Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Иран переходит в 3D. Тяжело, со скрипом. В 2005-ом. И игры, хоть и получили ещё одно измерение, всё так же основаны на истории страны, её культуре, тяжёлых временах. Впрочем, начали возникать проекты, созданные только для того, чтобы уколоть Запад.

Мимикрия

Копаясь в играх чужой страны, легко разбиться о подводные камни. Особенно если язык её не знаешь, а алфавит тебе кажется набором причудливых завитушек. Иран, конечно же, не исключение.

А что за подводные камни? В данном случае, любовь приписывать к своим, чисто иранским проектам те, которые таковыми и не являются. Понятное дело, что это инициатива исходит не от государства или самих разработчиков. А от людей, которые эти игры сохраняли для потомков.

На OldPersianGames можно найти в списках игр Ирана вот такую замечательную вещь. Это действительно Pocket Fighter, под этим именем файтинг от Capcom выходил в Японии. Иранцы же его только локализовали. Скорее всего без ведома самих японцев.
На OldPersianGames можно найти в списках игр Ирана вот такую замечательную вещь. Это действительно Pocket Fighter, под этим именем файтинг от Capcom выходил в Японии. Иранцы же его только локализовали. Скорее всего без ведома самих японцев.

У них, так думаю, тоже не было злого умысла. Ведь речь я веду об играх, которые были локализованы в Иране. Переведены на персидский. Понятное дело что с крупными тайтлами проблем нет, их и так все знают, и делали их точно не в Иране. А вот всякую мелочь так сразу и не распознаешь.

С этим я столкнулся когда начал плотно изучать всякие детские сборники. Там электронные книжки, раскраски, сборники мини-игр. Если вы вдруг читали предыдущую часть моего иранского эпоса, то знаете, что как раз в таком сборнике я и наткнулся на очередную забытую персидскую игру.

Поэтому я даже совался изучать диск, где юных персов учат таджвиду — правильному чтению Корана. Ну мало ли, вдруг это сделано в какой-то увлекательной игровой форме.

Вот так детки учились читать Коран в Иране в конце 90-ых. Видимо, богатые детки. 

В своих поисках я наткнулся ещё на две игры, которые на специализированном сайте обозначены как иранского производства. При запуске даже кажется, что так оно и есть. Вот эта рыбка не то, чтобы прям графически совершенна, да и изъясняется на фарси отменно.

У меня сложилось впечатление, что рыбка просит меня что-то взорвать. Ну я уже в каком-то тексте говорил, что я расист, так что не удивляйтесь моей узколобости.

Но отрывки из какого-то 3D-мультфильма, да и общая наполненность игровой сцены как-то контрастировали с тем, что раньше выдавал иранский игропром. Лёгкое гугление подтвердило мои опасения. Игра, которая в Иране называлась Радуга 2, оказалась детищем французской EMME Interactive SA под названием Rainbow Fish and the Whale.

Французский оригинал вышел в 2001-ом году.

Это игроизация книг детского писателя Маркуса Пфистера. Радужная рыбка, как раз, самое известное произведение швейцарского автора. Может, кто и мультфильм такой видел?

Rainbow Fish. Первый эпизод вышел в январе 2000-го года.

Та же история приключилась у меня с игрой Муши 2. Она оказалась локализацией Milo and the Mysterious Island, то же основанной на книге Пфистера. Причём в обоих случаях сам перевод, по крайней мере, на слух кажется качественным.

Оригинальная Milo and the Mysterious Island вышла в 2001-ом. Во Франции, кстати, мышку звали не Мило, а Джустин. А в Иране Муши.

В общем, локализации я сразу отмёл, никакого смысла их оценивать нет, я же не носитель языка. Поэтому перешёл к следующей игре, которая во всех источниках обозначена как первая 3D-игра в истории Ирана.

Quest of Persia: The End of Innocence

Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Оригинальное название: پایان معصومیت

Разработчик: Pouya Art

Год выхода: 2005

Разумеется, на выход этой игры в очередной раз повлиял Принц Персии. На этот раз в версии от Ubisoft. Многие игроки в Иране были счастливы, что можно поиграть за своего соотечественника, пусть тот и слова по-персидски за всю игру не скажет.

Конечно, были и те, кто критиковал серию французов за вольное обращение с персидской историей. Чего уж говорить, журналисты целые статьи строчили о том, что недостоверно было изображено в играх. Досталось и последней игре серии, Забытым пескам. При том, что там говорят на персидском. Правда, враги. А принц нет.

Разбор неточностей Prince of Persia: The Forgotten Sands в иранском онлайн издании. Автор не поленился и рассмотрел разные версии игры, даже для Wii. Один из его выводов — нужно больше вкладывать денег в игровую индустрию, чтобы создать достойный ответ.
Разбор неточностей Prince of Persia: The Forgotten Sands в иранском онлайн издании. Автор не поленился и рассмотрел разные версии игры, даже для Wii. Один из его выводов — нужно больше вкладывать денег в игровую индустрию, чтобы создать достойный ответ.

