Ретроспектива геймера или Святой Бэклог наяву. Эпизод 6 «1998»
Обязательно прочтите Эпизод 1 «Введение». В нём я многое поясняю по поводу всей серии. Спасибо.
Всем приветы!
Актуальность Сеги никуда не уходила, наоборот, игры продавали все в большем количестве магазинов. Черные картриджы обменивали в тех же магазинах – отличная схема: за пару рублей поменять надоевшую игру на новую.
Были такие продавцы, которые знали ценность игр и не меняли, скажем «Дельфина Экко» на «Мортал Комбат Ультимейт» (вот заразы), а некоторым было пофиг. А чтобы игра точно пошла на твоей приставке, мы брали её с собой и просили проверить картридж на ней (о как).
Разнообразие игр поражало. Именно тогда мы познакомились с жанрами игр: Платформер, Файтинг, Битемап, Гонки, Шутер (ФПС), РПГ, Спортивный симулятор, Стратегия (РТС), Пошаговая стратегия, Леталка, Квест, Симулятор Казино и Монополии)) И слава разрабам, если в игре были пароли после каждого уровня.
Многие нынешние компании появились именно в те времена со своими играми. «Электроник Артс» выпускали спортивные серии, чем занимаются и сейчас, «Близзарды» выпустили свои первые культовые «Рок-н-Ролл Рейсинг» и «Лост Викингс» (недавно продавали их на юбилей, ну спасибо), «Капком» вышел на арену со «Стрит Файтером», а «Нинтендо» с усами на перевес была всегда.
В этом году снова появились иконы игростроя, приступим.
1998
Resident Evil 2 (Плойка)
Именно с этой игры началось мое становление как зомби, ой, в смысле убийцей зомби. А наставниками были Леон и Клэр. Ещё бы, классика сурвайвал хорроров. «Резидент Ивел 2» одна из икон ужаса, который умел пугать, не смотря на дробовик в руках.
Они родненькие
Так-как я был ещё очень молод и неопытен, то были небольшие трудности при прохождении «РЕ2»:
0. Времени в игровухе мало.
1. Часов за игрой проведено мало.
2. Патронов мало.
3. Аптечек мало.
4. Мест сохранений мало.
5. Познаний английского тогда было мало.
6. Годиков для серьезной игры мало.
7. Мозгов для решения головоломок тогда было мало.
8. Зомбей много.
Как видите, красной линией, в списке проблем и препятствий для прохождения, проходит слово «мало». Я бы ещё дополнил список словами: «очень мало», «вообще нет».
Делайте ваши ставки, господа! Смог ли Димка в игровухе пройти вторую часть замечательной и сложной игры «Обитель Зла «2 в те годы? Прошел ли он полицейский участок со всеми его сложными загадками? Убил ли он всех зомби и Тиранов с Биркином? Помогли ему Леон и Клэр в его стремлении увидеть финальные заставку и титры? Барабанная дробь. НЕТ!
Ничего страшного. Пострелять в зомби, хоть и не долго, было весело и страшно одновременно. Зомби прут, ты отстреливаешься и пыряешь их ножом – будни зомбивыживальщика.
Мы с ребята часто играли во второй резик и мне он полюбился. Это было захватывающее приключение и плевать, что игра была со сложными загадками и постоянным беганием туда-сюда. Эмоций она доставляла предостаточно, особенно эмоции откладывались кирпичами от внезапно выскакивающих из-за угла зомби.
Жанр сурвайвал-хоррор - это особый жанр. Нужно сохранить баланс между жертвой и героем. Разрабам удалось создать игру, в которой у тебя постоянно чего-то не хватает. Ты постоянно думаешь, как убить очередного зомби максимально эффективно и собираешь все, что не прибито к текстуре. А раем для Плюшкиных был ящик с накопленным.
Серия «Резиков» до сих пор жива и, надеюсь, будет радовать хорошими играми. Стоит ли сейчас играть в оригинальный сурвайвал-хоррор «Обитель Зла 2»? Можно попробовать не смотря на замечательный ремейк.
П.С. Историю прохождения «Обитель Зла 2» ремейк (2019) и как Димка не нашел автомат, я расскажу позже.
StarCraft, StarCraft: Brood War (1998) (ПК)
Никогда не отделял «Бруд Вор» от основной игры и тут не стану.
«Старик»…
Не в смысле я старИк, в смысле «стАрик» – сокращение от «СтарКрафта». Че вы, блин, не поняли, что ли? Это культовая стратегия в реальном времени, которая по популярности перебила все игры жанра. Не знаю, как дела обстоят с первой частью, но во вторую играют до сих пор))
Одна из РТС стратегий тех времён, в которую тогда многие задрачивали. У кого-то получалось рашануть «собаками» за зергов, кто-то успевал построить бункер и засунуть туда обколотых «маринесов», а кто-то достраивался до протоских «батонов» и сносил все. К счастью, моих интереса и желания играть в «СтарКрафт» было очень мало. Поэтому в игровухе я к нему практически не прикасался и только иногда смотрел как это делают другие.
Говорят, что всё гениальное просто…
Стоит отметить, что это не просто игра, но киберспортивная дисциплина. К тому же она стала Национальной игрой в Южной Корее. Ничего удивительного, что лучшими киберспортсменами и чемпионами в «Старик» часто становились корейцы. Именно на волне популярности игры и зародилось такое понятие как киберспортсмен (прогеймер). Это я такое читал.
