Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Вклад Rocksteady в наследие Тёмного Рыцаря.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Сейчас в это сложно поверить, но десять лет назад мало кто надеялся увидеть классную игру про Бэтмена. В особенности от студии Rocksteady, сформированной лишь в 2004 году. Однако Batman: Arkham Asylum удалось не просто развеять скепсис, но и поднять планку качества для игровой супергероики.

За ней последовало множество игр: два сиквела от самой Rocksteady, приквел от WB Games Montreal и несколько спин-оффов для портативных и мобильных платформ. Но выделяется именно трилогия британских разработчиков. О ней сегодня и пойдет речь.

Закат

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Бэтмен буднично возвращает Джокера в лечебницу Аркхем. Казалось бы, стандартная процедура. Но что-то не так – клоун уж слишком тихо ведёт себя на заднем сиденье бэтмобиля. Будто обдумывает план хорошей вечеринки со своими соседями по психушке. Так и выходит. За несколько минут контроль над заведением переходит к Джокеру и его приспешникам, а Бэтмен оказывается запертым в стенах клиники.

Что ж, Джокер уже давно намекал, что человеку в костюме летучей мыши здесь самое место.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Arkham Asylum полностью захватывала внимание уже в первые минуты игры. Для Rocksteady было важно заставить игрока поверить в то, что он находится в сумасшедшем доме с опасными людьми, а уже потом дать все инструменты для борьбы с ними.

Разработчики достигали этого эффекта за счёт нескольких основных моментов: мрачности, реалистичности (ни слова о Нолане!) и участия в работе людей, знакомых со вселенной.

Источниками сюжетного и дизайнерского вдохновения разработчиков служили классические комиксы о Бэтмене: «Аркхем: Дом скорби на скорбной земле», «Год первый», «Возвращение Тёмного Рыцаря» и другие знаменитые истории. На игру также повлияла серия BioShock — об этом говорили сами авторы.

Мрачные коридоры, комнаты, статуи, отделы для персонала – всё выглядело пугающе реалистично и без слов рассказывало историю о сотнях душ, которые провели в этих стенах многие годы.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Основной сюжет был подготовлен Полом Дини, сценаристом комиксов (серия Detective Comics), а также знаменитого мультсериала Batman: The Animated Series.

Влияние опытного автора вселенной Бэтмена чувствовалось: в игре отсутствовали сюжетные дыры, расхождения между сценарием и геймплеем, а участие знаменитых лиц вселенной DC органично вписывалось в повествование. Если персонаж не соответствовал идеям игры – его туда не включали. Вроде бы всё просто, но продумать такие мелочи могут далеко не все команды даже сейчас.

Сама же история была оригинальной. Она заимствовала ключевые элементы из классической биографии Бэтмена и на этом материале строила собственный сюжет. Как показали сиквелы, Rocksteady получила полную свободу в реализации своих идей.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

К работе над озвучкой Бэтмена и Джокера Rocksteady удалось привлечь культовых актёров – Кевина Конроя и Марка Хэмилла, даривших свои голоса персонажам в прошлом. Самые первые минуты в их компании давали отчетливо понять – это вселенная Бэтмена. Главный герой молчаливо решает поставленные задачи, а Джокер зловеще смеется и всячески пытается доказать, что между ними не такая большая разница. Всё как в лучших комиксах.

В походах по лечебнице Аркхем, Бэтмен встречал множество своих противников: Бэйн, Ядовитый Плющ, Виктор Зас, Убийца Крок. Но особенно выделялся один: Джонатан Крейн – Пугало. Именно стычки с ним показывали, насколько в Rocksteady были увлечены созданием не просто хорошей, а выдающейся игры.

Пугало воздействует на жертв с помощью токсина страха, заставляющего пострадавших видеть свои страхи. Исключением не стал и Бэтмен. Вот мы в режиме первого лица слушаем «приветы» от почивших давным-давно родителей, а вот игра превращается в 2.5D платформер, в котором игрок старается не попасть под око Пугала.

