Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре

Ковбойский экшен уже называют «лучшей игрой в открытом мире» и «срезом жанра», но Rockstar намеренно идёт против достижений конкурентов, а не в ногу с ними.

Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре

После выхода Red Dead Redemption 2 в моей ленте почти каждые пять минут появлялся твит следующего содержания: «Она навсегда изменит жанр! Теперь все будут копировать Rockstar!»

Чтобы понять, как же RDR 2 может повлиять на игры с открытым миром, я спросил у своих подписчиков, что другие студии могут позаимствовать у Rockstar. Ответы прозвучали следующие — «проработка лошади», «проработка взаимодействий с NPC», «проработка окружения», «внимание к деталям», «сайды на уровне сюжетки».

Никто не привёл в пример какую-то конкретную механику — все вспоминали то, на что нужно много денег и гигантский штат. И чем больше мысленно копаешься «под капотом» у Red Dead Redemption 2, тем становится яснее, что в ней нет какой-то глобальной новизны, которую могла бы перенять вся индустрия — нет подобия системы Nemesis, придуманной бедными Monolith как раз от финансовой безысходности. Напротив, игра Rockstar во многих отношениях пугающе старомодна.

Как на днях удачно отметил автор Kotaku, RDR 2 словно родилась в альтернативной реальности, где все разработчики почему-то начали копировать специфическую Far Cry 2, а не удобную и доступную Far Cry 3.

Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре

Я знаю, что многие игроки привыкли считать Rockstar инноваторами, но так ли много инноваций студия привнесла в индустрию за последние годы? По какой-то странной причине многие её находки — в том числе технические — так и не находят отклика среди конкурентов. Скажем, конкуренты не стали копировать движок Euphoria и довольствуются более простыми решениями, а переключение персонажей из GTA V не смогло породить даже временную моду. Механику стрельбы с притяжением прицела к центру противника, которую Rockstar использует много лет, игнорируют вообще все, хотя сама студия продолжает её использовать и развивать.

Если вы начнёте разбирать игры, вышедшие за пять лет между GTA V и RDR 2, вы заметите, что главным трендсеттером в это время была не Rockstar, а Ubisoft. Элементы игр французского издательства сейчас можно найти где угодно — от Horizon Zero Dawn до Shadow of War и «Ведьмака 3». Даже кампания Battlefield V по большей части напоминает уровни из Far Cry 3 с добавлением техники.

Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре

И вот на таком фоне Rockstar врывается на рынок с Red Dead Redemption 2 — полной противоположностью Assassin's Creed Odyssey, впитавшей в себя все актуальные тренды. В игре Rockstar такой же неудобный пользовательский интерфейс, как в первой RDR восемь лет назад, она так же плохо обучает игрока новым механикам, а дизайн её сюжетных миссий почти такой же заскриптованный и закрытый, каким был в GTA ещё со времён злосчастного вертолёта. Даже быстрые перемещения тут такие, что ими зачастую легче не пользоваться — то нужно вернуться в лагерь, то заплатить денег.

Последние игры Ubisoft приучили меня к тому, что я могу сделать что угодно и почти когда угодно. RDR 2 же, напротив, больно бьёт по рукам, когда ты хоть немного отклоняешься от сценария. В миссии, где вам нужно гнаться на лошади за неудавшимся культистом, игра без объяснений отключает сцепление лассо — потому что если вы поймаете парня раньше времени, вы не увидите кат-сцену. Порой доходит до абсурда, и игра запрещает приехать к месту драки на лошади, не предусмотренной сценарием.

Разработчики Far Cry 5 и Odyssey над такими условностями в 2018 году могут только посмеяться.

Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре

Пытаясь проходить RDR 2 как последние игры Ubisoft, я постоянно натыкаюсь на условности и невидимые стены. И чем дальше, тем чётче я понимаю, что Rockstar на самом деле выступает на поле Uncharted 4 с её подробной режиссурой каждой сцены, нежели игр с открытым миром.

Да, за пределами квестов вы можете охотиться, врываться в чужие стычки и неудачно падать с лошади, но стоит начать миссию, как RDR 2 вдруг превращается в интерактивное кино с жёсткой структурой. Братья Хаузеры не хотят, чтобы вы проходили миссии по-своему — большинство решений уже принято за вас.

Чтобы понять, какое место в индустрии на самом деле занимает Red Dead Redemption 2, которой многие поспешно выдали звание «лидера жанра», попробуйте приехать в лагерь банды и слезть с лошади. Что вы заметите первым делом? Кнопка бега отключается, а герой начинает очень медленно ходить. Это сделано в том числе для того, чтобы вы не носились по палаткам и не прокликивали все доступные активности как в хабе Destiny 2. Rockstar намеренно замедляет ритм, чтобы вы успели проникнуться атмосферой лагеря и подслушать пару блестяще написанных диалогов.

Все механики в RDR 2, включая то же быстрое перемещение, сделаны на грани неудобства, чтобы игрок не мог пронестись через историю сломя голову и пропустить лучшую часть игры — беспрецедентное количество и качество сделанного вручную контента. Это касается как окружения, так и сценария.

