Драконы, колдуны и все-все-все. "Не время для Драконов" и "Не место для людей"

Драконы, колдуны и все-все-все. "Не время для Драконов" и "Не место для людей"

"Не время для Драконов" я читал в рамках своего знакомства с творчеством Лукьяненко - так получилось, что я решил основательно пройти по его библиографии, особенно после моего знакомства с "Дозорами". Ничего особенного не ждал, взял в руки книгу с мыслью о том, что написана она была в конце 90-х, а значит каких откровений быть не должно. Так оно и получилось, но главное то, что книжку я прочитал с удовольствием.

Да, она наивна, да, у неё слишком простой, не цепляющий сюжет, "типичные лукьянинские герои", рассуждающие о родине и морали, голые тринадцатилетние девочки (которым на самом деле больше ста лет), драконы и прочее-прочее. С другой стороны, его ненавязчивая история и простецкий лор даже пришлись мне по вкусу, особенно после нагромождений Мартина или Джордана. Есть фэнтези мир - Срединный (у Кинга подглядели?), существующий параллельно с нашим, там живут гномы-машинисты, эльфы-гопники, и волшебники - много волшебников, которые способны подчинить себе лишь одну из четырех стихий - ветер, огонь, вода, земля. Где мы такое уже видели? Да много где. Но, опять же, для 97-го года подобный лор кажется приемлемым.

И вот когда-то в Срединном мире железной рукой правил Дракон, но однажды магам это надоело и они устроили революцию. Однако легенды гласят, что Дракон снова явится на эту грешную землю, чтобы победить Перворожденных (существ, живущих в мире хаоса, или местного аналога "варпа"), а заодно вновь установить свои порядки. Но вместе с Драконом должен прийти и его Убийца. И этим Убийцей стал главный герой - обычный московский врач Виктор, который когда-то встретил лоли по имени Тэль и вместе с ней совершил Исекай. Всё бы ничего, но в новом мире один клан волшебников хочет его смерти (чтобы вернулся Дракон), другой - напротив, спасти его и спасти мир.

Что интересно, в книге открытая концовка. Всю книгу герой проходит длинный путь от простого мужика до сверхмага, а в конце оказывается перед выбором - стать Убийцей или Драконом; история завершается прежде, чем герой примет окончательное решение. Если бы не сиквел, я бы даже сказал, что книга в своей обособленности и простоте оставляет фанатам простор для фантазии, что, несомненно, накидывает произведению своеобразного шарма.

Если коротко - мне скорее понравилось, чем нет. Легкое, незатейливое чтиво, полное экшена и занимательных персонажей. Помимо главных героев, в памяти откладывается соблазнительная колдунья из клана Кошек - местный секс-символ. Или злодеи, которые вовсе не кажутся злодеями - просто у них выбора нет. Редкое фэнтези может похвастаться много полярностью характеров.

7 из 10

Драконы, колдуны и все-все-все. "Не время для Драконов" и "Не место для людей"

А вот ко второй части я подходил осторожно. Во-первых, меня всегда настораживают продолжения, написанные спустя десятки лет после оригинала. Во-вторых, на фантлабе практически нет рецензий с оценкой выше "пяти". И в третьих, принято считать, что современный Лукьяненко "уже не тот". Поэтому я решил - читаю пятьдесят страниц, осторожно, вдумчиво; и если не понравится или не зацепит - бросаю.

Спойлер: я прочитал до конца.

У "Не места для людей" лишь один жирный минус - его бессмысленность. Да, он расширяет лор, да, раскрывает судьбу героев; но делает это так, что лучше бы не стоило.

Чтобы вы понимали, что я имею в виду, представьте себе типичный диснеевский сиквел, где в главных ролях выступают дети главных героев первой части. Пока взрослые решают свои вопросы, дети мучаются от того, что вынуждены жить в тени великих родителей, а потому легко пускаются в опасное путешествие.

