидите знакомый по D&D лист персонажа:

МАДы в 2024 и их геймдизайн

Если мне не изменяет память, в rmud персонаж создавался с рандомными атрибутами, но мог их узнать, лишь прочитав на себя «свиток познания» с 5-го уровня. Таким образом, игроки «ролили» персонажей как в D&D, а если результат не нравился, будьте добры переролить, но займет это час левлинга.

В каком-то роде можно сказать, что механика была «токсичной», поэтому в маде по Толкиену её переработали. Здесь вы получаете почти одинаковые стартовые характеристики, но с каждым уровнем вам падает очко в рандомный атрибут, плюс дается тренировка для свободного распределения. К 10 уровню может как повезти с выпавшими циферками, так и не очень, но переделывать персонажа уже слишком поздно — придется адаптироваться.

Заклинания

МАДы в 2024 и их геймдизайн

Для изучения заклинаний в D&D всегда нужен был свиток. Следовательно тут тоже так — для изучения понадобятся кондуиты для магов, инкунабулы для рыцарей смерти, манускрипты для жрецов и так далее.

Но если в World of Warcraft вы изучаете заклинание как только сможете его произнести, то тут всё сложнее. Свитки лежат не на вашем уровне, их нужно «доставать». На 12 уровне друида вы готовы фрагать «сферой холода», но сферу можно достать только в замке, который требует пять персонажей 25 уровня. Игра очень сильно толкает к кооперативу. Игрокам необходимо сбиваться в гильдии или устойчивые группы товарищей, чтобы добывать друг другу заклинания и экипировку.

Ремонт

Команды инвентарь и экипировка. Всего около 15 слотов экипировки. Переносимый вес инвентаря ограничен силой.<br />
Команды инвентарь и экипировка. Всего около 15 слотов экипировки. Переносимый вес инвентаря ограничен силой.

Предметы требуется чинить как в знакомом World of Warcraft, однако в отличии от WoW, если предмет вовремя не починить, то раньше в ру-мадах он вообще полностью уничтожался. Кажется, здесь это смягчили лишь относительно недавно.

Ограничение предметов в мире

Самые «крутые» вещи могут существовать в единичных экземплярах в мире. Хоббитский кинжал, самое сильное «проникающее оружие», существует один на мир. Пока у какого-то игрока в мире он существует, выпасть другим он просто не может. Таким образом, предметы никогда не смогут обесцениться, сколько бы лет игра не существовала. Всегда будет спрос даже не на самую топовую экипировку.

Таймеры предметов

МАДы в 2024 и их геймдизайн

«Таймер» идет в онлайне, а «оффлайн таймер» идет в оффлайне. Так или иначе, один из таймеров рано или поздно дойдет до конца и вещь распадется в пыль от старости. Обычно «крутые» вещи держатся около месяца.

Помимо этого, вещи можно продавать, передавать, отнимать (в мадах это называется не ПВП, а ПК — player killing).

Невозможно упереться в «контент» как в WoW. Нельзя пройти все зоны, полутать все эпики и считать контент закончившимся. Эпики рассыпятся через месяц.

Гильдейские противостояния

В игре отсутствуют инстансы, поэтому в любую зону, где вы били сложных мобов на грани своих возможностей, всегда могла залететь группа из компьютерного клуба Новосибирска и навалять вам люлей, полутать вас, и вот вы стоите голые, без единого эпика, и надо составлять с друзьями план по пересъёму среднего шмота. С ним можно будет начать ходить в зоны посложнее и даже отомстить раздевшей вас группе.

Если месть удастся, то обе гильдии будут бояться ходить в зоны, поэтому в итоге придут к мирному решению. А если одна группа слабее, то всегда будет убегать в мирные комнаты при виде того, как конкуренты зашли поиграть вечерком. Но всегда можно подловить кого-нибудь одного втроем исподтишка.