Более деятельные люди предпочли поступить по-другому. Команда из семи человек, скрывающаяся под названием Pouya Art создали Quest of Persia: The End of Innocence. Игра была сделана иранцами, что называется, для иранцев. Хотя её главный идеолог Пуйя Дадгар утверждал, что Quest of Persia создана для того, чтобы показать миру Иран правильно именно с культурной точки зрения. В том же Принце Персии, по его же словам, скорей больше индийских или арабских мотивов. Будем честны, с таким исполнением культуру Ирана разглядеть почти невозможно.

Первые минуты игры. Ну зато английский язык есть.

Пуйя Дадгар, кстати, может быть вам даже знаком. В 2011-ом он покинул родную страну и начал мотаться по западным игровым компаниям. Успел поработать над геймплеем в Yaiba: Ninja Gaiden Z и State of Deacy 2. Ну а последняя его работа, где он уже отвечал за ИИ, Age of Empires IV и DLC к ней.

Пуйя Дадгар в отрыве от родины выглядит счастливым. Ну все мы в социальных сетях выглядим счастливее, чем есть на самом деле. Кроме меня. Я всегда счастливый.
Пуйя Дадгар в отрыве от родины выглядит счастливым. Ну все мы в социальных сетях выглядим счастливее, чем есть на самом деле. Кроме меня. Я всегда счастливый.

То есть человек работает сейчас не над самыми последними проектами. Видимо, работодатели так поразились тому, что он умудрялся делать в обложенном санкциями Иране. Та же Quest of Persia: The End of Innocence создана, судя по всему, на самописном движке QoP Engine.

На сайте игры, доступном через замечательную WaybackMachine, описаны все достоинства движка. Чтоб вы понимали, там написано о возможности создания реалистичной графики. Ну если такая возможность и есть, то разработчики ею не воспользовались.
На сайте игры, доступном через замечательную WaybackMachine, описаны все достоинства движка. Чтоб вы понимали, там написано о возможности создания реалистичной графики. Ну если такая возможность и есть, то разработчики ею не воспользовались.

Запускается игра на современной системе с лёгким таким скрежетом. Применяешь совместимость с Windows XP, принудительно ставишь разрешение 640 на 480, и чудо иранского игропрома спокойно фурычит.

Игра встречает игрока компиляцией сюжетных роликов.

И работает без проблем. Ну не считая не проигрывающихся внутриигровых роликов. Звук есть, а картинки нет. Качаем всевозможные кодеки, но ролики так и не появляются. Не беда. Залазим в папку с игрой. Находим там видео. И всемогущий VLC без помех их запускает. Благо, все они подписаны, поэтому знаешь, после какой миссии их включать.

Самый первый ролик. Иракская авиация летит бомбить инфраструктуру Ирана.

Сюжет, как это ещё будет не раз, повествует о войне с Ираком. О первых её днях. Некто Арашк работает себе на нефтеперерабатывающем заводе. Его труд прерывает успешный налёт авиации Ирака. Ну и задача первой главы выбраться из пылающего здания. Для этого дела мы и подбираем топор.

Этот челик так и будет бегать туда-сюда с огнетушителем. Хоть бы потушил чего.

Нам придётся чуть покрутить вентили, чуть походить в темноте с прибором ночного видения и побегать на перегонки со временем. И первая глава пройдена! Выглядит всё это очень грустно со всех точек зрения.

Работа прибора ночного видения. Он нужен только вот в таких прямых коридорах. Два раза за игру. Ну и окружающая темнота никак не влияет на топор и руки героя.

Но дальше больше. Арашк выбирается, садится, разумеется, в Hilux (даже значок видно) и даёт газу. Ведь ему на хвост садится вертолёт.

Теперь мы знаем, что Toyota спонсирует не только террористов по всему миру, но и иранский игропром.

И вот глава на машинке самая сложная в игре. Как избегать выстрелов невидимого вертолёта, я так и не понял. Иногда он стреляет точно в машину, иногда чуть по ходу движения пикапа. А ещё надо уворачиваться от препятствий, которые щедро расставили Пуйя Дадгар и его сподвижники. Возможно, пройти эту миссию успешно можно только используя срезы, тогда вертолёт не успевает додолбить твою машинку. Которая, кстати, управляется чуть хуже утюга.

2005-ый год, дамы и господа.

Умотав от вертолёта Арашк встречает персидскую красавицу Лейлу. Она, видимо, археолог. Потому что возилась с какой-то древней плитой, пока Арашк не спас её от танкового выстрела.

Ролики и модельки, по ощущениям, сделаны на какой-то древней версии 3ds Max.

