Пусть всё горит! Как выглядит современная фотография в России
На что можно пойти ради искусства? Сожжение деревни, осквернение церквей и даже облучение радиацией! Всё это вы сможете увидеть в фотопроектах Данилы Ткаченко, которые я покажу вам в этой статье
Творчество Данилы выделяется своим масштабом, затронутыми темами и, конечно же, скандалами. Его фотографии непременно вызовут вопросы: «Как?», «Зачем?», «Почему?». После чего придёт неизменное «Вау!»
Деятельность Данилы невозможно охарактеризовать простым и ёмким словом «фотография». Именно поэтому Данила Ткаченко является одним из моих любимейших авторов в мире фотографии.
Вам не обязательно полностью читать статью, но стоит посмотреть фотографии!
Начало пути
Подробно заострять внимание на личности автора я не буду, но стоит отметить, что в 2014 году он закончил московскую школу фотографии. Такие вещи лишний раз подтверждают необходимость образования. Даже в творческой деятельности.
После окончания учёбы Ткаченко не стал брать перерыв для отдыха и сразу же начал бомбить мир фотографии своими проектами. В том же году он становится лауреатом конкурса фотожурналистики World Press Photo со своей первой работой «Побег». Речь о которой сегодня не пойдёт.
Закрытые территории
Уже в 2015 году Данила заканчивает работу над своим вторым фотопроектом «Закрытые Территории».
Для этой работы Данила Ткаченко проехал тысячи километров по странам СНГ в поисках заброшенных городов и покинутых территорий. В них его привлекали «Реликты одной утопии» — так он называл объекты своей съёмки. Сам проект размышляет над утопическими идеями коммунизма и о том, что остаётся после окончания прогресса подобных масштабов.
Лучше, выше, сильнее — эти идеалы часто выражают основную идеологию правительств, ради которых они готовы пожертвовать практически всем. В то время как индивидуум должен стать инструментом для достижения поставленных целей, а взамен получить более высокий уровень комфорта.
К работе Данила подошёл очень трепетно. Он заранее искал информацию об объектах съёмки, всегда знал, что и как будет снимать, где находится нужное ему строение и сколько времени понадобится на конкретное место. Это большая и трудоёмкая часть работы, которая в полной мере отражается на финальном результате.
Одна из главных проблем при создании этого проекта — погодные условия. Автор провёл целую неделю на заснеженной горе в ожидании рассеивания облаков, лишь для того, чтобы сделать один единственный кадр:
Из-за экстремальной температуры во время съёмок оборудование довольно часто выходило из строя и проблему приходилось решать на месте.
В некоторых местах я оставлял палки в качестве маркеров, потому что в середине снежной бури ты просто ничего не видишь. Иногда мне приходилось идти в какой-то заброшенный дом, чтобы сменить батарею или просмотреть кадры
Мы можем заметить, что на кадрах отсутствуют люди, что вполне логично. Такой приём лишь подчёркивает безжизненность и искусственность увиденных мест.
Данила выбрал «правильное» время года — белый снег отлично обрамляет главный объект фотографии. Монументальные строения, огромные ледоколы, массивные мемориалы — всё становится каким-то игрушечным, будто кто-то оставил кукольный домик посреди заснеженного поля.
Вспомните, как выглядят типичные фотографии пустующих заброшек: яркие цвета, выкрученный контраст, чрезмерная фактура.
Данила делает по-другому и выделяет свои «Реликты» не контрастом и сумасшедшими цветами, а белоснежным фоном. В таком случае даже сдержанные, тихие цвета будут выделяться в полной мере.
Для примера мы можем взять снимки других фотографов и понять, как могло бы выглядеть изображение в другое время года. Общее настроение и мысль работы тут же улетучиваются!
Даниле потребовалось три года, чтобы полностью завершить свою серию работ. Основные места съемки были в России, Казахстане и Болгарии.
Небольшая критика
Серия получилась отличная, мне она правда нравится! Но я дам небольшую критику:
Автор не смог определиться с нужной ему погодой. Мы видим кадры, снятые в метель, и кадры, сделанные в спокойный день. Из-за этого работа смотрится менее цельно.
И если на такую мелочь можно ответить «на вкус и цвет», то следующая претензия более весомая.
