Маховик времени: какими были игры о Гарри Поттере

Игра от Avalanche Software нужна всё сильнее.

Маховик времени: какими были игры о Гарри Поттере

Утекший в сеть трейлер новой игры по «Гарри Поттеру» обещает нам всё, о чём мы давно мечтали — чуть ли не «Ведьмака 3» во вселенной Джоан Роулинг. Детализированный мир, ролевая система, исследования и боёвка, наконец использующие магию на полную катушку. И конечно лоск ААА-проекта, которого вселенная достойна уже очень давно.

И хотя все остальные игры о Гарри уже меркнут на фоне этого даже ещё не вышедшего тайтла, некоторые из перечисленных элементов мы в них уже видели. Да и вспомнить игры детства всегда приятно.

Золотой век

У многих из нас воспоминания об играх про Поттера полны ностальгии. Однако сегодня трудно отрицать, что игровой Гарри будто поступал не в школу чародейства, а на курсы физподготовки.

Конкретно в Harry Potter and the Philosopher’s Stone (да и в двух последующих играх) мы только и делали, что перепрыгивали бездонные пропасти, уклонялись от Пивза и жалили заклинаниями слизней. Ритму книги и фильма больше подошёл бы формат квеста, но в ЕА решили, что без экшена увлекательная игра для детей просто не получилась бы.

Версия для ПК
Версия для ПК

К счастью, всё удалось. Поэтому можно было закрыть глаза на то, что 99% процентов игры состояли из прыжков по платформам. Урок по защите от тёмных искусств? Платформы. Травология? Платформы. Прячемся ночью от Филча? И тут платформы.

Подобный геймплей очень условно следовал сюжетам книги и фильма. Посреди пролога к нам, например, в холле внезапно мог выйти Рон и спросить: «Помнишь меня, Рона Уизли?» — только ради того, чтоб проводить к Джорджу и очередной полосе препятствий.

Версия для ПК
Версия для ПК

Годы назад The Philosopher’s Stone ощущалась неплохо, а вот сегодня недоделанность сильно бросается в глаза. Скверная камера, улетающая куда-то за ухо Поттера во время колдовства, до ужаса примитивные одинаковые «уроки», где нам нужно было чертить по контуру магические символы на время, довольно скудный магический арсенал.

Заклинания действовали только в определённых местах и особых отличий между ними не было, будь то флипендо, алохомора или какое-нибудь инсендио. Разница была лишь в предметах, на которые накладывались чары. Одно заклинание толкало ящик, другое открывало сундук, третье — поджаривало агрессивное растение. Нужный «спелл» Поттер выбирал автоматически.

Версия для GameCube. Чувствуете разницу?
Версия для GameCube. Чувствуете разницу?

Несмотря на простоватую механику, игра временами выдавала очень эмоциональные сцены — стелс-уровни с Филчем были страшными (мы должны были уклоняться от самого завхоза и его вездесущей Миссис Норрис), а расставание с дракончиком Норбертом и разговор с Дамблдором у зеркала Еиналеж заставляли взгрустнуть. Даже интрига, связанная с профессором Снеггом, без особых потерь перекочевала в мир детской аркады.

На коллекционных карточках, разбросанных по миру игру, можно было отыскать даже Бабу-Ягу. Во вселенной Гарри Поттера она известна как крайне могущественная ведьма
На коллекционных карточках, разбросанных по миру игру, можно было отыскать даже Бабу-Ягу. Во вселенной Гарри Поттера она известна как крайне могущественная ведьма

Здесь даже были эпизоды, вдохновлённые Crash Bandicoot. Например, на одном из уровней нужно было убегать от тролля (Гарри бежал по направлению к игроку), стараясь не упасть в пропасть, и собрать все бобы «Берти Боттс».

Закончилось же всё эпической битвой с Волан-де-Мортом. Первокурсник сошёлся в дуэли против Тёмного лорда? Не по канону, но в игре без этого никак. В детстве даже такое вольное обращение с первоисточником приводило в восторг.

Однако у обладателей консолей шестого поколения (Gamecube, Xbox и PS2) была совсем другая игра — с лучшей графикой, красивыми роликами на движке, другими, огромными уровнями. В два раза продолжительнее. И по ритму это был практически квест — мы всё так же управляли Гарри и скакали по уровням, но сами уровни были куда больше, да ещё и с упором на исследование и решение простеньких задачек. Радует, что хотя бы музыка Джереми Соула была одна на все версии.