Теперь герой вынужден собрать осколки этой плиты, попутно отстреливаясь от иракцев. Да, нам дадут пистолетик.

Чтобы подобрать оружие, надо нажать кнопку действия, да ещё и навестись на него. Куда именно — загадка.

Что замечательно, так это то, что выстрелы врагов не озвучены и вообще не понятно, как они стреляют, куда и как увернуться. При этом на фоне всегда слышны какие-то хлопки и оружие Арашка тоже озвучено. И даже перезарядка анимирована!

Убивать супостатов придётся почти всю оставшуюся игру. Из того же пистолетика, внезапно, израильского UZI, калаша, снайперки и РПГ. Всё оружие, кроме последнего, уж больно напоминает набор вооружения террористов из Counter-Strike. И стреляет, мягко говоря, ужасно. При этом у местных стволов даже отдача есть. Правда, особо не понятно, попадаешь ты куда, или нет.

А так выглядит стрельба из стационарного пулемёта. Складывается впечатление, что герой сам его специально трясёт, чтобы игрок думал, что оружие всё-таки стреляет.

Из РПГ, кстати, придётся пострелять по танкам, которые упорно куда-то едут в количестве трёх штук. Или это народная иранская традиция или дань уважения команды Pouya Art одной из первых иранских игр Tank Hunter.

Танчики вообще не реагируют на главного героя. Ну и слава Аллаху.

Помимо бесконечных перестрелок нас ждёт целый один паззл, который решается чуть ли не сам собой.

До паззла чувак всем своим видом показывает, что нахрен ему эта табличка не сдалась. Не знаю, что уж там на фарси он говорит, но выглядит это так.

Ну и иногда на задании нас сопровождает Лейла. Которая, судя по всему, на голову выше Арашка. Или наш герой карлан.

Забавный факт. Если Лейла есть в миссии, то аптечку можно использовать только, попросив её полечить себя. А вот если нет, то Арашк прекрасно лечится сам.

Даму лучше сопровождать взглядом, а то она вечно втыкается в какой-нибудь угол.

Игра пролетает часа за два-три. Последняя миссия — поездка на джипике. Лейла за рулём, Арашк за РПГ. Пока дама едет, нужно уничтожить одинокую машинку преследования и несколько вертолётиков. Сбил вертолётик — жизни джипика восстановились. Красота.

Куда там доехали Лейла и Арашк — неизвестно. Потому что финальный ролик не открывается ни при каких манипуляциях. Видимо, всё хорошо. Ведь игра сообщает, что герои вернутся в следующей части. Это, кстати, правда. Quest of Persia, так-то, трилогия. Так что со второй игрой в серии мы познакомимся уже очень скоро.

В целом, играть в Quest of Persia: The End of Innocence нет никакого смысла с точки зрений рядового геймера. Даже если у вас есть персидские корни. А вот с точки зрения любителей истории, почему бы и да. Интересно же поглядеть, чего такого может родить страна, у которой ресурсов и возможностей-то нет в игровом направлении.

Mobarez

Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Оригинальное название: مبارز

Разработчик: Tarah Rayaneh Pars

Год выхода: 2005

А вот и нежданчик. Как я уже говорил выше, Quest of Persia: The End of Innocence считается первой 3D-игрой Ирана. Об этом пишут и редкие исследователи персидской игровой индустрии и сам Пуйя Дадгар, создатель игры, на своём сайте.

Пруф.
Пруф.

Но, ковыряясь на OldPersianGames, я наткнулся на страничку с некоей Mobarez. На её обложке красуется гордая надпись – иранская игра мирового уровня. В описание же дата выпуска обозначена как 28 марта 2005-го года. Даже если использован календарь персидский, то получается, что Mobarez вышла раньше первой Quest of Persia.

Правда, кроме строчки в описании, никакого подтверждения этой информации нет. Официальный сайт студии сейчас недоступен. Но чудеса Wayback Machine помогают нам перенестись аж в март 2007-го года. Именно тогда копию сайта впервые перенесли в архив. К сожалению, даты выхода игры я там не обнаружил. Может, не разглядел среди завитушек, может её и просто нет. Единственное, там говорится, что Mobarez – первая игра от 3-го лица в истории Ирана.

Сайту со временем поплохело.
Сайту со временем поплохело.

Так что, думаю, это чья-то ошибка. Тем более у игр трилогии Quest of Persia тоже неправильно указаны даты релиза. Лично я думаю, что Mobarez вышел где-то в середине 2006-го.

На страничке игры на OldPersianGames ещё и значится, что игра под DRM-защитой. Вот те на. Собственно, после скачки так и оказалось. Mobarez просит впихнуть в дисковод оригинальный диск. Но нежданчик случается два раза. Уже на нашем потрясающем сайте Old-Games умельцы сварганили для страждущих поиграть в это NoCD. И он работает!

Просьба страждущих. Причём почти свеженькая.
Просьба страждущих. Причём почти свеженькая.

