КАК Я ПОСМОТРЕЛА 600 ФИЛЬМОВ И ЧЕМУ МЕНЯ ЭТО НАУЧИЛО
1 января 2023 года я решила привить себе новую привычку: смотреть 1 фильм или 3 серии сериала каждый день.
Как сценаристу мне очень важна насмотренность. Я планировала смотреть всякое кино: и то, что только вышло на экраны, то что хвалят, то что ругают, то что смотрят все и то что никто не смотрит. Ну и конечно мировую киноклассику.
Как человеку мне просто хотелось выработать наконец свой вкус. Не поклоняться Феллини и Альмодовару потому что это "прилично" и принято.
Не презирать Марвел, потому что это якобы кинематографическая жвачка (лишь отчасти).
Признаюсь, несколько раз вводила чит-код: откровенно невыносимые фильмы я не досматривала, суперхреновые сериалы бросала после первой серии, а некоторые средненькие смотрела на скорости 1,5. В иные дни, когда ну уж совсем не было времени, я смотрела короткометражки (некоторые фестивальные смотреть было так тяжело, что лучше бы я все эпизоды Звездных войн посмотрела).
С сериалами было сложнее: стоило мне кому-то сказать, что мне не понравился сериал, так мне тут же говорили: ты просто не досмотрела до четвертой серии, там так-о-о-ое (любителям "Олененка" - привет!)
Ребята, шутите? Мы живем в эпоху переизбытка кино. Мир наводнили фильмы и сериалы на любой вкус. Кино должно брать меня за грудки, подтаскивать к экрану, закрывать попутно вкладки и ставить авиарежим на моем телефоне - само!
Итак, каким образом изменилось мое киносмотрение за эти полтора года?
Ну прежде всего я стала абсолютно всеядной.
Найти кино, которое мне покажется очень плохим - это надо я не знаю что сделать. Я смотрела фестивальное кино с полутемными планами. Я посмотрела гигатонны комедий, пугающе несмешных. Да что говорить, я посмотрела практически всего (!) Сарика Андреасяна (у него есть пара небезнадежных фильмов). Пожалуй, найти худший фильм так же сложно, как лучший. В моем сердце за аутсайдерское место борются «Мама будет против» (скетчи Уральских пельменей с Брекоткиным в парике) и сериал «Цирк» - кинематографический уродец, плод запретной любви братьев Запашных и старой КВН-овской гвардии сценаристов. Всю первую серию - (дальше я не осилила) - в моей голове звучал один единственный анекдот, который я знаю:
Приходит генерал в цирк. А там… медведи на велосипеде, тигры прыгают через кольца, клоуны с носами и дубинками.. Генерал краснеет, багровеет и как заорет: а ну-ка! Прекратить хуйню!!!
Вот мне так хотелось воскликнуть все время пока я смотрела сериал «Цирк».
Хуже всего, что доля наивности с каждым просмотренным фильмом падает, и теперь даже очень неплохие фильмы я смотрю с "холодным носом", начинаю против своей воли искать там отсылки, рационализировать его, искать пасхалки...
Да, со временем кино превратилось в работу. Сами решайте хорошо это или плохо.
Но когда я смотрю плохое кино - мне как-то полегче, думаешь, ну ничего, я, конечно, плохой сценарист, но кто-то ведь заплатил за сценарий сериала «Цирк» (да, у меня травма).
А потом ты сморишь хорошее кино - и аж дурно становится. Думаешь: ну, это, наверное, режиссер придумал, не сценарист…
А может этот сценарий вообще 100 человек писало?
После хорошего фильма я словно больная брожу по квартире и пытаюсь понять как же появилась эта магия? И смогу ли я такое повторить?
Хорошие фильмы буквально меня заставляют рыдать.
Предпоследний раз я рыдала после «Лучше звоните Солу».
Последний раз я рыдала, когда посмотрела «Убить Билла-2» (да, я впервые посмотрела этот фильм месяц назад). Вот эта сцена в гробу…
А вот этот флешбек с обучением у Пэй Мэя….А какой персонаж Билл! А вот эта встреча Умы Турман и ее дочери…
Осталась одна надежда, что никто-никто больше в нашей киноиндустрии не смотрел этот фильм, чтобы не ориентироваться на этот уровень гениальности))))).
Ну и самое главное. Я поняла, что есть фильмы про чувства. А есть фильмы про мысли. Вот первая часть Убить Билла - это про мысли. И только вторая про чувства. Ну это и понятно, учитывая что это по сути один фильм, беспощадно разрубленный надвое.
Бывает такой забубенный артхаус - все такое сложное и умное, и интертекстуальное, и аллюзия на Библию… Мозгом ты это понимаешь, да. Есть забористые концепты: ну такие оригинальные, ну вот никогда такого не видел… А сердце - молчит.
А есть фильмы интуитивно прекрасные. Нерасчленяемые и непрепарируемые. Вот все фильма Дэвида Линча, ну смешно же их растаскивать на ставку героя, арку героя и проч. Сам Линч придумывает свое кино, начиная с образа, вытащенного куска бессознательного, необъяснимого ему самому. Именно поэтому мне смешны все конспирологические теория, пытающиеся объяснить Твин Пикс.
Камон, ребята, персонаж Боб там появился только потому, что художник-декоратор Фрэнк Силва случайно попал в кадр. И Линч решил его оставить.
Хорошее кино захватывает тебя целиком и не позволяет тебе расчленять его в анатомическом театре. Иногда оно требует продышаться, подумать. В хорошем кино неясно где экспозиция, цель героя и его мотивация.
Поэтому в заключение вот вам список фильмов, после просмотра которых я решила бросить писать сценарии:
На самом деле любимых фильмов гораздо больше, но я, как обычно, боюсь утомить вас своей скромной персоной.
Спасибо, что прочитали!