Ластуха

Отличный игровой опыт, неудавшийся нарративный эксперимент. #вполевоин

Ластуха

— Расскажи, но без спойлеров.

— Не знаю, — говорю я, принимая из рук друга кружку тёмного. Набираю побольше воздуха: — Понимаешь, игра начинается как триллер, потом позволяет насладиться своей красотой и привыкнуть к ней, предоставляя для этого огромную и, на первый взгляд, пустую локацию, потом нагнетает, ведя по детализированному постапоку, на секунду превращается в работу Рёфна, заставляет задуматься о том, что героиня, а значит и ты, управляя ей, творишь. Внутренне ты хочешь остановиться, но не можешь, благодаря визуальной безупречности игры, пусть вторичный геймплеей порой и успевает поднадоесть. Игра гонит тебя вперёд, к чёткой цели… которая неожиданно сама находит тебя.

Ластуха

—…и тут начинается самое интересное. Зеркала. Вместо Элли ты начинаешь играть за Эбби. Зеркальность в их именах, историях и… геймплее.

Если Элли – эдакий профессионал, обученный контрабандистом 80-го лвла с 25-летним стажем, то Эбби – одна из Цикад/Светлячков с руками-базуками. Если за Элли приходится стелсить, то за Эбби это уже не так необходимо (ну, разве что, если тебе дороги ресурсы и играешь ты на высоком уровне сложности). Эбс (хаха, короткая версия её имени переводится как «кубики» на животе) месит зомбаков голыми руками, сжигает Топляка огнемётом, а ещё встречается с самым большим кошмаром, который отсылает к Резиденту.

Неожиданно из расчётливого стелса игра перетекает в боевик с гранатами и рукопашкой, давая тебе вдоволь поэкспериментировать с агрессивным геймплеем, вспомнить первую часть и почувствовать себя опытным игроком.

Вторую линию подводят к той точке, на которой ты закончил предыдущую. И тут ты понимаешь, что твоё мнение изменилось. Ты сам изменился. В тебе два разных персонажа, два зеркала. И ты не можешь определиться, в какое тебе приятнее смотреть.

Казалось бы, тут и (анти)сказке конец, но не тут-то было.

Ластуха

Тебе показывают нечто, очень похожее на эпилог. В какой-то момент ты даже думаешь, что это сон. (Ох уж этот посттравматический синдром). Но нет, тебя сталкивают с последствиями. Намекают, как пойдёт история дальше, и ты уже не хочешь, чтобы это продолжалось.

История, казалось бы, и так уже исчерпала себя. Вот он, хэппи-энд, ты уже в нём. А мы ведь так любим хэппи-энды, правда?

Но эта игра не о том.

Зеркала в тебе сцепляются. Ты больше не скрытный профессионал, но и не боевик. Ты становишься чем-то средним, можно даже сказать – чем-то более… жутким. Теперь ты машина. Машина мести, безумия и убийства.

Элли 2.0

Ластуха

Убивая очередного противника, ты шепчешь «Ага» и продолжаешь идти, продолжая своё дело, абсолютно бездушно показывая, насколько меркнет чья-то жизнь на фоне твоей жажды крови.

Игра позволяет тебе комбинировать всё, чему ты научился, даёт тебе два разных подхода к происходящему, быстрее реагировать на ситуации, резче двигаться, интереснее решать задачки арен. Например, спусти с цепей щелкунов, наставь мин, убей здесь каждого как угодно.

Но убей. Уничтожь. Перережь глотку. Сожги. Пусти в них миномётную стрелу.

И отомсти.

И в конце… в конце тебя ждёт почти библейская локация. Библейская по-чёрному. Ну, это играть надо. И там два зеркала разобьются друг о друга.

И Элли научится прощать.

Ластуха

Через неделю мне ответят:

— Я, короче, не выдержал, посмотрел все катсцены на YouTube’е и подумал: «Ииии это всё? Это всё, что несёт в себе эта игра? В ней вот ЭТОТ посыл, и только? Как-то этого маловато. У меня вопрос: зачем ты делал это, если тебе не нравилось? Ты играл в игру, но пересиливал себя, чтобы пройти?

Я запинаюсь в мыслях:

— Я говорил такое?

— Да, это твои слова. Тебе не нравится то, что ты делаешь, но ты всё равно продолжаешь. Это как-то… ну не то, ради чего мне, по крайней мере, хочется играть в игры. Зачем мучить себя?

Задумываюсь. Прокручиваю все мысли и эмоции, которые застряли во мне после прохождения.