Невозможно забыть и момент разрушения четвертой стены в стиле Metal Gear Solid: картинка на экране портилась, а затем и вовсе исчезала. На Xbox 360 игра выдавала те же самые помехи, как и при знаменитом «красном кольце смерти», что означало сгорание консоли. Даже в третий раз данный эпизод заставляет непроизвольно проверить всё ли в порядке с техникой.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Но Бэтмен тоже приехал в Аркхем не с одними бэтарангами. Самое главное оружие Тёмного Рыцаря – его кулаки. Он активно прыгал между своими противниками, атаковал и постоянно ловил их на ошибках, проводя сокрушительные контр-выпады. Боевая система Arkham Asylum отличалась простотой и разнообразием: Бэтмен не стеснялся пускать в дело подручные средства и гаджеты. Бэтаранги были лишь началом технического арсенала: герой использовал бэткрюк, взрывной гель, секвенсор и Бэтс знает что еще.

Но к мордобою стоило прибегать лишь в крайнем случае.

Гораздо эффектнее и эффективнее было тихо выследить весь отряд головорезов с помощью детективного зрения и подвесить их на многочисленных горгульях. Игра отлично передавала отношения охотника-жертвы, в которых игроку отводилась главная роль.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Интеллектуальные способности Бэтмена испытывал Загадочник. По всему Аркхему было раскидано большое количество ребусов, которые позволяли отвлечься от сражений, но не разрушали атмосферу. Пусть лично в Arkham Asylum Нигма не появлялся, но его голос по радио стал неотъемлемой частью всей серии.

Arkham Asylum рассказывала хорошую историю, серьёзно трепала нервы главному герою и отлично игралась. В конце 2009 года проект получил огромное число наград. Продолжение не заставило себя долго ждать.

Ночь

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

После событий Arkham Asylum прошло чуть больше года. Директор лечебницы Квинси Шарп протолкнул идею переоборудования старой части Готэма в новую тюрьму-клинику, где будут жить самые отъявленные мерзавцы города.

Директор Аркхем-сити Хьюго Стрэндж ловит Брюса Уэйна, узнаёт его секрет и отдаёт на растерзание преступникам, которых Бэтмен посадил за решётку. Но Уэйну удаётся спастись и обзавестись костюмом. Самое время решить все проблемы за одну ночь, пока не запустился таинственный «Протокол 10».

Добро пожаловать домой, Бэтс. Тебя уже заждались.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Arkham City пошла по классическому пути сиквелов и дала игрокам то же самое, но в больших масштабах. Территорию одной клиники заместил целый открытый район со множеством деталей. Основных сюжетных линий стало больше и они были разбавлены побочными заданиями. Боевую систему углубили, а сами драки заметно прибавили в динамике и размахе. В конце концов, нам давали поиграть за грациозную Женщину-кошку в основной кампании.

Аркхем-сити врезался в память: готическая архитектура, постоянно падающие хлопья снега и обрывки радиопереговоров разных группировок. Полёты по этому погрязшему в преступности району можно назвать одним из главных игровых впечатлений 2011 года. Но камерная психологичность происходящего в Asylum не исчезла с введением открытого мира – закрытых локаций и атмосферных моментов хватало.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Именно в Arkham City проявилась та сценарная свобода, о которой уже упоминалось. Шутка ли, Rocksteady хватило смелости убить самого Джокера (и многих других известных персонажей), нанеся внутреннему миру Бэтмена один из самых серьёзных ударов за всю карьеру. Финальные кадры и вовсе заставляют задуматься: действительно ли эти двое были врагами? Может их уместнее назвать лучшими друзьями?

Конрой и Хэмилл выдали, возможно, лучшие перфомансы за последние годы, а Пол Дини мастерски прописал даже мельчайшие детали этого мира.

Рейтинг игры на Metacritic был соответствующим (средний балл версии для PS3 – 96), а сюжет оставлял множество намёков на продолжение.

Триквел? Дайте прямо сейчас.

Темнее всего – перед рассветом

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Минул год со времен заварушки в Аркхем-сити. После смерти Джокера в Готэме наступило относительное спокойствие. Но это было временное затишье. В канун Хэллоуина Пугало дал о себе знать. Он грозится распылить по всему городу ядовитый токсин и погрузить Готэм в хаос. К тому же в городе объявился некий Рыцарь Аркхема, а Двуликий, Харли Квинн и Пингвин решили объединиться в борьбе против Бэтмена.

Подходи сюда, рыцарь в плаще. Ты вряд ли переживешь эту ночь.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Бывает, что к третьей части франшизы выдыхаются. С Arkham Knight такого не произошло. Но и любимой игрой серии её назовут далеко не все.

