Обзор на Indika или почему ты падла будешь в аду гореть!
На планете земля существовало множество авторов, которые пытались разобраться в феномене религии и её роли в общественной жизни. Многие из них ставили цель показать и обнажить положительные и отрицательные стороны этого явления.
Поучаствовать в этой дискуссии, длиной в тысячелетия, принимались разные деятели. Начиная философами и заканчивая современными кинорежиссерами, каждый пытался рассказать свою заветную правду "не артикулируемого религиозного опыта". Вектор дискуссии всё время менялся от "Религия - это способ управлять баранами", до "Без религии мы закончимся как вид" (на самом деле нет, но давайте сыграем в игру, что это так. Ниже будет п��нятно зачем).
Однажды всё изменилось, люди изобрели концепцию свободы совести и вроде бы проблема решена, но люди дальше упорно продолжают высказываться на тему отношений "богов" и "людей". Вроде уже и боги "умерли" и люди с "дырками внутри" живут, а дискуссия никак не останавливаться. В "красном" углу уже давно висит "черный квадрат", а люди вокруг (почему то?) до сих пор играют в косплей христианства под соусом православия.
Но тебе ведь виднее, что у них в душе...
Молодая игровая индустрия тоже решила не отставать от других форм человеческого творчества. Вот и студия "Odd Meter" решилась сделать своим дебютом залёт на длинную традицию "щитпостинга" и поведать историю о монахине по имени Индика, попавшей в православный монастырь не по своей воле и взявшей себе в друзья никого иного как чёрта. Ей предстоит отправится в путешествие, которое приведет к её внутренней трансформации и обретению того, чего ей так не хватало. (Ну в общем всё как у великих) Для зрителя же, через призму авторского восприятия, предстанет портрет современной эпохи одной евразийской страны. (Хотел бы я чтобы это было именно так... Ой как хотел бы)
Скажу сразу, в данном обзоре я не собираюсь хвалить или ругать аудиовизуальную часть игры, операторскую работу и прочие "важные" части видеоигрового опыта. Это уже расписано в других статьях. У меня даже нет желания высказываться на тему на сколько это игра и можно ли за не самые удачные театральные постановки брать деньги под видом видеоигр. Это тема для отдельного разговора.
Напротив, глядя сквозь форму (если вы понимаете о чём я) мне бы хотелось сделать краткий анализ самых ярких образов, к которым прибегают авторы и к каким идеям они пытаются нас привести.
Нет ни бога, ни души, ни добра, ни зла... Есть только щитпост... им и живем
Начнём с управляющей идеи. Я рассматриваю только трехмерное путешествие Индики без пиксельных вставок, так как убери их из повествования вообще ничего не поменяется. Если пытаться сформулировать смысл произведения просто, то звучит он следующим образом: "Что если тот внутренний монолог, с которым ты всё время боролся и есть ты, а твоя борьба с самим собой была навязана извне". Исходя из этой мысли можно сформулировать и управляющую идею "Прими себя и своё прошлое, каким бы ужасным оно не было".
На эту управляющую идею ложится и основной конфликт между героиней и обществом. Конфликт между внутренней моралью героини и моралью общественной. Всё бы ничего, но проблема в том, что в современном обществе понятия личной морали не существует. Каждый человек волен верить во что его душе угодно. А вот что действительно существует так это мораль общественная. Её даже можно посмотреть и померить. Но это я отхожу от темы.
Сынок иди домой. Родина мать зовёт. Ужинать пора.
Критика современной действительности одной евразийской страны через эту призму очевидна. По мнению авторов современная политическая машина направленна на то, чтобы навязывать некую общественную мораль на индивида, лишая его свободы выбора.
Однако, если присмотреться, выбор для любого индивида заключается не между внутренним и тем что на него давит извне. А между разными выборами извне и тем что из этих извне он назовёт своим. Так и главная героиня делает не выбор между моралью "внутри" и моралью "снаружи". А между моралью придуманного авторами "ужасного" мира и моралью авторов произведения.
Именно в этом и заключается моя главная претензия к "Индике". Возникающий конфликт в душе героини выглядит как троллинг дискуссии "Религия и человек", а уровень индоктринации, в какую сторону решить, эту дискуссию просто зашкаливает. Особенно это комично выглядит по отношению к тому обществу чей портрет мы вроде как тут наблюдаем.
Прости нас Уоренн Спектор. Мы всё про*бали.
На заре видеоигр, "рок-звезды" игровой индустрии завещали нам, что делать выбор в видеоиграх - это самое крутое что в них есть. Даже придумали такой жанр - иммёрсив-сим (конечно не им одним едины, но он иллюстративен). Но к сожалению предоставлять для игроков выбор это сложно, долго и дорого, да и не выгодно часто. Гораздо выгоднее исполнять социальные заказы и делать выбор за зрителя (ой простите игрока). И "Индика" в этом смысле совсем не причина, а всего лишь симптом. Достигни некой локальной вершины формы и ты сможешь продвигать через её фасад любые идеи, насколько невыразительными они не казались. Моральных фактов ну... ну их нет....
Хотя откуда нам знать. Может быть она просто перестала проговаривать свой внутренний монолог для авторов?
Нет, конечно, видеоигры обеспечивают разные фетиш потребности начиная играми сервисами и заканчивая порнографией. И моя претензия не к команде разработчиков, которые с большой страстью и рвением сделали замечательный по форме проект. Им можно только пожелать и дальше расти в профессиональном и творческом плане, а также новых успехов.
Коммерциализация щитпоста и нужда находится в авторском императиве будучи в согласии с ним или в несогласии с ним. Вот и вы попались на эту удочку. Помните про вектора дискуссии о которых я говорил в начале? Я прямым текстом сказал что это ничего не значит. Но в рамках текстах нужно в это поверить. А теперь я говорю вам что я вас обманул и ваша вера мне не имела никакого смысла. Теперь можно перестать играть в игру.
Кстати, а вы поняли почему вы будете в аду гореть?
Ну и немного интересных фактов для общего образования. Религии не придумывают. Религии появляются в человеческих сообществах самым естественным путём и артикулируются по средствам языка. Это часть общественной жизни.
P. S.
Если вам интересны темы которые затрагиваются в "Индике", то используйте её как трамплин в очень большое и сложное путешествие по произведениям различных жанров искусств. Личная рекомендация "Рассекая волны" Ларса фон Триера. Тоже про девушку которая имеет внутренний голос. Только её диалог приводит к очень интересным событиям и концовка хороша, не провисает, как говорится. В общем сделайте осознанный выбор. О большем и не прошу.
P. P. S.
...
Спасен высокий дух от злаПроизведеньем божьим:
"Чья жизнь в стремлениях прошла,
Того спасти мы можем".
А за кого любви самой
Ходатайство не стынет,
Тот будет ангелов семьей
Радушно в небе принят.
...