— Не знаю, — говорю, — в это настолько приятно и неприятно играть одновременно.

Приятно с точки зрения именно геймплея – пусть он и привносит мало нового, с ним хочется экспериментировать. Не хватает одного раза пройти огромую локацию с кучей серафитов, вырезав абсолютно всех по стелсу. Вырезаешь и думаешь: «Ёпты, я мастер стелса».

Сохраняешься. Перезагружаешь сейв в начале локи. Убиваешь их уже более изощрённо, но под конец остаёшься без патронов и понимаешь, что с таким итогом на «сурвайворе» будет сложно продолжать. Снова грузишь более успешный. Всё ради ресурсов. (Я странный, люблю экономить каждый патрон).

Ластуха

Неприятно с точки зрения того, что даже на уровне режиссуры ты наблюдаешь, во что превращается милая, хоть и грубая девочка из прошлой игры. Она как Цири воспитанная Геральтом, только пошедшая по тёмному пути, потому что Геральта лишилась. Джоэл научил Элли одному – выживать. Выживать, убивая. Что поделать, в такое время живут. За неё ты убиваешь не только людей, что здесь привычно, но и собак… которых убивать как-то не хочется. За Эбби тоже это есть, но воспринимается не так ярко. Потому что она игроку не так хорошо знакома, а следовательно и неинтересна.

Но самое неприятное здесь, как по мне, это «боссы», которых Naughty Dog не научились делать интереснее, чем удар-уворот. Выходит такое скучное QTE на двух кнопках, которое особенно не подходит для эпика концовки.

А история – эдакий невероятно дорой эксперимент. Эксперимент, который не сработал. Но я даже не представляю, как нужно переставить части сюжета, чтобы он сработал. На YouTube’е есть видос, How To Divide A Fanbase — The Last of Us 2, в котором чел предлагает свой полностью переделанный вариант.

Ластуха

Но этот божественный визуал… Он тоже мотивирует идти, исследовать огромные локации. Ветер в траве, пейзажи, дождь, подчёркивающий усугубляющееся состояние героев… Вода, деревья, дома, разбивающиеся стёкла… Техническая сторона игры лучше всего передаёт атмосферу умершего мира. Ты веришь в него, потому что он реален в своей красоте. Naughty Dog, по моему скромному мнению, передовые спецы в проработке антуражей, интерьеров и экстерьеров. Об анимации и роликах я вообще молчу.

Не стоит забывать и о флэшбэках – они представляют собой «ломтики жизни» и дарят те немногие счастливые моменты, которые скрылись в титанической мрачности происходящего в основной сюжетке.

Аллегоричненько
Аллегоричненько

— Но всё же, — говорят мне, — что эта игра… созидает? Да, я нашёл слово. Созидание. Что такого созидающего в этой игре? Что нового она даёт, кроме прекрасного визуала, приятной, но знакомой музыки, чудесной лицевой анимации и именно технической составляющей? Стелс в кустах и высокой траве? Анчартедовские укрытия и назойливые перестрелки? НЕ работающую историю, которая раскрывает до пошлости простую мысль? НЕ раскрытых, а оттого мёртвых второстепенных персонажей? Короче, я выбиваю себе право НЕ любить эту игру.

Я понимаю, что мы попали в классический срач по TLOU2. Может я не прав и действительно говноед, сонибой, который прошёл игру с плохим сюжетом. Но она так зацепила меня, что всё-таки прошёл, а потом отходил ещё неделю. Это немного колет.

Делаю неловкую попытку кольнуть в ответ:

— Ну, ты «Трудно быть Богом» Германа посмотрел полностью, плюясь во все стороны, говоря, что это буквально и фигурально – говно…

— О-о, в этом фильме очень много Созидания, ты даже не представляешь. То, с какой отдачей люди над ним работали…

Ластуха

Что же эта игра Созидает? Созидает ли?

Отчасти она созидает от обратного. Мы привыкли к сказкам. К клише, хоть и ругаем их. К хэппи-эндам, которые позволяют нам почувствовать надежду, поверить в справедливость, строить планы на Прекрасное Светлое Будущее… а потом удивляться, почему же наша жизнь не превращается в книгу, лягушки не превращаются в принцесс. Удивляться тому, что Жили Они Долго И Счастливо обычно переформатируется в серые пятидневки и бытовуху.

Мы любим эскапизм. Ширнуться ещё одной чудесной историей, посмеяться над глупыми злодеями, вернуться домой и подумать: «Ну, Нолан, конечно гений, но чёт не дожал, лучше бы скачал на торренте». Я не говорю, что вообще не существует нестандартных историй, артхауса, плохих концовок.

