«Идеальные дни»

Никогда бы не подумал что могу позавидовать уборщику туалетов.
Важно конечно отметить, что уборщик — японец, туалеты — токийские, а завидую я не его работе, а тому, насколько человек может быть в ладах с самим собой, имея минимальный набор благ и при этом жить полноценной жизнью.
Но всё началось именно с туалетов.

Как-то в Токио произошёл редизайн (не надо плиз) общественных туалетов. Были приглашены знаменитые архитекторы со всего мира. Получилось действительно здорово, судя по тому что я увидел в фильме.

Японский бизнесмен Кодзи Янаи решил промоутить это дело и пригласил именитого немецкого режиссёра Вима Вендерса чтобы тот снял то ли документалку, то ли короткометражку про эти самые туалеты, которые в свою очередь уже стали одной из визитных карточек Токио.

Режиссёр сильно впечатлился всей этой историей и принял решение снять полный метр, который в последствии принесёт Японии Пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль и номинацию на Оскар за лучший фильм на иностранном языке.

Кино в первую очередь захватывает стилем повествования. Тебя будто подселяют к главному герою и ты вместе с ним проживаешь его личную рутину. Её показывают довольно подробно, а сам герой по имени Хираяма молчалив как монах, что позволяет ещё глубже погрузиться в происходящее и рефлексировать на окружающий мир так же, как это делает герой.

А рефлексирует он много и со вкусом. Попробую объяснить на примере. Мне попадались ролики с хэштегом #human_core. На них люди делают свои обычные человеческие дела: возятся с детьми, гуляют за ручку, кормят уток в парке, смотрят на закат, а в это время их тайком снимают на телефон. Очаровательные видосы.

Схожие ощущения испытываешь и от Хираямы, только они усиливаются ещё тем, что японец будто сам одновременно и зритель, и герой подобных роликов.

Сильнее всего подкупает загадочность японца. Здесь ничего не говорится о его прошлом. О том почему он одинок. Почему живёт так аскетично, игнорируя все современные технологии. Зачем в конце концов он дома выращивает саженцы деревьев, выкопанные в месте, куда он каждый рабочий день приходит обедать неизменными сэндвичами.

В самой эмоциональной сцене кажется, что вот сейчас тебе откроют все тайны Хираямы, но это слава богу не происходит. Скорее наоборот, усиливается этот эффект загадочности.

Абсолютно все вопросы так и останутся без ответа. И это очень крутой приём. Кино происходит одновременно на экране и в твоей голове, когда ты пытаешься додумать предысторию Хираямы.

Либо ничего не пытаешься, а просто смотришь на кроны деревьев и улыбаешься вместе с ним.

6767
36 комментариев

Чем проще нам контролировать свою жизнь, тем в большей гармонии с самим собой мы находимся.

14
Ответить

Фильм не смотрел(возможно, посмотрю), но, судя, по описанию, здесь представлена довольно идеалистическая картина.

Я просто одно время работал на довольно хуёвой, низкооплачиваемой работе (кассир в бургер Кинг) и невольно имел этот самый минимальный набор благ.
Знаете что? В пизду такую жизнь; хоть тогда я и был моложе более чем на десять лет, но назвать тот период идеальным точно не могу.

На рабочем месте я постоянно сверлил глазами часы, томительно ожидая конца смены. После же работы(а также в выходные и в отпуске) в мозгу постоянно вертелась мысль: опять завтра на эту ебучую работу и снова видеть эти рожи.
Не, я почти уверен, что работать с говном лучше чем в сфере обслуживания, но всё же это не отменяет того факта, что ГГ нужно же откуда-то брать деньги на квартиру, обслуживание машины, еду, хобби и т.д., а я очень сомневаюсь, что его профессия входит в топ-перечень высокооплачиваемых.

Вот у Джека Лондона в его "Мартин Идене" весьма правдоподобно был описан опыт работы на гладильной фабрике, когда после смены у тебя хватает сил и желаний разве что только дойти до кровати, а не идти созерцать козявок в траве.

3
Ответить

Если про "минимум всех благ", я скорее имел ввиду что у японца нет всяких смартфонов, теликов, других современных гаджетов и ему при этом вполне комфортно живётся, он не выпадает из жизни.
Он слушает музыку на аудиокассетах, читает книжки, умеет отдыхать после работы (он катается на велике до бани, ездит в книжный, в фото салон, иногда в забегаловку и редко в кафе) и постоянно находит время порефлексировать. Вот в этом плане я, увешанный экранами, работающий за экраном, часто проводящий досуг за экраном — ему немного завидую.
Как-то всё у него сбалансировано и упорядоченно. Но в то же время такая гармония кажется довольно хрупкой. И в фильме пару раз испытывают её на прочность.

Ну а то что у тебя была хуевая и ненавистная работа, это как бы совсем другая история. Странно сравнивать, ведь у японца она не хуевая и не ненавистная, это получается совсем разные вещи.

7
Ответить

в своё время проработал 2 года в Макдональдс. было 17-19 лет. Помню, что обожал свою работу. тоже был кассиром. предлагали идти в бухгалтерию с повышением, я отказался.
ты носом кривишь от простой работы, тебе какую-то заоблачную подавать нужно.
лично я помню, что на работу всегда бежал с удовольствием, оставался с удовольствием, проводил время и после работы вместе с другими работниками с удовольствием. были замечательные отношения со многими парнями и девчонками, с людьми старше и младше по должности и по возрасту как вверх, так, потом, и вниз. обожал общаться с клиентами!
какие нахер описания джека лондона и работы сейчас, где всё регламентировано, есть выходные, отпуска и карьерный рост, страховка, и прочие блага, включая отчисления в пенсионный фонд.
ты херово себя чувствовал там, херово ты себя и на других работах будешь чувствовать. а тот японец счастлив на своем месте и доволен жизнью.

Ответить

Скорее всего, дело в тебе

Мимо-10-лет-в-общепите-крок

Ответить