История ME, в отличии другой популярной франшизы Bioware, Dragon Age, очень личная — это история Шепарда – убери коммандера, и повествование просто развалиться.
Что если концентрация внимания вокруг личности протагониста и была концепцией концовки?
Мне нравится, как коротко и ёмко можно описать каждый выбор, буквально одним словом показав сущность героя и его убеждений. Подвести итог, как последней мыслью в голове умирающего. А разве в игре как-то иначе?
После изнурительной борьбы ты делаешь выбор, который изменит существование каждого существа в Галактике, не зная, но надеясь, что выбрал лучшее. На этом история Шепарда заканчивается, персонаж умирает и никогда не узнает, что стало с его близкими, отстроятся ли планеты, каким будет общество после войны, поэтому не узнаешь и ты.
Мне не дано знать, приходили ли выше- или нижеописанные концепции в голову руководству Bioware или жадные демоны из EA банально соблазнили их пасть на строну денег, но творчество в целом — всегда о воображении. Даже хрестоматийное «И жили они долго и счастливо…» — оставляет огромный простор для фантазий — да, жили, но как именно?
Пытались ли Bioware добиться того же эффекта, чтобы каждый фанат смог завершить это эпическое приключение своей личной, самой идеальной, концовкой?
Но люди хотят знать: упал ли волчок, побывал ли Дуглас Куэйд на Марсе, и что Люк и Ко будут делать после победы над Империей?
Ответы на эти вопросы мы получили.
Но что делать, если они нам не нравятся? Существует ли ответ, который понравится всем? Знаем ли мы сами, какие ответы нас удовлетворят?
В финале ME3, ретрансляторы массы взрываются и системы, разделённые световыми годами пути, остаются изолированными со своей правдой и возможностью строить догадки: что же произошло? Какова правда?
И фанаты, точно так же, как и оторванные друг от друга звёздные системы, будут мечтать о встрече друг с другом и обмениваться своими версиями правды, и каждая из них будет равноценна. Или придумают нечто творческое, что удивит даже самих разработчиков — например знаменитую Теорию Одурманивания.
Именно поэтому мне нравятся концовки Mass Effect — я вижу, как мои переживания игрока переплетаются с геймплеем.
Рассказ – это всегда личный опыт, в данном случае диалог игры с игроком, а не с целым сообществом. Но Mass Effect 3 кажется вышла в то время, когда это применилось: твиттер, реддит, форумы, борды и другие соцсети вскоре сделали своё дело — никогда прежде общение о предмете любви, не становилось так же важно как сам предмет. И никогда прежде комьюнити не обладало такими инструментами влияния на творцов. И им не позавидуешь – теперь они зажаты в тисках между преданнейшими фанатами и эффективными менеджерами!
Может истоки недовольства в загруженности рынка? Игр с каждым годом всё больше и больше, но меньше сил и времени на послевкусие. Нужен ли нам игровой фастфуд, который проще переварить, и нестись вперёд, к новым франшизам и впечатлениям?
Может люди ждали «канона», вокруг которого смогут объединится, эдакого окончательного судейства от студии, кто был прав. Но конкретика ограничивает креативность и фантазию.
Или существует какой-то альтернативный сюжет финала, поддерживаемый большинством? Мне так и не удалось отыскать ничего подобного, эту Идеальную Концовку. Я слышала, что, людям не нравится, потому что не нравится, и сделано не так, потому что сделано не так, а должно было быть как-то иначе.
Тогда я задумалась: реальной вещи (в данном случае концовкам МЕ3), вообще очень сложно соревноваться с чем-то вымышленным. Вымышленное может быть любым и лишённым всех недостатков - оно ничем не ограничено. Оно может существовать хоть в виде простой абстракции: «Истина которая осчастливит всех».
Игру сгубила любовь – у комьюнити было ожидание совершенства, чуть ли не откровения о смысле жизни. Совершенства невозможно достичь в принципе, но это не мешает из поколения в поколение объявлять о явлении [игрового] Мессии и спотыкаться, когда мессианская Игра оказывается просто игрой. Упуская в своём горе всё остальное.
Может, подходящей концовки для Mass Effect просто не существует, потому что никто так и не готов попрощаться с коммандером Шепардом?
В разговорах об идеальных играх и обманутых ожиданиях редко увидишь мысли о технических аспектах, а точнее –технических ограничениях.
«Все мои выборы за три части не были учтены,» - одно из основных замечаний в адрес концовки. Возможно ли это технически? И в менее масштабных играх выбор чаше всего влияет на следующую строчку в диалоге или третьестепенную статистику. Или, может есть примеры серии, которая смогла?
