Почему мне нравятся концовки Mass Effect 3

Размышления о прошлом и будущем легендарной серии после нового трейлера. Для конкурса #вполевоин

©BioWare
©BioWare

Важен не только опыт, но и то, что ему предшествовало. Именно поэтому эта история начнётся с небольшого вступления о том, что за человек её записал.
С серией Мass Effect я познакомилась в далёком 2008 году, благодаря славе Bioware как создателей KOTOR, и стала страстной фанаткой серии вплоть до появления Андромеды. Выход МЕ3 пришёлся на мой диплом, и какое-то время я стоически уворачивалась от спойлеров в Сети и боролась с желанием уйти в игровой запой и провалить диплом в качестве побочного эффекта. Пока я защищалась, успел выйти Extended Cut, и именно в этой версии игры я, ворвавшись в дом с обмывания диплома и обняв родных, продолжила приключения коммандера Шепарда...

Без долгих прелюдий и нагнетания интриги скажу: концовки мне понравились. Эй, этот спойлер уже в заголовке!
Недовольство в комьюнити тоже не сильно удивляло. В конце-концов это окончание легендарной серии, ожидания предельно высоки и каждый фанат ждёт игру своей мечты. Но что почти шокировало, так это мнение о: «Почти полном отсутствии влияния выбора игрока на концовку».
Современники битвы за Концовки вспомнят об акции с разноцветными кексами у офиса Bioware под девизом: «Неважно, какой цвет выбирать, вкус у всех одинаков».
А мне казалось невероятным, за парой фильтров в CGI, комьюнити пропускает тот грандиозный выбор, что нам предложили Bioware в конце ME3.

Через насилие и регресс к светлому будущему

Почему мне нравятся концовки Mass Effect 3

«Уничтожь их, или они уничтожат нас», - такое видение будущего предлагает наш верный соратник, адмирал Андерсон.

Уничтожение — первый из доступных вариантов.
Есть мнение, что красная концовка — единственно верная, потому что именно в этом состоял изначальный план Шепарда и КО. Но о чем ещё можно думать в отсутствии знаний о враге, его культуре, возможностях и слабостях?
Или другой довод — это — единственная концовка, в которой Шепард может выжить. Но красная концовка также единственная, в которой нет непосредственного созидания. Чтобы что-то создать, нужно что-то отдать, в случае ME3 главный герой отдаёт свою жизнь.
Варварский ли это подход, недостойный XXIII века, или нечто иное?
Этот выбор самый разрушительный, но он же единственный даёт возможность Галактике начать с чистого листа, построив свой фундамент для будущего.
При таком выборе может погибнуть синтетическая раса гетов, больше не будет общих (и в то же время чужих для всех) технологий Жнецов, кое-где вспыхнет война за ограниченные ресурсы, кто-то застрянет в мирах с враждебной средой. Регресс технологий и невозможность связаться с соседними системами усугубит изоляцию и культурные различия между мирами, кто-то даже погибнет, и но многие найдут свой уникальный путь решения проблем.
Мир красной концовки станет жестоким местом для жизни, но разнообразным и свободным, где уже не будет могущественных сущностей, чьи силы за пределами досягаемости для остальных. Он будет продолжать движение вперёд и соответствовать идеям эволюции: «Выживут наиболее приспособленные».
Можно ли назвать красную концовку миром возможностей? Вполне. В такой Галактике уживутся планетарные культы из «Звёздных Войн», научно-исследовательский флот Объединённой Федерации, и космо-вестрн «Светлячка». Найдётся место и для кровавой бани а-ля «Звёздный десант» против кроганов, а группа исследователей дальнего космоса может встретить создание, напоминающее фантазии Питера Уоттса из «Ложной слепоты»...

Синий мир тотального благоденствия

Почему мне нравятся концовки Mass Effect 3

«Выживание зависит от нашей возможности контролировать ситуацию... и уступать другим, если мы справиться не способны», - считает наш временный патрон и один из самых противоречивых персонажей франшизы, Призрак.

