Регулярное восприятие письменного кода тренирует вашу память, а художественная литература делает это наиболее эффективно, поскольку, во-первых, она не дает при первом прочтении маркеров “здесь более важно, здесь менее важно” для упрощения выбора, что запоминать (и приходится сначала запоминать на всякий случай все, что кажется более или менее существенным, а впоследствии восстанавливать то, что выглядело как неважное, но вот как выскочило в сюжете, как завертелось); во-вторых, каждый роман нагружает память редким в реальной жизни объемом информации, это настоящая big data, которую, прежде чем обработать, надо загрузить в голову; а в-третьих, это чистой воды спорт: запомненная фактура художественного текста, если это не были эпизоды обучающего нонфикшна, никак вам в жизни не пригодится (разве что о литературе поговорить), а значит, можно прокачивать память, не беспокоясь, что запомните что-то не то, а то самое позабудете. Нырнули в книгу, как в мнемонический бассейн, поплавали вволю разными стилями, вынырнули, душ отзывами на лайвлибе приняли, пошли делами заниматься.
Как преподаватель и человек, много выступающий публично, скажу, что основная ценность беллетристики - в расширении словарного и понятийного запаса, а главное - в навыке формулирования собственных мыслей.
Ибо с этим у подавляющего количества людей, особенно у "технарей", гордо заявляющих, что " Я ваш дурацкий худлит не читаю! ", обычно жуткая беда
При этом для формулировки мыслей необходимо одновременно тренировать и письмо. Причем, на мой взгляд, именно письменная речь развивает говорение, а не устная. Устная из-за естественных ограничений идет по шаблонам, а на бумаге, когда есть время подумать, эти ограничения можно преодолевать.
Также, мне кажется, литература помогает в развитии эмоционального спектра и эмпатии, помогает узнать, что чувствуют другие люди, другой расы/социального положения/ориентации/характера, живущие в другой стране и даже в другом времени (если читать литературу разных эпох). Понимание - первый шаг к тому, чтобы быть мягче и добрее, сочувствовать, что в нашем гуманистическом обществе безусловно плюс.
Для людей любой творческой профессии чтение (а также все остальные медиумы типа кино, сериалов, музыки) маст, так как 90% творчества - это переработка и интерпретация того, что было создано до тебя.
Добавлю, что также основным мотивом для чтения худ. лит-ры являются новые эмоции. Когда нет возможности это сделать в реальной жизни, что зачастую и случается, мы обращаемся к жанру, который вызывает интерес и читаем что-то из него. Параллельно пополняя словарный запас, офк, все же для себя я вижу художку как некую рефлексию (не считая конечной убийство времени, но под него все что угодно может попасть).
Поэтому когда человек говорит "давно не читал" или "не хочется читать", как по мне это скорее значит не то, что он не хочет как-то развиваться, а что в данный момент эмоционально ему ничего не нужно кроме того, что он имеет на данный момент в жизни. Скомкано сформулировал я свою мысль, но думаю понятно.
Со всем что выше согласен, конечно.
Я вот либо что-то не то читаю, либо не так читаю, потому что формулировать мысли после трех абзацев мне становится тяжеловато.
собенно у "технарей", гордо заявляющих, что " Я ваш дурацкий худлит не читаю! "Где они такое заявляют, в вашей голове?) Вас, "гуманитариев", так сильно задевают шутки про свободную кассу, что вы начали выдумывать всякую фигну про технарей?) Технари самые большие любители научной фантастики, многие даже выбирают специальность под влиянием литературы этого жанра.
Для повышения словарного запаса недостаточно просто читать, нужно каждое незнакомое слово - выписывать и понимать его значение для дальнейшего употребления. Просто прочитав его, не понимая значения, никто не будет использовать. Я думаю мало кто это делает.
Так что про словарный запас тут и да и нет