Mobarez с персидского переводится как "боец". Игра, кстати, делит своё название с одной из многочисленных моделей танков. Иранский Мобарез – модификация британского Чифтена. Ну чтоб вы знали, вдруг пригодится.

Танк Мобарез.
Танк Мобарез.

В игре никаких танков нет. По крайней мере в тех двух уровнях, что я играл. Игра вообще про борьбу с наркотиками. Тема – очень острая для Ирана, но более подробно о ней я рассказывал в предыдущем тексте. Так что просто скажу, что там насчитывается порядка 10 миллионов человек, которые употребляют наркотики. По официальным данным – 3 миллиона.

Начальное меню и выбор сложности.

Наш герой, как раз, и борется с местными наркобаронами. Звать его, вроде как, Фахрад. Вместе с братом они любили потусить, но быстро поняли, что наркотики – зло. И они отравляют их родную деревню. Ну и пошли, буквально, бить морды местным дилерам. Брата и убили. Теперь Фахрад мстит.

Перед миссиями сюжет подаётся вот в таких вот комиксах.

Mobarez, внезапно, пустоватый бит'эм ап. Герой с помощью кулаков и пяток прокладывает себе путь к концу уровня. Собственно, основы управления показывают в самом начале. Приятно.

Ну а потом одни сплошные бои. Герой может махать или руками, или ногами. Кулаки как-то не очень долетают до врагов, поэтому я остановился на ударах длинными культяпками героя.

Машем культяпками. Больше анимаций нет.

Фахруд даже может провести довольно впечатляющее, по иранским меркам, комбо. Для этого у него копится специальная полоска. Наполняется она, после убийства врагов.

Суперприём. Им ещё попасть надо.
А вот так выглядит местная аптечка.

Есть и возможность подкрасться к гаду сзади и вырубить его с одного удара.

Фахруд способен и поставить блок. Причём он настолько непробиваемый, что враг может резать героя ножом, а тому хоть бы хны.

Ну а чтобы игрок сильно не расстраивался, когда всё-таки Фахрад помрёт, то в Mobarez есть сохранения. Как автоматические, так и в специальных местах.

В первой миссии придётся искать ключи, чтобы открывать двери. Лежат они, почему-то, в бочках, которые нужно разбивать.

Ну и в её финале нас ждёт босс. Для него даже подготовили небольшую сценку.

Товарищ в бою усердно машет мечом, но что такое простая сталь, против иранской антинаркотической пятки?

Вторая миссия нас отправляет в какой-то дремучий лес. Нужно выйти на самого-самого наркоборона. Но мой герой в этом лесу и остался. Я перебил всех местных дилеров, нашёл уазик, что-то подобрал и не понял, что делать дальше. Герой, периодически, что-то выкрикивал на персидском, но знание фарси у меня отсутствует. Поэтому я и оставил его одного в этом проклятом лесу.

Я весь лес раза четыре облазил. Безрезультатно.

Игра для 2005-го года выглядит, мягко говоря, не очень. Но лично для меня, приятней той же Quest of Persia. Может сказалась ностальгия? Есть что-то у кривых иранских чубриков от первой Готики, не находите?

Игровой процесс, как и полагается, спиномозглый. Закликиваем до смерти супостатов и, в общем-то, всё. Враги даже реагируют на удары, а уровни – не просто прямые кишки. Ну первые два. Так что на фоне типа первой 3D-игры Ирана Mobarez смотрится выигрышно. Тут даже есть детальные, по иранским игровым меркам, интерьеры.

Так выглядит кухонька наркодилеров.

В лесу ползает всякая живность. Да и моделек разнообразных гораздо больше.

Может, конечно, дальше там какой-то мрак происходит, но этот проклятущий лес я так и не прошёл. Ну и интересно, что у игры сразу планировался сиквел, что указано на почившем сайте разработчиков. Но никакой информации о его существовании в физическом мире я не нашёл.

Pouya and Khepel

Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Оригинальное название: سفرهای ایرانگردی پویا و خپل

Разработчик: Kanoon Toys and Games Software Production

Год выхода: 2006

Эту игру я тоже не прошёл. Хотя в ней заявлено семь уровней. Но откуда-то появился восьмой, и он то ли не закончен, то ли сломан, то ли я слеповат. Но обо всём по-порядку.

Наконец-то игра не про насилие. А обычный детский платформер с невозможно кривым управлением. Предваряет всё приятное интро с названием студии. Ну скорей всего. А может издателем. Но выглядит и звучит классно.

Музыка прям хороша.

Сюжет нам подаётся через мультипликационные вставки. В его центре – пацан и его кот. Не очень понятно о чём идёт речь в роликах, потому что субтитров нет, а щебечут все на фарси.

