Как правильно читать комиксы?

В чём отличие комикса от иллюстрированного романа?

Как правильно читать комиксы?

Казалось бы, комиксы — лёгкий формат, даже «простой», в отличие от литературы, в которой читатель окунается в тонны текста и должен задействовать воображение, или, например, компьютерных игр, где человеку сперва необходимо освоить азы управления героем. И, несмотря на то, что это частично правда, на самом деле комиксы — это полноценный формат, существующий по своим законам и правилам. Если вы только открываете для себя этот удивительный мир, то не будет лишним ознакомиться, с чем же вы имеете дело. И для начала мы развеем довольно популярный миф.

Многие ошибочно сравнивают комиксы с иллюстрированными рассказами. Бытует мнение, что они схожи: и там, и там — картинки с текстом. Основное наполнение это текст, а картинки позволяют облегчить читателю построение у себя в голове воображаемой картины действия, предлагая готовые образы, придуманные художником. Однако не всё так просто, как кажется. В реальности отличия есть, и они существенные: комиксы и иллюстрированные художественные произведения — совершенно два разных формата, и дальше вы в этом убедитесь.

В литературе, как ни странно, текст — это основа повествования. Внимание и упор делается именно на тексте, и даже наличие иллюстраций не избавляет произведение от письменных описаний места действия или внешности действующих героев. Несомненно, как в комиксе, так и в книге есть общие приёмы, вроде передачи внутренних переживаний персонажей через описание того, что они чувствуют. Однако визуальная сторона комикса позволяет избежать описаний того, что и как выглядит — «показывай, а не рассказывай».

Что касается иллюстраций, то они являются полноценным звеном комикса. В книге картинки это лишь дополнение к рассказу, без которого можно вполне спокойно обойтись — написанное от этого ничего не утратит. Но в комиксе рисунок — это полноценная часть формата, через которую не только демонстрируется происходящее, но и задаётся тон повествования (тёмный «нуарный» рисунок, яркий цветной, приглушённый тусклый). Давайте же посмотрим на составляющие комикса, чтобы лучше понимать, в чём заключаются его особенности.

Как работает комикс? Из чего он состоит?

Как правильно читать комиксы?

Комикс — это целый вид искусства, сочетающий в себе литературу и графику. Многие называют комиксом всё, что имеет рисунок и сопроводительный текст, но мы с вами знаем, что бывает комикс и без текста. Прежде чем мы поговорим о том, как читать такой комикс, давайте рассмотрим, из чего же в целом он состоит:

  • Полосной кадр — это картинка на всю страницу комикса, которая служит для усиления ключевого момента сюжета. Такая страница обычно есть и в начале любого комикса, и на ней указаны название истории, список авторов и логотип.
  • Панель (или иначе фрейм) — буквально условная единица и составляющая любого комикса, внутри которой находится единичный кадр и текст, а набор таких панелей/фреймов называется рядом.
  • Ряд — так называется набор из панелей/фреймов.
  • Канавка / Гаттер — пространство между панелями/фреймами. Художник специально оставляет небольшое расстояние между панелями, чтобы читателю было проще переключаться с одной сцены комикса на другую.
  • Разворот — целая двухстраничная картинка в середине комикса.
  • Текстовый пузырь / Баббл — содержит текст с репликами или мыслями персонажа. Чаще всего бабблы имеют овальную форму и хвостик, который направлен в сторону говорящего персонажа. Бабблы могут быть разной формы: круглой, квадратной, могут быть обрамлены пунктирной или ломаной линией или вообще не иметь границ. Форма бабблов также может передавать интонацию и эмоцию, с которой говорит персонаж. Круглый баббл — значит, персонаж спокоен, ломаная линия говорит нам об эмоциональности персонажа, а пунктир может обозначать разговор шёпотом.
  • Авторский текст — чаще всего это ремарка, которая описывает место и время действия.
  • Звуковые эффекты (или ономатопея) — звукоподражания, хаотично разбросанные слова, написанные большим шрифтом, для графической имитации звука в комиксе.

Это была, так сказать, база. Но все мы знаем, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. Именно поэтому художники комикса могут придумывать различные виды и формы визуализации, чтобы преподнести историю в ещё более интересном ключе. Например, можно выходить за рамки фреймов для усиления эффекта погружения в события комикса. Хороший пример это комикс «Игорь Гром», где показано, как Игорь буквально проваливается в свои воспоминания и кошмары. В какой-то момент границы фреймов в данной истории принимают различные формы, например битого стекла.

Существуют комиксы абсолютно без текста. Обычно мы привыкли, что в комиксе бывают немые сцены, и чаще всего они предназначены для усиления эмоционального эффекта. Зачастую это либо смерть персонажа, либо любое другое трагичное событие. Зачем они нужны, спросите вы? Такой комикс предназначен для «запуска» воображения читателя. Отсутствие текста запустит концентрацию на эмоциях, жестах и мимике нарисованного персонажа, заставит обратить внимание на раскадровку.

Как правильно читать комикс?

Как правильно читать комиксы?

При создании комикса автор может сам решить, в каком порядке расположить кадры, придумать свой уникальный путь чтения, который перевернёт представление о комиксе. Но есть и стандартные способы. Если мы говорим про обычный американский или европейский комикс, то система кадров располагается слева направо, и при прочтении мы просто двигаемся по рядам. Расположение кадров усложняется, если панели занимают не один ряд, а два. И тут уже читатель может запутаться, в какую сторону ему двигаться при чтении.