Rocksteady понадобилось четыре года, чтобы подготовить финал своей истории. Третья игра еще больше прибавила в масштабах. Мы наконец попадали в основную часть Готэм-сити, по которой можно было свободно кататься на бэтмобиле. По улицам города ходили сотни бандитов, а Бэтмен решал десятки проблем одновременно.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

В третьей игре Брюс Уэйн почти полностью отказывается от своей личности и начинает крестовый поход во имя правосудия. Атмосфера неминуемого конца пронизывала собой всю игру и каждый кадр. Истории злодеев подходили к логическому завершению, а главным испытанием для Тёмного Рыцаря стала борьба с самим собой. Игра часто выдавала флэшбеки ключевых событий из карьеры Бэтмена, описанные, например, в комиксах «Убийственная шутка» и «Смерть в семье».

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Смерть Джокера в прошлой игре стала хорошим поводом поместить его в подсознание главного героя и заставить напоминать о себе при каждом удобном случае. Сумасшедшего клоуна здесь чуть ли не больше, чем в предыдущих двух играх вместе взятых. Максимальное раскрытие взаимоотношений двух знаковых персонажей – лучший подарок, который Rocksteady могла преподнести фанатам. Студии удалось написать хороший сюжет даже несмотря на то, что над Arkham Knight не работал Пол Дини – разработчики решили обойтись своими силами.

Однако постоянные внутренние конфликты не смягчили Тёмного Рыцаря: бандитам по-прежнему доставалось по первое число. Бэтмен стал настоящей машиной по нейтрализации преступности, а костюм усиливал и без того развитые до предела физические возможности героя. С помощью приёма «страшный решающий мультиудар» герой обезвреживал до пяти противников одновременно.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Глядя на Arkham Knight, легко поверить, что на игру потратили минимум 100 миллионов: дождливый Готэм, талантливое использование моушн-блюра и запредельное количество спецэффектов. В фото-режиме можно было провести несколько часов ради одного идеального кадра.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Но без проблем в этот раз не обошлось.

Большое количество возможностей привело к менее интуитивному управлению – особенно это чувствовалось на первых порах. Также игре досталось и за чрезмерное использование бэтмобиля: вражеская техника встречалась часто, а многие трофеи Загадочника Бэтмен не мог достать самостоятельно. Рыцарь Аркхема же в итоге оказался совсем не новым персонажем, как обещали разработчики до выхода игры. С ПК-портом вовсе случилась трагедия: игру пришлось снимать с продаж для устранения багов.

Но все же это был последний аккорд в истории Бэтмена от Rocksteady. Не идеальный, но запоминающийся.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Сейчас британская студия трудится над неанонсированным проектом для платформ следующего поколения и активно набирает сотрудников. Возможно, новая история будет посвящена Супермену или кому-либо еще из героев DC. А может, нас ждет ещё одна игра о Бэтмене.

Ясно одно: Rocksteady в короткие сроки прошла путь от неизвестной команды до одной из главных звёздных студий индустрии. Вряд ли компания позволит себе запятнать почти безукоризненную репутацию.

Больничные воспоминания — чем запомнилась серия Batman: Arkham

Трилогия Arkham ставила под сомнение вменяемость культового персонажа, предлагала интересные игровые ситуации и заставляла игрока учиться на своих ошибках. Все эти моменты заставляют хоть иногда, но возвращаться к аркхемским приключениям крестоносца в плаще.

А чем серия Arkham запомнилась вам?

230230
147 комментариев

Ожидал огромный лонгрид, но статья вышла короткой. Читал-читал - и уже закончилось. Тот же Arkham City можно долго разбирать, и даже посвятить отдельную статью, а тут буквально несколько абзацев и всё. Возможно делать полноценный разбор не входило в задачу статьи, но хотелось бы узнать какие-то интересные детали разработки, например как Rocksteady вообще захотела сделать игру про Бэтмена, какие трудности возникли, как им дали карт-бланш на разработку и прочее.

Пересказа сюжета и геймплейных механик недостаточно. Нужен хороший, полноценный анализ.

В любом случае, спасибо за пост. Arkham Asylum одна из любимых игр в принципе, но Arkham Origins зря не разобрали.

65
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А мне слишком длинной, да и не совсем о том

Ответить

Arkham Origins просто решили пропустить?

14
Ответить

И хоть игра не от Рокстеди, как по мне, она тоже хорошая. Ничего выдающегося, но для фаната (как я) была отлична. Плюс, там очень классная вступительная музыкальная тема.

31
Ответить

Это не детище Рокстеди, а значит недостойна быть упомянутым.

6
Ответить