Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века

Уникальная игра художника и разработчика Николая Трошинского

Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века

В Card Shark все персонажи помешаны на картах. Они практически не выпускают их из рук. Доверяют им свои жизни. Вот только они в них не играют. Мы видим как карты раздают игрокам, как делаются ставки, как свершаются нечестивые махинации, как сыплются нам в карман монеты. И больше ничего. По каким правилам ведется игра? Без разницы. Мы для того и мухлюем, чтобы не играть. Не полагаться на случай.

Как сказал граф Сен-Жермен: “Наше призвание - внушать людям справедливый страх перед картами и азартными играми. И за этот скромный труд мы взимаем небольшую плату”.

В классическом историческом фильме Стэнли Кубрика “Барри Линдон” есть небольшой отрезок в 15-20 минут, посвященный шулерской карьере главного героя. На художника Николая Трошинского этот фрагмент произвел такое впечатление, что тот захотел сделать из него полноценное произведение. Целую игру про утонченный, гедонистический XVIII век и населявших его проходимцев.

Трошинский скооперировался с английской инди-студией Nerial (серия Reigns, недавний The Crush House), и вместе они воплотили эту странную идею в реальность.

Николай и его художники-напарники рисовали и раскрашивали мир игры, а их студийные коллеги его программировали.

Интерьеры игорных домов, дворянских салонов, дворцовых покоев отчасти напоминают сцены “Барри Линдона”. Card Shark предпочитает такие же статичные композиции, “снимает” эпизоды общими планами. Персонажи будто ходят по театральной сцене. Разница только в том, что Кубрик, выстраивая образный ряд, подражал большим художникам того времени, а Трошинскому милее карикатуристы.

Что игра точно взяла у фильма - это странное освещение. Кубрик отчаянно гнался за аутентичностью, поэтому вечерние сцены снимал без искусственного освещения, при свечах, уникальными сверхсветосильными объективами. Результат получился впечатляющим и очень необычным. Пышные, трепещущие огни свечей. Сверхъестественная насыщенность света, словно жирной пленкой ложащегося поверх кадра. Хоть игра и пользуется совсем другими инструментами, ей удаётся передать эту вязкую, пленяющую, интимную атмосферу игровой зависимости.

Фрагмент из "Волшебной флейты" Моцарта 

Композитор Card Shark Андрэа Боккадоро тоже действовал в духе Кубрика - адаптировал для игры классическую музыку, а свои собственные мелодии стилизовал под XVIII век. В его саундтрек вошли работы Баха, Моцарта, Белы Бартока, Клода Дебюсси и, интереснее всего, Жозефа де Сен-Жоржа, о котором речь пойдёт ниже. Само собой, когда персонажи игры приезжают в Версаль, их встречают произведения Франсуа Франкёра - королевского композитора Людовика XV.

Первый эпизод из целой серии, в которой Николай демонстрирует своё мастерство.

Трошинский - человек разносторонний. Иллюстратор, мультипликатор, автор арт-хаусных видеоигр. А ещё самый настоящий карточный фокусник с внушительным багажом хитростей и уловок. Он выбирал карточные трюки из своей коллекции и анимировал их, а гейм-дизайнеры подбирали к ним соответствующие механики.

Наиболее изощренные приёмы авторам Card Shark приходится упрощать до мини-игр: соедини точки, поймай маятник и тому подобное. А вот простым движениям пальцев игра подражает блестяще. Рывок мышки вправо, плавный перекат влево, медленный поворот, быстрый щелчок.

Правдоподобность имитации укрепляется презентацией. Грубоватые, непричесанные, осязаемые текстуры. Живая звукорежиссура шорохов и шелестов. Плавные движения рук, порхание замусоленных карт.

Игра не теряет времени даром. С первых минут наставник начинает учить нас уму-разуму. Кража и подбрасывание карт, фальшивая перетасовка, выборочная раздача, подглядывание, подача скрытых сигналов. Мы узнаём, как уследить за выбранными картами в колоде. Как добыть информацию о противнике и передать её своему сообщнику.

Карты помечаются, слегка сгибаются, выглядывают из колоды. Карты исчезают и снова материализуются. Мы считаем карты, планируем наши гамбиты на несколько ходов вперед. Карту сверху, карту снизу, плохую этому, хорошую - тому.

