У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Рассказываем, чем закончился очередной этап похождений Дина Джарина и его ушастого приёмыша.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

В пятницу в онлайн-кинотеатре Disney+ вышел финал очередного сезона «Мандалорца». Второй выпуск получился более зрелищным, насыщенным и связанным с основной вселенной «Звёздных войн», но за многочисленными появлениями гостевых персонажей и пасхалками несколько потерялась сюжетная линия самого главного героя.

Смена концепции

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

1 декабря в англоязычных странах поступил в продажу артбук «Звёздные войны. Мандалорец», посвящённый первому сезону сериала. В тексте предельно чётко сказано, что Джон Фавро предложил президенту Lucasfilm Кэтлин Кеннеди идею шоу, максимально не связанного с остальной франшизой: новый главный герой, место действия на задворках вселенной, минимум пересечений с Сагой о Скайуокерах.

Кстати, совсем скоро артбук выйдет и на русском
Кстати, совсем скоро артбук выйдет и на русском

Первому сезону по большей части удавалось придерживаться этой концепции, однако в финале расстановка сил резко изменилось. После того, как Оружейница поручила Дину доставить Дитя к джедаям, а мофф Гидеон выбрался из сбитого истребителя, потрясая дарксабером, оружием, знакомым каждому фанату «Войн клонов» и «Повстанцев», стало понятно, что Мандо не удастся и дальше игнорировать остальную часть далёкой-далёкой галактики.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Однако едва ли год назад кто-то мог предположить, в какую солянку превратится второй сезон. Кобб Вэнс из «Последствий» Чака Вендига, Асока Тано и Бо-Катан из «Войн клонов» и «Повстанцев», темные штурмовики из Dark Forces, Боба Фетт, упоминание о гранд-адмирале Трауне и, наконец, сам Люк Скайуокер — из истории стрелка-одиночки и его подопечного сериал превратился в демонстрацию возможностей Disney+.

Оправились от Асоки? А ещё у нас есть Боба Фетт! А на следующей неделе...
Оправились от Асоки? А ещё у нас есть Боба Фетт! А на следующей неделе...

Оно и понятно, первому сезону «Мандалорца» сопутствовал оглушительный успех, это едва ли не единственный проект диснеевской эры, благосклонно принятый подавяющей частью фан-базы. Неудивительно, что руководство Disney и Lucasfilm хочет закрепить полученный успех.

Второй сезон таким образом оказался испытательным полигоном, на котором студийные боссы проверяли зрительскую реакцию на появление того или иного персонажа. Закономерным итогом подобных испытаний стал анонс сразу трёх спин-оффов, первый из которых, «Книга Бобы Фетта», должен выйти уже в декабре следующего года.

К сожалению, ради этих экспериментов и отсылок Disney пожертвовал цельностью сериала.

Замедление сквозного сюжета

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

В финале первого сезона Оружейница поручила Мандо вернуть Дитя джедаям. Сюжет второго сезона можно выразить одним словом: вернул. Вернул, пережив множество приключений, повстречав множество новых друзей и потенциальных союзников и неоднократно едва не погибнув — но львиная доля этих встреч и приключений связана с магистральным сюжетом посредственно и может быть удалена из повествований без последствий.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Мандо напоминает среднестатистического героя RPG, который вместо выполнения главного квеста бегает по округе, отвлекаясь на выполнение второстепенных заданий, сражение со случайными монстрами и бандитами и исследование «вооон тех» руин.

С тем же успехом Мандо мог, минуя Татуин, сразу получить наводку на след Бо-Катан, Асока могла сообщить точные координаты ближайшего практикующего джедая, а Люк Скайуокер мог бы добираться до малыша Грого быстрее пары серий.

А уж если бы в конце первого сезона бывший повстанческий коммандос Кара Дюн вспомнила, что в Новой Республике есть джедай, и пробила его адресок по базе данных... право слово, республиканские пропагандисты работают из рук (щупалец, ласт, лап) плохо — пара лет, как кончилась война, а никто в Республике уже не помнит, что в их рядах сражался рыцарь-джедай.

Эпизодические персонажи затмевают собой Мандо

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Хотя сериал и называется «Мандалорец», подлинной звездой первого сезона был малыш Грогу. Трудно сопереживать тому, чьё лицо наглухо закрыто шлемом, снимаемым раз в сезон в последней серии, однако Педро Паскалю, его дублёрам и Джону Фавро почти удалось невозможное — Дин Джарин выглядел достаточно многослойным героем, который на наших глазах менялся под влиянием происходящих событий.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Однако во втором сезоне и Мандо, и Грогу отходят на второй план, предоставляя сцену эпизодическим персонажам. Асока Тано, Боба Фетт и Бо-Катан не стесняются перетягивать одеяло на себя, и Мандо то и дело оказывается то сайдкиком, а то и вовсе безмолвным наблюдателем, изо всех сил пытающимся не отстать от настоящих звёзд.