Я говорю, что мозг любит привычное, а чтобы выйти за него, ему необходимо что-то более весомое.

И если The Last Of Us: Part II превращает грань между кино и играми в порой нечто совершенно неуловимое, то её история заставляет игроков выйти за грани привычных сюжетов и, к сожалению, не найти чего-то доселе неизвестного. И, что ещё хуже, даже принимая сюжет таким какой он есть, в нём слишком мало чего позитивного.

Ластуха – неудавшийся эксперимент. Да, сюжет работает криво. Нет, игру недостаточно проходить на YouTube’е, чтобы прочувствовать полностью. (Иначе как касаться тачпада, играя Take On Me своей ламповой носатой евреечке?) Да, все ждали другой истории. Нет, Дракманн не гениальный сценарист.

Но он рискнул сделать что-то новое.

За овердохуя миллионов долларов.

Почему бы в это не поиграть за 4500 рублей?

Ах да, У МЕНЯ ЖЕ НЕТ ДЕНЕГ.

Ластуха
1414
9 комментариев

Поставил плюс за развёрнутую статью.
Любить или не любить что-то - это выбор каждого. Ты так говоришь, словно тут принято эту игру любить, но это не так - большинство комментов в поддержку игры тонут в минусах, а негативные отзывы, наоборот, плюсуются. Это ясно говорит о том, что у тлоу 2 тут нет никакого всеобщего обожания, а скорее даже наоборот. Так что не любить её напротив - очень даже хайпово.

По поводу сюжета скажу своё мнение.

Всё работает, когда ты принимаешь тот факт, что игра и не должна дарить тебе только лишь позитив и делать то, что хочешь именно ты. Её нужно воспринимать, как историю в себе.
Если отбросить в сторону ебанашек, орущих о повестке (с этими-то понятно, что игру они проходили максимум в комментариях), то вторая крупная группа недовольных - это те, что выстроили себе воздушные замки из ожиданий, которые были разрушены уже на втором часу игры. Все ожидали увидеть продолжение истории Джоэла и Элли, а получили совсем другое - историю Элли и Эбби. Я довольно часто встречаю мнение, что Эбби, мол, "второстепенный персонаж", а потому весь сюжет за неё - это "филлер". Нет. Второстепенный в данной истории - Джоэл, его арка логически завершилась в конце первой части. Эбби - полноправный главный герой, наравне с Элли. Да, конечно, нам про неё было мало что известно, кроме того, что она убила Джоэла, а потому заслуживает СМЕРТИ!!!111 В сюжетной ветке Эбби стараются раскрыть этого персонажа. И - о чудо - они раскрывают его. С одной лишь поправкой - ты должен хотя бы попытаться воспринимать этого персонажа не как "бля, че за хуйня, нахуй мне его дали, я не хочу за него играть, срать я хотел на её историю", а как возможность посмотреть на общую историю с другой стороны. Беда в том, что огромное кол-во недовольных игрой даже не пыталось этого сделать - они всё ещё играли в историю Джоэла и Элли, с позиции которой Эбби - максимальное зло. 
Если же откинуть свои хотелки и ожидания, история ВНЕЗАПНО начинает работать так, как задумано. Ты проникаешься персонажами, ты можешь не соглашаться с их поступками, но ты понимаешь, почему они так делают. Тебя вертит в карусели эмоций от начала до конца игры, ты любишь, ненавидишь, презираешь, недоумеваешь, радуешься, разочаровываешься, получаешь моральное удовлетворение и по итогу тебя настолько перекачивают эмоциями, что ты просто чувствуешь себя опустошенным. Но это не потому, что сюжет и сценарий плохи - напротив, они СПЕЦИАЛЬНО добиваются такого эффекта, эффекта пройденной истории и прожитой жизни.
Бесспорно, в сюжете и сценарии есть спорные моменты, как и некоторые логические несостыковки, но никаких сюжетных дыр там нет и я в душе не ебу, сколько надо сосать палец, чтобы высосать оттуда сюжетную дыру в тлоу 2. Сюжет не безупречен, но далеко не плох и тем более не ужасен, как о нём модно кричать.