Однако «Поттер» для консолей страдал от ещё более скверного управления. На приставках The Philosopher’s Stone была очень неудобной игрой, что для детского проекта, тем более со значительным элементом платформера — приговор. Да и вышли эти версии в 2003 году — на целый год позже «Тайной комнаты».

Что же до версии для PlayStation One (вышла в 2001 году), то даже она выигрывала по разнообразию и сюжету у ПК-версии. И, конечно, без неё у нас не было бы замечательных мемов.

Для Game Boy Color же по «Философскому камню» сделали целую RPG с пошаговыми боями и открытым миром, очень сильно напоминающую ранние Final Fantasy. Игра для Advance была простоватым платформером и не могла угнаться даже до версии с устаревшего GBC.

Версия для Game Boy Color
Версия для Game Boy Color

Harry Potter and the Chamber of Secrets вышла в 2002 году. В ПК-варианте вновь не было многого из консольных версий. Например, красочных роликов, длинного пролога, дуэлей с разбушевавшейся стиральной машинкой в доме Уизли или путешествий по Косой Аллее.

На PlayStation 2 и Xbox это снова была совсем другая игра, полная очень симпатичных мультиков на движке, других локаций, творческой адаптации книжных сцен (любой, даже малозначительный эпизод тут превращался в целый квест).

Версия для ПК
Версия для ПК

С другой стороны — игра и на ПК была прекрасна, в ней довели до ума всё, что работало в предыдущей части (в первую очередь, успокоили камеру). Но забавных сценок с героями и ещё больших территорий для исследования всё равно не хватало.

В ПК-версии «Комнаты» графика и анимации остались примерно на том же уровне, как и примитивная магия. Но игра всё равно увлекала. Правда, тут и там были видны «ножницы» разработчиков. Компьютерная версия начиналась сразу с прибытия Рона и Гарри в Хогвартс на «Фордике» мистера Уизли. Остальную предысторию мы узнавали через статичные слайды.

А ведь даже на PS One была возможность погостить летом у семейства Рона, посоревноваться с Фредом и Джорджем, поискать пропавшую Джинни и даже поуправлять летающей машиной. Волшебная музыка, голос Стивена Фрая в местной магической энциклопедии, к счастью, по дороге на ПК не потерялись.

Версия для PlayStation 2
Версия для PlayStation 2

KnowWonder (ответственные за ПК-версии первых трёх игр о Поттере), как и их «консольные» коллеги, умудрялась растягивать даже самые скоротечные эпизоды из фильма на целые уровни. Правда, менее умело. К примеру в эпизоде с Гремучей ивой опять пришлось прыгать по платформам. Сердитое дерево просто так не хотело отпускать Рона.

Хогвартс опять был не совсем школой, а сборником арен со слизняками и гномами (ими, к слову, можно было швыряться, предварительно оглушив). Однако в этой части локации обзавелись своеобразным центром — расширенным «мирным» хабом из школьных коридоров и прилегающих помещений. На PS2 и Xbox же это были буквально целые поля, дворы и опушки, с красивейшими трёхмерными бэкграундами. К сожалению, практически пустые.

Со второго курса, как и положено, Гарри смог вступить в дуэльный клуб, где нам наконец выдали арсенал заклинаний, каждое из которых можно было использовать когда хочется (в рамках клуба, разумеется). Простая система из трёх разных «спеллов» по принципу камень-ножницы-бумага увлекала. За попытками пробиться в верхние строчки дуэльного клуба, делая ставки бобами «Берти Боттс», можно было провести много часов.

Маховик времени: какими были игры о Гарри Поттере

А вот квиддич в версии для ПК многое потерял. В первой части мы ещё могли свободно летать по стадиону, выискивая снитч (правда, проиграть там было невозможно). В «Тайной комнате» же Гарри летал в автоматически заданном направлении, а игрок мог лишь «стрейфиться» во время заскриптованных сценок. На консолях всё осталось по-старому.

