Как "правильно" просить помощи и задавать вопрос? (Микро(нано!) лонг).

Среднее врем чтения 4-5 минут.

Текст ниже будет немного душным, местами занудным. В целом все, что я опишу дальше, вроде бы лежит на поверхности, но я очень часто вижу, как люди сталкиваются с непониманием, насмешками и не находят помощи. Многочисленные профильные чаты, в которых новички задают вопросы, просто пестрят случаями, когда задающего вопрос отправляют “гуглить”, читать документацию или просто игнорируют. Наблюдая за этим, у меня появилась идея и желание написать эту статью. Надеюсь, она будет кому-то полезна.

P.S. Я размещаю ее в подсайт Gamedev, может не совсем по адресу, но у меня не появилось идеи лучше)

Часто мы сталкиваемся с проблемой, решение которой уже есть у более опытных разработчиков. Речь в первую очередь будет идти про технические вопросы, это в меньшей степени относится к художественным или дизайнерским проблемам.

Нужно понимать, что человек, у которого мы просим помощи, не нанимался нам в учителя, у него полно собственных забот, работы и занятий. Наши проблемы, чаще всего, вообще никак не трогают человека, к которому мы пришли за помощью. Иногда нам не захотят помочь, это тоже нормально. Необходимо постоянно держать в голове мысль - “нам никто ничего не должен”.

Советы:

  • Сформулируйте вопрос. Запишите его.

Вы возможно удивитесь, но формулировка вопроса часто имеет в себе ответ. У меня десятки раз повторялась ситуация, когда я бился над проблемой, пока не задавал вопрос. И в тот самый момент, как я записал вопрос, описав проблемы, я находил решение.

Не нужно говорить, что у вас “все сломалось”, “ничего не работает”. Это не конструктивно и не несет никакой информации.

  • Потратьте время на поиск решения самостоятельно.

После постановки вопроса выделите 15-30 минут на самостоятельный поиск решения. Поищите в интернете, изучите документацию. Попробуйте по-разному формулировать запрос. (Если вы будете писать запросы на английском, вы удивитесь тому количеству информации, которое вам откроется). Используйте разные поисковые системы. Поисковики по-разному индексируют страницы.

  • Опишите ваш вопрос точно, без литературных оборотов и лишних слов.

Так-же опишите, что вы уже попробовали сделать и какие результаты это дало. Вы можете указать источники информации, которые просмотрели в поисках решений.

  • По возможности приложите скриншоты/видео, которые составят более точную картину о возникшей у вас трудности.

Убедитесь, что на скриншотах, которые вы показываете, хоть что-то можно понять и разобрать. Если вы показываете какие-то логи, то текст должен быть различим.

Даже если развернуть скриншот на весь экран - там не было видно ровным счетом ничего). В итоге человек задававший вопрос, так и не получил ответ (по крайней мере в этом чате).
Даже если развернуть скриншот на весь экран - там не было видно ровным счетом ничего). В итоге человек задававший вопрос, так и не получил ответ (по крайней мере в этом чате).

Не стоит фотографировать монитор) сделайте скриншот) Уважайте ваших собеседников, даже если у вас не стоит мессенджер на пк. Установите его. Перешлите себе скриншот на почту. Да делайте все что угодно, но не фотографируйте мониторы

  • Не забудьте указать версию программы, в которой у вас возникает ошибка.

Часто проблемы связаны именно с конкретной версией программы. Иногда эти проблемы являются фундаментальными для конкретной версии и просто не имеют решения в данный момент. Бывает и так, что те решения, которые подходили для версии 1.0, не подходят для версии 2.0.

  • Перечитайте свой вопрос.

Представьте, что вы не находитесь в контексте проблемы. Станет ли понятна проблема, после прочтения вопроса? Если нет, перефразируйте вопрос.

  • Не забудьте выразить свою благодарность.

После вопроса всегда уместно сказать спасибо:)

На самом деле, если каждый задающий свои вопросы будет придерживаться алгоритма изложенного выше - мир станет намного лучше и эффективнее) Но полезные советы на этом не закочились.

Получив ответ, попробуйте решить проблему. Выполните все действия, которые вам посоветовали. Если у вас ничего не получилось, еще раз внимательно все перечитайте и повторите все действия еще раз. Если все равно ничего не получилось, можно идти за уточнением.

Если проблема решилась, обязательно напишите, что конкретно вам помогло. Часто решение которое нам предложили оказывается не рабочим, но в ходе попыток мы находим какой-то другой способ. Об этом тоже обязательно нужно написать. Дело в том, что человек ответив на наш вопрос, будет думать, что решение сработало и в следующий раз будет советовать тоже самое уже кому-то другому. Он откликнулся на вашу просьбу о помощи, будет логично отплатить ему тем же и поделиться информацией, которую вы нашли.

Удивительно, что приходится описывать нечто подобное. Но как показывает практика, очень много людей просто не задумывается над такими простыми вещами и не получают нужную им информацию. Надеюсь кто-то сочтет эту графоманию полезной:)

11
22 комментария

Бл, как же у вас у айтишников все тяжело - гайды, нахуй, на просьбу о помощи. Вон, бля, на заводе: " -Мужики, куда эту хуйню ставить то? -Эту хуйню пиздуй сюда, а эту сюда нахуй надо" И все, бля , понятно

10
Ответить

То есть ты хочешь сказать что когда ты устраиваешься на завод, тебе не нужно смотреть туторы индусов о том, как работать? Типа прямо на месте люди показывают? Может ты ещё хочешь сказать что на заводах люди между собой общаются?

7
Ответить

Да мы "айтишники" еще и ранимые, токсичные и вот это вот все) Хуйню всякую мы носить не любим, а вот словоблудие развести - это всегда пожалуйста)

1
Ответить

Осталось накатать Лонг "как гуглить" и "как читать"

5
Ответить
Ответить

Слишком много букав, не хочется букавы читать.

2
Ответить

В следующий раз постараюсь в виде комикса выкладывать)
Или лучше немое кино снять?

2
Ответить