Card Shark предлагает нам несколько десятков всевозможных трюков и две с лишним дюжины составных стратегий. Если бы весь накопленный материал свободно использовался в любом застольном поединке, у игрока бы голова пошла кругом.

Само собой, основные шулерские механики проходят через всю игру, модифицируются, усложняются, комбинируются. Но каждый “уровень” требует от нас очень конкретного набора приёмов. И все они тщательно репетируются перед сражением. По дороге к полю боя герои обсуждают стратегию. К паре уже знакомых маневров добавляется новый. И мы зубрим предложенную комбинацию, пока не набьём руку.

Но как знает любой, кто когда-нибудь сдавал на права, теория здорово отличается от практики. В боевых условиях игра испытывает вас сразу на двух фронтах. Проверяет смекалку и сноровку.

Ошибиться можно и в подтасовке карт, и в выполнении трюков. При этом наш герой должен действовать с бесстрастным апломбом, быстро и уверенно, дабы не навлечь на себя подозрения. В глубине души большинство наших жертв догадываются, что их обманывают. И чем больше ставки, тем больше соперник нервничает. Тем быстрее иссякает шкала его терпения.

Даже разлить вино по бокалам не так просто, когда голова у вас занята бубнами и трефами. А после этого вам нужно в роли слуги идти за следующей бутылкой в погреб, и там лихорадочно копаться в колоде краплёных карт. Вы обливаетесь потом, возитесь с королями и тузами, а краем глаза следите как неумолимо растет индикатор недоверия противника.

Тут у вас могут возникнуть два вопроса, принципиальные для любого шулера: что если я проиграю и что если я попадусь? Преступление предполагает наказания. Без реальной угрозы расплаты не страшен провал и не сладок триумф.

Если вы проиграете все свои деньги? Пойдите на улицу, чтобы обманом вытягивать гроши из бедняков.

Если попадётесь? Сядете в тюрьму, и вас выкупят друзья.

Если вы не завели друзей? Умрёте с голоду.

Умереть в этой игре вообще несложно. Вас могут застрелить, заколоть, утопить. Азартные игры - развлечение серьезное. В случае безвременной кончины Смерть вернёт вашу недозревшую душу в мир живых. Но если вы не хотите подачек от игры, выбирайте максимальную сложность, и тогда нож под ребра закончит ваши похождения раз и навсегда.

Доигрались!
Доигрались!
В сюжете нет никаких сказочных элементов. Но с механикой возвращения к жизни сценаристы немного побаловались. Смерть лично отправляет нас обратно после дружеского диалога. 
В сюжете нет никаких сказочных элементов. Но с механикой возвращения к жизни сценаристы немного побаловались. Смерть лично отправляет нас обратно после дружеского диалога. 

Главная функция игрового сюжета - создавать ситуации для разнообразных способов (не)законного отъема денег. Сюжет обслуживает геймплей, подсовывает нам все новые поводы для карточных дуэлей. Но банальное обогащение - мотивация слабая. А герой “Барри Линдона” наглядно продемонстрировал её долгосрочную несостоятельность. Поэтому Card Shark завлекает нас дворцовыми интригами, заряжает блестящей остросюжетностью и революционным духом.

Игра отчасти повторяет зачин фильма - старый шулер берет себе в ученики наивного, но смышленого юношу. Вместе они путешествуют от одного игорного стола к другому, собирая золотой урожай. Паренек шпионит за соперниками или сам садится за стол. Ну а в случае необходимости берется за оружие.

Колеся по Франции, мы во всей красе наблюдаем знаменитый Галантный век. Он пришел на смену Великому Веку, который был ничуть не лучше этого, но умел себя преподнести и знал толк в напускной величавости.

Действие происходит в 1743 году. Как раз умер многолетний первый министр Франции, кардинал Флёри. Бестолковый король Людовик XV наконец-то берет всю власть в свои руки и начинает эпоху несравненного самодурства. Противоречивые идеи, разорительные увлечения, капризы любовниц определят его угнетающее правление.

Через несколько лет чудовищная Семилетняя война сотрясёт страну до основания. Пока же Франция наслаждается своим увядающим величием. Она всё ещё законодательница мод, мировой культурный центр и арбитр Европы. Цветущее болото.