Некоторые атрибуты советского прошлого не заброшены, хотя автор прямым текстом говорит нам о забытых триумфах советского прошлого:
Я путешествую в поисках мест, которые имели огромное значение для технического прогресса — и которые теперь заброшены. Эти места утратили свое значение вместе с утопической идеологией, которая теперь устарела. Секретные города, которые невозможно найти на картах, забытые научные триумфы, заброшенные здания почти нечеловеческой сложности. Идеальное технократическое будущее, которое так и не наступило
Что это за секретный город, который невозможно найти на картах? Правильно, Москва!
Эта фотография сделана в городе Дзержинский, на ней изображен памятник создателям ядерного щита России. Нет, город не заброшен. А использовать эти ракеты перестали лишь в 2023 году, потому что заменили на более совершенные.
Это вовсе не забытый всеми мемориал, он расположен недалеко от Воронежа, а в 2021 году его и вовсе реставрировали.
Несмотря на всё это — серия работ вышла прекрасной! Труды автора вознаградились - проект получил ряд престижных премий, грантов, публикаций в журналах и до сих пор пользуется большим спросом на международных выставках.
Такой мощный толчок дал автору большие возможности для раскрытия своего творческого потенциала, чему я несказанно рад! Чего не скажешь об активистах...
Родина — большой скандал
К своему следующему фотопроекту Данила решает подойти радикально. В общем и целом проект посвящен вымиранию Российских деревень, но не обошлось и без личных переживаний автора.
Как поясняет Данила: «Родина» — мемориальный проект, прощание с мертвыми и нефункционирующими структурами.
Проект относится к категории «личный» и сделан, скорее, для себя. Прежде чем сжечь пустующие дома, Данила проводит в них много времени. Капается в старых вещах, читает чьи-то письма, смотрит на покрытые пылью фотографии. Он растворяется в чужих судьбах. Всё это захватывает, очаровывает и поглощает в некое замкнутое состояние - «Такую тарковщину. Есть у него это состояние сновиденческого блуждания».
В один из таких вечеров Данила окончательно решает покончить со своей ностальгией:
Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь. Нелогично и неправильно, но я и не претендую на какую-то правильность. После двух лет для меня это был самый логичный выход из ситуации.
Благодаря сожжению старых домов и ненужных вещей, автор производит погребальный ритуал, который был необходим для него, чтобы двигаться дальше. Это символичное сожжение расчищает дорогу не только вовне, но и внутри себя.
Данила Ткаченко уверен в том, что дома были заброшены и никому не нужны. Кроме того, к сожжению домов подошли выборочно: сжигались лишь те, что давно прогнили и разваливались сами по себе. Они были непригодными для жилья.
Там дорога — сразу видно, ездят по ней или не ездят. Я не сжигал дома, в которых еще можно жить
К этому проекту, как и к остальным, Данила подошёл с скрупулёзной подготовкой. Консультация с юристами, поиск подходящего места, декорация, подготовка домов. Это был один из самых сложных и дорогих для него проектов.
Со слов автора, во время съемки были соблюдены все необходимые меры пожарной безопасности, а остатки использованного декора были вывезены и переработаны.
Тот факт, что дома давно заброшены — не означает, что они никому не нужны, что у них нет своего хозяина. Дома действительно были заброшены, хотя по документам деревня считалась жилой. В составе её жителей числился один пенсионер, который в итоге перебрался в город.
За дополнительную информацию благодарю @l-am-cord
Даже если конкретно этот последний "жилой" дом не пострадал, то остальные заброшенные и сожженные строения принадлежат государству.
Скандала было не избежать. По началу работы не вызвали большого ажиотажа. Про родину даже писали новостные СМИ в нейтральном контексте. Всех всё устраивало. Но уже после парочки интервью проект стал привлекать негативное внимание. Одни из первых, кто осветил работу Ткаченко с негативной стороны, был благотворительный фонд «Крохино». Фонд просил проверить творчество Данилы на предмет уголовного преступления. Кроме «Родины» их взволновал проект «Монументы», о котором мы поговорим дальше.
Страна для этого „творца“ не просто мертва, но еще и годна для любых экспериментов, какие придут в его одаренную голову»
Многие активисты угрожали Даниле уголовными и административными делами, проводились большие дискуссии о правильности и неправильности подобных инсталляций. В таких дискуссиях неизбежно для себя люди возвращались к корню проблемы, чего и пытался добиться автор. В итоге было возбуждено уголовное дело об умышленном уничтожении и повреждении имущества, но через год его приостановили.