Ох, сколько наворотили: кроганы, рахни, кварианцы и геты, там все порушено и тут тоже, кругом пострадавшие от «Цербера» и пострадавшие церберовцы — кто-то должен контролировать!
Синяя концовка очень интересна с точки зрения трансформации образа Шепарда в последующем будущем вселенной.
В этой версии истории у гетов опять проблемы— они попадают в ментальное рабство. Но не стоит спешить с выводами — возможно, как раз им повезло больше остальных — они не смогут осознать тяготы жизни под контролем.
ИИ-Шепард, по заветам своего прообраза, обещал быть хранителем стабильности по всей Галактике: стражем будущего для многих, и карой для тех, кто этому будущему угрожает.
Но как именно? Он исправит разрушения, причинённые Жнецами, и «отойдёт от дел», став прообразом для нового культа? Или будет принуждать недовольных к стабильности? Создаст ли этот ИИ себе рамки и сможет ли в них удержаться? Ведь свойство разума — способность к развитию. Изменит ли ИИ-Шепард отношение к поступкам, совершённым под влиянием биологических факторов?
А если ИИ, созданный на основе человека, сойдёт с ума? Будет ли он тосковать в одиночестве? Станет ли ж электронный разум страдать от депривации? Что будет вытворять сумасшедший, обладающий миллионами совершенных орудий, щупальцами в каждом баре, глазами на каждой улице?
Кто знает, может мир синей концовки ждёт будущее, в котором уже ИИ-Шепард станет всеобщим врагом, существом из легенд, страшным и непонятным...
Но ИИ-Шепарду вовсе не обязательно слетать с катушек, чтобы общество начало им тяготиться, достаточно просто быть. Ведь сама суть несвободы плохо стыкуется с разумом, счастьем и развитием. Людям важна возможность побеждать проблемы и создавать их. Жизнь становится бессмысленной, а разум — излишним, когда нечто, что несоизмеримо больше тебя, отмерит и приведёт в исполнение лучший, для большинства, исход.
Выбрав синюю концовку можно фантазировать как о «эталонной научной фантастике», поднимающей вопросы ИИ и ненасильственно преодоления связанных с ним проблем, так и шпионской истории о подпольной борьбе, тоталитаризме и трансформации героя в антагониста, а то и злодея.

Рай слишком равных

Почему мне нравятся концовки Mass Effect 3

«Отношения — это симбиоз. Слабости нивелируются, сильные стороны складываются», - пытался убедить нас антагонист первой части, Сарен, который всего-то хотел как лучше.

Все болезни и несовершенства будут излечены, все найдут понимание у всех, со временем в Галактике наступит вечный мир, обитатели которого будут улаживать все разногласия продуктивным диалогом.
Но достаточно ли для счастья просто понимать друг друга? Вдруг продуктивные диалоги превратятся в бесконечные диспуты, наподобие тех, о которых рассказывал Легион в Мass Effect 2.
Если же это опасение беспочвенно, в обществах со временем будут утрачены культурные особенности, но появятся общие этические и законодательные нормы — эдакая глобальная унификация вшитая в ДНК (и её аналоги). Возрастет выживаемость, разница в потребностях будет постоянно уменьшаться. Сохранит ли свою важность культура и творчество? Остановит ли тогда мир своё развитие? Может ли мир в принципе это сделать, и не противоречит ли идея синтеза самой сущности жизни?
Или же наоборот - лишённое необходимости продираться через условности методов мышления и необходимости отвлекаться на внешнюю среду, общество сможет полностью реализовать свой потенциал. И все достижения предыдущих цивилизаций померкнут.
Эта концовка — также интересная возможность поразмышлять, как именно осуществится слияние органики с синтетикой во вселенной:
- получат ли органики неорганические копии нервной и иммунной системы, чтобы их мозг работал намного быстрее, а сами они стали выносливее?
- в тела синтетиков внедрятся синтетические волокна размером с ДНК, способные к саморепликации, создав связь, подобную связи между нейронами головного мозга?
- синтеткам загрузят постоянно и автономно обновляющуюся эмуляцию эмоций и вирус, отвечающий за возрастные признаки?
- отключение синтетиков от общего разума подарит им возможность личностного восприятия и оценки мира вокруг, даст возможность имитировать чувство, попутно обучаясь им?
- может наоборот - вчерашние органики получат доступ в общий мыслительный хаб?
- «синтез-код» распространятся по сети и в виде в виде вируса, выстраивающегося в иммунную систему?
Что из этого смахивает на реальную науку? Эй, в конце концов это — фантастика не совсем устойчивого поджанра, а не защита докторской по астробиохимической физике! Давайте немного повеселимся!