Однако для тех, кому было мало квиддича, был создан полноценный симулятор магического вида спорта на мётлах — Harry Potter: Quidditch World Cup. Там мы могли играть не только ловцом, но ещё вратарем и загонщиком. Вполне качественная и аккуратная спортивная аркада. И самое главное — идентичная на всех основных платформах.

Harry Potter: Quidditch World Cup
Harry Potter: Quidditch World Cup

Непонятно, для чего ЕА нужно было тратить всё это время кучу денег, чтобы делать для ПК отдельные версии, а не просто портировать куда более технологичные и красивые консольные.

С Harry Potter and the Prisoner of Azkaban случилась ровно та же история. На консолях это снова был чуть ли не The Legend of Zelda или Beyond Good & Evil, с множеством забавных мини-игр и относительной свободой, в то время как жанр ПК-версии можно было обозначить как коридорный «семейный» шутер. Правда, совсем без дуэлей (встреча с дементорами в самом конце не в счёт) и даже без квиддича.

Harry Potter and the Prisoner of Azkaban
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban

В остальном, ничем новым консольная версия и версия для ПК не выделялись. В особенности можно было записать разве что возможность управлять Роном и Гермионой.

Никаких отличий между героями не было: каждый из них просто проходил свои особенные испытания: Гермиона могла брать контроль над кроликом и дракончиком, Рон упражнялся в безумных кульбитах, перелетая через пропасти, а Гарри почему-то приходилось кататься на ледяных горках. Ну и, конечно, на грифоне Клювокрыле — по очень тесным лесным «коридорам».

На консолях же мир был куда более открытый, головоломки разнообразнее, а наличие трёх играбельных героев наконец начало иметь смысл — многие задачи требовали участия сразу всей троицы, между которыми мы свободно переключались. А на Клювокрыле можно было летать надо всем Хогвартсом, повторяя одну из самых запоминающихся сцен фильма.

«Узник Азкабана» развил тему коллекционирования — карточек теперь было целых 80, а биографию каждого волшебника или существа, изображённого на них, всё так же зачитывал Стивен Фрай

Помимо своеобразного распределения ресурсов, было странно наблюдать упор на платформинг именно в ПК-версии, а на квестовое решение задачек и исследование — на консолях. Еlectronic Arts всегда умела вести бизнес по-своему.

Простой совет: если вы поклонник Гарри Поттера и ваше детство было связано с классической трилогией для ПК — сегодня самое время попробовать версии для консолей. Это целый новый мир других, не менее интересных игр про юного волшебника.

Авада Кедавра

Правда, сожаления о нереализованном потенциале ПК-версий трёх предыдущих игр сразу меркнут в сравнении с четвёртой частью. Harry Potter and the Goblet of Fire — игра, убивающая всю магию вселенной Гарри Поттера. И если четвёртая часть киносерии оказалась во многом переломной для франшизы, то игра от неё не отставала, но в совсем в другом смысле.

Harry Potter and the Goblet of Fire
Harry Potter and the Goblet of Fire

В игре от EA UK волшебная атмосфера испарилась совсем. Гарри Поттер будто бы сошёл с ума и нёсся вместе с друзьями сквозь линейные уровни, обстреливая магическими очередями сотни обезумевших живых растений и огромных пчёл из волшебной палочки (в финале предстояло закликать армию мертвецов Волан-де-Морта).

С игровой серией «Кубок огня» сотворил примерно то же самое, что Sacred 3 сделала с серией Sacred или же Homecoming — с Silent Hill. Переосмысления механик могут быть удачными — ведь круто же игралась RPG про Гарри на портативках Nintendo. Однако «Кубок огня» — не тот случай.

Harry Potter and the Goblet of Fire
Harry Potter and the Goblet of Fire

Это до ужаса странная игра, полностью посвящённая злому и однообразному экшену. Здесь, конечно, не было явного насилия, однако вся магия была сплошь милитаризированная. Доходило до того, что даже элементы кооператива были заточены на истребление — вы в роли Гарри, к примеру, поднимали врага в воздух, в то время как другой игрок в роли Рона или Гермионы расстреливал беззащитного.

Тут была и своеобразная прокачка, которая, конечно же, сводилась к увеличению мощи заклинаний. Дух франшизы игра растеряла полностью.