Red Dead Redemption 2 получилась именно такой медленной, потому что это единственный способ по-настоящему раскрыть самые сильные стороны Rockstar — те, в которых у неё нет и не может быть конкурентов.

Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре

Когда вы начинаете думать о RDR 2 таким образом, всё встаёт на свои места. Даже самая выносливая лошадь в игре начинает быстро задыхаться не потому, что Rockstar хочет доставить вам лишних неудобств или планировала сделать настоящий симулятор ковбоя, а для того, чтобы вы на пару минут остановились и насладились красивым закатом и оценили симуляцию облаков и погодные эффекты, над которыми трудились сотни человек. Я не раз замечал многие детали окружения, пока кормил своего питомца хлебцами.

И в таком подходе Rockstar — не столько лидер индустрии, сколько бунтарь, ломающий её правила ради своей выгоды. Это студия, которая оказалась в уникальном положении. Она обладает необходимыми ресурсами и талантом, чтобы создавать самые подробные виртуальные миры в истории — такие, в которых будет интересно даже носить навоз вилами.

Red Dead Redemption 2 не нужны никакие уникальные механики и шокирующие повороты сюжета, они ей только помешали бы. Игровая часть в ней намеренно немного сломана, чтобы сидящий перед экраном уделял максимум внимания окружению.

Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре

Если конкуренты внезапно начнут делать такие же нарочито медленные и неудобные игры, им придётся тщательно прорабатывать свои миры. И тут они зайдут в тупик. Ведь тысячи деталей в окружении — это вопрос не только таланта, но усидчивости, требующей денег.

Поэтому та же Monolith никогда не сможет позволить себе игру уровня RDR 2 — живой мир с болтливыми прохожими не создашь алгоритмом. А если мир будет пустоватым и полным условностей, получится нишевая Kingdom Come. По идее, против Rockstar могла бы выступить Ubisoft с её ресурсами, но французская компания давно нашла для себя другой эффективный подход — она всё чаще жертвует реализмом ради повышения темпа и градуса веселья.

Именно поэтому Red Dead Redemption 2 — это не «срез жанра», не лидер и не трендсеттер. Это определённо главная игра года, но её величие заключается в том, что она ни на что не похожа и её практически невозможно скопировать. Это игра, в которой страшные миллионы долларов потрачены на то, чего все остальные разработчики боятся как огня — на то, что обычно принято считать скукой.

467467
470 комментариев

Пытаясь проходить RDR 2 как последние игры Ubisoft

И это вот самая большая ошибка. Есть огромная разница - проходить проект, который сделан как шедевр искусства специально для того, что бы ты проходил его медленно и впитывал сюжет именно так, как тебе его преподнесли разработчики, и проект, который сделан исключительно для отмыва денег.
В RDR 2 приятно медленно даже просто проехать на лошади по городку и наблюдать за тем, что происходит вокруг, поздороваться с прохожим и т.д. Ассасину до такого уровня погружения уже не вырасти.
Ну и да - те, кто стремятся пробежать РДР 2 за максимально короткий срок - жаль, что вы сделали такой выбор, мимо вас проходят и неторопливость сюжета, и связанная с ней атмосферность и адекватность происходящего.
Игра - это прежде всего процесс, а не достижение конечного результата. Жаль, что про это многие стали забывать.

99
Ответить

Очень много громких слов, но на 99% уверен, что поиграв подряд даже в три игры, подобные РДР2, любой игрок начнет плеваться. Потому что это здорово и круто ровно на один раз в 8 лет.
Будь в РДР2 больше свободы и меньше коридоров, игра бы только выиграла. Рокстар надо отвязаться от привычки делать абсолютно линейные миссии, прохождение которых большей частью выглядит как жуткий иммершн брейкер.

88
Ответить

Ассасину до такого уровня погружения уже не вырасти.Наверное, если Юби поставит себе такую цель, то сможет вырасти. Просто они не считают, что им это надо. У них свой путь и он тоже работает.

76
Ответить

для отмыва денегКогда вы уже наконец выучите правильное значение этого выражения и перестанете употреблять его не к месту?

48
Ответить

Ой понеслись разговоры про шедевры искусства...

22
Ответить

Почти все игры про процесс, получения удовольствия от игры. И я не понял откуда ты взял что в игры Юби созданы не для получения удовольствия, ведь чтобы игры покупали, надо делать так, чтобы они нравились. В этом плане и игры Юби и Рокстаров равны, цель одна, развлечь игрока, только способы разные, про это текст и написан, но не всем нравится такое.

18
Ответить

Как мне кажется, весь этот медленный темп, городки и лошади удивляют только по началу, потому что под конец все это уже приестся и будет слегка мешать.
У игр вообще, как и у фильмов, зачастую есть проблема лишней растянутости к концу. Вот когда ты несешься к финалу, не хочется тратить время на все эти гляделки, а игра будет мешать.
А сюжет я предпочитаю впитывать так, как хочу, если это не игровое кинцо.

9
Ответить