Fear Effect - далекое и забытое ретро

Все смешалось в киберпанковом Гонконге будущего — технологии, наемники с кучей оружия, мистика, магия и зомби. Если вы желаете посмотреть на все это собственноручно, то willkommen сыграть в первую и вторую Fear Effect. Если уже играли или хотите легкой обзорной ностальгии, то продолжаем чтение.

Fear Effect - далекое и забытое ретро

Как, наверно, уже поняли искушенные игроки, речь идет о Fear Effect, которая вышла в далеком 2000 году эксклюзивно для Play Station 1.

Чем же была примечательна игра и стоит ли играть в нее уже в наше время?

Действие FE разворачивалось в далеком будущем, примерно, годах этак в 2050-х, в Гонконге. Сюжет стартует вроде бы банально. Трое наемников — Хана Цу Вашель, Ройс Глас и Джейкоб Декорт — приступают к поиску пропавшей дочери главы триады мистера Лама. Естественно, что не из добрых побуждений, а за 90 миллионов — именно эту сумму обещал отец девушки.

Главные герои собственной персоной: Хана, Глас, Джейкоб.

Начало игры настраивает нас на решение головоломок, постоянную стрельбу и поиск ключей к дверям (от особняка Спенсера особый привет). Мы бродим по уровням с легким киберпанковым антуражем, узнаем, что играть будем не только за главную героиню Хану, но и ее напарников, стреляем с двух рук.

И только мы успели настроится на то, что вокруг будут неоновые небоскребы, напичканные вооруженными людьми и техническими головоломками, все резко меняется.

Идя по следам Ви Мин, дочери мистера Лама, мы оказываемся в уединенной деревеньке, где местные жители внезапно превратились в зомби, а позднее на нас начинает нападать еще и всякая нечисть.

Ближе к концу игры, герои вообще оказываются в настоящей Преисподней, в которой Хана видит странные и сюрреалистичные вещи и узнает, что темные силы имеют планы создать что-то наподобие филиала Ада на земле. Естественно, что их надо остановить, но не все так просто.

В игре было несколько концовок и от выбора игрока зависело как все закончится: плохо, хорошо или же отлично.

Напарник или враг? Чтобы получить отличную концовку игру нужно было пройти на высоком уровне сложности. Раскрывать концовки мы не будем.  
Напарник или враг? Чтобы получить отличную концовку игру нужно было пройти на высоком уровне сложности. Раскрывать концовки мы не будем.  

С сюжетом понятно. Он был не идеален, не вытаскивал перед нами всех скелетов из шкафа, но и провальным его не назовешь. А как дела обстояли с геймплеем?

В первую очередь отметим, что студии Kronos Digital Entertainment вроде бы удалось угодить любителям разных жанров. Здесь экшен и небанальные головоломки, хоррор, сюжет основанный на китайской мифологии, киберпанковые нотки, зомби и даже легкая эротика.

Сказано же - "легкая". Хотя в игре были сцены и "погорячее", для привлечения мужской игровой аудитории. 
Сказано же - "легкая". Хотя в игре были сцены и "погорячее", для привлечения мужской игровой аудитории. 

Местами можно было даже стелсить, подкрадываясь сзади к противнику. Немного стелса есть и по сюжету, хотя его реализация далека от идеала. Но это простительно - все же игра не про Сэма Фишера.

Антисанитария на кухне до добра не доводит. Повар периодически оборачивается, чтобы раздавить очередного таракана и именно в этот момент, нам нужно успеть прошмыгнуть мимо него.
Антисанитария на кухне до добра не доводит. Повар периодически оборачивается, чтобы раздавить очередного таракана и именно в этот момент, нам нужно успеть прошмыгнуть мимо него.

Чтобы игроку не скучно было стрелять, он брал в руки сразу два ствола, а, чтобы было еще веселее, герой мог перекатываться во все стороны. Хотя эти перекаты скорее не блажь, а жизненная необходимость — на сложном уровне порой приходилось тяжеловато.

Героиня перекатывалась еще до того, как это стало мейнстримом

Игру часто сравнивали с Resident Evil, в первую очередь из-за концепции геймплея, фиксированной камеры и нахождения ключей для доступа к дверям. Но к survival horror проект причислить нельзя. Патронов здесь в достатке, прятаться не надо, а аптечек нет в принципе.

