«Охота»: ложь сильнее правды

«Охота»: ложь сильнее правды

Котогик, знаешь, какое кино самое страшное? Не то, где тебя разводят на дешёвый адреналин ебаками и скримерами, такое быстро отпускает. И не то, где тебя погружают в атмосферу непознанного, такое больше интригует. По-настоящему хуёво и страшно становится от тех произведений, что предсказывают и максимально достоверно воспроизводят худшие из социальных явлений. Одним из таких однозначно является «Охота»/Jagten 2012-го года от датского режиссёра Томаса Винтерберга.

В центре сюжета учитель по имени Лукас, который жил да не тужил: работал с детьми, налаживал личную жизнью, приятно общался с большим количеством друзей и знакомых. А потом невинная ложь обиженной девочки превращает жизнь взрослого, состоятельного мужика в ад.

Разумеется, речь идёт об исследовании такого явления, как «культура отмены». Те самые случаи, когда безосновательное враньё в отношении отдельно взятого человека принимают за чистую монету. Причём неважно, насколько грязный или нелепый слух, — поверил один, сомневаться начинают все. Дезинформация, как вирус, мгновенно и глубоко проникает в мозги окружающих.

Винтерберг потрясающе передал в своём фильме эту трансформацию общественного мнения. Он плавно и не спеша показывает, какой на самом деле Лукас адекватный, заботливый и терпеливый человек. Как с ним хорошо общаются коллеги, жители города, любимая женщина. И, несмотря на его проблемы в семье, ты понимаешь, что главный герой — славный малый. На вступление уходит больше полчаса, и это крайне грамотная инвестиция в дальнейшее повествование.

Ведь именно благодаря тому, что зритель уже хорошо знает главного героя, происходящий дальше пиздец воспринимается с недоумением — и никак иначе.

Складывается полная синергия с персонажем, который оказывается один против общества безо всякой на то адекватной причины. От Лукаса отворачиваются практически все близкие и знакомые, никто не верит в его невиновность. А всё потому, что сердобольные нянечки переврали слова ребёнка настолько, что из заботливого педагога получился маньяк-педофил.

И страшно становится как раз из-за того, насколько цирк уродов, творящийся на экране, реален. Если двенадцать лет назад это казалось дичью и бредом, то сейчас так называемая отмена — явление настолько сплошь и рядом встречающееся, что любой более-менее публичный человек может оказаться низвергнутым на самый нижний круг Ада по щелчку пальцев. Особенно с учётом того, как быстро с помощью соцсетей распространяется и находится та или иная информация.

Мастерство режиссуры Винтерберга заключается ещё и в том, что даже зритель в некоторые моменты умудряется усомниться в том, а действительно ли главный герой невиновный? И ведёт он себя как-то подозрительно, потеет, нервничает. Может быть, были показаны ещё не все события? Атмосфера сомнения и подозрений давит со всех сторон.

И всё это — в декорациях маленького провинциального городка, который удачно работает на обе части фильма. В начале лента демонстрирует много уюта, тепла домашнего очага и духа добрососедства, ведь все здесь друг друга знают. Дальше, правда, очаг остывает — и главный герой становится похожим на бездомного кота, которого выбросили на мороз. Размеры городка ещё и ускоряют процесс распространения лжи, потому что его жители доверяют друг другу, и если тётя Люся так сказала, значит, так оно и есть. Чудовищно страшно от одной мысли о том, что и вы, и я можем в любой момент оказаться на месте главного героя.

И кто же мог бы лучше сыграть человека, сносящего такие мощные удары судьбы, чем Мадс Миккельсен. Как я уже неоднократно отмечал, это актёр феноменален в том, чтобы отыгрывать стойких внешне мужчин, которые по ходу повествования ломаются или меняются внутренне. Тут вспоминаются и «Ещё по одной» про деградацию под влиянием алкоголя, и «Рыцари справедливости», где герой Миккельсена пытается понять, как жить мужчинам в новом веке. Лукас же в исполнении датского маэстро совсем не нюня, не сопля, но по его глазам можно отслеживать нарастание пиздеца в фильме, ибо тоски там становится всё больше и больше.

«Охота» — это не только страшная история, в которой вообще не хочется ставить себя на место главного героя, но ещё и очень поучительная. Она лишний раз напоминает о том, что индивид в борьбе с обществом обречён в лучшем случае на одиночество. О том, насколько ценным ресурсом в жизни является доверие. И о том, какие люди в массе своей несамостоятельные в создании выводов, потому на сознательность и разумность толпы рассчитывать не приходится. Года идут, а картина Томаса Винтерберга становится лишь актуальнее.

«Охота»: ложь сильнее правды

Автор текста: Павел Широков.

Больше годноты в нашем блоге в ВК и телеграм-канале ↩ — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.

39
13 комментариев