Игорь Гром vs Бэтмен

Если кратко, то "Майор Гром: Чумной доктор" - это переписывание сюжета о Бэтмене, где Бэтмен слетает с катушек и хочет воплотить в реальность свои безумные идеи. Единственный, кто его может остановить - это простой питерский мент, Гром.

Если чуть более подробно, то далее - лонгрид. Картинок мало, текста много. А еще много СПОЙЛЕРОВ.

1. Почему Майор Гром не Marvel?

Игорь Гром vs Бэтмен

Если заходит речь о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор», то почти всегда следует сравнение с различными западными кинокомиксами, прежде всего с «Marvel». Однако сравнение с «Marvel» в данном случае не представляется продуктивным и не позволяет дать приемлемую интерпретацию. В супергеройских фильмах «Marvel» акценты расставлены на супергероях, на их отношениях друг с другом, на их внутренних психологических проблемах и конфликтах. Остальные атрибуты супергеройского кино, например, мирные люди, которых они должны спасать, взаимоотношения с полицейской или властной системой - все это отодвигается на второй план и играет заметную роль лишь в единичных фильмах. Тоже самое можно сказать и про злодеев «Marvel» - они почти всегда вторичны и малоинтересны. Именно по этим причинам сравнение с «Marvel» не дает ключей в понимании «Майора Грома»: элементы сюжета, которые для «Marvel» оказываются вторичными, для «Майора Грома» является самыми важными.

2. Ключ - сюжет о Бэтмене

По этой причине сравнивать «Майора Грома» следует не с «Marvel», а с сюжетом о Бэтмене. Сюжет о Бэтмене обычно включает в себя следующие компоненты:

1) Готэм, темный ночной город, население которого поделено на тех, кто живет в достатке, обычно это коррумпированные чиновники, члены мафии, и на бедных, которые погрязли в бедности и преступности. Важно подчеркнуть, что жители не являются статистами, которых просто нужно спасать, пока герои сделают всю работу. Они тоже играют свою роль в сюжете, тоже меняются по ходу действия.

2) Полицейская/государственная система, которая противопоставлена преступности и злодеям, борется с ними, но безуспешно. Система погрязла в бюрократии и коррупции, бессильна против преступности и мафии, а немногие честные полицейские не могут переломить ситуацию.

3) Суперзлодеи, цели которых, в отличие от мафии, не ограничиваются простым ограблением и дележкой награбленного, а, напротив, являются более глобальными, например, переустройство, изменение города в соответствие со своими идеями.

4) И, наконец, последний элемент - это сам Бэтмен, в миру Брюс Уэйн, принц Готэма, который ночью спускается с небес, наказывает преступников, защищает слабых. Единственный, кто может справиться с суперзлодеями и мафией.

Несложно заметить, что аналогичные части можно выделить в «Майоре Громе»:

1) Есть город, Санкт-Петербург, поделенный на богатых, которые не испытывают ни в чем нужды, для которых закон не писан, и на бедных, которые, напротив, терпят от преступников и беззакония богатых.

2) Есть система, в частности, в «Майоре Громе» представлена судебная система, потакающая преступникам, и система полиции, тоже далекая от совершенства. К этому элементу относится и сам Игорь Гром, который является сотрудником одного из полицейских департаментов.

3) Суперзлодеи. К таким, очевидно, относится Чумной Доктор, который Разумовский, который хочет насильно перестроить общество по своему усмотрению.

4) В сюжете о Бэтмене этот четвертый пункт занят именно Бэтменом. Логично допустить, что он должен быть занят Громом, однако он уже отнесен к элементу власти. На самом деле, эту позицию тоже занимает Чумной Доктор. И на этом перекомбинировании элементов во многом и строится сюжет «Майора Грома».

Уже можно заметить, что сюжет о Бэтмене и «Майор Гром» схожи в своих основных элементах, однако расходятся в их комбинациях и расположении. Чтобы лучше рассмотреть эти расхождения и смещения, следует более подробно рассмотреть некоторые конкретные вариации, то есть конкретные фильмы о Бэтмене.