Любопытный элемент механики геймплея. Нужно сразить босса и одновременно не попасть в контейнер со взрывчаткой, иначе придется все начинать заново. Кстати, обратите внимание на кривую линию страха (слева) у героя. Жизни у него осталось совсем чуть-чуть.
Любопытный элемент механики геймплея. Нужно сразить босса и одновременно не попасть в контейнер со взрывчаткой, иначе придется все начинать заново. Кстати, обратите внимание на кривую линию страха (слева) у героя. Жизни у него осталось совсем чуть-чуть.

Вместо них система страха, в виде кривой, которая уменьшается при получении урона и затем постепенно восстанавливается, например, во время решения головоломок.

Под кроватью прячется противник и стреляет в нас. Нужно было выждать время и когда он появлялся открыть по нему огонь, чтобы не задеть даму на кровати. В противном случае - начинаем заново. 
Под кроватью прячется противник и стреляет в нас. Нужно было выждать время и когда он появлялся открыть по нему огонь, чтобы не задеть даму на кровати. В противном случае - начинаем заново. 

К слову о головоломках. Здесь мы вертим, крутим всякие микросхемы, разбираемся с китайским игровым автоматом и иероглифами и многое другое. В целом какие-то из них проходились легко, а некоторые заставляли подзависнуть надолго.

Несмотря на относительно небольшой сюжет и длительность, разработчики наделили протагонистов индивидуальными чертами и характером.

Глас - жесткий, в чем-то благородный, прямолинейный, всегда готов прийти на помощь.

Де Корт — хитрый, жестокий, готовый на все ради наживы.

Хана — имеет свое тайное прошлое, жестка и отважна, готова пожертвовать многим ради спасения мира.

Вторая половина игры наполнена восточной культурой 
Вторая половина игры наполнена восточной культурой 

Только привыкнув к героям и бодро продвигаясь по сюжету, в один момент, мы видим, как Джейкоба жестоко убивают, а Гласу отрубают руку и подвешивают в огромном холодильнике.

Джейкоб за минуту до гибели
Джейкоб за минуту до гибели

Какое-то время мы играем только за Хану, но позднее узнаем, что все-таки Глас жив и даже с одной рукой готов завершить начатое .

Fear Effect - далекое и забытое ретро

Были в игре и минусы. И один из них — дурацкий менеджмент инвентаря. Точнее его отсутствие — все предметы и оружие мы перебираем путем нажатия кнопок джойстика, что было порой крайне неудобно. Особенно, когда у одного ствола закончились патроны и тебе во время боя нужно быстро сменить его на другой.

Но что-то мы сильно увлеклись, рассказывая про первую часть. А ведь у игры было и продолжение-приквел Fear Effect 2, вышедший в 2001 году для Play Station 1.

И вновь перед нами далекое будущее с его могущественными корпорациями, шпионажем, тайными экспериментами, хакерством и прочими прелестями. Графика стала намного лучше, головоломки разнообразнее, количество стрельбы уменьшилось, а бюст Ханы увеличился.

Fear Effect - далекое и забытое ретро

Игра рассказывала нам историю знакомства трех наемников из оригинальной игры. Кроме того, помимо предыдущих героев, играть здесь будем еще и за Рейн Цинь —напарницу Ханны.

Fear Effect - далекое и забытое ретро

Здесь мы могли видеть классическое разделение — Хана любит все вопросы решать силой, а Рейн - хакер, взламывает различные системы и, хотя и пускает в ход оружие, но делает это неохотно.

И вновь сюжет делал финт. Хана и Рейн направляются на задание в огромную лабораторию, с целью кражи ДНК. Здесь они исследуют коридоры секретной лаборатории, сразятся с маньяком-ученым и даже побывают на торжественном вечере.

Но позднее, похитив ДНК они отправляются на другое задание в город Сиань, на улицах которого царят мрак и разрушения, а вокруг рыскают зомби и непонятные существа.

Крошечный элемент меха в игре. Правда повоевать в кабине механического монстра мы сможем только пройдясь от одного до другого края небольшой локации.
Крошечный элемент меха в игре. Правда повоевать в кабине механического монстра мы сможем только пройдясь от одного до другого края небольшой локации.

Здесь то герои и встретят Гласа и Джейкоба, которых сюда привело тоже самое задание, связанное с ДНК.

