КАК Я ПОСМОТРЕЛА 600 ФИЛЬМОВ И ЧЕМУ МЕНЯ ЭТО НАУЧИЛО

1 января 2023 года я решила привить себе новую привычку: смотреть 1 фильм или 3 серии сериала каждый день.

Сначала я планировала продержаться год, потом тысячу дней, теперь думаю эта привычка со мной навеки
Сначала я планировала продержаться год, потом тысячу дней, теперь думаю эта привычка со мной навеки

Как сценаристу мне очень важна насмотренность. Я планировала смотреть всякое кино: и то, что только вышло на экраны, то что хвалят, то что ругают, то что смотрят все и то что никто не смотрит. Ну и конечно мировую киноклассику.

Как человеку мне просто хотелось выработать наконец свой вкус. Не поклоняться Феллини и Альмодовару потому что это "прилично" и принято.

Не презирать Марвел, потому что это якобы кинематографическая жвачка (лишь отчасти).

Признаюсь, несколько раз вводила чит-код: откровенно невыносимые фильмы я не досматривала, суперхреновые сериалы бросала после первой серии, а некоторые средненькие смотрела на скорости 1,5. В иные дни, когда ну уж совсем не было времени, я смотрела короткометражки (некоторые фестивальные смотреть было так тяжело, что лучше бы я все эпизоды Звездных войн посмотрела).

С сериалами было сложнее: стоило мне кому-то сказать, что мне не понравился сериал, так мне тут же говорили: ты просто не досмотрела до четвертой серии, там так-о-о-ое (любителям "Олененка" - привет!)

Ребята, шутите? Мы живем в эпоху переизбытка кино. Мир наводнили фильмы и сериалы на любой вкус. Кино должно брать меня за грудки, подтаскивать к экрану, закрывать попутно вкладки и ставить авиарежим на моем телефоне - само!

Итак, каким образом изменилось мое киносмотрение за эти полтора года?

Ну прежде всего я стала абсолютно всеядной.

КАК Я ПОСМОТРЕЛА 600 ФИЛЬМОВ И ЧЕМУ МЕНЯ ЭТО НАУЧИЛО

Найти кино, которое мне покажется очень плохим - это надо я не знаю что сделать. Я смотрела фестивальное кино с полутемными планами. Я посмотрела гигатонны комедий, пугающе несмешных. Да что говорить, я посмотрела практически всего (!) Сарика Андреасяна (у него есть пара небезнадежных фильмов). Пожалуй, найти худший фильм так же сложно, как лучший. В моем сердце за аутсайдерское место борются «Мама будет против» (скетчи Уральских пельменей с Брекоткиным в парике) и сериал «Цирк» - кинематографический уродец, плод запретной любви братьев Запашных и старой КВН-овской гвардии сценаристов. Всю первую серию - (дальше я не осилила) - в моей голове звучал один единственный анекдот, который я знаю:

Приходит генерал в цирк. А там… медведи на велосипеде, тигры прыгают через кольца, клоуны с носами и дубинками.. Генерал краснеет, багровеет и как заорет: а ну-ка! Прекратить хуйню!!!

Вот мне так хотелось воскликнуть все время пока я смотрела сериал «Цирк».

КАК Я ПОСМОТРЕЛА 600 ФИЛЬМОВ И ЧЕМУ МЕНЯ ЭТО НАУЧИЛО

Хуже всего, что доля наивности с каждым просмотренным фильмом падает, и теперь даже очень неплохие фильмы я смотрю с "холодным носом", начинаю против своей воли искать там отсылки, рационализировать его, искать пасхалки...

Да, со временем кино превратилось в работу. Сами решайте хорошо это или плохо.

Но когда я смотрю плохое кино - мне как-то полегче, думаешь, ну ничего, я, конечно, плохой сценарист, но кто-то ведь заплатил за сценарий сериала «Цирк» (да, у меня травма).

