Казуалы победили, жанр Souls-Like — всё. Обзор Elden Ring: Shadow of the Erdtree

21 июня состоялся релиз дополнение Shadow of the Erdtree для Elden Ring — лучшей игры 2022 года. Я уже прошёл это DLC и хотел бы рассказать о своих впечатлениях от него, а также от той шумихе, что оно произвело.

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Сложна-сложна, непонятна

События Shadow of the Erdtree разворачиваются в Землях теней — регионе, попасть в который можно после убийства двух боссов основной игры: Радана Бича Звёзд и Мога Повелителя Крови — на арене битвы с последним и расположен вход в дополнение.

Сразу после попадания в Земли теней, игрок сталкивается с тем, чего никак не ожидает — всепоглощающей сложностью. Лично меня, в самом начале несколько раз убил монстр, похожий на барана. Он очень ловкий, быстрый и атакует практически без перерывов — узнаю брата Колю, как говорится, поскольку дополнения для игр Хидетаки Миядзаки всегда были сложнее основной игры. Намного сложнее.

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Но в этот раз, в интернете разразился самый настоящий скандал, причин у которого две: Elden Ring — самая популярная игра FromSoftware, разошедшаяся тиражом более чем 20 миллионов копий, а также — акцент на новой прокачке, созданной специально для DLC. Перед разработчиками стояла сложная задача — нужно угодить массовой аудитории, сохранив при этом свой привычный подход. И они нашли способ.

Игра говорит: «чтобы пройти это дополнение, вам нужно собирать Осколки Древа Упадка, а также Прахи славного духа». Первые нужны, чтобы прокачать игрока — за каждый уровень, урон по вам снижается на 5%, а урон от вас повышается на те же 5%, — тогда как вторые делают тоже самое, но для ваших призывных прахов. Без них, боссы вас будут убивать с 1-2 тычек, а вы будете ковырять их очень долго.

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Такое решение — палка о двух концах. С одной стороны — это было необходимо для уравновешивания игроков. За 2 года существования оригинальной игры, многие уже прокачали огромное количество уровней — кто-то даже взял максимально возможный — и спокойно разнесли бы контент дополнения в щепки. Другие же напротив, не играли с момента релиза, и остановились на 100-120 уровне.

С другой стороны — такой ход ставит под большое сомнение главный козырь игр Миядзаки — знаменитую честность. Нет, дополнение всё ещё можно пройти чисто на скилле, без какой-либо прокачки вообще — наверняка в интернете уже полно таких видосов. Но в целом, сделать это теперь намного сложнее. Привычного баланса и правда нет.

Это подводит нас к очевидной мысли — жанр Souls-like в классическом виде уже себя изжил. За 13 лет — с 2009 по 2022 годы — он эволюционировал от Demon's Souls до Elden Ring и даже в дополнении к последнему, пришлось отходить от него в сторону более привычных для игр решений. И сам Миядзаки подтверждает это — он заявил, что следующие игры FromSoftware будут маленькими и создавать их, скорее всего, будут новые, более молодые разработчики.

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Победа казуалов

Другая интересная мысль, к которой меня подвело это дополнение гласит — казуалы победили. Ну сами вспомните, ещё с самых первых игр жанра, в сети появился культ «хардкорности», с очень громкими постулатами: играешь за мага — казуал, играешь с призывами фантомов — двойной казуал, играешь в кооперативе — тройной казуал, играешь в шмоте и с прокаченным уровнем и оружием — ну, вы поняли.

С выходом оригинальной Elden Ring такой подход пошатнулся — там уже была встроена механика призывных прахов. Но сейчас, когда сложность боссов довели до абсолюта — она буквально необходима. И нет, сложность эта не в огромном количестве их урона. Она в том, что боссы дополнения настолько агрессивны, что большая часть супостатов попросту не даёт вам и шанса себя ударить, атакуя игрока яростными комбо, практически без перерывов.

Здесь разработчики буквально прямым текстом говорят — используй прах, не зря же мы ввели предметы для его прокачки. В этом нет ничего постыдного!

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Но, люди как обычно, всё поняли не так, и, зайдя на стрим какого-нибудь популярного блогера, ты видишь, как он воюет с финальным боссом 10 часов подряд, не в силах его одолеть. Хочется спросить в этот момент: «ты сражаешься с боссом, или с самой игрой?».

В такой парадигме, привычный играм жанра «хардкорный путь» — не более чем издевательство игроков над самими собой. Его можно сравнить, например, со спидранами — увлечением нишевой касты игроков, незнающих как себя ещё занять в любимой игре, когда она давно пройдена. Да простят меня любители спидранов и спидраннеры.

