Немного про маркировку товаров
Вся информация которая будет ниже, получена из личного опыта. Я уже много лет не только занимаюсь маркировкой, но и часто общаюсь с заказчиками по данной теме, консультируя их и делясь с ними опытом.
Итак, маркировка товара как бы призвана защитить потребителя от поддельных товаров, сделать товарооборот прозрачным. В различных вводных статьях авторы этого чуда напирали на то, что вообще все станет… более дешевым. Потому что упростится логистика, и все станет понятным и т.д. и т.п. Обещали молочные реки и кисельные берега.
Однако по факту получился конфуз. И даже несколько.
1. Те товары, где был необходим контроль, уже давно и успешно контролируются государством. Например - ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), где полностью контролируется производство и розлив спиртосодержащей продукции (вспоминаем эти самые акцизы на винных бутылках). Зачем вводить дублирующую систему, если уже есть контроль? - вот же она, наклеечка с красивой переливающейся маркой! - Вопрос риторический.
2. Маркировка почему-то платная. То есть государство не хочет тратить ни копейки на это, и весь банкет предлагается оплачивать производителю. Вся эта контора по маркировке принадлежит следующим организациями - USM Holdings Алишера Усманова (50%), госкорпорации «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%). И дело даже не в материалах, которые за свои деньги покупает производитель, чтобы напечатать код и наклеить его на продукцию. Сами коды тоже платные. Стоимость одного кода, просто генерируемого компьютером, стоит 60 копеек.
Почему я должен платить какому-то дяде деньги (и даже не государству), чтобы он выдал мне код для моей продукции, оставлю открытым. Деньги из воздуха!
Далее, мы наблюдаем забавные бизнес-процессы, каждый из которых особенный и вызывает раннее появление седых волос у всех, кто участвует в этой цепочке.
- Трудности с нанесением кодов на готовую продукцию.
Предприятия вынуждены закупать оборудование, чтобы наносить эту самую маркировку. И не надо думать, что это стоит недорого. Такое оборудование постоянно нуждается в обслуживании, настройке. А также в интеграции и взаимодействии с системой Честный знак. Те же молочники, кто сами маркируют продукцию, вынуждены были брать кредиты, чтобы купить у уполномоченных государством структур оборудование.
Все коды - разные. То есть каждый код - уникален. И если раньше вы могли просто напечатать этикетку на офсете, где был один и тот же штрих-код, то теперь на каждой этикетке этот код разный. Это в разы увеличивает стоимость печати.
Также, не вся тара подходит для маркировки. Для той же молочки, которая идёт в пакетах, сами пакеты печатаются заранее. Срок жизни напечатанного эмитированного кода - 2 месяца. За это время он должен быть введен в оборот, иначе сгорит. Если раньше молочка закупала эти пакеты миллионами впрок, и хранила их на складе (пока дизайн оформления не поменяется), что было крайне выгодно, то теперь им надо поставить пакеты в типографию, чтобы коды на ней напечатали, разлить молоко, успеть поставить на полки и продать. И не надо думать, что из-за такой спешки тара станет обходиться дешевле.
Также, в отличие от штрих кода по типу GS1-128 (который выглядит как черточки, и легко читается всем любым), маркировка по типу DataMatrix весьма капризна.
Я был свидетелем, когда целые партии товара были вынуждены разворачивать, потому что из-за жары некоторые коды в готовых мотках кодов смазались, были нанесены на продукцию, но был большой процент брака. Сейчас, конечно, уже такие детские болезни победили, и многие используют верификаторы кодов при печати, чтобы брака не было.
Ну и просто возьмите в руки какую нибудь пивную банку, где на крышке нанесена марка с кодом. Думаете, ее туда святой дух наклеил? Все это лишняя надстройка в большом бизнес-процессе. За которую заплачены деньги.
- Трудности для мелких производств.
Скажем, у вас небольшое производство чего-то. Раньше вы могли производить товар и просто его продавать. Теперь вы вынуждены нанимать человека, который будет для вас готовить площадку для маркировки, закупить станок для печати, покупать материалы для печати. Наносить саму маркировку. Все это влетает в копеечку.
