Что происходит между Анджеем Сапковским и CD Projekt RED

Трудные отношения автора и адаптаций его книг.

2 октября стало известно, что Анджей Сапковский, автор книжного цикла о Ведьмаке, направил иск к CD Projekt RED с требованием возмещения роялти в размере 60 миллионов злотых (16 миллионов долларов — или около миллиарда рублей). Компания же свою вину отрицает — мол, все выплаты по делу уже давно были совершены.

Непростые взаимоотношения автора «Ведьмака» и создателей игровой серии тянутся уже достаточно давно — хоть и они не настолько плохи, как привыкли считать. Разбираемся в ситуации.

Что происходит между Анджеем Сапковским и CD Projekt RED

Что было ранее

Игры от CD Projekt RED — не первая адаптация саги. Сначала был польский фильм и основанный на нём мини-сериал. И к тому, и к другому Сапковский относится крайне негативно.

Не спрашивайте меня о фильме! Сейчас пост — польский католик не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!

Анджей Сапковский

Поэтому, когда в 2004 году к писателю пришла ещё молодая студия CD Projekt RED за лицензией, он открестился от любых процентов с продаж и предпочёл моментальную выплату — около 10 тысяч долларов. Для Польши тех времён, по его словам, это были «очень неплохие деньги».

В общем, они принесли огромную сумку с деньгами! Что я ожидаю от любой адаптации — огромную сумку с деньгами. Вот и всё.

Анджей Сапковский

Скепсиса ему добавляло ещё и его отношение к играм целом. Сапковский считал, что они не способны рассказывать истории в той мере, как это делает литература.

Видеоигры служат другой цели. Повествование здесь работает иначе. Как много смысла может быть в возникающих строчках текста, когда герой идёт через леса и разговаривает с белкой? Где в этом литература? Где место для глубины или сложного языка, с помощью которого игры могли бы отображать культуру? Здесь этого нет.

Анджей Сапковский

Первая The Witcher оказалась хорошей игрой, хоть и имела довольно сдержанный успех — за первый год она разошлась в миллион копий, а её продажи были почти в шестьдесят раз меньше, чем у третьей части.

После релиза продолжения об игровом «Ведьмаке» стали говорить куда больше — и тогда популярность адаптации дошла и до самого Сапковского. Он заметил, что издательства начали печатать сагу с изображением игрового Геральта на обложке, а люди стали считать, что сами книги создаются на основе игр. Писателю это, естественно, не понравилось.

Некоторые иностранные издатели оказывают мне медвежью услугу, ставя на обложки рисунки из игр и вкладывая туда их же рекламу. Незнающие читатели могут отказаться от покупки таких книг, считая, что это новеллизации, вторичные по отношению к играм. [...]

Через двадцать лет люди будут спрашивать: кто автор «Ведьмака»? Ответят: кто-то. И это мой главный страх.

Анджей Сапковский
Что происходит между Анджеем Сапковским и CD Projekt RED

С выходом третьей части «Ведьмак» стал культурным феноменом — и тогда подобные противоречия лишь усилились. Сделка в какие-то десять тысяч долларов позволила CD Projekt RED заработать более миллиарда польских злотых на одной лишь «Дикой охоте». В интервью с Eurogamer Сапковский укорял себя в том, что не согласился тогда на роялти.

Я был слишком глуп, чтобы продать им права за единовременную выплату. Они мне предложили процент от прибыли. Я сказал: «Нет, никакой прибыли не будет, дайте мне мои деньги сейчас!». Я был слишком глуп, когда не поверил в их успех. Но кто мог предвидеть это? Я не мог.

Анджей Сапковский
Что происходит между Анджеем Сапковским и CD Projekt RED

Несмотря на это, в сторону самой студии писатель никогда не говорил резких заявлений — наоборот, её работу он хвалил. Хоть и продолжал держаться мнения, что «компьютерные игры для идиотов» и разделять своего «Ведьмака» и видеоигрового.

The Witcher — это отлично сделанная игра, её успех абсолютно заслуженный, а авторам полагается похвала. Но это никоим образом не может считаться ни «альтернативной версией», ни «продолжением» истории ведьмака Геральта. Потому что это может сказать только создатель Геральта. Некий Анджей Сапковский.

Анджей Сапковский

Единственное, чем он был действительно недоволен (по крайней мере, публично) — это то, что CD Projekt никак не отдавала дань его заслугам. По словам Сапковского, без его книг и той большой вселенной, которую он построил, игры бы никогда не случились. А сама студия ограничилась лишь тем, что упомянула автора в конце титров маленькими буквами.

Всё, что они сделали — это добавили надпись «По мотивам книг Анджея Сапковского», которую нужно рассматривать под лупой.