Трилогия Нолана: "Бэтмен: начало", "Темный рыцарь", "Возрождение"

Игорь Гром vs Бэтмен

В первом фильме представлена вполне классическая картина. Готэм показан в темном, ночном антураже. В нем господствует мафия, полиция и суды бессильны. Однако, после долгих странствий, возвращается Брюс Уэйн и становится, по сути, новой судебной и исполнительной властью. Бэтмен сам решает, кого наказывать и как наказывать. И, хотя в некоторых сценах проскакивает осуждение самосуда, очевидно, что Бэтмен действует сугубо в рамках закона и справедливости. Точнее, Бэтмен, конечно, нарушает закон официальный, однако если официальный закон неэффективен, то самосуд Бэтмена кажется логичным и оправданным.

Дилемма «по суду или по совести» здесь однозначно разрешается в пользу совести. При этом важно подчеркнуть, что в сознании реципиентов всегда заложена пресуппозиция, некоторое аксиоматичное утверждение или понимание, что совесть, то есть четкие моральные принципы, у Бэтмена есть, и это некоторая неизменность и данность. В данном случае, хотя и Нолан сводит Бэтмена к реализму, к психологизму, однако все равно Бэтмен остается больше похож на бога, идеального мифологического героя.

Во втором и третьем фильмах характер борьбы Бэтмена с преступностью меняется. Цель Бэтмена отнюдь не просто посадить главного злодея и преступников за решетку. Бэтмен понимает, что победа не в том, чтобы в очередной раз арестовать мафию, чтобы она потом под залог вышла из тюрьмы и продолжила нарушать закон, а, напротив, оздоровить общество, чтобы сам город, его жители, полиция не допускали появления бандитов, в общем, создать здоровую систему, которая либо вовсе не допустит появления криминальных элементов, либо самостоятельно эффективно их устранит.

Именно за оздоровление ведется борьба во втором фильме. Джокер пытается убедить Бэтмена, что это невозможно, что гуманизм, законы, мораль - это лишь легкий налет цивилизации и культуры, а на самом деле, в критические моменты, когда речь идет о собственном выживании, все это исчезает, и люди мало чем отличаются от диких зверей, готовых растерзать друг друга ради спасения. Но Джокер ошибается: что мирные граждане, что преступники, запертые на кораблях, отказываются нажимать на кнопку и друг друга взрывать. По этой причине Бэтмен принимает вину Харви Дэнта на себя: люди должны верить, что преступность возможно победить своими силами, силами полиции, закона, то есть город может справляться сам, без Бэтмена.

В третьем фильме появляется Бэйн, который захватывает власть в Готэме. С рассматриваемого ракурса стоит подчеркнуть три вещи. Во-первых, это визуальная составляющая: если в предыдущих фильмах Готэм предстает в ночное время суток как темный и грязный город, то в третьем фильме Готэм выглядит преимущественно светлым и чистым, его показывают в дневное время. Многие ключевые сцены, в том числе кульминационные, финальные, происходят в светлое время суток. Во-вторых, Бэтмену не удается победить Бэйна своими силами: когда в первой половине фильма он в одиночку пытается противостоять Бэйну, он терпит поражение. В-третьих, население окончательно перестает быть безмолвными статистами и жертвами. Напротив, теперь жители города - это полноценный участник, субъект борьбы. Они организуют подпольную борьбу, причем самостоятельно, в отсутствие Бэтмена; они участвуют в финальной схватке: полицейские с Бэтменом сражаются против преступников и Бэйна, а бомбу захватывает Джим Гордон вместе с полицейскими и другими жителям. Если выразить вышеописанную модель в виде схемы, то получится следующее:

<br />

Таким образом, цель Бэтмена не просто в том, чтобы лично кулаками победить преступность, но в том, чтобы оздоровить город, и он мог сам себя защищать от преступности, без Бэтмена.