Да, вместо покупки оборудования, вы можете просто обратиться к аутсорс- фирме, что напечатает вам марки, но вы должны понимать, что тогда стоимость маркировки для вас станет выше.
- Трудности с хранением и браком.
Предлагаю провести эксперимент - подойдите в какой нибудь пятерочке к директору магазина (они обычно суетятся в зале), и попробуйте завести разговор про маркировку. И как бы встаньте на сторону, что маркировка - это хорошо. Боюсь, что вас могут побить. Масса продукции записывается в неликвид, потому что маркировка в ходе транспортировки тупо отваливается (особенно зимой, когда идут перепады температур). И годный товар невозможно провести через кассу, потому что никто не будет перепечатывать маркировку. Списание такого товара также влияет на цену, потому что учитывается как брак.
- Отсутствие контроля со стороны выдачи марок для маркировки.
Те, кто думают, что маркировка защищает их от контрафакта - у меня для вас плохие новости. Зайдите в какой нибудь вьетнамский или китайский магазин, где продают кроссовки “Adidas”, сумочки “Prada” и прям таки настоящий мерч от Дольче и Габбана по цене от 500 рублей за штуку. И что вы там увидите? - Правильно, ту самую маркировку. И она там настоящая. Вы можете даже скачать приложение на свой телефон, просканировать марку на “настоящих” кроссовках Adidas, и все у вас будет хорошо. Потому что по заявленной для продукта декларации, это просто нонейм -кроссовки. И никто не контролирует, что там на них написано. Потому что это нафиг никому не нужно.
Резюмируя:
Вы должны хорошо помнить, что все затраты, которые несет производитель продукции, ложатся в конце-концов на вас, покупателей. Еще раз - платите за всё вы. Из своего кармана.
Стоимость маркировки колеблется от 5-8р. для мелких производств (3-4 рублей сама марка + 2-4 рубля наклейка), и ниже, если продукция выпускается миллионами. Понятно что у гигантов себестоимость маркировки ниже, но не надо забывать, что для этого они покупают дорогие машины, и издержки все равно находят свое отражение на цене. Больнее всего маркировка бьет по небольшому бизнесу, где и так каждая копейка не счету.
От себя хочу добавить - по моему понимаю, если где-то мы вводим новую надстройку для контроля товара, то где-то какое-то ведомство должно быть упразднено. Раз мы такие умные, и загнали все в цифру и онлайн - то зачем тогда старые надзорные органы, коих и так огромное количество в нашей стране? Но нет - все остались на своих местах. Просто расходы возросли, и мороки стало больше.
Ну а все мы должны порадоваться, что теперь мы все надежно "защищены" от поддельного молока, поддельных сырков, поддельной минералки, поддельных велосипедов и поддельных кресел-колясок.
А в ближайшем будущем маркировку вообще хотят ввести для всего прочего. С чем всех вас и поздравляю!
А чего тут обсуждать? Любой, кто работал хотя бы с мелким бизнесом, понимает, что маркировка это лишняя дрочь и не дешевая, а уплатит за все господин потребитель посредством госпожи инфляции.
С одной стороны, это действительно дрочь, за которую платит потребитель.
Но с другой стороны, есть серьёзный контраргумент. Ты представляешь, сколько тысяч (десятков тысяч ? сотен тысяч ?) граждан РФ умирало бы от условного «мистера сидра», если бы сертификации не было ? Каждая предприимчивая тётя-срака толкала бы односельчанам своё пойло.
ИМХО, тут нужен какой-то компромисс.
Давно ты видел контрафактные или пиратские диски для пс5 или хбокс? Может картридж для Нинтендо?
Мдээ защитники лёгкого удушения не знают как оправдать очередной поводок хозяина
Очередной слабейший аргумент со сравнением видеоигр с едой, 🤡
Так он не оправдывает
Прежде чем обсираться, надо хотя немного ознакомиться с материалом
Мда, жертва егэ
У нас товары за 2 года чуть ли не на 80% подорожали. Думается мне, что для потребителей, маркировки - такая себе проблема.