Но есть краткое описание истории на коробке от игры. В общем, мальчик Пойя захотел увидеть красоты Ирана собственными глазами, а не со слов торговцев из каравана. Ну и напросился с ними. Мамка, судя по всему, только за.

А вот дружбана Пойи, кота по имени Хепель, караванщик брать не разрешил. Ну и фиг с ним, подумал Пойя и всё равно отправился в путешествие. Правда, котяра умудрился как-то забраться в его вещевой мешок. Ну и такое поведение не особо понравилось караванщику и он решил оставить друзей посреди пустыни.

Пойи, если зажимать шифт, меняет выражение лица. Не знаю для чего.

Теперь, видимо, Пойи и Хепель должны найти дорогу домой. А может, и конечную точку маршрута каравана. Кто этих персов поймёт. Попутно друзья помогают встречающимся на их пути жителям Ирана. Ну как друзья. Всё делает Пойи под управлением игрока, а котяра появляется только в анимационных заставках.

Судя по всему, эта игра призвана подготавливать маленьких иранских спидраннеров. Иначе я не понимаю, почему в каждом задании здесь есть таймер. Обычно, за отведённое время тебе нужно собрать определённое количество чего-то и отнести, скажем так, заказчику.

Например, овец. Нашёл одну, отнёс пастуху. Потом появляется вторая. И так раз семь-восемь до победного. После доставки каждой овцы, к таймеру добавляется секунд десять. В целом, ничего страшного.

Собираем овец.

Единственный уровень, от которого у меня заполыхало, это тот, что с пчёлами. Я подвёл весь народ Башкортостана, раз за разом по(д/л)ыхая от местных черно-жёлтых насекомых. И дело не в какой-то там сложности или агрессивном поведении пчёл.

Сорванец может чуток пригибаться. Это пригодится ровно один раз, как раз в миссии с пчёлами, будь они не ладны.

Дело в управлении. Я сто лет на клавиатуре не играл в платформеры. А в такие кривые со времён эпохи PS1. Мелкий зарсанец то и дело цепляется за невидимые углы и не хочет никуда идти.

Мелкий зацепился за что-то невидимое и никак не может добраться до квестового мешка с зерном.

А если уж надо куда-то точно прыгать, то жди беды. При этом герой носится со скоростью подуставшего Флеша. Что вроде бы и неплохо, но контролировать его повороты или прыжки становится просто невозможным.

Так выглядит местный Game Over.

Помимо собирашек всякой ненужной ерунды один раз нам придётся покататься на кораблике, чтобы, м-да, опять что-то пособирать. На этот раз это рыба, но в кораблик её сразу можно затолкать всю. Ну хоть так.

Ну и миссия, которая должна была быть последней, предлагает нам рудиментарный стелс. Надо сначала прокрасться мимо спящих лошадей.

Отвлечь охранника, скинув камень. Ну а потом, кое-как по платформам допрыгать до финала уровня. Учитывая управление, последняя часть уровня, как раз, самая сложная.

Очень больно.

После этой стелс-активности откуда-то взялся следующий уровень. В нём нужно собрать три какие-то пиалки для одного торговца. Он из них сделает большой кувшин. Ну или просто обменяет. Кушвин же несём второму торговцу.

В один прекрасный момент пиалки закончились, и я не понял, что делать дальше. То ли они не появились из-за бага, то ли я что-то не то делал. Ну да ладно.

Фиг знает, что тут надо делать.

Визуально игра не блещет, но стилизация под мультик и маленькие уровни её спасают. Не скажу, что выглядит прямо отвратительно. Пойдёт. Ну и музыка мне очень понравилась. Видимо, задело какие-то персидские гены во мне.

А если уж оценивать весь проект целиком, то играть в это не особо хочется. Всему виной просто ужасное управление. Приговор для любого платформера. Ну и утекающее время тоже мало кому понравится.

Bahman Rally 1385

Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Оригинальное название: بهمن رالی

Разработчик: Bahman Leasing

Год выхода: 2006

Не удивляйтесь названию. Я уже говорил про особенности персидского календаря. Так вот, сейчас в Иране идёт 1403 год, который равняется, не поверите, нашему 2024-ому. Ну а Bahman Rally вышла в 1385-ом, значит у нас тогда был 2006-ой. Всё просто.

Ну и, опять же, как понятно из названия, мы ступаем на очень интересную территорию иранского автопрома. Он был и до революции и после. И, если честно, держится весьма бодро, учитывая всё происходящее в стране.

Bahman Leasing, которая значится как издатель и разработчик игры, дочерняя структура, которая может уже не существует, Bahman Group. Это крупный иранский холдинг. В него входят компании из нефтехимической отрасли, энергетической и автомобильной. Вот последняя нас и интересует.

Лого Bahman.
Лого Bahman.

Bahman вообще одной из первых начала выпускать автомобили в Иране. Ещё когда страна была королевством. Ну как автомобили. С конвеера сходили вот такие вот трёколесные грузовички. Это, собственно, Mazda семейства CT, чтобы это не значило.