3. Гром против Бэтмена

Вернемся к «Майору Грому» и изначальному тезису: такая же схема, но с некоторым смещением реализуется в «Майоре Громе». Структурно Игорь Гром находится отнюдь не в позиции Бэтмена, а там, где народ и полиция. Строго говоря, Гром не является супергероем: у него нет сверхсил, сверхбогатства. Да, он ловит преступников, но общей ситуации в Петербурге это не меняет. В сцене, где сына олигарха отпускают из-под стражи в зале суда, хотя все понимают, что он виновен, Гром так же бессилен, как и мальчик-сирота, которого, к слову, Гром останавливает от мести и самосуда. Гром не занимается самосудом, он отдает это на откуп соответствующей законодательной и судебной инстанциям.

Игорь Гром vs Бэтмен

Позицию Бэтмена занимает Чумной Доктор, что подчеркивается даже визуально: его черный с плащом костюм, двойная жизнь: днем он богатый и гениальный миллиардер Разумовский, ночью мститель в маске. Сходные мотивы: наказание преступников, с которыми не справляется полиция, восстановление справедливости. Далее его планы и амбиции расширяются: под руку Доктора попадают олигархи, коррупционеры, продажные судьи. Все эти действия приветствуются жителями Петербурга до определенного момента, до момента, пока все это отвечает представлениям народа о справедливости.

Полиция и Гром, напротив, хотят Доктора посадить за решетку, поскольку, во-первых, он выполняет их работу, и делает то, что хотели бы сделать они, но не могут из-за скованности полицейской системы, из-за чего возникает некоторые ресентимент. Во-вторых, нарушается их монополия на насилие.

В определенный момент Доктор теряет народную поддержку. Происходит это тогда, когда действия Доктора расходятся с представлениями народа о справедливости: Доктор слишком жесток, он начинает карать тех, кто невиновен. Почему происходит это сверхнасилие со стороны Доктора? Дело в том, что с Доктором-Разумовским происходит то, что не могло произойти с Бэтменом. Бэтмен до конца, несмотря на все попытки свести его к реализму, остается идеальным героем, который не поддается никаким моральным колебаниям или искушениям. Вокруг Бэтмена создается миф, который конституирует Готэм, под влиянием которого жители города меняются, сам город очищается от преступности, институты власти и полиции начинаются работать. За Доктором-Разумовским такого мифа не стоит, миф не создается.

Доктор-Разумовский гораздо больше похож на персонажа из реализма, обязательным атрибутом которого являются психологические изменения, внутренние конфликты и изменения. У Разумовского это все наглядно изображено в раздвоении личности, детских травмах. Поэтому, если вспомнить фразу «по суду или по совести», то для Разумовского этот выбор не разрешим: по суду, то есть по закону, он не хочет, а с совестью, то есть с личными моральными ориентирами, у него проблемы.

Психологические проблемы Разумовского и его интеллектуальные построения выливаются в социальный конструктивизм, в некоторой проект по идеальному общественному устройству, который, однако, вызывает у жителей протест. Протест вызван, прежде всего тем, что Разумовскому наплевать на этих самых реальных жителей. Он вырос сиротой, живет в отдельном небоскребе, словно башне из слоновой кости, отделенный от простого народа. Мотив его действий - это осуществить свои интеллектуальные проекты, навязать свои представления о справедливости и идеалах. И, возможно, в том идеальном мире Разумовского действительно можно жить счастливо, однако фильм явно демонстрирует, что радикальное разрешение противоречий, полное искоренение преступности лежит через полный слом существующей системы, что ведет к насилию, крови, убийствам, хаосу, и единственные, кто готов откликнуться на призыв Доктора-Разумовского - это радикалы, анархисты, преступники.

