​«Кислота»: обзор молодежной драмы от русского режиссера-дебютанта

Александр Кузнецов в роли Пети
Александр Кузнецов в роли Пети

Недавно в прокате появилась молодежная драма режиссера-дебютанта и воспитанника «Гоголь-центра» Александра Горчилина, которую обязательно нужно посмотреть вместе с «Летом» Серебренникова и «Довлатовым» Германа мл., чтобы составить себе правильное представление о текущем состоянии российского кинематографа.

Тизер-трейлер

Именно по этой причине мы не берем в счет «Собибор», «Тренера» и прочую патриотичную чепуху. Есть еще, например, «Я худею» и «Непрощенный», но об их заслугах мне трудно размышлять, когда рядом есть такие фильмы. Ну а «Юмориста» Идова я еще не видел. «Кислота» – это далеко не идеальная работа, страдающая от привычных болячек нашего авторского кино, унаследованных от лучших режиссеров страны, включая Серебренникова, главного духовного наставника Горчилина. Но это очень многообещающий и местами вполне изящный дебют, который может стать началом новой (или, как минимум, продолжением старой) традиции русского авторского кинематографа... если Александр отбросит костыли порядком надоевших приемов своих старших коллег и покажет нам свою индивидуальность.

Арина Шевцова в роли Карины
Арина Шевцова в роли Карины

Фильм финансировали и продюсировали взрослые люди, в том числе Нателла Крапивина, музыкальный продюсер Лободы и создатель «Орла и решки», но за содержание отвечали молодые ребята. Поэтому он ожидаемо рассказывает об экзистенциальных метаниях юного поколения и понятной многим из нас проблеме поиска самоидентичности. Саша (Филипп Авдеев), нежный и ранимый тинейджер из богатой семьи, пытающийся писать музыку, из-за трагичных событий в прологе пускается на поиски себя. Его близкий друг Петя (Александр Кузнецов) – представитель семьи бедной – становится косвенной причиной той самой трагедии, которая также толкает его на сомнительные действия разной степени глупости. Думаю, в жизни многих из нас происходило что-то подобное, пускай и в менее кинематографичной форме: все мы в свое время задавались похожими вопросами и не находили себе места из-за отсутствия ответов. Это, наверное, один из главных плюсов фильма, сильно снижающий порог вхождения даже для тех, кто редко сталкивается с авторским кино. Драмы и динамики этой истории добавляет живая операторская работа Ксении Середы – в лучшие моменты камера летает и трясется, нагнетая реализма и волнения, как в большом фестивальном кино.

Петя в шоке после оргии
Петя в шоке после оргии

Но, как бы гармонично Авдеев и Кузнецов ни смотрелись в ролях потерянных подростков, в большинстве их действий прослеживается воля сценариста, а некоторые сцены вроде «Я страшнее вас всех» сыграны как по методичке и сильно отдают театральным перформансом. Безусловно, поклонники ребят могут со мной поспорить, да и Кузнецов иногда дает едва ли не Тома Харди, но это тот случай, когда главным героям логичнее оставаться ближе к реальной жизни и не перетягивать на себя внимание неуместной харизмой. И благодаря этому здесь выгодно выделяются роли второго плана, среди которых есть как минимум одно открытие – Арина Шевцова, она настолько аутентично смотрится в образе школьницы Карины, что я в ее лице спокойно могу представить себе кого-то из наших подписчиков на ютубе. Про появления-вспышки Петра Скворцова я вообще молчу – это лучшие эпизоды фильма, на которые приходится и основная драма и шикарные визионерские решения. Все это отлично показывает, как сильная актерская игра может вытянуть на себе буквально весь фильм, как это было, например, с «Учеником»… и почему Горчилину не стоит стесняться оригинальных художественных приемов.

Слева: Карина в исполнении Арины Шевцовой. Справа: Саша в исполнении Филиппа Авдеева
Слева: Карина в исполнении Арины Шевцовой. Справа: Саша в исполнении Филиппа Авдеева

У меня написан еще целый абзац претензий, среди которых есть завышенные ожидания, оторванность от реальности, излишний драматизм, идейная пустота, смутная мотивация героев, плохое понимание молодежи и т.д., но все это не поместится в один пост. Поэтому закончу на том, что «Кислота» – это: куда более удачный дебют, чем «Холодный фронт» Волобуева; и действительно важное событие для русского кинематографа и «Гоголь-центра» в частности. Поэтому у Горчилина все будет хорошо. В том числе, потому что у него теперь есть хорошая сковородка.

137137
181 комментарий

Автор, непременно пишите ещё, такие статьи очень нужны, чтобы рубрика не потонула в потоке веномов и хеллбоев, только имейте в виду, что назидания про "обязательно смотреть" и обобщения про "правильное представление о состоянии российского кино" (где под правильным имеется в виду ваше собственное) выглядят нелепо.

58
Ответить

Спасибо! Самому приятно, что не блокбастер вылез на главную. Я понимаю претензию по поводу «правильного», но не могу с ней согласиться, потому что ура-патриотические фильмы, из-за которых у нас ограничивают или замораживают прокат иностранного кино – это действительно не очень хорошее кино. Я не думаю, что сильно погрешил против истины, назвав Лето и Довлатова более хорошим кино, чем понятно что. Плюс, это мое личное мнение – я стараюсь быть объективным там, где это правда необходимо, но даже великие кинокритики всегда выражают именно личное мнение, которое ценно из-за их опыта и личной позиции. Тот же Зельвенский тем и хорош, что иногда как будто из принципа хвалит говно и критикует хорошее, что лично меня часто заставляет взглянуть на эти фильмы по-новому.

12
Ответить

которую ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно посмотреть вместе с «Летом» Серебренникова и «Довлатовым» Германа мл., чтобы составить себе ПРАВИЛЬНОЕ представление о текущем состоянии российского кинематографа.

ВОУ ВОУ ВОУ.
У меня пафосометр зашкалил

37
Ответить

Пфф, купите новый в Москве, там шкала x1000.

3
Ответить

"Слева: Карина в исполнении Арины Шевцовой. Справа: Саша в исполнении Филиппа Авдеева" – 2018 год на дворе, лучше пояснить лишний раз кто где.

12
Ответить

Уверен, что 90% не знали, кто это, а в данном случае Шевцову хочется хвалить и продвигать – я писал об этом в тексте. А если подписывать ее, то странно не подписать остальных.

Ответить

Наше кино уже страшно смотреть, это то пустая и бессмысленная чернуха, то слабое подражание западному кино насквозь пропитанное нездоровым патриотизмом. И вот читаешь рецензии, вроде фильмы есть хорошие, но каждый раз ожидаешь, что как будто с их просмотром наступишь на мину очередную.

19
Ответить