Попытка отыскать первопричину недовольства

Почему мне нравятся концовки Mass Effect 3

Концовка Синтеза достигает вселенной Dragon Age...

История ME, в отличии другой популярной франшизы Bioware, Dragon Age, очень личная — это история Шепарда – убери коммандера, и повествование просто развалиться.
Что если концентрация внимания вокруг личности протагониста и была концепцией концовки?
Мне нравится, как коротко и ёмко можно описать каждый выбор, буквально одним словом показав сущность героя и его убеждений. Подвести итог, как последней мыслью в голове умирающего. А разве в игре как-то иначе?
После изнурительной борьбы ты делаешь выбор, который изменит существование каждого существа в Галактике, не зная, но надеясь, что выбрал лучшее. На этом история Шепарда заканчивается, персонаж умирает и никогда не узнает, что стало с его близкими, отстроятся ли планеты, каким будет общество после войны, поэтому не узнаешь и ты.
Мне не дано знать, приходили ли выше- или нижеописанные концепции в голову руководству Bioware или жадные демоны из EA банально соблазнили их пасть на строну денег, но творчество в целом — всегда о воображении. Даже хрестоматийное «И жили они долго и счастливо…» — оставляет огромный простор для фантазий — да, жили, но как именно?
Пытались ли Bioware добиться того же эффекта, чтобы каждый фанат смог завершить это эпическое приключение своей личной, самой идеальной, концовкой?
Но люди хотят знать: упал ли волчок, побывал ли Дуглас Куэйд на Марсе, и что Люк и Ко будут делать после победы над Империей?
Ответы на эти вопросы мы получили.
Но что делать, если они нам не нравятся? Существует ли ответ, который понравится всем? Знаем ли мы сами, какие ответы нас удовлетворят?
В финале ME3, ретрансляторы массы взрываются и системы, разделённые световыми годами пути, остаются изолированными со своей правдой и возможностью строить догадки: что же произошло? Какова правда?
И фанаты, точно так же, как и оторванные друг от друга звёздные системы, будут мечтать о встрече друг с другом и обмениваться своими версиями правды, и каждая из них будет равноценна. Или придумают нечто творческое, что удивит даже самих разработчиков — например знаменитую Теорию Одурманивания.
Именно поэтому мне нравятся концовки Mass Effect — я вижу, как мои переживания игрока переплетаются с геймплеем.
Рассказ – это всегда личный опыт, в данном случае диалог игры с игроком, а не с целым сообществом. Но Mass Effect 3 кажется вышла в то время, когда это применилось: твиттер, реддит, форумы, борды и другие соцсети вскоре сделали своё дело — никогда прежде общение о предмете любви, не становилось так же важно как сам предмет. И никогда прежде комьюнити не обладало такими инструментами влияния на творцов. И им не позавидуешь – теперь они зажаты в тисках между преданнейшими фанатами и эффективными менеджерами!
Может истоки недовольства в загруженности рынка? Игр с каждым годом всё больше и больше, но меньше сил и времени на послевкусие. Нужен ли нам игровой фастфуд, который проще переварить, и нестись вперёд, к новым франшизам и впечатлениям?
Может люди ждали «канона», вокруг которого смогут объединится, эдакого окончательного судейства от студии, кто был прав. Но конкретика ограничивает креативность и фантазию.
Или существует какой-то альтернативный сюжет финала, поддерживаемый большинством? Мне так и не удалось отыскать ничего подобного, эту Идеальную Концовку. Я слышала, что, людям не нравится, потому что не нравится, и сделано не так, потому что сделано не так, а должно было быть как-то иначе.
Тогда я задумалась: реальной вещи (в данном случае концовкам МЕ3), вообще очень сложно соревноваться с чем-то вымышленным. Вымышленное может быть любым и лишённым всех недостатков - оно ничем не ограничено. Оно может существовать хоть в виде простой абстракции: «Истина которая осчастливит всех».
Игру сгубила любовь – у комьюнити было ожидание совершенства, чуть ли не откровения о смысле жизни. Совершенства невозможно достичь в принципе, но это не мешает из поколения в поколение объявлять о явлении [игрового] Мессии и спотыкаться, когда мессианская Игра оказывается просто игрой. Упуская в своём горе всё остальное.
Может, подходящей концовки для Mass Effect просто не существует, потому что никто так и не готов попрощаться с коммандером Шепардом?
В разговорах об идеальных играх и обманутых ожиданиях редко увидишь мысли о технических аспектах, а точнее –технических ограничениях.
«Все мои выборы за три части не были учтены,» - одно из основных замечаний в адрес концовки. Возможно ли это технически? И в менее масштабных играх выбор чаше всего влияет на следующую строчку в диалоге или третьестепенную статистику. Или, может есть примеры серии, которая смогла?
Mass Effect –чрезвычайно амбициозный объект: кинематографичное многосерийное РПГ со сквозным сюжетом, в процессе создания находившееся не под единоличным контролем какого-нибудь творца, с безграничным запасом времени, а целой группы людей с совершенно разными приоритетами. Это – первая в своём роде серия. И, при всех её огрехах, не хотелось бы, чтобы она стала и последней...
А лично я очень рада, что история Шепарда стала частью моей жизни.