Изначально у самого автора было неоднозначное отношение к своей работе. Но не с точки зрения морали, а скорее к реализации и её финальному виду. И тут я с ним соглашусь, есть моменты, которые стоило сделать интереснее. Но в любом случае, это очень хороший уровень фотографии, мало кто сможет сделать нечто подобное.
Как же Данила отреагировал на критику? Спустя несколько лет он высказался о своём проекте более положительно:
Я им доволен и доволен реакцией на него. Меня волновала проблематика опустения сельской местности, потому что население уезжает в города. Сам проект поднял много общественных разговоров, родил дискуссию. Даже появились новые организации, которые начали заниматься темой развития деревень.
Всё закончилось отлично. Несмотря на шум общественного пространства и угрозы уголовным преследованием — автор вышел сухим из воды, хотя и был готов к негативным последствиям. А постоянные споры и дискуссии помогли ему продвинуть своё творчество среди простых обывателей.
Монументы
Пятый по счёту фотопроект является одним из моих любимейших. Я обожаю смешение различных стилей и художественных направлений. А когда всё это делается своими руками, отбрасывая в сторону фотошоп и другие графические редакторы — такие вещи становятся настоящим искусством. Хоть и современным.
В этом случае произошло слияние двух, в каком-то смысле, конфликтующих направлений. Русские православные церкви и русский авангардизм.
Проект «Монументы» исследует границы исторической памяти, области между фактом и вымыслом. Автор считает, что каждый человек интерпретирует историю по своему. Возводит дополнительные конструкции, чтобы манипулировать образами прошлого.
Так и Данила — возводит дополнительные конструкции к объектам исторического наследия, но уже буквально, показывая всё наглядно.
Для этой работы использовались православные церкви, которые были заброшены в 1917 году после революции. Пустой пейзаж покинутых церквей дополняется русским авангардом, а если быть точнее - супрематизмом. Такой стиль был выбран не только для эстетической красоты, он вносит свой контекст в работу, показывая её с другой стороны. Чёрные элементы, геометрические фигуры, броские, но непримечательные. Именно с 1917 года начался рассвет русского авангарда. На фотографиях происходит наслоение разных эпох. Контрастирующих, воинствующих. Таким образом Данила Ткаченко пытается показать, что из бесконечного наслоения культур в итоге не получается ничего цельного.
Все эти церкви были разрушены в революцию, в основном после 1917 года. Эта культура была стерта, позже её хотели вернуть. Я пытался наслоить разные эпохи в одном месте.
Основная часть работы была отснята в западной части России: Тверская, Воронежская области, Татарстан, Башкирия. Исследуя работы Данилы Ткаченко, мы можем заметить, что основная точка притяжения для его творчества — заброшенные города, пустующие дома, реликвии советского прошлого. Места, которые когда-то жили, но умерли, подобно человеку. Это мы ещё увидим в следующих работах.
Реализация проекта подобного масштаба — дело непростое. Как и в предыдущих фотопроектах, была проведена титаническая работа по подготовке, поиску нужных мест, изучению документов. Такой подход занимает много времени и на одну лишь подготовку уходит пару лет.
Главная часть реализации подобных проектов не менее сложна. На этот раз Данила работал со своим новым ассистентом, который сильно помог ему в воплощении своей фантазии. Ассистентом стал простой плотник на пенсии, который как нельзя кстати подходил на подобную работу. Он не только помогал в создании композиции, но и отпугивал незванных, любопытных гостей.
Нужно было поднимать здоровенные конструкции или красить что-то на большой высоте. Были моменты, когда я говорил, что это невозможно, но благодаря поддержке и плотницкой сноровке моего ассистента мы со всем справились.
Данила старается подходить к своему творчеству как можно «проще», чтобы проект сам по себе ничего не значил, не отвечал на вопросы. Так и здесь. Вопросов много, но ответы вы получите свои собственные. Автор оставляет огромное поле для размышлений, благодаря своему молчанию. И всё же, благодаря немногочисленным интервью мы можем понять чёткий посыл и смысл авторского проекта. Благодаря чему я и пишу эту статью. Мне важно показать работы и мысли самого автора, а не мою интерпретацию увиденного.
Искусство — это пространство для воображения. Оно существует в диалоге, а не в заключении или предъявлении каких-то истин.