Используйте всё, что только можно, чтобы победить — в этом весь смысл. Игра для того и создана. И если раньше те же обзорщики гордо заявляли, что прошли игры жанра без призывов и за воина, то сейчас утверждают обратное и не стесняются. Наконец-то они поняли смысл игр Миядзаки, с самого начала говорившего об этом.

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Исследование

Elden Ring — это про исследование, не зря же в нём есть открытый мир. И здесь можно предъявить дополнению претензию — открытый мир получился каким-то… пустым? На первый взгляд это так, но это обманчивое впечатление.

Да, здесь не раскидано на каждом углу по топовой экипировке или по сильному заклинанию. По большей части, вам будет попадаться ненужный мусор, которым 99% игроков никогда не воспользуется. Но такой подход лишь увеличивает радость игрока, когда в руки попадает действительно что-то ценное — что-то похожее дарит и чувство победы над боссом, которого вы не могли победить несколько десятков попыток или больше.

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Кроме того, сам открытый мир имеет великолепный дизайн. Чтобы попасть в нижнюю часть карты, вам придётся отправиться… в верхнюю часть карты, потому что проход и спуск будет именно там. Сюда же можно добавить всякие иллюзорные стены и подземелья, число которых сократилось, но качество которых выросло — например, вся северо-восточная часть карты открывается таким образом, догадаться до которого без гайдов, мягко говоря, сложно.

Можно сказать, что исследование здесь награждает вас не только полезными предметами, но и новыми локациями. Они красивые, интересные, содержат новых боссов и врагов, а часть из них — например, Бездна — имеет уникальные механики. Чем не плюс для игры?

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Нарратив

С сюжетом Shadow of the Erdtree всё просто — он есть, но, как обычно, служит фоном для событий игры, контекстом. Но, в отличие от оригинальной игры, здесь, хотя бы нет путаницы в персонажах и их связях друг с другом.

Также, квесты многих персонажей игры напрямую связаны с основным сюжетом, и дополняют общую картину, что выливается в интересное сражение прямо перед финальным боссом. Это тоже плюс, потому что часть этих героев могут вам помочь на разных боссах и мы узнаем частичку лора этого мира.

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment
Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco Entertainment

Итог

Всё это в совокупности делает Shadow of the Erdtree отличным дополнением — не на 95% конечно, но на твёрдые 8/10 уж точно. Это если бы я ставил оценки играм.

DLC погружает в себя, позволяя отправиться в Земли теней на добрые 30 часов и предлагая вам множество интересных боссов, часть из которых реально сложные — но, только часть. Контента в этом дополнении много, но вам придётся играть по правилам игры, либо страдать — выбор за вами.

Но, с другой стороны — это DLC, как мне кажется, ставит финальную точку в эпопее Souls-like'ов от Хидетаки Миядзаки. Оно уже на ладан дышит в плане баланса и подхода к боссам, дальше уже некуда — нужно экспериментировать. Надеюсь, мастер придумает что-то действительно новое, как это было с Sekiro или Bloodborne — пусть возьмёт время, отдохнёт и подумает. А мы пока посмотрим, что получится у свежего поколения разработчиков из FromSoftware.

Благодарю вас за внимание. Если вам понравился данный пост, приглашаю вас в наш телеграм канал - @de_stuff

9696
3131
22
395 комментариев

Правообладатель: FromSoftware Inc. и Bandai Namco EntertainmentКакой же адский кринж

96
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить

А я думал Юбисофт, спасибо автору что под каждой пикчей напомнил кто автор

7
Ответить

Западные игрожуры под каждой картинкой такое пишут.

1
Ответить

это же Арес! Как же он прекрасен там))

2
Ответить

ЗЕНА КОРОЛЕВА ВОИНОВ ! И моих фантазий.

Ответить

появился культ «хардкорности», с очень громкими постулатами: играешь за мага — казуал, играешь с призывами фантомов — двойной казуал, играешь в кооперативе — тройной казуал, играешь в шмоте и с прокаченным уровнем и оружием — ну, вы понялиНикто блин так не говорит, кроме, возможно, пары блогеров с кучей комплексов (Либра, например). Это просто мем чел, гит гуд — это мем чел.
Привычного баланса и правда нет.Бред. Он есть, если использовать прокачку ДЛС. Игра даже проще, чем эндгейм основной.

45
Ответить