ГОД в 3D. Курсы, провалы, работа, эмиграция, фриланс, итоги

Если очень коротко:

Эффект Даннинга-Крюгера
Эффект Даннинга-Крюгера

Далее - расскажу подробно о том, какой опыт я получил за год. Эта статья будет полезна новичкам. Год был насыщенный.

I часть. Начало, обучение

Первые посты на DTF я выложил год назад, когда только начал свой путь в 3D. Тогда я писал "с нуля до тимлида в 19 лет". Пост собрал достаточно хейта. Заголовок действительно так себе)

Год назад я прошел курс по синематикам от JCenters. Это было моё первое обучение. Ранее я открывал Blender и пытался что-то делать по туторам для новичков на ютубе. Результат обучения по таким туторам примерно никакой. На курсе я изучил Unreal Engine 5, познакомился с другими 3д-шниками с опытом в индустрии, а по результату сделал пару видео. На тот момент я чувствовал себя богом.

Курс длился чуть около трех месяцев. В январе 2023-го начали - в апреле закончили. Всё это время сидел за компом, усердно впитывал информацию. Мне было 19 лет, я жил с мамой и зависел от неё финансово. В вузе к тому моменту уже не учился, работу сборщиком в сбермаркете за 100р/час тоже бросил. Собственно, это и было мотивацией пойти в 3д, чтобы работать удаленно и не за копейки.

Первые видео в 3D на моем ютуб, результат курса JC
Первые видео в 3D на моем ютуб, результат курса JC

II часть. Поиск первой работы

После окончания курса нас вдохновляли. Говорили: "вы крутые, вы собрали целый видос, умеете работать в игровом движке, знаете пайплайн, можете идти работать дженералистами!"

Я начал искать работу. Искал работу на студии, откликался на позиции "cinematic artist ue5". Апрель-май я откликнулся, наверное, на 15 вакансий. По большинству из них приходил отказ. Один раз ходил на собеседование в ITSALIVE, но моих навыков, видимо, было мало. Где-то я пробовал найти клиентов и выполнить заказ как фрилансер, но выполнить работу тоже не получилось. В вакансиях требуется знать несколько программ и иметь несколько навыков. Я понимал, что не смогу качественно поставить свет, что-то затекстурировать или смоделировать без туториала. Пытался самостоятельно подтянуть навыки, но двигался очень медленно.

В июне занимался своим здоровьем, неспешно продолжал откликаться на вакансии. Я откликнулся на вакансию и получил тз. Нужно было сделать видео. 3 дня потел над сюжетом, камерой, светом, потно моделировал по тутору с ютуба, сделал, отправил. Боялся. И вдруг, мне приходит положительный ответ. Мой ролик нравится, к задаче подошел творчески и небанально, меня готовы взять на работу.

Мы обсуждаем зарплату, я прошу 75к в месяц, мне дают добро. Для меня - огромные деньги. Я был очень рад и нанялся на работу. Компания большая, делает половину российского ТВ. Устроился официально, подписал договор и НДА. Было забавно, когда в качестве документа об образовании я подал школьный аттестат). Ах, как я хвастался родственникам. И как они мной гордились!

Так выглядел ролик, который я сделал в качестве тз. Надо было создать сюжет и снять видео, используя любого персонажа, самолетик, стол и экран. 

III часть. Увольнение

Формат работы был удаленный, я сидел дома за компом. Работа шла тяжело, но все были довольны результатом. Мне было тяжело, так как время от времени приходилось что-то моделировать и текстурировать, делать это не в UE5. Мне приходилось учиться на ходу, я мог работать над задачей до 5 утра. Какую то неделю я почти не спал. Опять же, результат всех устраивал, мои идеи принимали. Я познакомился с коллегами, мы расслабленно общались с начальством.