А потом ты сморишь хорошее кино - и аж дурно становится. Думаешь: ну, это, наверное, режиссер придумал, не сценарист…

А может этот сценарий вообще 100 человек писало?

После хорошего фильма я словно больная брожу по квартире и пытаюсь понять как же появилась эта магия? И смогу ли я такое повторить?

Хорошие фильмы буквально меня заставляют рыдать.

Предпоследний раз я рыдала после «Лучше звоните Солу».

Последний раз я рыдала, когда посмотрела «Убить Билла-2» (да, я впервые посмотрела этот фильм месяц назад). Вот эта сцена в гробу…

Часть этой сцены снята в полной темноте, мы слышим только звуки паники Беатрикс Киддо
Часть этой сцены снята в полной темноте, мы слышим только звуки паники Беатрикс Киддо

А вот этот флешбек с обучением у Пэй Мэя….А какой персонаж Билл! А вот эта встреча Умы Турман и ее дочери…

пиф-паф, мама ты убита! - кричит ей дочка. 
пиф-паф, мама ты убита! - кричит ей дочка. 

Осталась одна надежда, что никто-никто больше в нашей киноиндустрии не смотрел этот фильм, чтобы не ориентироваться на этот уровень гениальности))))).

Ну и самое главное. Я поняла, что есть фильмы про чувства. А есть фильмы про мысли. Вот первая часть Убить Билла - это про мысли. И только вторая про чувства. Ну это и понятно, учитывая что это по сути один фильм, беспощадно разрубленный надвое.

Бывает такой забубенный артхаус - все такое сложное и умное, и интертекстуальное, и аллюзия на Библию… Мозгом ты это понимаешь, да. Есть забористые концепты: ну такие оригинальные, ну вот никогда такого не видел… А сердце - молчит.

А есть фильмы интуитивно прекрасные. Нерасчленяемые и непрепарируемые. Вот все фильма Дэвида Линча, ну смешно же их растаскивать на ставку героя, арку героя и проч. Сам Линч придумывает свое кино, начиная с образа, вытащенного куска бессознательного, необъяснимого ему самому. Именно поэтому мне смешны все конспирологические теория, пытающиеся объяснить Твин Пикс.

Камон, ребята, персонаж Боб там появился только потому, что художник-декоратор Фрэнк Силва случайно попал в кадр. И Линч решил его оставить.

Фрэнк Сильва до того как стал самым страшным персонажем из моего детства
Фрэнк Сильва до того как стал самым страшным персонажем из моего детства
... и после
... и после

Хорошее кино захватывает тебя целиком и не позволяет тебе расчленять его в анатомическом театре. Иногда оно требует продышаться, подумать. В хорошем кино неясно где экспозиция, цель героя и его мотивация.

Поэтому в заключение вот вам список фильмов, после просмотра которых я решила бросить писать сценарии:

Определенно лучший фильм 2023 года
Определенно лучший фильм 2023 года
Французы лучше других научились снимать арт-стрим
Французы лучше других научились снимать арт-стрим
Если после просмотра фильма вы задаетесь вопросом убила ли она мужа - это плохой знак
Если после просмотра фильма вы задаетесь вопросом убила ли она мужа - это плохой знак
Постер отстой, как и оценки на Кинопоиске, но пусть вас это не пугает
Постер отстой, как и оценки на Кинопоиске, но пусть вас это не пугает
Плотный скандинавский триллер про нас, белых воротничков
Плотный скандинавский триллер про нас, белых воротничков
Молочникова я не люблю, но это очень честное кино
Молочникова я не люблю, но это очень честное кино
Лучший фильм на свете
Лучший фильм на свете
Мощнейшее кино, пока лучшее, что я посмотрела в этом году
Мощнейшее кино, пока лучшее, что я посмотрела в этом году
Вас они еще не достали?)) Но хороши же!
Вас они еще не достали?)) Но хороши же!
Несмотря на игривое название - весьма мрачная артуха
Несмотря на игривое название - весьма мрачная артуха
Иранский "Груз 200"
Иранский "Груз 200"
Тошнит от себя - кино, которое, кажется, никто кроме меня не смотрел, исправьте это, пожалуйста)))
Тошнит от себя - кино, которое, кажется, никто кроме меня не смотрел, исправьте это, пожалуйста)))

На самом деле любимых фильмов гораздо больше, но я, как обычно, боюсь утомить вас своей скромной персоной.