Оригинал от Mazda.
Оригинал от Mazda.

С этим японским брендом Bahman и был связан долгое время. Выпускали даже хорошо известную у нас в России Mazda 3. Она и красуется на обложке и в главном меню игры.

Да, автопроизводители, японские и западные, долго время не просто присутствовали в Иране, но построили там совместные производства. Nissan вообще умудрится там во время ирано-иракской войны Patrol'ы собирать.

Но ничто не вечно. Очередные санкции США вынудили в 2018-ом году многих разбежаться. Теперь там балом правит Китай. Ничего не напоминает? Вообще, автопроизводители из Поднебесной там плотно засели ещё до санкций, особенно Chery.

Теперь же в Иране, в основном, представлены бренды государственные. Как раз Bahman занимается сборкой Dongfeng'ов. Повторюсь. Ничего не напоминает?

Dongfeng Fengon iX5 с шильдиком Bahman на сайте компании.
Dongfeng Fengon iX5 с шильдиком Bahman на сайте компании.

Но вернёмся к Mazda и к игре. Установить её удалось с небольшим приключением. Почему-то она никак не давала выбрать путь установки и всё хотела записаться на диск D, которого у меня в системе и нет. Ну решилось всё просто. Я переименовал один из дисков, и игра начала устанавливаться. Почему-то неприлично долго.

При запуске сие творение запросило Macromedia Flash. Благо на диске с игрой он был. Устанавливаем и, наконец, запускаем. В меню можно почитать условия лизинга и посмотреть модели, на которые он предоставляется.

И где-то среди этих завитушек затаилась игра. Я, так понимаю, это слегка модифицированная версия какой-то тяжелой флеш-игры из нулевых. Разработчики просто засунули туда модельки Mazda 3 и добавили пару баннеров.

Ну и, видимо, раскрасили одну из трасс в белый, чтобы нам казалось, что мы едем по снегу.

Играть в это, разумеется, почти невозможно. Машина едет, как утюг. Хотя на разных покрытиях её управляемость ощущается по-разному.

Красная машинка едет бодрее. Всё по заветам орков.

Тут представлены несколько вариантов Mazda 3. И каждая, что удивительно, едет по-своему. Судя по всему, тут полагались пит-стопы и заправка, но эту возможность, видимо, вырезали.

Игрока тут величают "шомахер". Пользуюсь случаем, пожелаем здоровья Красному барону.

Всего можно поучаствовать в пяти этапах. Это же всё-таки ралли. Причём машины конкурентов могут выйти из строя. А твоя Мазда будет переть как танк, несмотря ни на что.

Все варианты машинок, на которых можно поездить. Правда, если тыкать на последнюю, ничего не происходит.
Все варианты машинок, на которых можно поездить. Правда, если тыкать на последнюю, ничего не происходит.

В общем, это скорей такой рекламный набор, чем игра. Конечно, после такого управления никакую Mazda купить не захочется. Но что есть, то есть. Да и, повторюсь, это скорей какая-то модификация флеш-игры, а не собственная разработка иранских игроделов. Если вдруг узнали оригинал, то напишите в комментариях.

Driving in Tehran

Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Оригинальное название: رانندگی در تهران

Разработчик: Samie Rayan Pardaz

Год выхода: 2006

Продолжаем познавать автомобильную историю. На этот раз игра, судя по всему, служит в качестве рекламы добравшегося даже до России автопроизводителя Iran Khodro. Может, даже кто-то ездил или владел Samand'ом?

Машинку до сих пор можно найти в объявлениях на профильных сайтах.
Машинку до сих пор можно найти в объявлениях на профильных сайтах.

В 2023-ем иранцы грозились даже вернуться на наш рынок, но пока дело ограничилось только параллельным импортом. Не сильно, конечно, и хотелось. Но теоритически цена у персидских машин должна колебаться между Грантой и Вестой.

Это Ray Ra. Первый иранский кроссовер. Разумеется, на базе Пежо. Его должны были начать собирать в этом году. Может, и начали.
Это Ray Ra. Первый иранский кроссовер. Разумеется, на базе Пежо. Его должны были начать собирать в этом году. Может, и начали.

Ну да ладно. Iran Khodro, так-то, крупнейший автопроизводитель Ирана. Появился ещё в шахские времена, в 1962-ом. Быстренько закупили у англичан из Roots права на сборку их Arrow. В Иране её назвали Paykan, и долгое время эта машинка оставалась народным автомобилем.

Paykan. Его прекратили выпускать в Иране только в 2005-ом.
Paykan. Его прекратили выпускать в Иране только в 2005-ом.

Потом иранская революция, а следовательно и приватизация. Во время войны Iran Khodro делали, в основном, грузовички и автобусы. Ну а потом удалось договориться с французами из Пежо и долго время завод выпускал французские машинки. Как раз на базе Пежо 405 и делали хорошо знакомый нам Samand.