В Harry Potter and the Order of the Phoenix новые разработчики из EA Bright Light попытались всё исправить и вернуть медитативность и душевность старых игр о Гарри. В игре появился по-настоящему огромный проработанный Хогвартс, с кучей этажей и прилегающей территорией, доступными для исследования. Как интерактивный музей «Орден» — выше всяких похвал. Как игра — крайне посредственен.

Harry Potter and the Order of the Phoenix
Harry Potter and the Order of the Phoenix

Тут, по сути, не было понятной геймплейной основы, какой-то цепляющей основной механики. Да, есть огромные территории, открытые для исследования, поиск магических секретов (даже намёки на паркур в стиле «Принца Персии»), однако в основе — скучный однообразный квест с постоянными перебежками от одного персонажа к другому (Гарри тут был мальчиком на побегушках, а не великим молодым магом). Ещё и с однокнопочными дуэлями, неаккуратной анимацией и до ужаса примитивной магией.

Видео о создании единственной выдающейся части игры — замка Хогвартс

А великая и ужасная камера из «Философского камня» вернулась, словно феникс Дамблдора, и раздражала ещё сильнее. Долгое время я думал, что она фиксированная. Оказывается, это разработчики так постарались.

Старые игры тоже были простоваты, но там хотя бы был хороший платформинг, какое-то ощутимое ядро. Для повзрослевших фанатов Гарри скучный набор почтовых поручений под маркой великой серии большой ценности уже не представлял. Игра могла бы получиться прототипом той самой игры мечты, которую сейчас делают Avalanche — масштабного проекта с красивым, богатым на детали Хогвартсом, морем квестов и разнообразными ситуациями. Но увы.

Harry Potter and the Half-Blood Prince
Harry Potter and the Half-Blood Prince

В Harry Potter and the Half-Blood Prince разработчики из Bright Light частично повторили предыдущую игру. Шестую часть вполне можно назвать ремейком или исправленным изданием пятой. Это даже хорошо, ведь в «Ордене феникса» было много хороших идей, которые «Полукровка» грамотно дополнил. Однотипные «почтовые» квесты уступили место дуэлям и стремительному сюжету, который почти не давал заскучать.

Большой замок остался на месте, но при динамике игры (как-никак во главе сюжета «Принца» — битвы с приспешниками Тёмного Лорда, подступающими к школе) он был уже не основной фишкой, а приятным дополнением. У Half-Blood Prince наконец появилось какое-то ядро, своя фишка. А в перерывах между боями было здорово отдохнуть, отыскивая новые потайные пути через живые портреты или глядя на фейерверки с какого-нибудь утёса рука об руку с Полумной Лавгуд.

Harry Potter and the Half-Blood Prince
Harry Potter and the Half-Blood Prince

В итоге, нам достались интересные и в меру сложные дуэли, не такие примитивные, как в пятой части (нужно было быстро вычерчивать фигуры мышью или стиком и постоянно уклоняться), возвращение дуэльного клуба, красивый открытый мир, второстепенные квесты и отличные мини-игры вроде зельеварения. Квиддич тоже вернулся. Правда, устроен он был точно так же, как в ПК-версии «Тайной комнаты».

Harry Potter and the Half-Blood Prince
Harry Potter and the Half-Blood Prince

Выйди Half-Blood Prince на несколько лет раньше — получилась бы почти идеальная игровая адаптация «Гарри Поттера». Если не считать LEGO-серию и отбросить ностальгию по классике, пожалуй, «Принц» — чуть ли не лучшая игра во франшизе. Увлекательная, динамичная хорошо сбалансированная и неплохо выглядящая. Но от её формального лидерства в рамках серии все равно немного грустно. Ведь по факту «Принц-полукровка» — не более чем хороший способ продлить удовольствие от фильма, приятное дополнение. А хотелось большего.

Harry Potter and The Deathly Hallows
Harry Potter and The Deathly Hallows

Трудно сказать, что случилось в студии Bright Light, но с выходом Harry Potter and the Deathly Hallows всё стало совсем грустно. Казалось бы, сделать более примитивную игру, чем «Кубок огня», уже невозможно. Однако в «Дарах Смерти» механика скатилась до очень топорного шутера от третьего лица.

