Обзор на Indika или почему ты падла будешь в аду гореть!

Обзор на Indika или почему ты падла будешь в аду гореть!

На планете земля существовало множество авторов, которые пытались разобраться в феномене религии и её роли в общественной жизни. Многие из них ставили цель показать и обнажить положительные и отрицательные стороны этого явления.

«Сад земных наслаждений» — триптих Иеронима Босха.
«Сад земных наслаждений» — триптих Иеронима Босха.

Поучаствовать в этой дискуссии, длиной в тысячелетия, принимались разные деятели. Начиная философами и заканчивая современными кинорежиссерами, каждый пытался рассказать свою заветную правду "не артикулируемого религиозного опыта". Вектор дискуссии всё время менялся от "Религия - это способ управлять баранами", до "Без религии мы закончимся как вид" (на самом деле нет, но давайте сыграем в игру, что это так. Ниже будет понятно зачем).

Однажды всё изменилось, люди изобрели концепцию свободы совести и вроде бы проблема решена, но люди дальше упорно продолжают высказываться на тему отношений "богов" и "людей". Вроде уже и боги "умерли" и люди с "дырками внутри" живут, а дискуссия никак не останавливаться. В "красном" углу уже давно висит "черный квадрат", а люди вокруг (почему то?) до сих пор играют в косплей христианства под соусом православия.

Но тебе ведь виднее, что у них в душе...

«Великий день Его гнева», картина Джона Мартина
«Великий день Его гнева», картина Джона Мартина

Молодая игровая индустрия тоже решила не отставать от других форм человеческого творчества. Вот и студия "Odd Meter" решилась сделать своим дебютом залёт на длинную традицию "щитпостинга" и поведать историю о монахине по имени Индика, попавшей в православный монастырь не по своей воле и взявшей себе в друзья никого иного как чёрта. Ей предстоит отправится в путешествие, которое приведет к её внутренней трансформации и обретению того, чего ей так не хватало. (Ну в общем всё как у великих) Для зрителя же, через призму авторского восприятия, предстанет портрет современной эпохи одной евразийской страны. (Хотел бы я чтобы это было именно так... Ой как хотел бы)

Скажу сразу, в данном обзоре я не собираюсь хвалить или ругать аудиовизуальную часть игры, операторскую работу и прочие "важные" части видеоигрового опыта. Это уже расписано в других статьях. У меня даже нет желания высказываться на тему на сколько это игра и можно ли за не самые удачные театральные постановки брать деньги под видом видеоигр. Это тема для отдельного разговора.

Сложная постановка и операторская работа.

Напротив, глядя сквозь форму (если вы понимаете о чём я) мне бы хотелось сделать краткий анализ самых ярких образов, к которым прибегают авторы и к каким идеям они пытаются нас привести.

Нет ни бога, ни души, ни добра, ни зла... Есть только щитпост... им и живем

Начнём с управляющей идеи. Я рассматриваю только трехмерное путешествие Индики без пиксельных вставок, так как убери их из повествования вообще ничего не поменяется. Если пытаться сформулировать смысл произведения просто, то звучит он следующим образом: "Что если тот внутренний монолог, с которым ты всё время боролся и есть ты, а твоя борьба с самим собой была навязана извне". Исходя из этой мысли можно сформулировать и управляющую идею "Прими себя и своё прошлое, каким бы ужасным оно не было".

На эту управляющую идею ложится и основной конфликт между героиней и обществом. Конфликт между внутренней моралью героини и моралью общественной. Всё бы ничего, но проблема в том, что в современном обществе понятия личной морали не существует. Каждый человек волен верить во что его душе угодно. А вот что действительно существует так это мораль общественная. Её даже можно посмотреть и померить. Но это я отхожу от темы.

Сынок иди домой. Родина мать зовёт. Ужинать пора.

Вильям Бугро, «Родина-мать» (1883)
Вильям Бугро, «Родина-мать» (1883)

Критика современной действительности одной евразийской страны через эту призму очевидна. По мнению авторов современная политическая машина направленна на то, чтобы навязывать некую общественную мораль на индивида, лишая его свободы выбора.

Однако, если присмотреться, выбор для любого индивида заключается не между внутренним и тем что на него давит извне. А между разными выборами извне и тем что из этих извне он назовёт своим. Так и главная героиня делает не выбор между моралью "внутри" и моралью "снаружи". А между моралью придуманного авторами "ужасного" мира и моралью авторов произведения.

Именно в этом и заключается моя главная претензия к "Индике". Возникающий конфликт в душе героини выглядит как троллинг дискуссии "Религия и человек", а уровень индоктринации, в какую сторону решить, эту дискуссию просто зашкаливает. Особенно это комично выглядит по отношению к тому обществу чей портрет мы вроде как тут наблюдаем.

Страшный суд (Микеланджело, фреска в Сикстинской капелле, 1537—1541 гг.)
Страшный суд (Микеланджело, фреска в Сикстинской капелле, 1537—1541 гг.)