Высший свет упивается живописным эротизмом и жеманным кокетством. Всюду царит эстетика болезненной роскоши и тошнотворная очаровательность позднего рококо. Непрактичные наряды. Напудренные парики. Смертельно бледные лица, покрытые толстым слоем косметики. Нездоровый румянец щёк. Некротические пятна черных “мушек”. Сплошные фальшь и притворство.

Таковы эти господа. Вообразите самые немыслимые противоречия и несообразности – и вы найдете их в правительстве, в судах, в церкви, в зрелищах этой веселой нации. Здесь жалуются на все, покатываясь со смеху, и, хохоча, совершают гнусности.

Вольтер

Абсолютистская Франция - это западная цивилизация в тяжелом, болезненном застое. Люди заперты в своих классовых нишах. Бесчисленные несправедливости прикрыты фиговым листком формального этикета. И с каждым днем все громче звучат нотки тревоги, всё больше людей ожидают неизбежного крушения старого мира.

При этом в карты играют все, от королей до нищих. В Версале это занятие узаконили ещё при Людовике XIV. Многие дворяне владеют игорными домами, остальные устраивают ежевечерние собрания в своих салонах.

Язык азартных игр универсален. Карты стирают иерархические границы. Остаются одним из немногих исправных социальных лифтов. Шулерство процветает и отчасти даже поощряется.

Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века

Фильм “Барри Линдон” - высокая трагедия низкого человека. А вот его литературный первоисточник - это типичный плутовской роман. Игра сделана в том же жанре.

Плут - это рыцарь без морали и принципов. Он презирает правила и социальные ритуалы. Подобный антигерой выходит на первый план, когда настоящим героям в культурной среде уже нет места. Герои не могут дышать ядовитыми миазмами порока. Плуты же процветают в гниющем нутре правопорядка.

Это люди аморальные, но предприимчивые и неотразимые. В век невежества и тотальности последнее прибежище личности - это жульничество. Кто-то должен бороться с непугаными дураками и пошлым мещанством. Разоблачать пороки и всеобщее ханжество.

Правда, в отличие от рыцарей, плуты - не любители больших, серьезных поступков. Они не будут бросать вызов существующему status quo. Эти персонажи гордятся своей социальной свободой, но для её поддержания они выводят себя за пределы общества. Смотрят на него со стороны с сатирическим презрением и самодовольной иронией. Плуты обычно неисправимые пессимисты и абсолютные индивидуалисты. А насмешливое отношение к жизни помогает им унять голос совести и дурачить всех вокруг в своё удовольствие. Такие люди очень хорошо умеют игнорировать и нарушать “правила игры”, установленные власть предержащими. Но они почти никогда не пытаются эти правила полностью разрушить и развенчать.

Большую роль в сюжете играет грядущая Великая французская революция. Её пафос декларируют все персонажи, претендующие на нашу симпатию. Естественно, революционные идеи уже бродят в умах французов. До крушения Старого Режима остаётся всего 45 лет. Или целых 45 лет. Смотря с какой стороны посмотреть.

Понятное дело, настоящая революция будет делаться совершенно другими людьми. Не жуликами и деклассированными элементами. Идеалистические прокламации наших друзей-авантюристов - это ещё одна афера. Способ обелить себя друг перед другом и самими собой. Но неизбежность революции закладывается именно сейчас. Именно фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур, принимающей активное участие в сюжете игры, приписывают знаменитую фразу “После нас хоть потоп”.

В этой игре мы можем в значительных подробностях рассмотреть поколение, которое этот потоп подготовило.

Авторы Card Shark проводят нас через трещины в социальном монолите французского общества XVIII века и составляют коллективный портрет эпохи из реальных исторических личностей: авантюристов всех мастей, интеллектуальной элиты и талантливой богемы.

Галерею образов открывают знаменитые трикстеры, обманщики и пройдохи.

Магистр тайных сил, верховный иерарх всего сущего, повелитель энергетических потоков граф Алессандро Калиостро.

Целитель, гипнотизер, знаток “животного магнетизма” Франц Месмер.

Немецкий дипломат и интриган Теодор фон Нойхоф, увенчавший свою карьеру должностью нелегального корсиканского короля. Он убедил местных повстанцев короновать себя в обмен на военную помощь, а потом много лет ездил по Европе, собирая деньги на свою "борьбу", время от времени попадая в долговые ямы.