Не то чтобы это было совсем плохое решение — сюжет первоисточника тоже не предполагал праздного исследования Хогвартса и сидения за партой. Волан-де-Морт ведь наступает, повсюду Пожиратели Смерти. Однако претензий было бы меньше, если бы этот шутер хоть как-то работал.

Harry Potter and The Deathly Hallows
Harry Potter and The Deathly Hallows

Для начала, прятки за укрытиями и пальба из палочки очередями, словно это автомат «Узи», смешны и нелепы сами по себе. Всё же в мире Поттера почти все схватки заканчивались после одного-двух заклинаний.

Здесь же какие-то заклинания были простые («пистолеты», надо полагать), другие — затратные, но мощные (местная «снайперская винтовка»), третьи — пробивали щиты врагов (экспульсо в роли гранат — хорошо, допустим).

В мире Поттера, где раньше каждое произнесённое заклятье имело серьёзные последствия, больше не осталось места каким-то там раздумьям. Палочку наизготовку и 200 заклинаний врагу промеж глаз! Поттер, словно Думгай, выкашивал егерей и Пожирателей Смерти и в Министерстве Магии, и в катакомбах «Гринготтса», и везде где только мог. Выглядело это сюрреалистично.

Harry Potter and The Deathly Hallows
Harry Potter and The Deathly Hallows

Всё что было в «Дарах смерти» — ужасный дизайн уровней, скверная бессмысленная «стрельба», сведённая к спамингу заклинаний (враги и от нескольких попаданий умирать отказывались), плохая система укрытий, отсутствие хоть какого-то челленджа, натыкающийся на все углы жестокий и безэмоциональный Поттер.

А ещё тут зачем-то прикрутили бессмысленные стелс-элементы. Всё, что нужно было делать в таких эпизодах — чередовать десятисекундные перебежки с минутными стояниями на месте в ожидании «перезарядки» мантии-невидимки. Даже прятки от Миссис Норрис в 2001 году были интереснее. И всё это — повторить два раза. Фильмов ведь тоже было два.

The Deathly Hallows — самая низкооценённая игра в серии (37 баллов на Metacritic). Даже у Hogwarts Mystery больше.

Harry Potter and The Deathly Hallows
Harry Potter and The Deathly Hallows

Что ещё

Сдержанной похвалы достойны игры для Kinect и PS Move. Первая — сборник ключевых сцен из всей «поттерианы», где нужно то уклоняться от дубины тролля в роли первокурсницы Гермионы, то толкаться с другими ловцами на матчах в роли Гарри, то участвовать в дуэлях с приспешниками Волан-де-Морта в совместном режиме.

Harry Potter for Kinect вполне можно назвать Kinect Sports от мира Поттера — тут мы тоже яростно приседали, махали руками и уклонялись от несуществующих предметов. Однако делать это в мире магов, изучая и собственноручно творя заклятия, было в разы интереснее.

Трейлер Harry Potter for Kinect

Wonderbook для Move же была куда более спокойной игрой. «Книга Заклинаний» и «Книга Зельеварения» — руководства по изучению магии. Это были обычные, на первый взгляд, книги, только внутри были напечатаны специальные схемы, которые игра считывала через камеру PlayStation Eye.

Контроллер Move превращался на экране в волшебную палочку, а страницы книги оживали и показывали игроку забавные сценки о появлении тех или иных заклятий, обучали их правильному применению и давали попрактиковаться.

Wonderbook: Book of Spells
Wonderbook: Book of Spells

Wonderbook — детская игра, а потому максимум, на что можно было рассчитывать — усмирение сердитых гномов и вскрытие волшебных замков. Само собой, никакой Авада Кедавры. Взрослого поклонника могла привлечь разве что знакомая эстетика, немного новых фактов о вселенной Поттера и оригинальное применение технологии. «Книга зелий» же была почти идентичным развлечением, только упор был на сбор ингредиентов для зелий и простенький крафтинг.

Wonderbook: Book of Potions
Wonderbook: Book of Potions

Разработчики из Traveller's Tales уже много лет удачно переносят знаменитые франшизы в мир конструктора LEGO. Все их игры отличаются в основном антуражем и строятся вокруг простенького платформинга, сбора монеток и кооператива. LEGO Harry Potter исключением не стала. Тем не менее, это одна из самых удачных игр о Поттере.

