«Я ни о чем не сожалею»: интервью с режиссером «Токийского гуля» Сюхэем Моритой

Режиссер в рубрике «Ask Me Anything» на Reddit рассказал о работе над первым и вторым сезонами «Токийского гуля», а также поведал о своем отношении к 3D-анимации и даже про любимый эпизод «Звездных войн». Мы перевели для вас специально все ответы Мориты в нашем свежем лонгриде.

Сюхэй Морита — неординарный режиссер. Дебютировав с фильмом «Игра в прятки», его мгновенно стали ассоциировать с автором, делающим акцент на 3D-анимации. Подобный статус лишь подтвердился с выходом OVA «Свобода», дизайн персонажей для которого делал сам Кацухиро Отомо (создатель «Акиры»), и фильмом «Собственность», с которым Морита попал в лонглист Оскара в номинации «Лучший короткометражный мультфильм». Тем интереснее, что наибольшую популярность он завоевал как режиссер «Токийского гуля» — не самого CGI-ного проекта.

Сюхэй Морита
Сюхэй Морита
Наши подписчики телеграм-канала получили материал еще месяц назад! Чтобы тоже получать контент раньше всех, а также еще кучу эксклюзивных доп.материалов, рекомендаций манги и обзоров новинок, подписывайтесь на наш телеграм-канал КУСОГАКИ!

Про производство первого сезона «Токийского гуля»

Меня попросил сделать это (режиссировать аниме-адаптацию) продюсер, когда проект уже получил зеленый свет. На самом деле он попросил меня об этом, когда мы столкнулись друг с другом в коридоре. Он помнил меня, потому что мы обсуждали, насколько хороши «Цветы зла». Поскольку у меня репутация специалиста по компьютерной графике, продюсер хотел посмотреть, что я смогу привнести в проект.

Когда я делаю аниме, я стараюсь тоже стать персонажем, чтобы лучше режиссировать. Поэтому я стараюсь не выбирать фаворитов среди персонажей. Всегда сложно добавлять элементы аниме, которых нет в манге: цвет, звук, озвучка и т. д. Это совершенно другой медиум, поэтому я старался не просто копировать мангу.

Из-за особенностей цензуры в Японии работа над этим сериалом была непохожа ни на что другое. Насилие во многом лежит в основе «Токийского гуля», поэтому мы не можем его просто вырезать, но и не можем показать по телевидению. Международные потоковые сервисы часто принимают транслируемые версии аниме, поэтому то, что вы видили в аниме, соответствует законам о цензуре телевещания в Японии. Мы хотели анимировать весь контент манги, но тогда пришлось бы добавлять сверху цензуру. Вот почему в OVA-выпусках можно позволить себе больше, поскольку они не транслируются по телевидению.

Я сделал также анимацию для опенинга, Исида-сэнсэй же сам выбрал музыку, так как ему нравилась группа Ling Tosite Sigure. На самом деле, продюсер сначала предложил использовать западную песню, но и я, и Исида-сенсей были против.

Конечно, они (эпизоды первого сезона) мне нравятся все, кроме, пожалуй, последней, 12-й серии первого сезона. Когда я снимал ее, страдания Канэки очень повлияли на меня. Я чувствовал, что умру! Интересный факт: композитор писал музыку для этой сцены прямо когда смотрел ее впервые. На самом деле такого обычно не происходит, но, я думаю, это было действительно эффективно.

Сцена пыток, которую так не любит Морита

Про подготовку ко второму сезону «Токийского гуля»

Я уже знал, что будет второй сезон, когда мы начали работу только над первым. Исида предложил, чтобы первый сезон был сосредоточен на черноволосом Канеки, а второй сезон — на седом Канеки. Поэтому нам нужен был травмирующий опыт, чтобы соединить два сезона и развить персонажа.

Чтобы подвести Канэки к присоединению к Аогири в «Токийском Гуле √A», нам нужно было внести некоторые изменения (в сюжет). Исида также посоветовал изменить сюжет, отсюда и взялась большая часть аниме. У нас было можество идей, но, чтобы не повлиять на лор оригинальной манги, постоянно казалось, что эти идеи отсеиваются откуда-то сверху. Я старался изо всех сил и, честно говоря, не испытываю никаких сожалений, учитывая предоставленное мне пространство для движения.

«Токийский гуль √A» полностью оригинален и основан на идеях Исиды (важно отметить, не на самой манге). Мы начали работать спустя три месяца после завершения первого сезона, поэтому много обсуждали сюжет. Все материалы оригинального драфта Исиды конфиденциальны (мангака предоставил команде сериала драфты по событиям финала манги, чтобы та ориентировалась на них при создании финала второго сезона). Они есть в артбуке, права на который принадлежат Исиде.

Ему (Исиде) пришлось думать над концовкой первой части (имеется в виду финал первой части манги до «Токийского гуля: Перерождение»), так как ее тогда еще не показали в манге. Я спросил Исиду, как бы он хотел закончить первую часть, и он подсказал идею для финала, который бы хотел видеть, и тогда я начал работать. Но Исида выпускал мангу в еженедельном формате, поэтому он тогда еще не был полностью уверен, в каком направлении будут развиваться события.

Если говорить о «Токийском гуле: Перерождение», у Исиды было много идей, и он поделился со мной некоторыми из них. Я бы лично хотел снять историю о Токе (Кирисиме, возлюбленной Канэки).