Как раз во время золотых лет Iran Khodro и активного его экспорта и вышла игра Driving in Tehran. Которая до сих пор просит ключ активации. Чтобы его получить нужно позвонить по номеру, и тебе его продиктуют. Ну или использовать кейген.

Карточка с серийным номером, которую можно было найти в боксе с игрой.
Карточка с серийным номером, которую можно было найти в боксе с игрой.

Driving in Tehran никак не хотела нормально ставиться на компьютер. Установка вылетала на моменте регистрации шрифтов. Оказалось, это никак не мешало запустить игру через появившийся в соответствующей папке экзешник.

И Driving in Tehran – это первая иранская игра, где я нихрена не понял. Что происходит, кто эти люди? Что я делаю? Почему я здесь? Но музыка в меню смешная, конечно.

Весёлая какая песенка.

Вроде как в меню есть два режима. Один, типа гонки. После странного ролика нам дают покататься по какой-то раздолбанной дороге.

Из ролика и текста перед ним можно нафантазировать мало что. Но я постарался. Судя по всему, агенты ЦРУ расфигарили дорогу или дорожные знаки, убили кого надо и не надо, и поэтому сборная Ирана по футболу не попала на Чемпионат мира 2002. В реальности иранцы туда не попали, потому что проиграли стыковые матчи между конференциями Ирландии. Ну пусть будет так.

Собственно, основная причина моей фантазии про сборную Ирана.

Ну и мы выбираем машину и едем, как я уже говорил, по раздолбанной дороге.

У машинок можно выбирать цвет. Один из них заливает весь экран красным.

Некоторые машинки едут приятней, некоторые не очень. Ну это если ты никогда не играл в гонки. Так-то никакого удовольствия от руления ими получить не реально.

Упс.

Другой режим показывает нам еще один ролик. Судя по названию некоторых видео в папке с игрой, здесь тоже замешено ЦРУ. Как, я уже не смог представить. Видимо, хочет убить главного героя, который тут единственный обладает человеческим лицом.

В первой, видимо, миссии, нам надо проехать по Тегерану времён PS1 на странной скорой. А потом подобрать пассажира. А может больного. Но он почему-то залазит в багажник. Может прячется от ЦРУ?

Что здесь происходит?

Следующая миссия. Такси. И я её, по новой иранской традиции, не прошёл. Скорей всего тут надо заработать определённую сумму. Но дело в том, что, когда ты нарушаешь правила, игра тебя штрафует. А потом и вовсе показывает Game Over. И чтобы игроку было совсем обидно, после этой надписи вообще самопроизвольно вырубается.

Эту тётю даже не я сбил. Но игре всё равно.

Такой же Game Over с вылетом ждёт нас, если вдруг захотим переехать местных пешеходов.

Короче, это какой-то мрак. Город страшненький, машинки ужасненькие. Ездят они, подчиняясь только каким-то иранским законам физики.

Иранская физика. Ещё не индийская, но близко.

Единственное, что мне понравилось во всём этом безобразии – небольшой ролик про историю Iran Khodro.

Street Racing

Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Оригинальное название: مسابقات خیابانی

Разработчик: Novin Pendar

Год выхода: 2006 (Демо)

Как ни странно, тюнинг машин, гонки на них находятся совсем не на задворках увлечений иранцев. Не сказать, что это прям национальная забава, но о них даже пишут в официальных новостных источниках.

Фоточки с драг-рейсинга из Тебриза.
Фоточки с драг-рейсинга из Тебриза.

Разумеется, машины там всё те же. Иранские Пайкан, Саманд, да Пежо местной сборки. Видимо, на любителей этих моделей и была рассчитана игра Street Racing. Но она не взлетела. Хотя добралась до стадии демо-версии.

А это тусня любителей тюнинга в Тегеране.
А это тусня любителей тюнинга в Тегеране.

Самое смешное, что в этой демке, собственно, нет самого тюнинга. У игрока есть выбор только из трёх машинок. Того самого Пайкана, Пыжика и корейского Pride.

И на выбор только одна трасса. Можно колесить по махонькому бульвару в Тегеране. Выглядит, кстати, игра получше двух предыдущих. Спасибо движку 3D GameStudio. Наверно.

Можно даже отправить свой отзыв разработчикам.

И, судя по архивной копии их сайта, они всё пытались найти инвестора. Не срослось. Последнее обновление на страничке датировано 2008-ым годом. Так что мы потеряли иранскую Lada Racing Club.

Special Operation 85: Hostage Rescue

Игры дружественных стран. Иран. Часть 3

Оригинальное название: عملیات ویژه

Разработчик: Roya Pardazan

Год выхода: 2007

А вот первая игра, которую даже знают на Западе. Special Operation 85: Hostage Rescue была создана как ответ на почившую ныне Assault on Iran от американской Kuma Reality Games. Там бравые амеры уничтожали что-то связанное с иранской ядерной программой.