Поводом для увольнения стали политические разногласия. Когда я нанимался, я сразу оговорил, что не буду работать над пропагандой. Например, я не буду делать графику для новостей на первом канале. Мне сказали, что никто бы не согласился на такое. Однако в процессе работы мы так или иначе выполняли заказ для гос. организаций. Ко второму месяцу, когда надо было переподписывать договор. Некоторым моим коллегам не продлили контракт. Меня же хотели взять на новые проекты. Но за несколько дней до переподписания договора я узнал, что новый заказчик - минобороны.

Я решил заранее заявить, что не буду работать над провоенным проектом. Не могу я абстрагироваться от работы, работать и осознавать, что противоречу своим взглядам. Мне сказали, что наши пути расходятся. И я просто не продлил договор и отказался от карьеры в этой компании. Родственники меня не сразу поняли. Я же не испытывал стресса. Так и решил: я молодой и могу себе позволить уволиться и отказаться от лёгкой карьеры. Не буду портить себе биографию, пойду более сложным путем. Итого, я поработал один месяц, получил чуть больше 75 тысяч рублей, положил их в карман.

Работал в Останкино, в одном из медиа холдингов
Работал в Останкино, в одном из медиа холдингов

IV часть. Эмиграция и новое обучение.

Раз я получил деньги, их надо на что-то потратить, верно?)
На полученную зарплату я купил себе чемодан и билет в Казахстан. Во-первых, я опасался новой мобилизации. Во-вторых, просто страшно оставаться в России. Надо либо смиряться с бесовщиной, либо подвергнуть себя опасности.

И тоже довольно практичное рассуждение: я молодой и могу позволить себе эмиграцию. У меня нет ипотеки, нет детей, нет обязательств. Я могу жить в общаге и питаться гречкой. Короче, надо сейчас научиться жить в эмиграции, а не приучать себя жить в страхе что-то поменять. За следующие 5 лет в эмиграции, я получу несравненно бОльший жизненный опыт.

Сентябрь, я прощаюсь с родственниками и друзьями, сажусь в самолет и улетаю в Алматы. Я летел не в пустоту. Несколькими месяцами ранее я познакомился с местным парнем. Он согласился, чтобы я жил у него и лишь вносил часть денег на бензин, жкх, еду.

Прощаемся с мамой перед моим вылетом
Прощаемся с мамой перед моим вылетом

V часть. Новое обучение, финансовая яма

В эмиграции меня поддерживали родственники. Высылали до 10к рублей в месяц, на них я и жил.

Когда я работал на зп, я понял, что мне как 3D-шнику не хватает базовых навыков: как моделировать, текстурить, качественно ставить свет. Поэтому, в октябре я начал обучение в Вольнице, на курсе по Blender 4.0. Обучение шло 3 месяца, до конца года. Я хочу сказать, что это отличный курс и отличная школа. Нетоксичное комьюнити и отличный препод Андрей Шкиль.

Обучение обошлось в 20к рублей, а получил я очень много. Научился базе, создал продуктовые рендеры, моушен-ролик, стал понимать как оценивать свою работу и как давать себе фидбек. А к концу курса сделал новую большую по меркам новичка работу - опенинг под песню Шевчука. Делал её для конкурса опенингов от JC, даже выиграл 10к и поучаствовал в их стриме.

По ходу курса я наконец-то начал формировать портфолио. Самостоятельно учился дизайну, изучил Figma, оформлял в ней работы и выкладывал на Dprofile. Стал получать там награды "рекомендуем" и с опенингом получил награду "лучшее на Dprofile".

Для меня это было подтверждением того, что я могу называть себя специалистом. Качество моей работы признало жюри, мои работы набирают высокий процент лайков. Значит, не так уж плох?

А раз не так уж плох, можно быть смелее и искать коммерцию. В течении осени-зимы я не искал работу, так как полностью погружался в обучение. А вот начиная с марта учебы уже не было. Поддержка от родственников ушла, я стал залезать в долги. Начал комплексовать, что не могу себя обеспечить. И я захотел заработать денег на путешествие в Европу, на покупку телефона, да и родственников хочется отблагодарить за помощь. Короче, стал искать заработок.