Рента

МАДы в 2024 и их геймдизайн

Выйти из игры можно лишь в таверне набрав «постой». Трактирщик выставит вам счёт на сутки. Таким образом, вместо того, чтобы поощрять игрока золотом или экспой за ежедневные заходы как сейчас принято, игра карает тех, кто не хочет в неё играть каждый день. Если долго «постояться», кончатся деньги и все ваши вещи удалят.

Перед отъездом на дачу, игроки часто раздавали вещи друзьям, рассчитывая получить что-нибудь обратно по возвращению.

Перерождения

При смерти теряется опыта как примерно за пол дня игры, поэтому максимального уровня вы не достигните очень долго. Однако если это произойдет, у вас будет опция переродиться на 1 уровень, получив определенный классовый бонус навсегда. Поддерживается до 10 перерождений. С каждым перерождением опыт для левел-апов растёт, поэтому я лично не перерождался ни разу даже после многих лет игры.

«Замакс» опыта

При первом убийстве кролика, вы получите, например, 200 опыта. Однако при втором уже 190. Далее, 180, 170,...

Таким образом, гриндить один и тот же вид мобов невозможно. Игра заставляет вас исследовать мир и искать другие варианты раскачки.

Экспа в игре для вас вообще может кончиться, если «замаксить» всех мобов вашего уровня, но левл-апа так и не получив из-за частых смертей.

В целом

Вкупе, все эти решения разительно отличают игру от WoW:

  • Игроки «рейдили» не с макс уровня, а примерно с 20 (всего в игре 30 уровней). Если в WoW «игра начиналась» лишь на 60, то в маде игра была борьбой с миром на всех уровнях.
  • Гильдии имели намного больший смысл, чем в WoW. Во-первых, они — ваша «крыша» от рандомных убийств другими игроками. Нападение на вас делало нападающего врагом всей гильдии. А во-вторых, в игре очень важна взаимопомощь в ПВЕ.
  • Из-за отсутствия привязки предметов к игрокам, а также из-за непостоянности предметов — крайне живая экономика, настоящий аукцион, азартная охота за вещами.

Бой

Кажется вы знаете достаточно, чтобы провести первый бой (команда убить):

МАДы в 2024 и их геймдизайн

Раунд длится три секунды. Улиточку мы забороли за около 20 сек. На нижших уровнях действий у нас мало, поэтому мы часто просто смотрим на автоатаки, однако через несколько часов игры у вас уже будет достаточно умений или заклинаний, чтобы не скучать.

Когда бой идет 10 на 10 существ, текст летит с такой скоростью, что почти невозможно уследить за событиями и сориентироваться, как если бы это было в реальной жизни. Даже в ПВП бою 3 на 3 будет столько хаоса, что удачно скооперироваться смогут лишь хорошо сыгранные игроки. Потолок скилла здесь очень высок.

В бою действует экономика действий. Действие часто вызывает искуственный «лаг» на N раундов. Каст заклинания — лаг на 1 раунд. А если вас собьют, у вас это вызовет у вас «лаг» в 3 раунда.

Прочая полезная информация для решивших поиграть

Клиент скачать можно здесь.

Заклинания запоминаются максимально приближено к «вансианской» системе D&D — каждое заклинание требует время, а в книге помещается лишь ограниченое количество запомненных. Команда заучить:

Игровые минуты это наши секунды, т.е. до «мема» осталось 16 сек.<br />
Игровые минуты это наши секунды, т.е. до «мема» осталось 16 сек.

Для занесения заклинания в книгу: заучить *маг импульс*
Для колдования: колд *маг импульс* червячок

Умения и заклинания «раскачиваются» при примении, как в серии игр TES. Каждые 5 повышений скиллов, нужно сходить к тренеру и набрать учить все, чтобы разблокировать дальнейшую раскачку.

В игре есть элементы сурвайвала — голод, жажда и свет. Набериге г экипировка чтобы получить базовые вещи на складе, или г припасы чтобы получить хлеб, флягу и факел. Очевидные команды: есть хлеб, пить фляга (а также наполнять фляга фонтан), и держать факел когда стемнеет.