Прости нас Уоренн Спектор. Мы всё про*бали.

На заре видеоигр, "рок-звезды" игровой индустрии завещали нам, что делать выбор в видеоиграх - это самое крутое что в них есть. Даже придумали такой жанр - иммёрсив-сим (конечно не им одним едины, но он иллюстративен). Но к сожалению предоставлять для игроков выбор это сложно, долго и дорого, да и не выгодно часто. Гораздо выгоднее исполнять социальные заказы и делать выбор за зрителя (ой простите игрока). И "Индика" в этом смысле совсем не причина, а всего лишь симптом. Достигни некой локальной вершины формы и ты сможешь продвигать через её фасад любые идеи, насколько невыразительными они не казались. Моральных фактов ну... ну их нет....

Хотя откуда нам знать. Может быть она просто перестала проговаривать свой внутренний монолог для авторов?

Нет, конечно, видеоигры обеспечивают разные фетиш потребности начиная играми сервисами и заканчивая порнографией. И моя претензия не к команде разработчиков, которые с большой страстью и рвением сделали замечательный по форме проект. Им можно только пожелать и дальше расти в профессиональном и творческом плане, а также новых успехов.
Коммерциализация щитпоста и нужда находится в авторском императиве будучи в согласии с ним или в несогласии с ним. Вот и вы попались на эту удочку. Помните про вектора дискуссии о которых я говорил в начале? Я прямым текстом сказал что это ничего не значит. Но в рамках текстах нужно в это поверить. А теперь я говорю вам что я вас обманул и ваша вера мне не имела никакого смысла. Теперь можно перестать играть в игру.

Кстати, а вы поняли почему вы будете в аду гореть?

Ну и немного интересных фактов для общего образования. Религии не придумывают. Религии появляются в человеческих сообществах самым естественным путём и артикулируются по средствам языка. Это часть общественной жизни.

P. S.
Если вам интересны темы которые затрагиваются в "Индике", то используйте её как трамплин в очень большое и сложное путешествие по произведениям различных жанров искусств. Личная рекомендация "Рассекая волны" Ларса фон Триера. Тоже про девушку которая имеет внутренний голос. Только её диалог приводит к очень интересным событиям и концовка хороша, не провисает, как говорится. В общем сделайте осознанный выбор. О большем и не прошу.
P. P. S.

...
Спасен высокий дух от зла

Произведеньем божьим:

"Чья жизнь в стремлениях прошла,

Того спасти мы можем".

А за кого любви самой

Ходатайство не стынет,

Тот будет ангелов семьей

Радушно в небе принят.
...

Фауст. Гёте. (В переводе на русский с немецкого Б. Пастернака)
77
27 комментариев

Религии не придумывают. Религии появляются

То есть, это всё происходит без участия мозга? Никто не думает, не придумывает? Звучит логично и многое объясняет.

5
Ответить

Думаю, автор имел ввиду, что нет какой-то отдельной горстки евреев, которые лично придумали конкретную религию, а потом разбросали листовки. Всё наслаивается, библейские сюжеты во многом это рерайт сэмплов религий всяких шумеров.

5
Ответить

внутренней моралью героиниО какой морали может идти речь если она лишается девственности с цыганом который обворовывает ее семью.

А что бы выйти из тюрьмы предлагает свое тело.

Да и с каторжником бы поеблась, но увы не смогла запах пересилить. А так бы да.

Гг Индика бесноватая не по тому что внутри неё "бес", она сам и есть бес и блудница

3
Ответить

Знаете есть хорошие и есть плохие способы исследовать мораль того или иного общества. Вот искусство очень редко бывает хорошим способом.

Ответить

Добавлю что ли. Пусть полежит здесь.

3
Ответить

» Я рассматриваю только трехмерное путешествие Индики без пиксельных вставок, так как убери их из повествования вообще ничего не поменяется

автор точно понял игру?) Все "пиксельные" вставки как раз являются очень важным нарративным элементом. Именно благодаря им мы понимаем, почему Индика попала в монастырь и почему мы слышим голос Шифрина в своей голове.

» концовка хороша, не провисает, как говорится.

и после предыдущего вы с полной уверенностью такое говорите?) Нет одного пути к какой-то мысли, у каждого он свой (что кстати в игре порой высмеивается: можешь пойти направо или налево, но придёшь все равно в одну точку).

» В общем сделайте осознанный выбор. О большем и не прошу.

Индика как раз и спрашивает, зачем Бог дает свободу, если его устроит только определенный выбор?.. Возомнили себя Богом?))) Про мясника не хотите добавить?)..

2
Ответить

Каким богом? Бывает много разных богов. И что, теперь рассказывать своё мнение в интернете это мнить себя богом? Для меня дискуссия на таком уровне вскрывает очень интересный поворот в сердцах людей русскоязычного православного мира. Такой протестантизм тоталитарно-атеистического толка против православия.

Ответить