Мой профиль на Dprofile с наградами. В них я делюсь секретами, схемами освещения и пайплайном
Мой профиль на Dprofile с наградами. В них я делюсь секретами, схемами освещения и пайплайном

VI часть. Деньги, заказчики

К началу апреля я имею: навыки в Blender и UE5, знание полного пайплайна создания ролика, умение самостоятельно создать концепцию, смоделить, затекстурить, поставить свет и смонтировать результат. Мне уже не нужна помощь от других людей, я могу всю информацию самостоятельно найти, понять и сделать всё необходимое. Я получил признание от окружающих, что могу. Я стал искать коммерцию.

Откликаться на вакансии как раньше мне перехотелось. Решил попробовать фриланс. Зарегистрировался на профи.ру, стал откликаться на заказы и говорить окружающим о своих навыках. Так, у меня стали появляться клиенты. То друг подкинул заказ на 30к, то клиент нашел мой профиль на Dprofile и стал постоянно заказывать визуализацию мебели, то на профи.ру получил заказ на создание VFX-ролика или создание графики для сайта.

Первое время я занимался подсчетом того, за какое время я выполняю задачу и сколько получаю оплаты, выяснял сколько мне надо просить. В среднем, мой доход сейчас составляет 1000 рублей в час. На каких-то заказах это 3000р/ч, на каких-то 700р/ч.

Я оформил себе самозанятость, могу выдавать чеки и не скрывать доход.

Важно отметить, что пришлось прокачивать другие навыки. От дизайна для оформления работ, до маркетинга для выстраивания правильной коммуникации с клиентом. Цена зависит даже больше не от навыков в 3D, а от маркетинга и от нахождения платежеспособного клиента. Кто-то готов заплатить не больше 5к за ролик, для другого 60к не проблема. Стараюсь находить приятных клиентов и сам быть полезным.

VII. Итоги, выводы

В целом, мой доход в месяц сейчас составляет где-то 50+ тыс. рублей. Это при том, что я работаю пару часов в день. Большую часть времени я сплю и играю с племянником в комп по сети, общаюсь с родственниками, смотрю ютуб и придумываю свой творческий проект. Естественно, такой выгодный расклад выходит из отсутствия обязательных расходов, мне в данный момент даже квартиру снимать не приходится. Но если работать в полную силу, я смогу себе всё обеспечить.

Самое сложное для меня сейчас - ведение соц. сетей. Если я хочу идти в рост, надо привлекать аудиторию, создавать контент. Рассказывать о заказах, например, делать шортсы, рилсы. Либо развиваться как художник, но точно так же делать продукт, делать его регулярно и выкладывать. Делать его понятным, интересным. Мне это кажется сложным и я не тороплюсь с соц. сетями. Хотя, пост же написал)

Я рад, что принял решение пойти в 3D графику. Мне это нравится, задачи творческие, а на результат самому приятно смотреть. Труд получается высококвалифицированный, оплачивается неплохо. Я смог оторваться от родителей и обеспечивать себя. Дальше - больше. Надо только постараться. Ещё я рад, что не струсил эмигрировать в одиночку. У меня теперь замечательный вид на горы из окна, я чувствую себя посвободнее, не как в клетке. Появляется ощущение, что жизнь можно планировать в долгую.

Покорена новая вершина. Теперь я смотрю на художников с аудиторией, и хочу так же. Хочу развивать свою маленькую вселенную. Думаю, постепенно и это получится. Такие вот итоги года в 3D-графике.

Если хотите читать больше, можете подписаться на меня в телеграмм. Там посты чаще, чем раз в год))

Адаптация кадра из Вселенной Стивена. Я запузырил свои первые работы, которые делал по туторам, под это дерево. Отражает мой прогресс. 
Адаптация кадра из Вселенной Стивена. Я запузырил свои первые работы, которые делал по туторам, под это дерево. Отражает мой прогресс. 
ГОД в 3D. Курсы, провалы, работа, эмиграция, фриланс, итоги
5151
51 комментарий