Анджей Сапковский
Что происходит между Анджеем Сапковским и CD Projekt RED

Что хочет от студии Сапковский

И до недавнего времени всё было тихо, пока CD Projekt не опубликовала отчёт, в котором подробно описывалась ситуация — вместе с прикреплённым письмом от адвокатов Сапковского. Юристы потребовали компенсацию за невыплату роялти и незаконное использование лицензии.

Они надеялись решить проблему «быстро и тихо», но, раз уж компания решила придать ситуацию огласке, дело приняло серьёзный оборот.

По сути, писатель выдвигает два обвинения. Первое — это невыплата процентов, которые полагаются Сапковскому на основе польского законодательства.

В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение.

Акт 44 закона Польши об авторском праве

Шестьдесят миллионов злотых получились с учётом того, что роялти составляет 6% от полученной компанией прибыли.

Второе обвинение заключается в том, что, по словам адвокатов, те права, которые приобрела CD Projekt, ограничивались выпуском лишь одной игры.

Из контракта, заключенного с Автором, следует, что приобретённые права распространялись лишь на первую часть игры. Следовательно, распространение всех остальных игр, включая их дополнения, адд-оны и так далее, незаконно.

Из письма адвокатов Анджея Сапковского

Оба обвинения в CD Projekt считают безосновательными, считая, что компания уже давно погасила все свои задолженности и выплаты перед писателем.

По мнению Компании, требования, изложенные в письме, необоснованны. Компания получила законные и юридически оформленные авторские права на работы Анджея Сапковского, в той мере, в какой это необходимо для использования в играх, разработанных Компанией. Все необходимые выплаты были надлежащим образом погашены.

Из заявления CD Projekt

На данный момент компания стремится урегулировать конфликт мирным путём. Если Сапковский не согласится на это, то после 19 октября, согласно письму, его юристы подадут на CD Projekt в суд.

Из тех данных, которые предоставили обе стороны, нельзя сделать однозначный вывод, кто прав — контрактов нет в свободном доступе. Однако если выяснится, что CD Projekt действительно провинилась по одному из пунктов, судебные тяжбы (или, как минимум, компенсации) неизбежны.

Важным также является и то, что тот закон, которым апеллируют адвокаты, работает в любом случае — даже если Сапковский в своё время отказался от процентных выплат. Так что в юридическом плане он имеет полное право на требование. Другой вопрос — что в ответ на это скажут в CD Projekt.

Вокруг Анджея Сапковского ещё с релиза первых игр формировалась репутация автора, который ненавидит то, во что превратилось наследие его творчества. Однако прямых нападок на игры он никогда не совершал и ненависть к ним не выражал.

Когда фанаты ко мне подходят, чтобы я оставил автограф, и протягивают мне коробку с игрой, я попросту не могу отказать — это было бы невежливо с моей стороны. Отстоял долгую очередь, дал игру, и что мне ответить? «Пожалуйста, уходи, я отказываюсь это подписывать»? Это было бы очень невежливо. [...]

Не то, чтобы игры мне не нравятся или я их презираю. Я просто не играю в них! Но я ничего не имею ни против игр, ни против самих геймеров. Ничего.

Анджей Сапковский

Требование же, которое он выдвинул, юридически обоснованно. С моральной стороны, конечно, с ним не все согласятся, но закон есть закон, и, в случае доказательства вины CD Projekt, выплату они всё же сделают.

Развитие ситуации наверняка получится наблюдать в ближайшее время: все заявления будут в открытом доступе, так как компании необходимо отчитываться перед инвесторами. В лучшем случае — в ближайшие две недели мы услышим то, что ситуация урегулирована. В худшем — после 19 октября CD Projekt ожидает суд.

442442
648 комментариев

У меня бы тоже пригорело, если бы мои книги были так оформлены. С этими обложками они действительно выглядят как дешевая новеллизация.

343
Ответить

Комментарий недоступен

225
Ответить

Вы просто себе не представляете, что авторы и художники - то, на чем держится вся беллетристика и детская литература - по совместительству являются самыми бесправными во всем издательском процессе, который, до кучи, рукоположен и рукопожат. На авторе, по сути, держится вообще все, но при этом он не имеет возможности влиять ни на что - и так во всем мире.

...Надо, наверное, написать статью - или несколько статей (ибо будет очень много букв) - о том, как устроен книжный бизнес (особливо, за бугром), о распространенных ошибках людей не знакомых с процессом и т.д.

71
Ответить

Комментарий недоступен

54
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Я вот не знаю, тут в комментах развернулась такая долгая дискуссия про обложки, а я например уже давно читаю только электронные книги, где обложен собственно нет. И дешевле, и удобней. Мне кажется через лет 20-30 книжные магазины в том виде, в котором они есть сейчас, исчезнут как и магазины дисков. И никого не будет волновать какой вариант персонажа изображен, арт на тему игры/фильма или нет, люди там или не люди. Когда читаешь электронную книгу, обложку не видишь в отличие от той же музыки.

5
Ответить