Гадания на будущее по остаткам на тарелке в камбузе «Нормандии»

Недавно вышел трейлер новой части, осторожно названный The Next, и тысячи людей по всему миру принялись гадать, что готовят в Bioware.
Попробую и я. Не думаю, что какая либо концовка будет объявлена канонической, скорее разработчики нивелируют выбор из Mass Effect 3 и вернуться ко всему старому и доброму.
Возможно, секта нео-луддитов, впечатлённая пришествием Жнецов, совершит террористический акт, выведя из строя ретрансляторы и сломав Цитадель, обломки которой трагично парят по трейлеру,
И нам опять придётся спасать ещё не оправившуюся Галактику от новой опасности. И путь нам заступят уже знакомые террористы, космические пираты, геты, ставшие враждебными из-за потери связи со своей общностью, да так, что теперь каждый продвинутый хакер с самыми грязными намерениями может взять их под контроль.
Какой-нибудь новоявленный диктатор будет пугать население технологией превращения в хасков. Или некий культ уверует, что только так можно преобразоваться в высший разум, и надо бы насильно осчастливить всех этой перспективой...
А ставить палки в колёса нам будут лидеры и нации Совета, погрязшие во взаимных подозрениях, которые вот-вот, и перерастут в войну!
По пути мы решим проблемы неуглеродных форм жизни и углеродных тоже.
С уверенностью можно сказать, мы возьмём пробы с неизвестных планет и даже высадимся на некоторые из них, перевернув вверх тормашками несколько транспортных колёсных средств.
И так, даже после всех событий трилогии и катаклизма вселенского масштаба, Галактика очень быстро станет узнаваемой...
Ни к этому ли стремятся в Bioware? Вернуть всё то старое и гарантированно любимое фанатами? Может всё будет так. А может и совершенно иначе.

Вот и всё! Спасибо за ваше время! Мой первый лонгрид, буду благодарна комментариям по делу и телу статьи! Каналов нет, подписываться не на что, пропустим эту часть, ура!
Какую концовку хотели выбрать по ходу игры в ME3 и какую в итоге выбрали? А может напишите, какая она, ваша идеальная концовка ME, и чего ВЫ ждёте от The Next Mass Effect?
#блоги #masseffect #bioware #лонгрид