Он пропустил зрелищную сцену бегства с имперской базы на Неварро, позволил паре «неписей» перестрелять толпу пауков в ледяных пещерах и с заднего сиденья наблюдал за захватом имперского крейсера... Да что там, Дин смотрелся блекло даже на фоне наёмника Мэйфилда, у которого внезапно проснулась совесть и который поспособствовал уничтожению обогатительной базы Имперского Осколка на Мораке.

Одну из батальных сцен Дин и вовсе беззастенчиво проспал — пока Боба Фетт и Феннек Шанд сокращали ряды штурмовиков на Тайтоне, Мандо валялся в отключке по соседству с местным Местом Силы
Одну из батальных сцен Дин и вовсе беззастенчиво проспал — пока Боба Фетт и Феннек Шанд сокращали ряды штурмовиков на Тайтоне, Мандо валялся в отключке по соседству с местным Местом Силы

Справедливости ради, совсем без зрелищных сцен Мандо не остался. Именно он убил крайт-дракона на Татуине, пристрелил Лэнга на Корвусе, отражал атаки пиратов, стоя на крыше транспорта на Мораке, и одолел Гидеона на борту крейсера, а его прощание с Грогу и вовсе играет роль идеальной слёзодавилки, но все же вторую скрипку Дин играл гораздо чаще, чем полезно для заглавного персонажа сериала.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Общее и частное

Забавный момент: второй сезон «Мандалорца» буксует как цельная сквозная история, но при этом каждая отдельная серия сама по себе воспринимается как отличный мини-фильм, со своими героями, локальными сюжетными линиями и прочими оригинальными авторскими находками.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Перед выходом второго сезона создатели «Мандалорца» обещали, что зрители не увидят двух похожих друг на друга серий — каждый эпизод будет выполнен в своём стиле. Так и получилось, если «Маршал» — это классический вестерн, то «Пассажирка» — столь же классический ужастик, «Верный» — приключенческий боевик в стиле «Дороги ярости», а в «Джедае» и вовсе смешиваются элементы вестерна, самурайского кино и фильмов ужасов.

Отдельного упоминания заслуживает и постоянное появление персонажей из самых разных уголков далёкой-далёкой галактики. Да, возможно это и выглядит странным, что все они появились внезапно одним скопом, а Дин Джарин перед этим, кажется, и не слышал о том, что творилось вокруг, однако уже через несколько эпизодов регулярные камео знакомых героев превратились в своего рода игру, и зрители всю неделю гадали, кто же появится на экране следующим.

И здесь «Мандалорец» не разочаровал: появление Асоки и Бо-Катан позволяет продолжить сюжетные линии этих персонажей, остановившиеся ещё в «Повстанцах», ну а Боба Фетт наконец-то впервые за 40 лет показывает, за что конкретно его боялись по всей галактике. Особые ожидания были возложены на финал: после упомиания Трауна многие надеялись, что в шестнадцатой главе появится именно он, но в итоге Фавро и Филони подготовили зрителям совсем другой сюрприз.

Эволюция и развитие

Концепт-арт Райана Чёрча
Концепт-арт Райана Чёрча

Второй сезон несомненно получился более зрелищным, чем первый — охота на крайт-дракона, штурм имперского крейсера, дуэль в туманной дымке сожжённого леса. Добавилось разнообразия и в локациях: хотя действие по-прежнему разворачивается в галактическом захолустье, бесконечные пустыни первого сезона разбавились лесными мирами, джунглями, ледяными пустошами и негостеприимными водными планетами.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Но при этом возможности мастеров по спец-эффектам по-прежнему не поспевают за амбициями шоураннеров. Поэтому морде крайт-дракона не достаёт детализации, а Асока Тано и Люк Скайуокер, омоложенный с помощью цифровых технологий, выглядят скорее резиновыми копиями самих себя чем живыми людьми (или тогрутами).

Впрочем, главная проблема здешней Асоки даже не в излишней искусственности, а в том что живой, полный сострадания и желания помогать ближним персонаж превратился в жестокую, безжалостную стерву, которой ничего не стоит вырезать взвод солдат или нарушить данное обещание.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Галактика для людей

В далёкой-далекой галактике обитает огромное количество разнообразных рас, но, судя по «Мандалорцу», подавляющую долю галактического населения составляют если и не люди, то гуманоиды, среди которых по большим праздникам встречаются одинокие куаррены, каламари, викваи и митролы.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Возникает такое впечатление за счёт принципиального нежелания Джона Фавро рисовать персонажей на компьютере — всех без исключения инопланетян играют живые актёры в резиновых масках, что существенно ограничивает выбор представленных рас.

