«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Почему обруганному критиками фильму стоит дать шанс.

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Бывают такие фильмы, которые вызывают скепсис прямо с момента анонса — например, мультфильм про эмодзи, радикальная перезагрузка «Охотников за привидениями» под тем же названием или экранизация цикла «Тёмная башня», умещённая в один полуторачасовой фильм.

Все упомянутые примеры — проекты Sony Pictures, и это неслучайно. За последние годы над странными решениями руководства студии и стоящими за ними примитивными мотивами и рассуждениями, о которых стало известно благодаря масштабной утечке данных, не поиздевался только ленивый.

Кадр из попавшей в сеть презентации Sony.
Кадр из попавшей в сеть презентации Sony.

Не так давно Sony превзошла саму себя, анонсировав целую киновселенную, от которой ничего хорошего не ждал, кажется, никто. Долгие годы пытаться построить собственную франшизу о Человеке-пауке, загнать её в тупик после второго же фильма, фактически расписаться в собственной некомпетентности, отдав популярного персонажа в аренду Marvel Studios, а затем поставить всё на «киновселенную о врагах Человека-паука, но без Человека-паука» — это звучит абсурдно по любым меркам.

Интернет наполнился аналитикой от любителей комиксов — фанаты пытаются представить себе, как может выглядеть сольный фильм о Крэйвене-охотнике, кому могла прийти в голову идея отдельных фильмов о таких малоизвестных персонажах, как Шёлк и Найтвоч, а главное — чем все эти люди будут заниматься в киновселенной, в которой не будет Человека-Паука. Первой частью странной франшизы должна была стать картина об инопланетном паразите Веноме.

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Судьба «Венома» с самого начала казалась мне предрешённой: мертворождённое начало мертворождённой франшизы; отчаянная попытка Sony выжать хоть что-нибудь из своей долгоиграющей лицензии, которой предстоит стать объектом насмешек и поводом для очередной порции разговоров о некомпетентности руководства студии, а затем отправиться на свалку истории.

Потом были сумбурные трейлеры и маркетинговая кампания, а затем — абсолютно разгромные отзывы критиков. Кино называли вымученным, шаблонным, бездушным — ровно таким, каким я нарисовал «Венома» у себя в голове.

Ну а вслед за этим последовали уже привычные восторженные отзывы фанатов и обвинения критиков в заговоре. Ситуация с «Отрядом самоубийц» и «Лигой справедливости» научила меня тому, что ярые фанаты могут найтись у любого фильма по комиксам, — даже у самого чудовищного, — так что особого значения этим отзывам я не придал.

В кинотеатр пошёл скорее из чувства долга — чтобы быть в курсе, — и был настроен получить удовольствие хотя бы от того, насколько фильм плох. Первые полчаса я ждал, когда же закончится удачная часть и начнётся тот бездушный и не выдерживающий критики фильм, на который я, собственно, и пришёл. Он так и не начался — «Веном» неожиданно стал одним из моих самых приятных походов в кино за последнее время.

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Есть такое понятие «guilty pleasure» — это когда вы, например, получаете от фильма удовольствие, но понимаете, что он плох. Это совершенно не тот случай: я искренне не понимаю, чем плох «Веном». Кроме того, что в нём не обошлось без какого-то количества сюжетных дыр, и того, что он похож на фильм «Апгрейд».

Многие критики сходились в том, что играет Том Харди хорошо, а то, как показано взаимодействие его героя с симбиотом — единственное достоинство фильма. Я с этим даже соглашусь, только вот, как мне показалось, кроме игры Тома Харди и взаимоотношений Эдди Брока с Веномом фильму ничего и не нужно. Любовная линия, злодей и его план, экшен-сцены — всё это существует только в качестве фона для очаровательной истории о том, как журналист-неудачник и кровожадный паразит из открытого космоса сумели найти общий язык.

Прежде всего, «Веном» от режиссёра культового «Добро пожаловать в Zомбилэнд» — это комедия. Тут действительно очень мало «классических» шуток и гэгов, после которых можно вставить закадровый смех — как это принято в фильмах Marvel (Тор заходит в вагон метро посреди битвы — аудитория смеётся).

Юмор в «Веноме» основан на ситуациях, персонажах и их взаимоотношениях — аудитория смеётся не после определённых моментов, а на всём протяжении сцен и диалогов. Я, например, не смог сдержать смеха, когда на вопрос ошеломлённого после расправы над отрядом наёмников Эдди Брока «Ты будешь ещё кого-нибудь жрать?!», Веном, ненадолго задумавшись, серьёзно ответил «Вероятно».

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Контраст между кровавыми расправами и спокойными диалогами, неожиданные высказывания и предложения Венома, уморительные реакции на происходящее Тома Харди, трогательные проявления заботы Венома об Эдди — всё это не только вызывает смех, но и заставляет проникнуться симпатией к персонажам. Даже к самому Веному.

История работает настолько хорошо, поскольку образ симбиота держится сразу на нескольких популярных архетипах массовой культуры, причём в каждый из них вносит изюминку тот факт, что Веном — кровожадный инопланетный паразит.

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Первый архетип — «друг, который неожиданно появляется в вашей жизни и наполняет её приключениями», основан на общечеловеческой детской мечте. Взаимоотношения между Эдди Броком и вселившимся в него Веномом — это, по сути, отношения между Малышом и Карлсоном, с поправкой на то, что Карлсон в этой ситуации не только постоянно выдумывает новые способы «пошалить», но ещё и пытается сожрать всё, что движется.

