Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Я не сторонник того, что в хорошей видеоигре обязательно должен быть глубокий сюжет. Во главе угла хорошей игры всегда должен быть геймплей. Это не аксиома, а мое мнение. Но все же когда сюжет в игре заставляет задуматься - это как будто разработчики выполнили задачу со звездочкой.

В игре Призрак Цусимы интересная история и интригующий и трагичный сюжет. Несмотря на то, что по фабуле главное событие сюжета - нападение монголов на Японию, на самом деле главной здесь является тема чести и пути самурая.

Три ключевые фигуры сюжета - это главный герой Дзин Сакай, его дядя лорд Симура (забавно, что за всю игру мы так и не узнаем его имя) и его отец Кадзумаса Сакай (Дзин Кадзумасович получается).

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

В самом начале истории Дзин Сакай - молодой самурай в армии своего дяди лорда Симуры. Дядя стал для Дзина приемным отцом после того, как его родной отец погиб, усмиряя разбойников на соседнем острове Ики. Отец был убит разбойником на глазах у Дзина.

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Лорд Симура учит Дзина быть настоящим самураем: воином чести. Самураи не нападают внезапно и со спины, они не подкрадываются в тени, а выходят на бой с открытым лицом и вызывают своих врагов на честную дуэль.

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Лорд Симура свято верит в эти постулаты и ревностно следит за их соблюдением. Но авторы показывают нам, что этот кодекс чести вышел народу Цусимы (да и всей Японии) боком. Монголы не соблюдают никаких кодексов. Они просто забирают себе эти земли, методично вырезая всех несогласных. При этом монголы - это отнюдь не глупые варвары. Они изучили культуру Японии, освоили японский язык, они познали кодекс чести самураев и используют его в свою пользу.

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Так войска самураев оказываются легко разбиты. Дзин Сакай - один из немногих выживших в большом сражении с монгольским войском. Лорд Симура попадает в плен к предводителю врагов Хотун-хану.

И здесь нам показывают первый признак оторванности самураев от японского общества. Все самураи - это люди голубой крови, представители знатных кланов, японские богачи. В то время, как японский народ - ремесленники, торговцы, трактирщики, разбойники и воры - не ведает никаких кодексов и жизнь и внутренние устои самураев им чужды.

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Раненного Дзина утаскивает с поля боя воровка Юна. Она выхаживает его и предлагает включиться в партизанскую борьбу японского народа против захватчиков. Но партизанство противоречит кодексу самурая, потому что предполагает нападения исподтишка и удары в спину.

Юна дает понять Дзину, что игры в самураев кончились и для спасения Цусимы нужно делать все, что ты можешь, не ограничивая себя искусственно придуманными понятиями о чести. Есть враги и есть свои, и с врагами можно поступать, как угодно, лишь бы прогнать их со своей земли и сохранить как можно больше жизней своих.

Именно так в итоге Дзин Сакай спасает своего дядю из плена: он становится Призраком Цусимы, воином, который крадется в тени, убивает врагов в спину и вообще использует все возможные средства, чтобы уничтожить, как можно больше монголов.

Параллельно нам показывают и другую сторону самурайского движения в лице отца Дзина Кадзумасы Сакая. На момент событий игры, он уже давно умер, однако в игре большое количество катсцен и диалогов, посвященных отцу главного героя. А полноценно раскрывает историю отношений героя с отцом сюжетное DLC, хронологически идущее после основного сюжета игры.

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Кадзумаса Сакай суровый и даже жестокий воин. Он не разделяет взглядов своего родственника Симуры на кодекс чести, считая его устаревшим. Кадзумаса делает различие между противостоянием самураев друг с другом, где кодекс уместен, и борьбой против "бесчестных" врагов. Например, таковыми он считает разбойников с острова Ики. И когда Кадзумаса Сакай отправляется туда со своим войском, дабы пресечь участившиеся нападения на торговцев Цусимы, то ведет себя беспощадно. Самураи вырезают целые деревни на Ики, включая женщин и детей, если считают, что они как-то связаны с местными разбойничьими бандами.

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Так нам показывают две стороны пути самурая и обе с червоточиной: самоубийственный путь Симуры, приведший Японию в плачевное состояние и рабскую зависимость от монгольских захватчиков; и путь Кадзумасы Сакая - жестокого воина, которому неведома жалость.

Дзин Сакай отвергает оба эти пути и добровольно отрекается не только от пути самурая, но и от своего знатного имени. Он встает на сторону простого народа, становясь его защитником - Призраком Цусимы.

Как Призрак Цусимы критикует кодекс самураев - самураи заложники чести и жестокие убийцы

Хотя и у пути Призрака есть свои подводные камни. Нам показывают мрачное взросление Дзина, который из тревожного ранимого мальчика превращается в хладнокровного головореза. Он не тратит время на поиски бескровных путей решения конфликтов, а просто уничтожает противников любым доступным методом. К концу игры Дзин Сакай действительно очень походит на мстительного призрака - это сильнейший воин Цусимы, лучший мечник и непревзойденный мастер скрытных нападений. Нарушив прямые приказы Симуры, он становится вне закона и, говоря современным языком, объявляется в розыск. Так что его дальнейшая жизнь может быть связана только с тем, чтобы вечно прятаться и действительно быть опасным призраком.

Спасибо за просмотр!
2222
49 комментариев

Бусидо появилось в 17 веке и то его натянули как сову на глобус, типа оно всегда было и выполнялось. Что до него, что после, ничего не мешало самураю забавы ради разрубить кого-то, изнасиловать, предать, ударить в спину, отравить. Так шо крайне забавно наблюдать за экранным болванчиками, не могущими ступить шаг вправо-шаг влево, чтобы не нарушить какие-то идеалы доблести

12

все эти воздыхания по поводу самурайства не особо обоснованнее, чем такие же воздыхания по поводу рыцарства
просто со вторым образом уже разделались, думаю в следующем поколении полностью исчезнут такие выражения как "рыцарский поступок", "настоящий рыцарь" и прочая клюква

4

Ну там по сути только один персонаж, который ебанулся на этом кодексе дед Симура

2

Бусидо появилось вроде ещё раньше

Есть такая книжка, называется "Хагакурэ: сокрытое в листве". Представляет собой собрание комментариев какого-то именитого самурая. Иначе говоря, руководство самурая, кодекс чести все такое прочее.
Часть книги занимают непосредственно "заповеди", а часть - залихватские байки про самураев прошлого и их поведение.

Так вот внимательный читатель уже на прочтении этой книги заметит, что самураи, описанные там - это люди крайне неприятные, агрессивные и чуть что хватающиеся за меч.

А если кто читал, например, "Книгу пяти колец" о похождениях бравого самурая Миямото Мусаси, тот заметит, что понятие чести в те времена было весьма условным, и сам великий мастер меча Миямото использовал против противников обширный арсенал откровенно грязных трюков, вместо того, чтобы как нормальный пацан выйти с ними раз на раз.

Так что с самураями и кодексом чести - как с уголовными понятиями. Вся эта красивая мишура существовала для культивации и романтизации образа, а так же эксплуатации в своих целях наивных юношей, которых можно послать "делить асфальт", то есть, простите, префектуру. Но если выгодно - она полностью игнорировалась, и самураи и их господа поступали вразрез с любым бусидо.
И об этом важно помнить, дорогой читатель.

10

Так, в закладки добавил, главное не забыть прочитать

Всё в игре хорошо. Кроме этого ассасинкридского геймплея( Задушила быстро, проходить желания до сих пор никакого.

2