Задавать вопросы можно в канал «новичок», напр. новичок <сообщение>, однако для этого потрубется, чтобы «боги» (ДМы) одобрили ваше имя.

Посмотреть кто сейчас онлайн: команда кто

В былые времена вечером онлайн доходил до 150, сейчас поменьше.<br />
В былые времена вечером онлайн доходил до 150, сейчас поменьше.

Новичкам светлой наклонности рекомендую начать с Норгорода, где будет квестовая линейка Стражи Хоббитании до 10 уровня. Для темных — Минас-Моргул, хотя линеек там нет.

Все игроки ошиваются в Минас-Тирите и Минус-Моргуле.

МАДы в 2024 и их геймдизайн

Полезная команда оценить — сравнивает ваш уровень с уровнем цели.

Команды инвентаря: взять предмет <контейнер>, взять предмет (с пола), бросить предмет, одеть предмет, вооружить предмет.Взять все труп — типичная команда для лута, но в игре включён автолут.

Смотреть и осмотреть — две важнейшие команды, можно применять на почти всё.

После «школы» для темных есть зона Свалка на «вв, ю, з, з, з, з» от таверны. Там будет возможность подзаработать:

Когда завладеете хвостом, команда: дать хвост орк<br />
Когда завладеете хвостом, команда: дать хвост орк

Исследуйте мир. Возврат до 10 уровня будет возвращать вас в город. Восстановление вернет вам хп и мувы.

Чтобы понять следует ли исследовать зону, войдя в неё используйте команды где и зоны [ <уровень> | все ]:

МАДы в 2024 и их геймдизайн

Ну и самая полезная команда как в реальной жизни, так и в игре — отдыхать. Во время отдыха быстрее восстанавливается здоровье и мувы. Еще быстрее во сне, но если вы наберете спать не в мирной комнате, то любой игрок класса вор сможет снять с вас любые вещи. После отдыха, наберите встать, а после сна — проснуться.

В магазинах и у городских квест-гиверов, вам пригодится список.

МАДы в 2024 и их геймдизайн

По всем остальным командам вам поможет справка.

МАДы в 2024 и их геймдизайн

Особая специфика мадов — социалы. Игроки в мадах выражаются не только текстово в чате, но и с помощью пары букв, которые могут передавать действия или эмоции. Например, на прощанье я бы просто помахал вам рукой, написав мах.

МАДы в 2024 и их геймдизайн
3737
21 комментарий

Мады не MMO. а просто MO

1
Автор

Есть мады и на тысячу человек, вопрос концептуальный. С какого момента у тебя мультиплеерная игра фазово переходит в ММО? То что мы тогда гоняли в мады на 150 человек - это недостижимо для сервера на обычном движке типа анрил, уже распределение между серверами писать придется или очень сильно с оптимизацией запариваться. Всякие эйдж оф конан, которые "мо, а не ммо" - в них под 90 человек и всё.

Так название этого МАДа Адан?

Это вот оно?

https://amud.ru

или это? (пишет, что опасно)

https://adan.ru/

Автор

Второй. Это кстати два мада, выросшие из одного проекта, где лиды поругались и поделили его пополам, порезав мир поровну. Потом ко второму написали клиент с мапером, чтобы новичкам было удобно играть. Вот его я и предлагаю.
Сайты устаревшие, там нечего смотреть, поэтому ссылку не давал. Ссылку сразу на клиент оставил.

1

Это мад на базе "былин" что ли?

Автор

Надо было и про Былины упомянуть, но я в них не играл, лишь заходил пару раз. Всё таки язык там достойный и концепт забавный. Но я пишу об Адане.

Автор

А что касается "базы", так Адан основывается на Рмуде, а Рмуд на Circle Mud, а Circle Mud на DikuMud.