Второй — «волшебный старший товарищ». Это тоже детская мечта, и примеров воплощения этого образа в искусстве масса — взять хотя бы Рика и Морти, или пионера Вольку и Старика Хоттабыча. Веном периодически ведёт себя по отношению к Эдди Броку именно так — выполняет его желания со словами «что ж ты сразу не сказал», трогательно стремится помочь ему наладить личную жизнь. А между этим пытается сожрать всё, что движется.

Ещё один архетип — «негодяй с золотым сердцем». Культовыми персонажей Хана Соло и Джека Воробья сделал, во многом, именно тот факт, что в их мотивах зритель сомневается до самого конца: когда в финале Джек в очередной раз оказывается на правильной стороне, аудитория вздыхает с облегчением и начинает любить его ещё сильнее.

Логика подсказывает, что в финале фильма Веном тоже должен будет сделать нечто хорошее и правильное. И тут прекрасно то, что никаким «золотым сердцем» кровожадный паразит не обладает: от своей основной цели — сожрать всё, что движется, — симбиот практически не отступает до самого конца картины. И именно этот контраст заставляет умиляться вдвойне, когда тот наконец демонстрирует минимальные признаки эмпатии по отношению к своему носителю.

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра
«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Многим не понравилась финальная битва — мол, создатели не смогли придумать ничего более впечатляющего, чем бой между двумя CGI-симбиотами. И действительно, с визуальной точки зрения сражение сделано не очень интересно — хотя до битвы двух «пантер» на рельсах из финала «Чёрной пантеры» тут всё ещё далеко.

Но если относиться к «Веному» не как к супергеройском эпику, а как к бади-муви о человеке и инопланетном хищнике, бой между пришельцами начинает играть новыми красками благодаря нестандартной мотивации Венома.

Вдумайтесь: Веном объясняет, что хочет помешать своим сородичам заполонить Землю только из-за того, что ему не хочется конкуренции. В своём мире он просто «неудачник», а тут его все боятся и считают чудом природы. Фактически, заглавный герой фильма вступает в финальную схватку со злом ради эксклюзивного права жрать всё, что движется, на планете Земля. Ну и ещё он необъяснимым образом привязался к своему носителю — тоже по схеме Малыша и Карлсона («Да, странно, но всё-таки я очень к тебе привязался, глупый мальчишка»).

Пусть CGI, пусть банальная постановка, но в том, что мы смотрим на экран и болеем за инопланетную тварь, единственная цель и мечта которой — жрать людей, — всё-таки есть какая-то магия.

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

Прямо перед финальными титрами фильм подобрался очень близко к тому, чтобы всё испортить. Когда Эдди Брок стал объяснять Веному, что «убивать можно только плохих людей, и то лишь в самом крайнем случае» и кормить пришельца шоколадками, я, впервые за весь фильм, снова вспомнил о киновселенной Sony, в которую симбиота всё ещё необходимо вписывать.

Когда Веном схватил грабителя и начал терпеливо объяснять ему, что если он ещё раз застукает его за этим занятием, то непременно убьёт, я успел загрустить.

«Веном»: заниженные ожидания и удовольствие от просмотра

«Всё понятно», — подумал я, — «Делали фильм о кровожадной инопланетной твари, которая боролась за монополию на поедание людей, а теперь всё сводят к очередной истории о народном мстителе-«антигерое» ради никому не нужной киновселенной. Ждём очередной беззубый «Отряд Самоубийц», в котором «злодеи» не будут делать ничего по-настоящему злодейского».

В этот момент Веном сказал грабителю: «Хотя, знаешь что, я передумал».

И сожрал его.

240240
107 комментариев

5 стадий принятия Венома на DTF.

185

Никакого заговора тут нет — я просто зашёл в кино вчера вечером )

7

Сходил посмотрел. Основная претензия это:
- шутки для детей (ты станешь какашкой-я себе лицо разбил на этом моменте), сюсюканье симбиота типа "ну пазялуйста можно я буду кушать плохих?"
- все уже обмусолил, но PG-13. Камера краснеет и уходит в сторону при хоть какой-то жестокости. Поэтому Веном получился не грозным, а этакой собачкой с зубами. Особенно в совокупности с детскими пошутейками.
- развитие отношений между Симбиотом и Броком очень скомкано и поверхностно.
- ну главгад просто никакой. Он не запоминается от слова совсем.

В остальном, жвачка на вечер. Посмотрел да выплюнул. Фильм тянет Харди.

42

Комментарий недоступен

22

Главгад просто по "тегам" должен был быть похож на главу гугл, о том, что он не похож на злодея крутого никто и не думал.

2

Разделяю мнение автора.
Тоже перед просмотром начитался в сети отзывов разных «псевдо-критиков» (особенно здесь, на DTF). На фильм шёл просто потому, что веном - один из любимых комиксных героев + Харди.
По итогу весь фильм приятно порадовал. Да, экшен сцены сделаны скомкано (в здании редакции в основном, погоня на байке была неплохая), в сюжете есть дыры, но актёрская игра и химия между Харди и «заразой» перевесили все незначительные минусы.
Жду сиквел с карнажем.

27

Комментарий недоступен

21