Буканьер Равено де Луссан, разграбивший во имя короля половину Карибского моря, а потом тепло принятый дома.

Самый деятельный из бездельников, профессиональный самолюбец, очаровательный либертин Джакомо Казанова.

Ступенью выше стоят люди недюжинного таланта, так или иначе выламывающиеся из нормы.

Например, два удивительных музыканта-фехтовальщика, слывшие виртуозами обоих искусств:

Жюли д’Обиньи - солистка парижской оперы, скандалистка и дуэлянтка. Она победила в бою многих мужчин, соблазнила многих женщин. В ранней молодости умудрилась выкрасть из монастыря свою любовницу, устроив пожар в её келье. А однажды на званом вечере Жюли так отчаянно приставала к дамам, что её вызвали на дуэль трое мужчин. И все трое об этом пожалели.

Шевалье де Сен-Жорж - уроженец Гваделупы, сын французского плантатора и черной рабыни, музыкант, дирижёр, скрипач, королевский мушкетёр, один из лучших фехтовальщиков своего времени.

Композитор Боккадоро включил в саундтрек игры три его музыкальных произведения. Одно из них, - бойкая, стремительная мелодия, - сопровождает все дуэли в игре. Сам Шевалье по воле сюжета становится нашим учителем фехтования и размахивает шпагой под собственную музыку. Не думаю, что Сен-Жорж поверил бы, если б ему сказали, что он оставит после себя такое занятное наследие.

Берем уроки у мастера.

Попал в эту компанию и шотландский экономист Джон Лоу. Не только за то, что по его инициативе французское правительство надуло огромный спекулятивный пузырь бумажных банкнот, но и за своё несравненное карточное “везение”. Его один раз выставили из Франции за то, что он слишком хорошо играл в карты.

Писатель Вольтер здесь тоже по делу. Этот хроникер и разоблачитель своего века задаёт тон повествованию и заранее предупреждает нас о тщетности наших усилий: “Вы снова победили. Но я сочувствую вам обоим. Попытки склонить Случай на свою сторону тем вернее подчинят вас его воле.” - говорит он.

Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века

За игровым столом мы сводим удачу на нет и контролируем ход игры. Но за пределами стола наших махинаций оказывается недостаточно. Потому что жульничаем не только мы, но и все остальные. И встречные импульсы порождают хаос, который шулеру так претит.

Вполне очевидно, что Card Shark совершенно не претендует на историческую достоверность. Некоторые её исторические персонажи действительно многократно встречались и хорошо знали друг друга. Другие не встречались никогда. Кто-то в 1743-м был уже очень стар, кто-то ещё слишком молод. Всё это едва ли имеет значение.

В ворохе знаменитых имён попадаются и совершенно анахроничные. В игре собираются разбойники и аферисты из самых разных стран и временных отрезков.

Виктор Люстиг - это виртуозный мошенник и фальшивомонетчик первой воловины XX века, известный в том числе торговлей машинами для производства долларов и “продажей” Эйфелевой башни на закрытом аукционе. После переезда в США арестовывался больше 50 раз, прежде чем закончить свои дни в Алькатрасе.

Ситаран - вор и убийца второй половины XIX века. Колдун-шаман из Мозамбика, который в зрелые годы перебрался на остров Реюньон около Мадагаскара и со своей бандой долго терроризировал общественность. Грабил богатые дома, убивал владельцев и пил их кровь во время колдовских ритуалов.

Дебра Черчилль - английская воровка конца XVII века. В роли проститутки сближалась в богатыми “клиентами” и обкрадывала их. Затем часто шантажировала. В случае ареста подкупала начальство тюрьмы и выходила на свободу. Однажды, попав в заключение из-за больших долгов, уговорила одного из солдат-стражников жениться на ней, но в брачную ночь сбежала от мужа, повесив все свои долги на него.

Один из конкурентов-шулеров, с которым нам приходится иметь дело, назван в честь П. Дж. Кепплинджера - изобретателя громоздкого, опасного, но эффективного аппарата, позволяющего прятать в рукаве карты, а потом незаметно доставать их оттуда.