И игра уж точно не заслужила всей той ненависти, с которой к ней относится часть комьюнити. ДАЖЕ если предположить, что сюжет там "ну, такое себе" (что далеко не так), то это будет просто игра с таким-себе сюжетом, но с отличным геймплеем (в рамках жанра), с потрясающим визуалом и саунд-дизайном. Это 3.1 из 10 на метакритике, как её оценили на старте? Нет. Это делает игру плохой? Нет. Обманывающей и не оправдывающей ожидания? Тут, пожалуй, да. Отчасти из за пиара, где её презентовали, как продолжение истории Элли и Джоэла. Правда, нужно понимать, что ложные трейлеры и попытка запутать аудиторию в индустрии не новы и довольно широко применялись ранее (в трейлерах фильмов, например). Но по большей части дело именно в хотелках комьюнити. Выпусти доги "идеальный сиквелл" - т.е историю с точно таким-же сюжетом, но иным сценарием - ненависти к игре было бы меньше на порядки. Но лучше ли это? Я считаю, что нет. Как минимум потому, что тогда игроки не получили бы уникальный игровой опыт. Позитивный или негативный - тут уж как кто к нему отнесётся. Для меня это было новое слово в плане нарратива в видеоиграх. Повторюсь - именно в видеоиграх, так что примеры в духе "ой, да всё это уже было в кино/книгах/аниме" пусть засунут себе в жопы те, кто их пишет. Хотел бы я такого завершения истории для любимых персонажей? Конечно-же нет, никто не хотел бы. Но жизнь такова, что не всегда случается всё так, как ты хочешь. Это нужно уметь принимать.

Кстати, при повторном прохождении эмоций от истории меньше и можно уже более трезво оценить происходящее. И мне оно понравилось даже больше, чем когда проходил в первый раз.

7
Ответить

Воу, спасибо за развёрнутый коммент.

Я прошёл её ещё летом. Игре очень сильно навредил слив, первые хейтеры (реакции толпы) и люди, которые получили не то, чего хотели (которые подхватили первых). Но даже если посмотреть реакции популярных и хайпующих на негативе к игре людей, то можно заметить, что даже они прониклись Эбби и не хотят, чтобы Элли её убивала.

Только в конце целью Элли становится прощение Джоэла, а не убийство Эбби, но те хладнокровные убийства толп людей, которые ты совершаешь на протяжении часов до этого, и отсутствие очевидного, казалось бы, возмездия порождает диссонанс. Но это только в плюс игре и это можно обсуждать долго.

Я как раз хотел диалогом показать зеркальность мнений. Игру я прошёл в очень сложный период жизни и испытывать все негативные эмоции, которые дарит возвращение Элли домой, было в разы более опустошающе, поэтому проходить второй раз я её не тороплюсь.

Структурно же сюжет сломан тем, что Элли проходит все стадии Кэмпбелловского героя, а путь Эбби ревёрснут. У Эбс нет конкретной цели, поскольку она выполняет её в самом начале пути. У авторов отлично получилось её раскрыть и влюбить в неё игроков, но сам её путь хаотичный, лишён видимой конечной точки. От этого персонаж и выходит несколько... нестандартным, поэтому её и пытаются запихнуть в список второстепенных.

Я понимаю, что здесь эту игру принято не любить, но я не понял, где я говорю так, будто дела обстоят наоборот. Понимаю, что создатели специально добивались этого эмоционального эффекта, но менее депрессивной игра от этого не становится. Мне сложно сказать, что я люблю игру всем сердцем, потому что доигрывать её слишком больно.

В остальном я с тобой согласен. Спасибо.

1
Ответить

Я бы понаставил вам обоим плюсов, но у меня с кармой беда ))
Сам только ради этой "игрульки" купил летом плойку. Так впечатлили видосы на ютубе. 
ЧСХ, первую часть считаю более удачной, для своего времени наверное даже шедевральной. Прохождение словно какие-то коросты с психики сняло и хорошо так болтануло всё внутри.
Однако, именно после второй, которую всё таки не понял, взял и накатал текст с размышлениями и выкладками. Про "игрульку", блять! Впервые в жизни. Потом ещё, потом сидел тайм-лайны писал/рисовал, чтобы разобраться. 
Но не разобрался пока )) 
Несросты у меня со второй частью. Как время появится, попробую ещё раз пройти, закрыть гештальт тсскть.
Что ни говори, но это именно произведение искусства. 

3
Ответить

Повышаю карму!

Ответить

Имхо, этот текст намного лучше того, что победил. Жаль, я единственный оказался с таким мнением.
Наконец-то кто-то рискнул оценивать игру не с точки зрения сюжета, а поговорить о геймплее и влиянии на индустрию в целом. Теперь позиция любителей TLOU 2 стала для меня намного понятнее.

1
Ответить