Спасибо, что прочитали!

2
47
2
2
44 комментария

Как сценаристу мне очень важна насмотренность.Сценаристу важна начитанность. Книги читай. Одна из бед вырождения и смерти современного кино - это то, что их авторы реально ничего не читают, и лишь перерабатывают такой же кино-фаршмак от предыдущих кинодеятелей, который тоже почти ничего не читали. И так, итерация за итерацией, мы идем к премьере фильма "Задница"
Мы живем в эпоху переизбытка кино. Мир наводнили фильмы и сериалы на любой вкус.В эпоху переизбытка нормисовского дерьма. А в реальности - целые жанры простаивают, целые ниши не заняты. Мы находимся на гик-сайте, где по сути у нас три жанровых столпа - фантастика, фэнтези, ужасы. И что из этого хорошо представлено в кино? Ничего. Сотни великих книжных произведений этих жанров не получили экранизаций. Где фильмовые аналоги или качественные экранизации Звездных королей, Гипериона, Звездного волка, Масс Эффекта в кино? Где эпичные экранизации фэнтэзи-столпов, коих десятки циклов в литературе, от которых идут мурашки при чтении? Где нормальные хорроры по мотивам Лавкрафта, Роберта Говарда, Кларка Эштона Смита, Ходжсона и десятка других культовых авторов?
Ничего этого нет. А если и выходит что-то из этого, то лучше бы не выходило, ибо современная школа киноделов просто не в состоянии родить кино того уровня, что было в 20 веке. Нормисы-хайпожоры дорвались до камер, повсеместная повесточка, и планочка зрителя уменьшалась с каждой итерацией, и вот мы здесь, прямо у смертного одра кинематографа.

15

Кстати, добавлю, что у меня просмотренных фильмов в районе 4000. Поэтому я знаю, о чем говорю.

2

Это база. Масс культура как раз и пережёвывает образы и мысли, придуманные в литературе. Это неплохо, но смотреть фильмы и не читать - это как пытаться научиться готовить с помощью поедания блюд. Как бы плюсы есть, но без изучения продуктов и процесса готовки ничего не выйдет.
Писатели, правда, в свое время говорили не начитанность развивать, а жизненный опыт получать вообще.

2

Масс Эффект в кино будет полной парашей, он работает только как игра

Не очень понимаю какой смысл такого неизберательного просмотра. Все фильмы не пересмотреть уже, синефилы видевшие все кино на свете закончились, говорят, в 70е. Поэтому ты либо выбираешь какой-то отвечающий твоим интересам, задачам, вкусам принцип: эпоха, жанр, тематика и т.д. - либо просто полагаешься на неведомый рандом. Любо разумный принцип будет лучше чем неведомый рандом.

А если ты смотришь для профессионального развития, то важно делать заметки, обсуждать, анализировать просмотренное. Иначе это мало эффективное занятие. И твой главный вывод кажется только это подтверждает:
Ну и самое главное. Я поняла, что есть фильмы про чувства. А есть фильмы про мысли.Настолько он очевиден и настолько он на поверхности, что никакого плотного изучения кино или искусства вообще не нужно чтобы к нему придти.

13

А если ты смотришь для профессионального развития, то важно делать заметки, обсуждать, анализировать просмотренноеФундамент.
Просто поглощение — ок, но его недостаточно, это лишь один из инструментов в цепочке саморазвития.

4