Финал второго сезона, анимация Хиронори Танаки и Кацуи Ямады

Про отношение к 3D-анимации в аниме

Честно говоря, с точки зрения художника нет особой разницы (между 2D- и 3D-анимацией), моя работа практически остается неизменной, независимо от метода производства. Но с помощью 3D-анимации я могу попробовать новые способы художественной выразительности, которые предлагают возможности, доступные только в 3D-анимации. 2D-анимация не исчезнет. Я думаю, что 3D будет продолжать использоваться наряду с ней. Например, использование компьютерной графики для операторской работы, как в документальном фильме.

Про карьерный путь

Я постоянно прохожу «самый большой урок» в своей карьере, поэтому немного сложно выделить что-то одно. Меня вдохновляли фильмы моего детства: «Терминатор», «Чужие» и особенно «Бегущий по лезвию». Я хотел снимать лайв-экшн фильмы, но в Японии это довольно сложно. Но когда я увидел «Акиру», «Патлабор», работы Миядзаки, я понял, что аниме может быть на одном уровне с западными фильмами. Итак, я решил стать аниме-режиссером.

Все началось с прихода в аниме-студию еще в далеком прошлом. Я работал в Studio 4°C, однако через 4 месяца ушел. В то время я занимался там только компьютерной графикой, но не казалось, что у меня когда-нибудь появится возможность стать режиссером. Когда я ушел, я взял кредит в размере 50 000 долларов, чтобы создать кинопроект своей мечты; банк был немного смущен этим. В итоге я представил проект CoMix Wave и работал с ними над его созданием. Он пока не вышел, но именно через них он наконец станет доступен публике.

Что касается номинации на премию Оскар, моя реакция тогда была: «Правда?». Но реальность момента я осознал позже. Я спрашивал у всех, точно ли они знают английский, просто чтобы удостовериться, что это правда. Мои отношения с «Собственностью» похожи были на отношения отца и сына. Я чувствовал себя так, будто мой сын претендовал на такую потрясающую награду.

Мне бы очень хотелось снять больше фильмов, особенно полнометражных. Сейчас я не думаю о каком-то конкретном жанре, я склонен избегать какого-либо конкретного типа фильмов, потому что я не хочу ограничиваться каким-либо конкретным стилем. У меня всегда есть идеи, но если я о них расскажу, они могут не исполниться. Мне бы хотелось делать больше оригинальных историй, так как я всегда придумываю что-то новое. Также хотелось бы обновлять идеи для проектов, если с момента их зарождения прошло слишком много времени.

«Собственность» Сюхэя Мориты, анимация Хироюки Хориюти

Про любимые фильмы и сериалы

Среди «Звездных войн» мне больше всего нравится «Эпизод IV: Новая надежда». Я видел «Последнего джедая» и мне он не показался плохим. Что касается диснеевской эры франшизы, я не в восторге от этих фильмов, потому что они, очевидно, больше ориентированы на постоянные продажи, а творческие решения уступают зрелищности. Новым фанатам они могут действительно понравиться, но некоторые вещи, могут не порадовать давних фанатов. Но я был очень рад увидеть Хана Соло!

Давным-давно я был большим поклонником фильма «Поп Америка» 1981 года, который был большим источником вдохновения и одним из моих самых любимых фильмов. Еще я большой поклонник «Цветов зла». Хироси Нагахама действительно сделал с этим сериалом что-то невероятное. Также я смотрю «Игру престолов» и я очень не хочу, чтобы это заканчивалось! Еще я смотрю «Мир Дикого Запада».

Трейлер «Поп Америки»

Про творческий метод и жизнь

На самом деле у меня аллергия на кошек... поэтому я люблю больше собак. Всякий раз, когда я вижу друзей, и они пытаются ткнуть мне в лицо своими кошками, я всегда оказываюсь на полу. Из еды я ем что угодно, если честно. Часто мне приходится есть очень быстро, так что, возможно, что-то, что подходит такому приему пищи.

К сожалению, когда я работаю, я не слушаю музыку. Больше всего мне нравится думать о том, какая музыка подойдет к моему творению, а не наоборот. И если быть откровенным, то я и ни за одним аниматором не слежу в данный момент. Есть много творений, над которыми я хотел бы поработать, но обычно я не выбираю какого-то конкретного аниматора.

Больше всего мне нравится то, что в анимации я могу создать человеческую драму из ничего. Меньше же всего мне нравится работать над анимацией долгие часы, что иногда кажется, что этому нет конца и края. Как режиссер я не могу отвлечься от своей работы, я должен быть вовлечен в нее, поэтому это одновременно увлекательно и утомительно.

Иногда лучше всего просто продолжать писать, даже если вы чувствуете, что не это никогда не закончится. Чаще всего лучшие творения могут быть ответвлением этих проектов; это действительно лучший совет, которым я могу поделиться. Даже если вам кажется, что ваша история ни к чему не приведет, и вы хотите сдаться, просто продолжайте идти вперед!

Не забудьте подписаться на телеграм-канал КУСОГАКИ! Там вы получите лонгриды раньше всех, а также еще кучу эксклюзивных доп.материалов, рекомендаций манги и обзоров новинок.

2626
4 комментария

А мог бы вторую треть сократить, цены бы тебе не было, растянул бля как жвачку

Я сделал также анимацию для опенинга, Исида-сэнсэй же сам выбрал музыку, так как ему нравилась группа Ling Tosite Sigure.

ну опениг весьма себе, как и психопаспортам, да и как оказалось команда прикольная

Хорошо, что щас Ишида занимается "Choujin X" с одним удовольствием и в своем темпе, конечно еженедельник с "Tokyo Ghoul Re" его уже просто добивал

Читал, это же буквально копия гуля, в том числе структура сюжета. Он выдающийся художник, но ей-богу, лучше бы он скооперировался с кем-нибудь для написания интересной и оригинальной истории