Mass Effect –чрезвычайно амбициозный объект: кинематографичное многосерийное РПГ со сквозным сюжетом, в процессе создания находившееся не под единоличным контролем какого-нибудь творца, с безграничным запасом времени, а целой группы людей с совершенно разными приоритетами. Это – первая в своём роде серия. И, при всех её огрехах, не хотелось бы, чтобы она стала и последней...
А лично я очень рада, что история Шепарда стала частью моей жизни.
Комментарий недоступен
5) Ты о идеях Капришина о финальном твисте, которые остались в МЕ2, в виде сюжетки кварианцев про быстро стареющую звезду и т.д.? Я читала, какой у него был план, и его идеи о "мутации тёмной материи", выглядят ещё хуже чем всё есть:
Тёмная материя - самое часто встречающееся вещество во вселенной. Оно, блин, в межатомном пространстве. Если бы с ним что-то случилось, все бы либо не заметили (и это было бы не критично для мира), либо тут же аннигилировали. К тому же, об этом веществе так мало известно, и это была бы ещё большая космо-фэнтези. К тому же эта версия порождает ещё пару огромных сюжетных дыр: почему Жнецы просто куковали по 10 000 лет в глубинах космоса, вместо того чтобы решать проблему? Если существование цивилизаций приближало конец вселенной, зачем вообще Жнецы позволяли им существовать?
Капришин там написал новый фундаментальный закон природы, и предлагал с ним бороться. Такое себе. Ну и сюжет Жнецами выходил странной побочкой - на основную проблему месилово с ними никак бы не повлияло.
А те двое действовали правильно - пытались проблему решить, просто в какой-то момент, не обладая нужными знаниями, свернули не туда. Довольно ясно игры это показали, что Жнецам всё-таки удалось обрести над ними контроль, используя их же крутость и ум против них. Но благодаря их фейлам эти знания получает Шепард, и не наступит на те же грабли.
6) А я вижу это так: мы преодолеваем цикл, пользуясь в первую очередь тем временем, что мы выиграли в двух предыдущих частях, из-за чего мы смогли найти информацию и разработки, которые удалось спасти предыдущим циклам.
7) А зачем это продолжение вообще нужно? Я вот совершенно не хотела бы его видеть, пусть даже люблю мир и скучаю по Шепу, Гаррусу, Лиаре, Нормандии и Ко.
Пошли титры и всё - пора двигаться дальше, сохранив приятные моменты в памяти. А бесконечные продолжения, перезапуски, спиноффы, кружки, полотенца, и прочее, что может сопровождать фаната на протяжении всей жизни, как "тряпочная мать" мартышку из эксперимента "Природа любви"... как по мне, так хорошая история становится ежедневной бытовухой и утрачивает всё волшебство. А у людей развивает инфантилизм.
8) Почему же не влияет? Если ты пропускал побочки, часть решений в третей части недоступна, какие-то сюжеты не встретишь или наоборот, встретишь, а твою концовку будут сопровождать разрушения различных масштабов:
- плохо готовился: триллионы погибших, тотальная разруха, не все концовки доступны;
- приготовился нормально: ущерб тянет на 1к общегаллактических бюджетов, но потери не так велики, выжившие радуются;
- приготовился отлично: закончилось всё максимально щадяще при вводных данных.
Даже заточенных под выбор кино от Кейджа и компании или визуальных новеллах этот самый выбор очень ограничен, а решения, которое на что-то влияют, ещё меньше. Это не прихоть отдельных разработчиков, это просто потолок технических и ресурсных возможностей.
Заключение:
Я просто вижу, что людям не нравится, потому что не нравится, и сделано не так, потому что сделано не так. Есть просто стенания, максимум - разбор почему конкретный момент плох (и там много правды), но никаких вменяемых альтернатив - какой надо было бы сделать (и технически можно было бы сделать) эту Идеальную Концовку.
Может есть игра, которая смогла? У МЕ в принципе аналогов нет: нет другой зрелищной многосерийной законченной РПГ со сквозным сюжетом и масштабными выборами.
Реальной вещи (в данном случае концовкам МЕ3), вообще очень сложно соревноваться с чем-то вымышленным. Вымышленное может быть любым и лишённым всех недостатков - его же просто не существует, оно ничем не ограничено. Оно может существовать хоть в виде простой абстракции: "Истина которая осчастливит всех."
От огромной любви к серии у комьюнити было ожидание совершенства. А его в принципе невозможно достичь, но многие раз за разом ждут явление Мессию и спотыкаются об это. Упуская то, что игра, и в половину не так плоха, как им кажется в их горе. Чёрт, она во хороша, во многом даже шикарна!