Не смотря на такое «хозяйничество» — Данила бережно относится к истории. Ни один из объектов съёмки не пострадал, а все декорации были демонтированы. Это даже несколько грустно, потому что мог получиться хороший арт-проект. С другой стороны: в этом вся суть фотографии. То, что вы запечатлели своим объективом со временем исчезнет, но останется на вашей фотокарточке. В том виде, в котором вы сами захотите. Фотография — это искусство момента.
Фотография тем и хороша, что помогает сплющить информацию, вложенные усилия и представить это зрителю в концентрированном виде.
Кислота
Для следующего фотопроекта была выбрана тема радиации и её загрязнения. Как и в предыдущих работах — местом съёмок выступают покинутые города, поселения и остатки советского прошлого.
Данила искал места загрязненные радиацией, чтобы показать их зрителю в своей собственной манере. Для этого проекта он посещал Россию, Казахстан, Украину и Беларусь. В таких проектах автор никогда не ограничивается одной лишь Россией, потому что его творчество неразрывно связанно с СССР.
С помощью мощных проекторов с зеленым фильтром он подсвечивает «зараженные» объекты, чтобы визуализировать радиационное загрязнение.
Такой кислый цвет был выбран не просто так. Массовая культура закрепила мнение о том, что токсичные вещества — это кисло-зеленая субстанция. Нечто подобное мы можем наблюдать и в дикой природе, но ядовитые животные окрашены в более разнообразные цвета.
Эта ассоциация легко помогает Ткаченко настроить зрителя в нужную сторону. Вы можете не читать описание проекта, не знать его названия, но сразу же поймёте что вам хотят показать.
У предыдущих фотопроектов было весьма скудное описание фотографий, где-то оно и во все отсутствовало. Упор шёл на визуальное повествование и общую идею. В этом случае описание куда более информативное, автор пытается погрузить нас в контекст происходящего. Он не только показывает, но и рассказывает о последствиях экспериментов с радиацией.
Если у вас появится желание подробнее ознакомиться с загрязненным наследием советского союза, то вы сможете ознакомиться с описаниями на сайте Данилы Ткаченко
Основная мыль проекта заключается в том, что катастрофа может произойти, даже если её никто не замечает. То, чего на самом деле не видно — может представлять серьёзную опасность. И дело здесь не только в радиации.
Этот проект поражает меня своим масштабом. Тридцать объектов, в четырёх странах. Поиск информации, самих мест, контакт с зараженными объектами. Для одной из фотографии Данила даже побывал в энергоблоке ЧАЭС. Уместить такое приключение в один год кажется практически невозможным, по крайней мере для меня.
Планетарий
В этой работе Данила Ткаченко исследует внутреннюю колонизацию России, путешествуя по городам крайнего севера.
Как и в предыдущих проектах Данила ищет заброшенные поселения, города, чтобы показать их сквозь призму собственного восприятия.
И снова наш фотограф не ограничивается одним лишь поселением, а исследует сразу несколько мест: республика Коми, север Красноярского края, Мурманская область, Ханты-Мансийский край. В основном местом съёмки выступает Заполярье, там множество заброшенных городов.
Основная мысль этого проекта пересекается с идеями «Родины», но исполнение сильно отличается.
в России огромное количество заброшенных населенных пунктов, все всасывается в центр и там растворяется.
Автор считает, что в большинстве случаях масштабные проекты по освоению севера были совершенно бессмысленны, и оставили после себя огромные, незаживающие травмы – заброшенные города. Эти города были построены голыми руками узников, живущих в условиях вечного холода.
Данила фотографирует заброшенные города дальнего севера. С помощью портативной вспышки он освещает покинутые квартиры, вспоминая жизни, которые были отданы в погоне за воплощением тоталитарной утопии.
Это очевидная проблема, которая сейчас стоит: проблема разрушения Российской империи, которое продолжается последние сто лет, очень актуальна, забирает все больше и больше жертв.
Даниле явно не даёт покой советское прошлое нашей страны, он часто акцентирует внимание на советском союзе и некоем имперском сознание современных граждан.
Здесь же он пробует провести свою первую художественную акцию «Фейверки»
Многие города постсоветского пространства были заброшены и опустошены из-за агрессивной колониальной политики по отношению к отдаленным регионам и людям. Это также стало причиной множества войн и конфликтов, последовавших за распавшимся Советским Союзом. В домах напротив было установлено более 80 фейерверков, при этом они начинали стрелять, имитируя перестрелку.
