Техно-ориентализм: декодируем искажённый образ Японии как киберпанковской утопии

Техно-ориентализм: декодируем искажённый образ Японии как киберпанковской утопии

Япония привлекает туристов яркими рекламными вывесками, роботами и скоростными поездами. Поэтому многие посетители часто подписывают свои фотографии в Instagram фразами вроде "Жизнь в будущем" или "Киберпанк-город". Чтобы понять это явление, необходимо рассмотреть возникновение киберпанка в контексте международной геополитики 1980х годов.

Страх потери и причём тут Sony c Nintendo?

Применение неонового фильтра к фотографии горизонта Синдзюку действительно может создать футуристическую атмосферу. Однако те, кто проводят некоторое время в Японии, быстро осознают, что страна не настолько футуристична, как многим кажется. Хотя Япония обладает значительным технологическим сектором, за яркими светодиодными огнями скрывается мир бюрократии и традиций. Чтобы понять восприятие Японии туристами, необходимо изучить культурную индустрию 80х годов.

Техно-ориентализм: декодируем искажённый образ Японии как киберпанковской утопии

В этот период Япония переживала значительный экономический и технологический рост, который привлёк внимание политиков, художников и кинематографистов. Перспектива включала не только восхищение, но и страх потери контроля. Быстрый технологический прогресс вызывал тревогу на Западе, поскольку он представлял собой неконтролируемую, быстро развивающуюся силу.

Этот страх соотносится с ростом таких компаний, как Sony и Nintendo в конце 80х годов и находит отражение в культурной индустрии через появляющийся жанр, известный как "киберпанк", который часто изображает беззаконное, мрачное и коррумпированное будущее, где общество отчуждено из-за своего технологического прогресса.

От "Бегущего по лезвию" до техно-ориентализма

Ярким примером является фильм 1982 года "Бегущий по лезвию", действие которого происходит в мрачном будущем Лос-Анджелеса, где городская панорама сильно подвержена влиянию азиатских корпораций и эстетики. Город олицетворяет будущее, доминируемое восточноазиатскими технологиями, с множеством символов, связанных с термином "техно-ориентализм".

Этот термин основывается на концепции классического ориентализма, определенного литературоведом Эдвардом Саидом. В ориенталистских изображениях Восток часто представляется больше через призму западных заблуждений, чем своей реальной сущностью, и часто характеризуется как отсталый и экзотический.

Картина Жан-Леона Жерома 1879 года "Заклинатель змей" является примером того, как западная перспектива часто воспринимает Восток как мифическое и экзотическое.
Картина Жан-Леона Жерома 1879 года "Заклинатель змей" является примером того, как западная перспектива часто воспринимает Восток как мифическое и экзотическое.

Однако эта схема не полностью применима к Японии, учитывая их неоспоримое технологическое превосходство в 80х годах. В ответ на страх потери контроля техно-ориентализм изображает Азию, особенно Японию, как технологически развитую, но теряющую свою человечность.

Эта перспектива на Восток имеет решающее значение в жанре киберпанка, который часто изображает азиатских персонажей как роботизированные фигуры в мрачном будущем. Эти фильмы представляют постгуманистический мир, где азиатские образы изображаются как лишенные эмоций. В киберпанковских фильмах, таких как "Облачный атлас" и "Из машины", азиатские женщины часто сексуализированы как киборги, изображаемые как могущественные, но сексуально подчиненные.

Соответственно, в киберпанковских фильмах часто изображаются герои, сражающиеся с технологически развитыми, но эмоционально огрубевшими обществами, часто иллюстрируемыми азиатскими элементами или декорациями.

Трансгуманность и киборги

Тем не менее, технологический и экономический подъем Японии был реальным. Этот эволюционирующий будущий мир был запечатлён в таких фильмах, как "Безумная грозовая дорога" и "Смертельный порошок", хотя они воплощают больше панка, чем кибера.

Таким образом, японские независимые режиссёры изображали это превращение, интегрируя элементы киберпанка, но "глазами тигра", предлагая аутентичный, внутренний взгляд, а не искаженный внешний.

Классический японский киберпанковский жанр, особенно ярко представленный фильмом Синъя Цукамото "Тэцуо: Железный человек" в 1989 году, также отражает страхи излишнего прогресса, хотя и не с техно-ориенталистской точки зрения. Фильм размывает границу между человеком и машиной, отражая культурные изменения в Японии 80х годов.

Японские киберпанковские фильмы по-разному освещают страхи той эпохи по сравнению с западными. Они сосредотачиваются на опасениях, что их собственная технология и экономика развиваются слишком быстро в трансгуманистическом мире. Однако некоторые утверждают, что японские творцы включили техно-ориенталистские идеи в свои произведения, такие как "Призрак в доспехах" или "Акира".

Светодиоды

Хотя японский экономический пузырь лопнул в 1990х годах, некоторые страхи и представления о Японии как бесчувственной, киберпанковской нации сохранились. Критика техно-ориенталистских изображений Японии не должна приводить к игнорированию японского технологического сектора или умалению креативности и художественной ценности киберпанка. Напротив, такие концепции, как техно-ориентализм, должны помогать нам размышлять о наших культурных взглядах, включая современные произведения, такие как "Призрак в доспехах" (2017) и "Киберпанк 2077".

Превосходя технофетишизм, можно открыть для себя множество других аспектов Японии, которые не всегда футуристичны или дистопичны, но всё же захватывающи.

1414
23 комментария

декодируем искажённый образ ЯпонииНа заглавной картинке и в облачном атласе КореяКиберпанк всецело вдохновлён ГонконгомПеределывай...

8
Ответить

Если вы ещё не поняли. То это кликбейт в виде фото. Кто-то обязан был зайти и написать про это. Этим кто-то оказались вы. И Гонконг тут не причём, тема про Японию.

Ответить

Хватит насиловать нейросеть, пиши сам!

2
Ответить

Какая именно нейросеть? Аргументируйте свои претензии.

Ответить

Так же gptzero.me не даст соврать

Ответить

Нейросеть писала?

1
Ответить

Нет. С чего вы взяли?

Ответить