Так и тут. Дочь главных героев (Виктора и повзрослевшей тринадцатилетней девочки) Нотти пускается неведомо куда, теряет память, встречает очередного исекайнутого мальчика Эрика, влюбляется в него и вместе с ним находит себе приключения на пятую точку. А тут разъярённый Виктор пускается за ними вслед, но узнаёт, что миру грозит очередная катастрофа. И тд. Концовка, увы, никаких сюрпризов в себе не несёт, и от того не запоминается.

Единственное, что по настоящему понравилось - это лор. Да, он стал шире. Идея слияния миров и порождение странных вселенных, основанных на воспоминаниях и впечатлениях главного героя не нова, но в данной ситуации уместна и даже вызывает интерес. Из-за постоянных путешествий миры начали трещать по швам, скрещиваться, вытаскивать из себя людей без магии и тд. Так же мы узнаем, что Виктор таки стал Драконом, а следом и правителем Срединного мира. И люди им недовольны. Настолько, что готовы обмануть доброго Эрика и сделать из него нового Убийцу. Интрига нарастает, вникая в происходящее даже как то забываешь, что, сам того не замечая, прочитал десять-двадцать-тридцать страниц; а сам роман даже и не думает останавливаться.

Но все остальное...

Персонажи резко отупели и стали невыносимыми. Виктор из робкого, но смелого героя превратился в типичного бой-мужика из не самых лучших романов Андрея Белянина. Постоянно сетует на всех, смотрит на всю ситуацию с наивно-офицерским взглядом, общается с супругой будто она его прислужница, а к детям и вовсе относится, будто они его ручные солдатики. Отцовской любви я в этих отношениях не увидел. Тэль стала послушной собачкой и без конца повторяет "милый, милый...", словно героиня дешевых мексиканских сериалов - из бойкой, легкомысленной и строптивой девушки она превратилась в послушную жену и верную мать.

Сами дети тоже интереса не вызывают. Нотти очередная смелая, поверхностная героиня из, опять же, не самых интересных диснеевских сиквелов, попаданец Эрик проходит тот же самый путь, что и Виктор из оригинала, но в разы скучнее.

Впрочем, книжка и не пытается глубинно раскрыть персонажей. В её основе лежат бесконечные приключения. С одной стороны, читается это всё легко, просто. Финальный бой и вовсе выглядит несколько эпичным, чего первой книжке очень не хватало.

С другой - от некоторых моментов буквально чешешь затылок. Особенно когда читаешь, как Дракон Виктор сражается против оживших бульдозеров или недостроенных прямоходящих Хрущевок. Неужели, фантазии авторов хватило лишь на такое проявление хаоса?!

Сам же Срединный Мир особых изменений не получил, разве что коренной народ практически не упоминается. Гномы топчутся где-то там, а эльфов и вовсе позабыли - зачем они вообще нужны? Зато в тексте внезапно встретится жирная отсылка на Ведьмака, а в конце и вовсе читателю представят местный аналог Каэра Морхена. Отсылка? Нет. Скорее попытка приобщиться к современному читателю.

5 из 10

***

Если коротко, дилогия "Не время для Драконов" - обычное, незатейливое, лишенное глубины чтиво, которое сгодится разве что для одноразового чтения. Но оно и не плохо. Не все же время читать философские опусы, надо же иногда мозгу давать отдыхать, в конце концов. Однако ко второй части могут возникнуть неудобные вопросы, но и там можно найти компромисс; в конце концов, есть книги и похуже.

2626
22
11
11
24 комментария

Первую читал в детстве, для подростка норм зашла. Вторую не читал и не буду)

3
Ответить
Автор

И правильно. Наверное.

1
Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=qGbN7cUgJlo
Лучше Убить Дракона посмореть, кайфовый фильмец

1
1
Ответить

Это очень хороший фильм, шутки и приколы и троллинг власти там на высшем уровне.

2
Ответить

Это по пьесе Евгения Шварца, ежели что

Ответить

Не читал, но лайк ставлю

2
Ответить
Автор
1
Ответить