Проект получился сюрреалистичным, мрачным, пугающим. Безжизненные квартиры мёртвого севера вновь озаряются светом, как когда-то давно. Пять, десять, пятьдесят лет назад? Прошло не так много времени, но пейзажи на фотографиях выглядят так, как будто бы жизни здесь и не было, не должно было быть.
Смотря фотографии из серии "Планетарий" нужно осознать, что свет в домах искусственный, такой же, как и эти города. Ведь понимание и осознание это разные вещи. Свет мёртвый. Как и сам город, в котором когда-то цвела жизнь. В таком случае послевкусие от этой серии будет таким, каким его пытались изобразить.
Утопленник, Мелководье
Заключительные серии в моём повествовании. Это последние работы Данилы Ткаченко. Я объединил их в одну тему, потому что они очень схожи между собой. Не только визуально, но и повествовательно, даже в техническом исполнении. Да простит меня Ткаченко.
«Утопленник» это первый черно-белый проект Данилы. Я не любитель черно-белый фотографии, но здесь как нельзя кстати подходит подобный визуальный стиль. Он подчёркивает геометрические особенности монументальных зданий советского прошлого. Отлично вписывая их в окружающее пространство — Аральское море.
Данила заказал у местных авторов фотографии архитектуры позднего социалистического модернизма. Он распечатал полученные снимки, а затем вырезал их и поместил на отмели Аральского моря.
Архитектура советского модернизма была образом будущего. Со временем политические утопии рухнули, оставив после себя архитектуру несостоявшегося будущего и экологическую катастрофу, в виде Аральского моря, которое сократилось на 90%
Интересный подход и простое техническое исполнение. Я сам думал над подобным проектом, но увидев творения Данилы быстро осознал, что моя мысль стала вторичной.
Как и в предыдущих проектах Ткаченко берёт обыденные для нас вещи и производит с ними манипуляции, которые позволяют посмотреть на них под другим углом.
Эти проекты как и прежде вызваны чувством глубокой ностальгии, мы можем сделать вывод, что его работа «Родина» никак не помогла избавиться от надоедливых воспоминаний.
В своём проекте «Мелководье»автор не меняет подход, он лишь заменяет главные объекты на фотографиях. На этот раз ими выступают привычные для нас атрибуты пост-советской России. Дворы, качели, статуи Пушкина. Всё это окружает нас, является частью нашей действительности. Эдакие призраки советского прошлого, которые витают вокруг нас.
«Мелководье» пытается отделить призрачное пространство прошлого от современного окружения, перенеся всё это в «нигде», а именно на дно Аральского моря.
А что сейчас?
К сожалению для меня и к счастью для Данилы — не так давно он покинул Россию, и обзавёлся парочкой уголовных дел. Как говорит сам фотограф «Проект «Россия» для меня закончился».
Я не представляю творчество Данилы вне России и советского пространства, но буду рад, если у него всё получится. Чем дольше я слежу за его деятельностью, тем больше замечаю топтания на месте. Речь не идёт о самих фотографиях, скорее о смыслах вложенных в них. Всю своё творческую деятельность Данила пытался отделить себя от советского прошлого нашей страны, от противоречивого чувства ностальгии, и теперь у него это удалось. Данила уже работает над своими новыми проектами, посмотрим, что из этого выйдет!
Спасибо, что прочитал мой пост, буду очень благодарен тебе, если заценишь мои фотографии:
Ну работы конечно красивые, но сжигание домов спорное действие. Без негатива, но мягко говоря не одобряю подобное творчество, для меня это на уровне, того акциониста который на красной площади яики себе гвоздями прибивал
Тут хотя бы красиво получилось и сама деревня оставила после себя след
А могла бы просто тихо сгнить
Сначала тоже корежило, но в статье сказано, что всё что сжигалось, это бесхозный, непригодный для жилья, ни кому не нужный до и после фотосессии мусор, который сожгли после после юридической и противопожарной подготовки.
А что с этими деревнями ещё можно сделать? Все эти ностальгические всхлипы по поводу деревень и сел обусловлены лишь непониманием людьми мира, в котором они на самом деле живут.
Да весь этот стиль дрисня полная
Судя по тексту и посылу это как раз из разряда прибивающих яица к земле «творцов»
Не читал ещё, но в Беларуси, например, целые деревни пустуют заброшенные. Дома и участки распродаются буквально за копейки. 10$ или около того. И даже так их количество астрономическое. Просто никому не нужные.