Ещё интереснее дела обстоят с чтением манги. Российский читатель приходит в изумление, когда узнаёт, что манга традиционно читается справа налево и «задом наперёд» по сравнению с привычными для нас книгами. Все бабблы в манге также читаются справа налево. Если они расположены на разной высоте, то вначале читаются верхние, а затем нижние. Сейчас, конечно уже, существуют книги со стилистикой манги, адаптированные для европейского рынка: их листают привычным нам способом. Пример такой манги —«Ликорис» от издательства BUBBLE.

Также в некоторых изданиях существует стрелочка-подсказка для указания направления чтения. Помимо чтения «справа налево», нужно читать каждую страницу последовательно «сверху вниз». Манга, как и любой другой комикс, состоит из панелей, которые читаются построчно.

Но есть нюансы…

Как правильно читать комиксы?

Итак, основы пройдены: как читать комиксы и из чего они состоят, мы разобрали. А теперь забудьте всё, что мы только что сказали! Да-да, всё верно, вам не показалось. Ибо комикс ничем не хуже кино или компьютерных игр, это богатый на художественные средства выражения формат, позволяющий реализовать порою даже самые безумные и необычные задумки. Далее речь пойдёт об интересных экспериментальных комиксах, которые ломают привычные представления, а также раскрывают весь потенциал комикса как способа передачи истории.

Мы привыкли, что комиксы — это книжка портретной ориентации, однако с этим не согласен 34-й выпуск серии «Экслибриум». Дело в том, что ориентация этого комикса выполнена в альбомном формате, то есть страницы листаются не слева направо, как обычно, а снизу вверх. Такой эксперимент обусловлен сюжетно: литературные маги Лиля, Саша, Инга и Матвей попадают внутрь рассказа Лавкрафта «Морок». Постепенно книга начинает буквально «сходить с ума» из-за вмешательства извне, а вместе с ней — и сам комикс, когда происходящее буквально «переворачивается с ног на голову».

Третья часть <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbubble.ru%2Fproduct%2Fdigital-ekslibrium-morok-32-34&postId=2728568" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сюжета «Морок»</a> оригинального «<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbubble.ru%2Fcategory%2Felektronnye-komiksy%2Fekslibrium&postId=2728568" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Экслибриума</a>» стала единственным комиксом BUBBLE, выполненным в альбомном формате.
Третья часть сюжета «Морок» оригинального «Экслибриума» стала единственным комиксом BUBBLE, выполненным в альбомном формате.

Дальше — лучше. Знаете о существовании книг-игр? Это как обычная литература, но с элементом интерактивности, как в компьютерных играх: в конце страницы у читателя есть выбор, позволяющий ему повлиять на развитие сюжета. В зависимости от выбора он переходит на ту или иную страницу, и так до самого конца. Таким образом, у книги может оказаться несколько разных концовок в зависимости от выбора читателя (например, как в книге-игре «Теперь ты — Вор Теней»). По тем же законам работают и выпуски серии «Ведьма», входящие в сюжет «Без вариантов», входящие в сюжет «Без вариантов» второго тома, где главная героиня ведьма Уля пытается остановить новую зловещую угрозу.

И таких примеров, на самом деле, великое множество, поэтому остановимся ещё на двух необычных комиксах. Юмористический комикс «Змей Сергей и Олег Стратег» это не только продолжение абсолютного бестселлера «Игорь Угорь», но и первый в истории BUBBLE комикс-перевёртыш, который можно начать читать с обеих сторон — со стороны Змея Сергея или Олега Стратега. Похожий пример — сюжет «Палиндром» из восьмого выпуска журнала «BUBBLE ГАМ». В середине истории комикс начинает повторять события, но в обратном направлении. Те же фразы, действия и диалоги, но в другом порядке позволяют посмотреть на историю под совершенно иным углом.

Как мы выяснили, комиксы бывают самые разнообразные, не только по жанрам, но и по наполнению и по стилю художественного выражения. Начинать читать можно с чего угодно в зависимости от интересов и увлечений. Вселенная BUBBLE существует уже более 12 лет, и за это время накопилось множество самых разных серий: от «Майора Грома» до «МИРа».

Но если вам хочется чего-то совершенно нового, то вас ждут первые выпуски наших совершенно новых серий инициативы «BUBBLE Будущее»! Фанатам рока, уличной культуры и «мрачняка» можно посоветовать серию «Мрак» о таинственном одноимённом мстителе в маске, а поклонникам видеоигр точно будут по душе «Читеры» — серия о людях, которые получили способности из игр в реальной жизни. А уже 28 июня выйдет пилотный выпуск первого вебтуна издательства — «BUBBLE Рысь»! Он расскажет о Соне Демидовой, девочке из Новосибирска, которая заполучает способности сверхбыстрой рыси!

Каждый комикс уникален и неповторим. Вы можете сами убедиться в этом, познакомившись со вселенной BUBBLE прямо сейчас!

99
5 комментариев

Эклибриум - совершенно потрясающий комикс! Вот по этой вселенной было бы очень круто сделать сериал, полнометражный мультфильм, ну или видеоигру.

6
Ответить

Надо читать буквы?

3
Ответить

Комиксы и манхву - слева-направо
Мангу - справа-налево

3
Ответить

Сверху вниз и по арабски

Ответить
Ответить