А словно этого мало, Фавро ещё регулярно меняет «элиенов» на людей — в изначальных сценариях первого сезона Пели Мотто была граном, а Грифф Карга — викваем, но после того как эти роли достались Эми Седарис и Карлу Уэзерсу, Фавро решил, что прятать лица таких актёров за масками — преступление.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Потери и жертвы

Одной из сквозных тем второго сезона стала тема потерь и жертв — приняв на себя роль опекуна Грогу, Мандо весь сезон вынужден чем-то жертвовать и что-то терять. Сначала он ломает корабль, затем теряет коляску малыша, затем его корабль и вовсе взрывают, лишая всего посильным трудом нажитого имущества, включая ту самую винтовку с раздвоенным дулом.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Но главные жертвы Дина связаны с его моральными принципами. Сначала, спасая малыша, он вынужден пожертвовать главным кредо своего клана и показать своё лицо окружающим. Затем он вынужден сделать это ещё раз, но уже из любви — давая Грогу хотя бы один раз взглянуть на его лицо перед расставанием.

Прощание с Малышом вообще одна из самых трогательных сцен за весь сериал. С одной стороны, Дин дал обещание вернуть Грогу к джедаям, с другой — он привязался к малышу и беспокоится за него, а ещё он прекрасно понимает, что не может обучить малыша и дать ему то воспитание, которого Грогу заслуживает.

И все равно, прощаться со своими детьми или приёмышами ради лучшего будущего для них — одно из самых тяжёлых испытаний в жизни любого родителя (и это он ещё не знает, какая судьба уготована ученикам Люка в сиквелах!) И Дин справляется с этим испытанием с честью.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Сюжетная линия с Грогу завершена

Финал второго сезона практически вывел малыша Грогу из сюжета и поставил точки во всех ключевых линиях первых двух сезонов. Теперь мы знаем, как зовут малыша, откуда он взялся и зачем был нужен моффу Гидеону. Сам Гидеон взят в плен, его тёмные штурмовики уничтожены, и Грогу ничего не угрожает. Дин сдержал слово и вернул малыша джедаям. Но что же будет дальше?

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Здесь у создателей есть варианты. Мофф Гидеон обезврежен, но он явно не главный архитектор возвращения Империи. Асока Тано мельком упоминала имя Трауна, так что в третьем сезоне нас вполне может ждать возвращение чисского адмирала.

Ну и самое главное — Дин дал Бо-Катан слово помочь ей с возрождением Мандалора. Возможно, в третьем сезоне нас ждёт ответ на ещё один важный вопрос — что же такое, всё-таки, та самая Чистка Мандалора, и как много мандо’аде её пережило.

У истоков Филониверса: итоги второго сезона «Мандалорца»

Правда, есть и ещё одна возможность — в сценах после титров нас ждал анонс чего-то под названием «Книга Бобы Фетта». Логично предположить, что это — ещё один спин-офф наподобие ранее анонсированных «Асоки» и «Рейнджеров Новой Республики», но дата премьеры, декабрь 2021 года, совпадает с ранее объявленной датой премьеры третьего сезона «Мандалорца».

Так что, если сюжетная линия, или, книга, Дина Джарина подошла к концу, и в третьем сезоне повествование переключится на Бобу Фетта? Не зря же все эпизоды называются главами. Подобный приём встречался в мультсериале «Аватар: Легенда об Аанге», где каждый сезон представлял собой одну из трёх книг. Какая связь между «Аватаром» и «Мандалорцем»? Над обоими шоу работал некто Дейв Филони.

Несмотря на то, что второй сезон «Мандалорца» наполовину состоит из филлеров, сюжет движется со скоростью беременной банты, а главный герой каждую серию уступает первую скрипку заезжим персонажам, все это удивительным образом работает.

Каждую неделю на протяжении двух последних месяцев большая часть зрителей вопила от восторга, когда съёмочная группа «Мандалорца» показывала им ровно то, чего так не хватало в трилогии сиквелов. Возвращение любимых персонажей, зрелищные сцены, ударный саундтрек Людвига Йоранссона — Джон Фавро и компания явно знают на какие кнопки давить, и это заглушает все логичные аргументы. По крайней мере, пока.

285285
362 комментария

Второй сезон держится на обычном фансервисе. Самые высокооцененные серии - с джедаями. Сам сериал не плохой, но его можно смотреть лишь отключая мозг. 
P.s и да, штурмовики нереально сосут. 

128

Наверное к каждому второму фильму/сериалу можно прочитать отзыв, в котором кто-то отключает мозг. Ох уж эти элитарные критики с отключенным мозгом.

75

Комментарий недоступен

32

Меня огорчили невероятно тупые дарк труперы еще больше. Такие типичные качки с пальцем в носу.

13

Сериал про фансервис и камео  

9

Я реально не понимаю, почему это плохо. Он приключенческий, герои все построены на архетипах, сюжет плоский, но очень зрелищный. Это же и есть звездные войны. Глубина тут вообще лишняя, это просто крутое развлечение.

Да и формат антологии, где серия=мини-фильм выглядит не как баг, а как фича. Мне это наоборот очень понравилось, даже напомнило олдскульные ламповые сериалы, типа батлстар галактики и светлячка

3

Сам сериал не плохой, но его можно смотреть лишь отключая мозг.

Как и любой фантастический/фэнтезийный сериал.

2