Хорошая и плохая экспозиция на примерах
Экспозиция в кино нужна для того, чтобы рассказать нам, зрителям, то, что уже известно героям. Сделать это нескучно и оригинально — непростая задача. Давайте на нескольких примерах посмотрим, как с ней справляются сценаристы.
Пример #1
На картинках выше — скрины из сериала "Капли бога". На них парень-энолог (специалист по вину) объясняет дочери другого знаменитого энолога азбучные истины про вино.
После последней его реплики "Но ты-то лучше всех это знаешь" мне хочется заорать "Так а зачем ты ей это все тогда рассказываешь?!!111"
Это пример халтурной экспозиции, когда герои проговаривают друг другу то, что им уже известно, только для того, чтобы ввести в курс дела зрителя.
Пример #2
Это пример хорошей экспозиции из фильма "Американское чтиво". Кстати, этот фильм получил в этом году Оскар за лучший адаптированный сценарий.
Чтобы рассказать зрителю то, что уже знают персонажи фильма (отец главного героя покончил с собой), используется сцена знакомства героя с соседкой (одновременно эта сцена двигает сюжет). Еще и черного юмора в нее отсыпали.
Пример #3
А вот эти 3 минуты экспозиции в "Претендентах" дают очень много информации о двух героях, их характерах, целях и текущей ситуации.
За эти минуты герои обмениваются только одним словом, но многое становится ясно из их действий. И это главный принцип киноязыка "Показывай, а не рассказывай". Плюс зрителя вводит в контекст выпуск новостей по телику (не то, чтобы это оригинальный прием, но все равно лучше, чем проговаривание героями того же самого прямым текстом).
Что мы узнаем за эти 3 минуты?
Посмотрите на кадры в подборке:
1. У Таши шрам, это потом дополнится показом истории с ее травмой
2. Она встала первая и будит Арта, он неохотно встает: она более дисциплинированна и амбициозна, он немотивированный/уставший
3, 4. Нам обозначают ближайшего соперника Арта, значительно менее опытного теннисиста, и ожидания, что Арт выиграет этот матч
5. Тут же говорят о его недавней травме, которая может осложнить дело
6. Заявляется ставка героя: Арту нужно выиграть главный турнир, до победы в котором все прошлые годы он не мог добраться. Поэтому все мелкие победы тоже важны, они ведут его к главной
7. Обозначаются амбиции Таши, она не хочет быть второй фигурой, хочет быть геймченджером наравне с мужем
8. Заявляются сложные рабоче-личные взаимоотношения Арта и Таши
9. Арт выключает звук у телика, потому что его нервирует обсуждение в новостях его шансов на победу.
Выводы
Экспозиция — это повествовательная часть фильма, которая не двигает сюжет, но сообщает зрителю уже известные героям факты. В ней не используются драматургические приемы, которые вовлекают зрителя, но при этом экспозиция — необходимый ингредиент почти любой хорошей истории, так как в большинстве сюжетов для развития событий нужно знать предысторию.
Поэтому сценаристы ищут способы, как подать экспозицию быстро, нескучно и при этом исчерпывающе. Хорошими вариантами тут является выдача нужных сведений порциями, можно сочетать экспозицию с завязкой конфликта или юмором, классно экспозиция выглядит через показ действий или деталей мира героев. Плохой вариант экспозиции — диалоги героев, созданные исключительно для информирования зрителей, в которых сами герои не узнают ничего нового.