Еще один элемент механики: волна врагов. Хотя и в первой и во второй частях, такие волны встречались редко.
Еще один элемент механики: волна врагов. Хотя и в первой и во второй частях, такие волны встречались редко.

Игру стоит похвалить за массу вполне неплохих головоломок и относительно интересный сюжет, который намного глубже, чем в оригинале, связан с китайской мифологией и культурой. Хана даже встретит самого императора Цинь Шихуанди (в игре Цинь Чжэн).

Что это за статуи на скриншотах? Самое время вспомнить учебник по истории Древнего мира

Героям предстоит выполнить несколько испытаний, а Хана к тому же перенесется в прошлое и побывает в Древнем Китае.Это короткие, но интересные моменты в игре, когда героиня поможет спасти души нескольким умершим людям, проведя небольшое расследование.

Если же говорить о механиках боя, то они остались прежними: стреляем, бегаем, делаем перекаты. Помимо людей, в качестве врагов появились дроны, пыхтящие здоровяки-зомби, глиняные воины, воины-скелеты и всякая нечисть.

Принцип борьбы с некоторыми боссами не особо изменился - активно уворачиваемся и ждем "окно" для нанесения удара.

В чем по-прежнему игра вызывала нарекания, так это в оставшемся от первой части менеджменте инвентаря. То есть, в нем буквально ничего не поменялось. Разве только теперь порой приходилось яростнее давить кнопку геймпада, чтобы найти нужный предмет, так, как и количество предметов за всю игру увеличилось.

HoMM?! Нет, просто очередная головоломка, хотя и с явной отсылкой к "героям"
HoMM?! Нет, просто очередная головоломка, хотя и с явной отсылкой к "героям"

Еще одним, возможным, минусом игры, стала верность прежней консоли, т.е. Play Station 1, хотя к тому времени многие разработчики выпускали игры уже на PS 2.

Например, тот же Silent Hill 2 осенью 2001 вышел как раз на PS 2. Это стало причиной не очень высокой популярности игры и не позволило разработчикам реализовать некоторые технические фишки.

На скринах разные типы головоломок. На мой взгляд, самые заковыристые это некоторые геометрические фигуры.

После выхода сиквела, была анонсирована третья часть Fear Effect Inferno, но по многим причинам, в том числе и финансовым она так и не вышла.

Лара Крофт? Нет, Рейн Цинь
Лара Крофт? Нет, Рейн Цинь

По игре нарисован небольшой комикс и в дальнейшем про серию на долгое время забыли. Хотя были и более поздние попытки реанимации франшизы в виде крайне спорной Fear Effect Sedna. Но это уже совсем другая история.

Ах, да! Не забываем, что была попытка ремейка Fear Effect Reinvented, который пару раз был анонсирован и столько же раз отменен.

Стоит ли играть в Dear Effect сейчас? Да, стоит, особенно если вы любитель подобных игр или ностальгируете по пиксельным нарисованным задним фонам. Нужен ли игре ремейк? Скорее всего, да. Однако будет ли он и, если все же будет, не вызовет ли приступ тошноты — вопрос открытый.

3737
10 комментариев

@Просто так Привет! Решил написать небольшой ретро-обзор на Fear Effect, которую олдовые игроки скорее всего помнят. К тому же сам освежил память и еще раз прошел обе игры, правда через эмулятор. Вообще по серии надо лонг, так как там много еще чего интересного, но попытался уместить все в небольшую статью.

3
Ответить

Спасибо, отличная игра. Гг погорячее будет секс символа Лары Крофт). Я хз что там на максимальном уровне сложности, но и на обычном она была не легкой. Графика просто великолепна по меркам пс1.

1
Ответить

Спасибо за статью. Почему то эта серия мимо меня прошла в то далёкое время

3
Ответить

Очень нравилась игра в детстве, но пройти не смог, вылетала. Правда не помню в какой части, но играл в обе)

В ремейк бы поиграл)

2
Ответить

Возможно, самое креативное и разнообразное использование анимированных задников в истории игропрома :)

2
Ответить

Как я их пропустил, когда в годы выхода кайфовал от резидентов, дино кризисов и сайфон фильтров с паразит Евой??

Сделают норм эмулятор на свич - можно будет наверстать

2
Ответить