Ну а короля мошенников, повелителя криминального мира, с которым мы знакомимся ближе к финалу, сценаристы именуют С. В. Эрднэ. Большинство карточных фокусников очень хорошо знают это имя. Под таким псевдонимом в 1902 году вышла книга “Эксперт за карточным столом” - энциклопедия трюков, фокусов и всевозможных способов красивого очковтирательства.

Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века

Даже когда мы в мастерской художника рассматриваем картины, игра не просто так обращает наше внимание на картину Вермеера “Христос в Эммаусе”. Ведь это поддельный Вермеер. Блестящий голландский фальсификатор Хан Ван Мегерен продал этого “раннего Вермеера” в 1937 году за сумму, эквивалентную несколькими миллионам долларов, после того как картина прошла тщательную проверку на подлинность.

Большинство перечисленных людей исполняют в сюжете второстепенные или эпизодические роли. У них нет времени на то, чтобы как следует себя проявить.

Авторы игры, несомненно, наслаждаются своей впечатляющей эрудицией и ежеминутно подкидывают игроку имена, названия, отсылки на всевозможные события. Нам предлагается испытать свои знания. И в случае неудовлетворительного результата отправиться в долгое путешествие по страницам Википедии.

По-настоящему раскрывается только один персонаж - великий и ужасный граф Сен-Жермен.

Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века

Пожалуй, величайший мистификатор своего времени. Бессовестный “бессмертный”. Человек без национальности, без возраста. С сотней взаимозаменяемых автобиографий.

Письмо датского посла во Франции, написанное своему министру, характеризует графа идеально: “Я не могу в точности сказать Вам, Милостивый государь, кто он в сущности такой. Его не знает никто или почти никто. Он провёл здесь многие годы, оставаясь при этом неразгаданным”.

Его фигура в игре максимально десакрализированна. Он не оккультист, алхимик и чародей. Не благородный мошенник и Великий Провокатор. Это пожилой, одинокий, тщедушный жулик. Или он хочет таким казаться? Сложно понять, что же скрывается под всеми слоями его фальшивой искренности. Есть ли там хоть что-нибудь? Было ли там когда-нибудь что-то когда-нибудь?

Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века

Сен-Жермен учит протагониста читать и писать, воспитывает его и просвещает. Но так же старательно и методично рыцарь заботился бы о своём оружии. Каковы их отношения? Наставник и ученик? Хозяин и слуга? Ремесленник и его инструмент? Мошенник и жертва?

В начале игры наш герой похож на знаменитого вольтеровского Кандида из одноименной повести-памфлета: "Жил юноша, которого природа наделила наиприятнейшим нравом. Вся душа его отражалась в его лице. Он судил о вещах довольно здраво и очень простосердечно".

Протагонист - нищий, бесправный сирота, зарабатывающий гроши в придорожной таверне. И, в довершение всего, он ещё и нем от рождения - это довершает образ деревенского дурачка. Этакого неприкасаемого. Человека настолько жалкого, что ему нет места даже на самом дне социума.

По ходу прохождения юноша мужает на глазах. Его мастерство и амбиции растут параллельно нашим. Вместе мы проходим через блестящий детективный сюжет, обводим вокруг пальца весь цвет Франции. Но при этом беспрекословно следуем чужим приказам. И немудрено: наш герой исполнял приказы с раннего детства. Он не привык думать своей головой, не привык чего-то хотеть или планировать свою жизнь наперед. Из этой психологической ловушки ему выбраться будет очень непросто.

В последних главах игры мы попытаемся найти ответы на вопросы: есть ли у нас свобода выбора, можем ли мы что-то изменить? Или нет смысла сопротивляться, и всё к лучшему в этом лучшем из миров?

Card Shark. Интенсивный курс карточного шулера в атмосфере утонченного и развращенного XVIII века
2626
1010
10 комментариев

Если что, это ре-публикация. Я сначала выложил текст в середине недели, в разгар рабочего дня, но тут же понял, что это плохая идея и распубликовал. :)

3

Если так рассуждать, то выходной тоже неподходящий день

1

Осторожнее с этим, по новым правилам теперь так нельзя

1

А чо, так можно?

Спасибо мне.

1

Архитектор моих страданий

1

Игра классная, но... Бля, я её начинал и как-то забросил

1