3131
28 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

5) Ты о идеях Капришина о финальном твисте, которые остались в МЕ2, в виде сюжетки кварианцев про быстро стареющую звезду и т.д.? Я читала, какой у него был план, и его идеи о "мутации тёмной материи", выглядят ещё хуже чем всё есть:
Тёмная материя - самое часто встречающееся вещество во вселенной. Оно, блин, в межатомном пространстве. Если бы с ним что-то случилось, все бы либо не заметили (и это было бы не критично для мира), либо тут же аннигилировали. К тому же, об этом веществе так мало известно, и это была бы ещё большая космо-фэнтези. К тому же эта версия порождает ещё пару огромных сюжетных дыр: почему Жнецы просто куковали по 10 000 лет в глубинах космоса, вместо того чтобы решать проблему? Если существование цивилизаций приближало конец вселенной, зачем вообще Жнецы позволяли им существовать?
Капришин там написал новый фундаментальный закон природы, и предлагал с ним бороться. Такое себе. Ну и сюжет Жнецами выходил странной побочкой - на основную проблему месилово с ними никак бы не повлияло.
А те двое действовали правильно - пытались проблему решить, просто в какой-то момент, не обладая нужными знаниями, свернули не туда. Довольно ясно игры это показали, что Жнецам всё-таки удалось обрести над ними контроль, используя их же крутость и ум против них. Но благодаря их фейлам эти знания получает Шепард, и не наступит на те же грабли.

6) А я вижу это так: мы преодолеваем цикл, пользуясь в первую очередь тем временем, что мы выиграли в двух предыдущих частях, из-за чего мы смогли найти информацию и разработки, которые удалось спасти предыдущим циклам.

7) А зачем это продолжение вообще нужно? Я вот совершенно не хотела бы его видеть, пусть даже люблю мир и скучаю по Шепу, Гаррусу, Лиаре, Нормандии и Ко.
Пошли титры и всё - пора двигаться дальше, сохранив приятные моменты в памяти. А бесконечные продолжения, перезапуски, спиноффы, кружки, полотенца, и прочее, что может сопровождать фаната на протяжении всей жизни, как "тряпочная мать" мартышку из эксперимента "Природа любви"... как по мне, так хорошая история становится ежедневной бытовухой и утрачивает всё волшебство. А у людей развивает инфантилизм.

8) Почему же не влияет? Если ты пропускал побочки, часть решений в третей части недоступна, какие-то сюжеты не встретишь или наоборот, встретишь, а твою концовку будут сопровождать разрушения различных масштабов:
- плохо готовился: триллионы погибших, тотальная разруха, не все концовки доступны;
- приготовился нормально: ущерб тянет на 1к общегаллактических бюджетов, но потери не так велики, выжившие радуются;
- приготовился отлично: закончилось всё максимально щадяще при вводных данных.
Даже заточенных под выбор кино от Кейджа и компании или визуальных новеллах этот самый выбор очень ограничен, а решения, которое на что-то влияют, ещё меньше. Это не прихоть отдельных разработчиков, это просто потолок технических и ресурсных возможностей.

Заключение:
Я просто вижу, что людям не нравится, потому что не нравится, и сделано не так, потому что сделано не так. Есть просто стенания, максимум - разбор почему конкретный момент плох (и там много правды), но никаких вменяемых альтернатив - какой надо было бы сделать (и технически можно было бы сделать) эту Идеальную Концовку.
Может есть игра, которая смогла? У МЕ в принципе аналогов нет: нет другой зрелищной многосерийной законченной РПГ со сквозным сюжетом и масштабными выборами.
Реальной вещи (в данном случае концовкам МЕ3), вообще очень сложно соревноваться с чем-то вымышленным. Вымышленное может быть любым и лишённым всех недостатков - его же просто не существует, оно ничем не ограничено. Оно может существовать хоть в виде простой абстракции: "Истина которая осчастливит всех."
От огромной любви к серии у комьюнити было ожидание совершенства. А его в принципе невозможно достичь, но многие раз за разом ждут явление Мессию и спотыкаются об это. Упуская то, что игра, и в половину не так плоха, как им кажется в их горе. Чёрт, она во хороша, во многом даже шикарна!
Так всю историю и серии и её разработки вижу я.

И последнее, но не по важности: спасибо за твой коммент, без шуток. Он усилил уверенность, что я верно выбрала тему для конкурса. 

