5 мифов про цвет в кино

Я веду киноклуб, на котором мы разбираем киноязык на примере обсуждаемых фильмов. Дошли до блока «цвет в кино», поэтому последнее время я много читаю и смотрю разного про цвет. И что хочу сказать.

У меня тут разрушилось несколько стереотипов про цвет в кино. Вот это все: пленка лучше чем цифра, старые фильмы были черно-белым, Уэс Андерсон лучше всех работает с цветом. Не знаю, только мои они, или у вас тоже есть такое, в общем, заглядывайте почитать. И в конце есть вопрос, буду благодарна за ваши ответы.

Итак, вот мои (а может быть и ваши) 5 ложных стереотипов про цвет в кино:

1. Работа с цветом в кино — это яркие насыщенные кадры

Когда думаешь о цвете в кино, в голову приходят в первую очередь яркие кадры с моноцветом: красным, синим, оранжевым. Что-то вроде «Шепотов и криков» Бергмана, «Дюны» Вильнева или «Героя» Чжана Имоу.

Работа с цветом в кино в твоем представлении: яркие чистые цвета на весь экран
Работа с цветом в кино в твоем представлении: яркие чистые цвета на весь экран

Но, как только вникаешь в тему, становится очевидно, что работа с цветом в кино намного шире. И чаще, конечно, в фильмах используют, наоборот, ненасыщенные приглушённые цвета в зеленоватой/золотистой/пепельной гамме.

Реальная работа с цветом: приглушенные темно-зеленые, серые и коричневые тона
Реальная работа с цветом: приглушенные темно-зеленые, серые и коричневые тона

2. Все старые фильмы были черно-белыми, а цвет в кино появился только в 30-е в Голливуде, и в 60-е в авторском кино

Нифига подобного, до 85% фильмов немого кино было цветным. Почти сразу с появлением кинематографа, фильмы начали раскрашивать. Сначала вручную, потом трафаретами, потом реактивами (если интересуетесь, то подробнее про технологии я писала тут).

Раскрашенные фильмы выглядели, конечно, совсем не так, как цветное кино сейчас, но тем не менее, они были цветными. Нам кажется, что старое кино было черно-белым потому, что такие копии лучше сохранились до наших дней, чем цветные. Ну и потому, что с появлением звука, фильмы перестали раскрашивать, чтобы не повреждать записанную на пленку звуковую дорожку.

3.Теплая ламповая пленка лучше работает с цветом, чем цифра

Да, действительно, пленка имеет классные художественные профили передачи цветов. Но цифровые камеры сильно расширили эти возможности, поэтому первенство пленки уже под большим вопросом.

Ну и конечно, цветокоррекция в цифровом изображении имеет гораздо больше возможностей. Поэтому в последние годы в фильмах появляются такие сложные цвета и их сочетания, которых раньше не было.

А еще пленка ужасно хранится. Посмотрите, как сейчас выглядит пленка Eastman Kodak, на которую Ридли Скотт снимал первого «Чужого».

То же самое произошло с «Бегущим по лезвию» и первыми фильмами «Звездных войн».

У этих пленок выцветают сначала все сине-зеленые цвета, потом желтые, пока не останется только красный. Вот это все, кстати, заставило меня задуматься, какую мощную работу по цветокоррекции нужно провести, чтобы выпустить все эти новые переиздания старых фильмов в Bluray и 4К.

4. Каждый цвет имеет свое значение

Знаете все эти схемы? Красный — это страсть, синий — это отстраненность и одиночество.

Вот одна из них, например
Вот одна из них, например

Забудьте про это! Сейчас авторы могут вкладывать абсолютно любой смысл в любой цвет. Или вообще никакого.

5. Режиссеры, которые лучше всех работают с цветом: Уэс Андерсон, Педро Альмодовар, Дени Вильнев, Тарсем Сингх, Гильермо дель Торо

Забудьте про это (дубль два)! Азиаты их уделывают на счёт раз. Посмотрите Чжана Имоу, Пак Чхан Ука, Вонга Карвая, Энга Ли, Чан Ань Хунга.

Согласны? Не согласны? Узнали что-то новое?

А еще буду благодарна за примеры фильмов, где вам понравилось, как сделан цвет.

Если вам тоже интересно пообсуждать кино и как в нем работает цвет, велкам в наш онлайн-киноклуб (бесплатный) или на живые встречи (платные, проводятся в Петербурге). Вся информация про клуб и анонсы обсуждений в моем тг-канале «Первый ряд».

3333
11
11
19 комментариев

Ну хоть что-то интересное на дтф

8
Ответить

Спасибо)

2
Ответить

про цветное немое кино и (не)покраску звуковых дорожек интересно, я тоже думал, что было ч\б -> цвет

4
Ответить

Ну вот, для меня тоже было шоком) И сам вот этот процесс окрашивания покадрово - это ж офигеть, какая трудоёмкая работа. По 200 специальных женщин-раскрасчиц на студии нанимали тогда

2
Ответить

Спасибо, довольно лаконично
Знаете все эти схемы? Красный — это страсть, синий — это отстраненность и одиночество.Да уже надоел этот миф.
Есть некоторый животный контекст, конечно, про "агрессивность, опасность" ярких цветов, но это не универсальный принцип
Думаю тут как с музыкой, одна нота, один звук, имеет довольно призрачное влияние и смысл, однако их сочетание, контраст, интервалы, гармония и так далее, все это позволяет формировать нужный эффект. Так и с цветом

3
Ответить

Спасибо! Классное сравнение с музыкой! Ну и палитра сейчас расширилась из-за цифры, плюс постмодернизм, поэтому, да, никакой такой однозначности уже нет.

Ответить

Увидел Монику Витти — и вспомнил "Красную пустыню". И ведь меня там не столько цвет, сколько звук заставлял чувствовать.

К слову, "Профессия: репортёр" с Николсоном вспомнился: тот тоже выцвел в красный порядочно. И жаль — ему, наверное, до сих пор не досталось нормальной реставрации.

1
Ответить