Выбор персонажей поражал. Выполнив определённые условия, можно было играть хоть Хагридом, хоть профессором Квиреллом, хоть Седриком Дигори
Выбор персонажей поражал. Выполнив определённые условия, можно было играть хоть Хагридом, хоть профессором Квиреллом, хоть Седриком Дигори

В корне ничем не отличаясь от других игр LEGO-серии, игра грамотно переносила атмосферу «Гарри Поттера» в пластмассовый мирок, старательно следовала сюжетной фабуле и делала даже самые мрачные сцены из фильмов смешными. Даже дементоры и грозный Василиск тут казались милашками. Идеальная игра для детей и весёлого совместного прохождения.

Harry Potter: Hogwarts Mystery
Harry Potter: Hogwarts Mystery

А вот вышедшая этой весной Harry Potter: Hogwarts Mystery наряду с книгой «Гарри Поттер и Проклятое дитя» — одно из главных разочарований последних лет. Мило выглядящая детская игра, на самом деле — просто красивый способ выкачивать деньги из фанатов. Из достоинств — тут мы впервые были вольны создать своего аватара в простеньком редакторе. В остальном же, чуть ли не за каждый чих и взмах палочки нужно было платить.

Harry Potter: Hogwarts Mystery
Harry Potter: Hogwarts Mystery

Игра в худших традициях мобильного free-to-play просила деньги за желание поиграть дольше пяти минут и постоянно ставила ограничения по времени. Возможность продолжить игру нужно было ждать часами. И даже на какие-то простенькие очки для виртуального волшебника нужно было копить несколько дней реального времени. Естественно, всё легко решалось донатом.

Harry Potter: Hogwarts Mystery
Harry Potter: Hogwarts Mystery

Это можно было бы простить, если бы сама игра получилась хорошей. Однако Hogwarts Mystery — всего лишь сборник примитивных QTE, у которого нет почти ничего общего с франшизой, кроме названий и пары знакомых лиц профессоров. А ведь многие надеялись на продолжение идей Pottermore — интересного гибрида энциклопедии, мини-игр и социальной сети. Не вышло.

Если вспомнить историю, становится понятно: выдающихся игр по «Гарри Поттеру» у нас практически не было. А те, что есть — в основном побочный продукт в стилистике LEGO или простенькие аркады для детей.

Вселенная, созданная Джоан Роулинг — почти идеальный сеттинг для видеоигры. К сожалению, за годы почти никто не сумел правильно этим даром воспользоваться — иногда из-за привязки игр к кинофильмам, иногда из-за слишком частых творческих неудач.

Именно поэтому грядущая игра от Avalanche Software, действие которой не будет пересекаться ни с книгами, ни с фильмами, может оказаться для вселенной «Поттера» таким же «перезапуском», каким оказалась игра от Insomniac — для Человека-паука. Нам уже далеко за 20, но мы всё ещё ждём.

364364
119 комментариев

А какие игры по вселенной Гарри Поттера знаете вы?

149
Ответить

Комментарий недоступен

45
Ответить

когда релиз в стиме?( ͡° ͜ʖ ͡°)

5
Ответить

Не знал, что у этих артов есть целая игра. Скачал, играл всю ночь, спасибо ( ͡° ͜ʖ ͡°)( ͡° ͜ʖ ͡°)( ͡° ͜ʖ ͡°)

2
Ответить
Ответить

Годы назад The Philosopher’s Stone ощущалась неплохо, а вот сегодня аляповатость сильно бросается в глазаАж рука потянулась к минусу, но слишком крутой лонгрид, не могу.
Вот бы их выпустили где-то в Стиме или Гоге, я бы все купила, и поиграть и для коллекции. Первые три части были волшебными во всех смыслах.

85
Ответить

Я сначала тоже потянулся. Но потом вспомнил, как устраивал себе марафон по играм про Гарри Поттера. И первая часть меня морально уничтожила отсутствием банального стрейфа. Её заслуг это не отменяет, просто надо принять факт - играть в неё сейчас физически больно.
Кстати, фан факт, свой марафон я закончил на 5й части (даже выдержав омерзительную 4ю) из-за постоянных 20 фпс, которые не лечились.
И судя по всему надо было всё таки взяться за 6ю. Возможно, именно так и поступлю.

16
Ответить