7
Ответить

Такой комментарий:
1) И кто же вывел эту аксиому? Ну, про говно открытых концовок. Многие бы с тобой не согласились, особенно игроки РПГ и другие нарративные играх. Ради чего вообще нужно объявлять какую-то концовку каноном? Чтобы те, кто её выбрал, почувствовали превосходство?
Притензии к объёмам концовки смахивают на вкусовщину. Одному человеку достаточно пары строк описания и картинки, другой будет недоволен и после страницы текста с роликом.
К тому же, твоё недовольство из этого пункта вступает в противоречие с твоим же пунктом 8. Невозможно сделать игру, в которой решения игроков будут важны и при этом свети всё к одному знаменателю.

2) Тут без вопросов. (Разве что отмечу, что фантастика не менее убога, чем фентези, это просто разные жанры). Если приходишь на боевую фантастику с заделом в сай-фай, а в финале получаешь космооперу, имеешь полное право быть геймером в ярости.

3) Это фразу даже не знаю, как комментировать. Разве что: "Горн и всё что с ним связано - не одно из самых тупых Deus Ex в истории." Ультимативный коммент против ультимативного коммента.
И всё-таки кое-какие заделы на "волшебную хрень" были и в предыдущих частях: сообщения о древних артефактах и волусе-триллионере, купившим одну из таких планет и начавшем раскопки. Хотя реализовать это можно было и лучше, вместо схрона на Луне введя того же магната-волуса. Но и это повлекло бы за собой нарративные проблемы, например финал разыгрывался бы в какой-то Космо-хаско-срани, на которую игрокам плевать...

4) Если упростить, споткнувшись об собственный опыт, Жнецы хотели создать действующий музей всех рас галактики. Нормальное такое объяснение, не хуже, многих. Почему оно не может быть таким? Если бы логика и планы Жнецов были совершенны (достижимо ли создание такой идеи вообще), с ними не хотелось бы конфликтовать а противостоять им бы не вышло, потому что они бы не оставили для этого шанса. Сюжет не работал бы.
Я не знаю, почему от Жнецов, и игры в целом ждали Совершенства, как от Киберпанка в фантазиях участника секты свидетелей CDPR. Это всего лишь игра, сочинённая людьми, а не высшим разумом, не откровение, спущенное с небес в золотом свете. Почему люди раз за разом ждут совершенство, которое удовлетворит всех, искоренит голод и рак. Совершенства не будет. 

5
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

О, я не один такой, которому концовки понравились.  При этом оригинальные мне зашли больше, где ретрансляторы взрываются.

В этом же весь сыр. Цикл уничтожен, но при этом цивилизации заперты в своих системах. Да, Сверхсветовые скорости ещё доступны, но всё равно с такой скоростью с Земли до Палавена не долетишь. И Голонет тоже вырублен.

А это значит, что развитые расы уже не смогут мешать развивающимся. Те же Яги уже вроде как неплохо были развиты. Какие-то другие.
В итоге через каких 10000 лет, когда расы самостоятельно найдут секрет как делать ретрансляторы, это уже будет совсем другая галактика.

Новую игру опять же можно делать сделав ГГ новой расой.

ПС. Выбрал синтез, потому что только так Джокер и Иди могут быть реально вместе.

4
Ответить

Привет, бро!
Мы есть, но сколько нас... не особо понятно. Нам ведь понравилось, поэтому мы довольно молчим. 
Мне нравится, что в открытых концовках можно похэдканонить, и тонны идей имеют право на существование и высказывание. 

Интересно было бы, если бы новая если бы новая ME строилась как DAO, и новой части можно было выбрать расу и предысторию ГГ, если  будет какое-то возвращение к истокам. Но сейчас с громкими анонсами что только не выходит, это может быть и ME-гача. 

1
Ответить

Моя главная претензия к концовке Mass Effect 3 - почему мега компания Bioware с многомиллионными бюджетами не смогла попросить актёров зачитать закадровый текст и сделать несколько слайдов, объясняющих, что произошло после победы над Жнецами и как сложилась судьба всех основных персонажей. На протяжении всей трилогии у Шепарда была классная команда, настоящая, живая. Нам рассказывали невероятно интересные истории: о дружбе, любви, предательстве, долге и чести. Ставили перед сложными выборами. И всё это было абсолютно проигнорировано. Сами там додумайте. 

3
Ответить