И тут Доктору противостоит Игорь Гром. Главное отличие заключается в том, что Гром – это не герой интеллектуал. Он живет отнюдь не в небоскребе, не среди роскоши, он живет среди народа, часто с ним контактирует, в том числе и с преступниками. И все социальные противоречия, конфликты, недостатки системы он лично ежедневно наблюдает, пытается предотвратить, что-то получается, что-то нет.

При этом Гром не планирует радикально разрешать проблемы, несмотря на всю, казалось бы, безысходность своей работы. Во-первых, он понимает, что это приведет к жертвам, причем жертвам невинным, во-вторых, он смотрит на мир через призму своего реального опыта, а не книжных интеллектуальных построений. Он знает реальных людей, и он хотел бы покончить с несправедливостью, но одновременно и осознает несовершенство людей. И в силу этого несовершенства утопию, где всем бы жилось хорошо, не построить. Путь Грома в таком случае - это не слом системы и радикальные изменения, а поддержание ее со всеми ее противоречиями, удержание баланса, чтобы несовершенная система могла функционировать. Если уж и менять систему, то постепенно, изнутри, с четким пониманием ее проблем и недостатков.

В финальной схватке Доктор и Гром вступают не одни. И речь не про напарников Грома, а скорее про общественную поддержку. За Доктором идут люмпены и фанатичные радикалы, которые либо поддерживают идеи Доктора, либо просто хотят пограбить и нажиться, «все отнять и поделить». Им противостоят как законопослушные граждане, так и «честные преступники». Под «честными преступниками» имеются в виду такие преступники, которые являются частью социальной системы, обустроились в ней и комфортно себя чувствуют, с ними можно договориться и даже сотрудничать, как это делает, например, Гром, когда обращается к одному из своих друзей по ту сторону закона, чтобы достать смокинг и пригласительные. Разумеется, они против любых изменений. Важно подчеркнуть две вещи. Во-первых, люди сами понимают, что та несовершенная система лучше, чем утопические радикальные проекты, которые Доктор хочет силой им навязать. Во-вторых, они готовы сопротивляться самостоятельно, без помощи супергероя, который бы давал им условную "надежду" (без вмешательства Бэтмена). В-третьих, они объединяются с полицией, то есть системой власти: в темный час, при всех недостатках, именно на законную власть и полицию стоит полагаться; именно союз граждан и власти спасают город от бандитов, радикалов, психопатов. В итоге народ, власть и Гром побеждают и восстанавливаются порядок.

Игорь Гром vs Бэтмен

Фильм, однако, не кончается просто победой Грома над Доктором. В таком случае оставался бы вопрос «что делать?». Радикальный слом системы является неприемлемым вариантом, но и вариант Грома в виде посильной борьбы с бесконечной преступностью аналогично все равно выглядит как тупиковый. Вместо этих двух сомнительных путей в конце фильма объявляется третий путь: проведение реформ. Иными словами, несправедливую систему изменить возможно, но постепенно, без радикализма, и только при помощи власти.

44
11 комментариев

несправедливую систему изменить возможно, но постепенно, без радикализма, и только при помощи власти.

Ответить

с тем нюансом, что власть и есть несправедливая система.

3
Ответить

ИГОРЬ ГРОМ НЕ ГРЯЕТ - БЭТМЕН НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ

1
Ответить

а похуй что бетмен - это DC?

1
Ответить

В этом тексте букв больше, чем во всем сценарии.

1
Ответить

интересная мысль, что Гром, прежде всего, защищает монополию государства на насилие

в целом в базисе всей истории очень приятная идея для российской государственности (укорененная в том числе в классической литературе), что изменения могут идти только сверху, потому что изменения снизу - это всегда хаос и кровь. И вторая, более дискуссионная (так называемая дилемма жеглов-шарапов) - что любые мстители должны действовать в рамках протокола и под контролем вышестоящего начальства

Подумалось, что первая конструкция любопытно и свежо смотрелась бы в американском сеттинге, а в нашем выглядит.. ну, сами понимаете, как

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить