Кровь, апокалипсис и философские беседы: каким получилось аниме «Терминатор: Зеро»
Японцы из студии Production I.G сели на все стулья сразу: и фанатам кэмероновской дилогии угодили, и новую историю рассказали. Но, как это часто бывает, спокойно сидеть на двух стульях одновременно довольно сложно, можно и свалиться.
Вы знаете эту историю. В далёком будущем (2022 год) идёт война машин, управляемых «Скайнетом» – искусственным интеллектом, с остатками человечества, называющими себя Сопротивлением.
Чтобы переломить ход войны, «Скайнет» отправляет в прошлое (1997 год) Терминатора – машину-убийцу, которая должна выследить и уничтожить… нет, в данном случае не Джона Коннора, а Малькольма Ли, учёного, работающего на «Кортекс Индастриз». Сопротивление также отправляет в прошлое собственного суперсолдата, женщину по имени Эйко. Её задачей является защита детей Малькольма Ли.
Вот только Малькольм не является членом Сопротивления. Он вообще не Джон Коннор и не будет в будущем спасать мир. Но он – самый опасный для «Скайнета» человек.
Сначала – для фанатов
Восемь серий «Терминатор: Зеро» делятся ровно на две половины. Первые четыре – привычная история для фанатов. Машина-убийца прибывает из будущего, никто ничего не понимает, но все бегают и стреляют.
Именно здесь собраны и все отсылки. Буквально первая сцена «Терминатор: Зеро» повторяет первую сцену «Терминатор 2: Судный день», где машина давит ногой человеческий череп. Только это аниме более кровавое и мрачное, поэтому череп пока ещё обтянут кожей и мясом. А суперсолдат из будущего обращается к одному из героев «Иди за мной, если хочешь жить».
Но вытягивает колорит. Действие «Терминатор: Зеро» разворачивается в Токио образца 1997 года. Поэтому герои бродят по японской подземке, покупают еду в комбини, а детишки мечтают о робокотёнке. Роботы и просто по улицам ходят, помогают людям. Вполне реалистичная ситуация, учитывая, что Япония ещё с восьмидесятых застряла в двухтысячных.
Первые четыре серии ощущаются как созданные специально для самых ярых фанатов франшизы, которые хотят more of the same. Это буквально пересказ первого и немного второго фильмов, только теперь в других декорациях. Вот и видения Сары Коннор приходят в голову Малькольма Ли, вот и характерный барабанный ритм на саундтреке. Только коробки роз не хватает.
А потом происходит Судный день.
Потом – новая история
Аккурат с пятой серии начинается новая история. Теперь тут совершенно новый, неожиданный (ну как неожиданный, вполне ожидаемый, к нему первые четыре серии вели) противник, а общая канва сюжета превращается в «Борьба была равна, сражались два врага человечества за право уничтожить человечество».
Тем не менее, эта новая история начинается вполне логично и последовательно. А главное её достоинство заключается в том, что для победы над новым врагом нужно использовать не оружие, а философские концепции. Именно им и посвящён, собственно, весь «Терминатор: Зеро».
Если фильмы Кэмерона задавались вопросами фатализма – предопределена ли судьба? можно ли изменить будущее, изменив прошлое? – то аниме ставит во главу совершенно другой вопрос: «А достойно ли человечество спасения?».
Да, вопрос далеко не самый оригинальный. Можно назвать десятки других фильмов, сериалов и аниме, в которых поднималась ровно та же проблематика. В «Терминатор: Зеро» даже используются ровно те же аргументы: человечество не достойно спасения, потому что устраивает войны и паразитирует на родной планете; но при этом достойно спасения, потому что пишет красивую музыку и вообще любит друг друга.
Но ценность «Терминатор: Зеро» заключается именно в философских диспутах между представителем человечества и его врагом. Эти разговоры о важности жизни, во многих случаях – ещё и очень красиво проиллюстрированные – вызывают не меньше напряжения и интереса, чем многочисленные сцены перестрелок и побоищ.
В конце – опять намудрили с таймлайнами
Ближе к концу «Терминатор: Зеро» вспоминает, что главный философский вопрос кинофраншизы «Терминатор» – это предопределённость судьбы. И добавляет его в основной свой сюжет.
И начинаются путешествия во времени.
Половина персонажей оказывается пришельцами из будущего, вторая половина – теми, кто отправил их в прошлое, но в будущем, а третья половина – детьми путешественников во времени, которые в будущем отправятся в прошлое, чтобы изменить будущее, в котором они отправились в прошлое.
Не то чтобы в этом была проблема, просто в какой-то момент устаёшь от всех этих «Вот-это-поворотов» в духе дешёвых драм. В последней серии они вообще каждые пять минут происходят, в какой-то момент вообще вызывая нервный смешок в духе «Серьёзно, вы решили добавить ещё и родственную связь между вот этими персонажами?!».
Из-за такого количества неожиданных поворотов сюжет оказывается несколько оборванным. Создатели оставили пачку «крючков» на следующие сезоны, которые вполне могут и раскрыться, а могут привести к ещё большему числу неожиданных родственных связей и путешествий во времени.
Как всё это снято
Берём лучшее от Production I.G: крутую анимацию, креативные сцены, умение красиво показывать жестокость. Добавляем худшее от Netflix: периодическое удешевление картинки и спорный саунд-дизайн. Получаем «Терминатор: Зеро».
В «Терминатор: Зеро» есть бич всех современных аниме: сочетание 2D и 3D. И трёхмерная графика довольно дешёвая, выбивающаяся стилистически. Иногда – нарочно, как во всё той же последней серии, где 3D достаётся одному типу персонажей, а 2D – другому. Иногда – ненарочно, как в некоторых философских беседах, и это портит погружение.
Но стоит отдать должное Production I.G: все экшен-сцены выполнены в 2D, нарисованы красиво и напряжённо. Создатели совершенно не стесняются показывают кровищу, напротив, упиваются рейтингом «18+» на все 100%. Если кто-то из персонажей может кровоточить – он будет это делать.
В «Терминатор: Зеро» несколько сюжетных линий, которые аккуратно перемешиваются. Вот два персонажа ведут философскую беседу – а через пять минут пятеро других персонажей уже сражаются с киборгом-убийцей в заброшенном торговом центре. Смена кадра – и снова философские рассуждения о том, достойно ли человечество спасения. Смена кадра – Терминатор разносит полицейский участок или собирает ассасинский арбалет.
Благодаря такому подходу нет ощущения затянутости сцен. Все восемь эпизодов можно «поглотить» за один приём – и не устать от просмотра.
А вообще стоит ли смотреть?
Тут важно понимать: «Терминатор: Зеро» не даст ничего совершенно нового. Он аккуратно использует привычные по фильмам сюжетные тропы, задаётся банальными философскими вопросами и даёт на них такие же обыденные ответы.
Но аниме красиво снято, в нём много приятных и понятных персонажей, отличные боевые сцены, напряжённые моменты и интересные философские беседы с прекрасной их визуализацией.
Это красиво, это брутально, это интересно. Только многочисленные «вот-это-повороты» портят впечатление.
А ещё больше интересного – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!