Так всю историю и серии и её разработки вижу я.
И последнее, но не по важности: спасибо за твой коммент, без шуток. Он усилил уверенность, что я верно выбрала тему для конкурса.
Такой комментарий:
1) И кто же вывел эту аксиому? Ну, про говно открытых концовок. Многие бы с тобой не согласились, особенно игроки РПГ и другие нарративные играх. Ради чего вообще нужно объявлять какую-то концовку каноном? Чтобы те, кто её выбрал, почувствовали превосходство?
Притензии к объёмам концовки смахивают на вкусовщину. Одному человеку достаточно пары строк описания и картинки, другой будет недоволен и после страницы текста с роликом.
К тому же, твоё недовольство из этого пункта вступает в противоречие с твоим же пунктом 8. Невозможно сделать игру, в которой решения игроков будут важны и при этом свети всё к одному знаменателю.
2) Тут без вопросов. (Разве что отмечу, что фантастика не менее убога, чем фентези, это просто разные жанры). Если приходишь на боевую фантастику с заделом в сай-фай, а в финале получаешь космооперу, имеешь полное право быть геймером в ярости.
3) Это фразу даже не знаю, как комментировать. Разве что: "Горн и всё что с ним связано - не одно из самых тупых Deus Ex в истории." Ультимативный коммент против ультимативного коммента.
И всё-таки кое-какие заделы на "волшебную хрень" были и в предыдущих частях: сообщения о древних артефактах и волусе-триллионере, купившим одну из таких планет и начавшем раскопки. Хотя реализовать это можно было и лучше, вместо схрона на Луне введя того же магната-волуса. Но и это повлекло бы за собой нарративные проблемы, например финал разыгрывался бы в какой-то Космо-хаско-срани, на которую игрокам плевать...
4) Если упростить, споткнувшись об собственный опыт, Жнецы хотели создать действующий музей всех рас галактики. Нормальное такое объяснение, не хуже, многих. Почему оно не может быть таким? Если бы логика и планы Жнецов были совершенны (достижимо ли создание такой идеи вообще), с ними не хотелось бы конфликтовать а противостоять им бы не вышло, потому что они бы не оставили для этого шанса. Сюжет не работал бы.
Я не знаю, почему от Жнецов, и игры в целом ждали Совершенства, как от Киберпанка в фантазиях участника секты свидетелей CDPR. Это всего лишь игра, сочинённая людьми, а не высшим разумом, не откровение, спущенное с небес в золотом свете. Почему люди раз за разом ждут совершенство, которое удовлетворит всех, искоренит голод и рак. Совершенства не будет.
Комментарий недоступен
О, я не один такой, которому концовки понравились. При этом оригинальные мне зашли больше, где ретрансляторы взрываются.
В этом же весь сыр. Цикл уничтожен, но при этом цивилизации заперты в своих системах. Да, Сверхсветовые скорости ещё доступны, но всё равно с такой скоростью с Земли до Палавена не долетишь. И Голонет тоже вырублен.
А это значит, что развитые расы уже не смогут мешать развивающимся. Те же Яги уже вроде как неплохо были развиты. Какие-то другие.
В итоге через каких 10000 лет, когда расы самостоятельно найдут секрет как делать ретрансляторы, это уже будет совсем другая галактика.
Новую игру опять же можно делать сделав ГГ новой расой.
ПС. Выбрал синтез, потому что только так Джокер и Иди могут быть реально вместе.
Привет, бро!
Мы есть, но сколько нас... не особо понятно. Нам ведь понравилось, поэтому мы довольно молчим.
Мне нравится, что в открытых концовках можно похэдканонить, и тонны идей имеют право на существование и высказывание.
Интересно было бы, если бы новая если бы новая ME строилась как DAO, и новой части можно было выбрать расу и предысторию ГГ, если будет какое-то возвращение к истокам. Но сейчас с громкими анонсами что только не выходит, это может быть и ME-гача.
Моя главная претензия к концовке Mass Effect 3 - почему мега компания Bioware с многомиллионными бюджетами не смогла попросить актёров зачитать закадровый текст и сделать несколько слайдов, объясняющих, что произошло после победы над Жнецами и как сложилась судьба всех основных персонажей. На протяжении всей трилогии у Шепарда была классная команда, настоящая, живая. Нам рассказывали невероятно интересные истории: о дружбе, любви, предательстве, долге и чести. Ставили перед сложными выборами. И всё это было абсолютно проигнорировано. Сами там додумайте.