В Special Operation 85 (год здесь указан, опять же, иранский, так что это 2006 или 2007) же нам нужно, наоборот, спасти иранских учёных, которых взяли в плен американцы. И израильтяне до кучи. Спасать их будет, внезапно, отчим. Герой войны с Ираком, разумеется.

Увлекательная перестрелка.

Игра получила холодной приём в западной прессе, причём отнюдь не игровой. Можно найти архивную статью, например, в USATODAY. Впрочем, и без особых познаний в компьютерных играх понятно, что любому человеку будет больно, если он решит поиграть в Special Operation. Это, прежде всего, плохой шутер. Причём забагованный донельзя.

Чудеса иранской инженерной мысли.
Бронежилет здесь – местная аптечка. Разумеется, он багует чаще всего.

Всего в игре восемь миссий. И почти всегда вам придётся в кого-то стрелять. Чаще всего – в израильтян и американцев.

Сыграли с американцем в игру "кто быстрее перезарядит". Он выиграл. Но всё равно проиграл.

Редко – в собак, которые похоже на какой-то биомеханический эксперимент Boston Dynamics.

Оружия в игре много. Пистик и пистик с глушителем.

Пистик с глушителем – ультимативное оружие. Всегда убивает с первого выстрела. Правда, дают из него пострелять очень редко. 

Пулемёт, калаш и эмка. Разумеется, есть и снайперка. Только вот режим прицеливания для неё сделать забыли. Оружие часто багует. Вроде бы меняешь его на другое, а моделька остаётся от старого.

Стреляю я из MP5, а игра думает, что в руках у меня пистолет.

Уровни разбиты на коротенькие локации. В каждой – своя задача. Взорвать там что-нибудь или просто всех убить. Иногда приходится что-то скачивать с компьютеров. И это длится очень долго.

Я специально не ускорял время.

Сохранения есть только между локациями, так что бомбить от смертей будет часто. Солдатики очень живучие, легко глотают треть рожка из калаша.

Мало того, эти гады ещё часто спавнятся у тебя за спиной просто потому что могут.

Чего не скажешь о главном герое, который дохнет очень быстро. Плюс, игра ещё в начале миссии может тебя очень интересно сохранить.

Только появляешься на уровне, и в тебя тут же со всех сторон начинают стрелять.

Ещё в игре очень темно, и нет настроек яркости. Иногда тупо не видно, кто и откуда в тебя стреляет. Плюс картинка, само собой, смотрится где-то чуть лучше первой Халфы. И то не факт.

Сюжет подаётся почти статичными роликами в конце миссий. Говорят там на фарси. И что именно происходит, почти никогда не понятно. Единственный надёжный источник информации – текстовый брифинг перед каждой миссией.

Что здесь произошло, я так и не понял.

Из него, например, можно узнать, что во второй миссии мы спасаем русских инженеров. Что они делают в Иране, да ещё и в захваченной американцами гостинице, не совсем понятно.

А как их спасать? Ну обезвреживаешь бомбу. И, вроде как, спасаешь. Правда, я визуально их так и не увидел.

Может, вот он был русским инженером. Но игра с ним поступила жестоко.

Одно из редких достоинств – её можно пройти до конца. Мы не только спасём учёных, но и каких-то древних иранских дипломатов, которых удерживал особо важный израильтянин с мохнатых годов.

Редкая миссия без стрельбы. Проходится секунд за десять. Я серьёзно.

Известен, кстати, и бюджет игры. Аж 32 тысячи долларов было потрачено на сие творение и три бесценных года. Удивительно, но хоть это и выглядит чуть по лучше первого Quest of Persia, но играется гораздо хуже. Противники больно стреляют, а сами помирать быстро не хотят. А всё действо происходит в коридорах или на тёмных аренах. И почти никогда не понятно, откуда в тебя стреляют. И зачем.

В следующей части мы вплотную приблизимся к, если так можно сказать, золотому веку иранской игровой индустрии. Правительство начнёт инвестировать в это направление, и мир увидит первые персидские игры, которые вызывают не только поток неконтролируемой грусти.

9292
3838
77
33
22
58 комментариев

Игры вражеских стран ближе к сердцу

38
3
Ответить
18
2
Ответить

У Ирана есть друзья?

12
Ответить

Канеш. Вот они розы белые дарят своим самым близким друзьям.

1
1
Ответить

Играли в КС за террористов? Вот это они.

2
Ответить

Теперь да. На одного отшельника стало больше

Ответить

Ну вот видите сколько в принце персии неточностей. И всем плевать было всегда, всем кроме иранцев
А про АС шадоу разнылись шо пиздец все кому не лень🤣

4
2
Ответить