Корейцы «повернулись» на зергах, протосах и терранах. Турниры, Лиги, профессиональная ассоциация и спонсоры – все это появилось на фоне «СтарКрафта». «Близы» своей игрой взяли и устроили переполох в маленьком Сеуле. Само-собой, в международных турнирах брали участие представители разных стран, в том числе и постсоветских. И довольно успешно, кстати.
Три рассы на выбор: Зерги, Протоссы, Терране. Куча юнитов и построек. Огромное количество разных тактик, через которые играют профи. Напишите в гугле: чемпионат мира по «СтарКрафту» и посмотрите пару боев с хорошими коментаторами – вы не пожалеете. Професиональный микро- и макроконтроль. Количество нажатий на клавиши у этих спортсменов на таком уровне, что лучше не пытаться повторять на домашней клавиатуре, а то порвете пальцы в хлам. Оценить это можно только увидев своими глазами.
Как и многие культовые игры «СтарКрафт» заимел ремейк
Когда мне купили домашний ПК, то на нём очень быстро появился и «Старик» с дополнением «Бруд Вор». Я как-то не ожидал, что, кроме сражений с ботами, там есть классный сюжет. Керриган и Рейнор не дадут соврать. Покарай меня Зератул, если я не похвалю кампании «СтарКрафта» с дополнением! Сюжетные ролики и задания в самой игре раскрывают нам замечательную историю противостояния трёх рас. Она о власти, вере, мщении, любви, дружбе и о Зергах, конечно))
Забавно, что именно после АЖ шести сюжетных эпизодов кампании «СтарКрафта» я стал ожидать такого же в других РТС стратегиях. Да, были до этого военные сратегии, но «Старик» вывел повествование на новый уровень. Там были и красивые ролики-заставки и постановочные движухи и разнообразные миссии с постепенным усложнением. В общем я сильно впечатлился, как и множество игроков того времени.
Если вы слыхом не слыхивали и глазом не глазели на эту КУЛЬТОВУЮ РТС стратегию – то вы живете не просто под камнем, а под камнем на дне Марианской впадины! Ктооооооо, кто проживает на дне океана, все эти 20 лет? Вы просто обязаны поиграть в «СтарКрафт». Даже если не любите жанр стартегий, то хоть попробуйте что-то новое.
Даю ссылку на «Батлнет», чтобы вы ничего не пропустили
Tekken 3 (Плойка)
Какое же детство без хорошей драки? «Теккен 3» это продолжение одного из культовых файтингов. В него тогда играли все!
«Заметки на полях: Какой там «Мортал Комбат 4» с непонятными бойцами, типа Куан Чи и Рейко? Ху из Таня и Фуджин? Че за бред, откуда он достал меч…меч в Мортаче? Да-да, вот такие, примерно, были мысли. Франшиза «МК» тогда в чистую проиграла сопернику и на многие годы оказалась в догоняющих.»
Поэтому, на всех телевизорах в игровухах вспыхивали эффекты от ударов, а из колонок слышались истошные крики женских бойцов и приговор К.О. Даже импровизированные турниры устраивали для таких случаев.
Само-собой, ваш покорный слуга тоже играл. Не то чтобы я был королем королей, но составить конкуренцию мог. Мне больше всего нравились Ешимитцу и Хваранг (простите за мой японский).
Соперники, в основном, состояли из Эдди, Браяна и Кинга. Было довольно стремно, когда не очень знакомый чувак просил сыграть один бой с победителем и брал, ну допустим, Пола. И ты такой сразу на стрёме. Че-то он знает, видать надрочил этого перса, солью сейчас. Бывало сливал, бывало нет))
«Воспоминание: Вы такой готовы к бою. Готовы? Очень готовы? Кинг точно готов, в смысле задрот, который надрочил комбо из захватов. Оказывается, что Вы были готовы положить геймпад и наблюдать за тем, как насилуют Вашего бойца.
Эта с*ка, севшая с Вами играть, уже десятый раз берет Кинга и в десятый раз измывается над Вами. Обычно, после такого просили переставить диск с другой игрой.»
Всё-всё, я успокоился))
Советовать сейчас играть в третью часть файтинга «Теккен» я не буду. На данный момент уже вышла восьмая часть, в которой можно глянуть чего там было ранее. Геймплейно это всё тот же файтинг и что в ней изменилось знают только профи, коим я не являюсь. Зато есть сюжетная кампания в которой мы больше смотрим чем сражаемся))
Unreal (ПК)
Про шутер от 1-го лица «Анриал» я практически ничего не знал в то время. Поиграл я в него на школьном компе во время урока информатики. Учитель не одобрял наши предпочтения и позволял играть, только если все задания на уроке были сделаны. Само-собой, времени тогда было немного, а игра популярностью не пользовалась.
Все что запомнилось, так это темные коридоры и вспышки выстрелов.
На сколько я знаю, игру делали для продвижения движка «Unreal Engine». Да-да, того самого, который уже пятой версии и является одним из «лучших» для создания игр. Именно для демонстрации возможностей движка и появилась серия шутеров и сетевых шутеров «Анриал» и «Анриал Торнамет». И если одиночные ФПС шутеры я вообще не запомнил и не играл, то в сетевые заигрывался с удовольствием. Буду рассказывать о них по мере появляения.
Сейчас ФПС шутер от 1-го лица «Анриал» я вам советовать не буду. Да и не выделялся он в то время чем-то особенным. Шутер да и шутер.
Need for Speed III: Hot Pursuit (Плойка)
- Восьмой вызывает Центральную. Прием.
- Центральная на связи. Прием.
- Замечен желтый Ламборгини. Скорость свыше 300 км/час. Направляется на северо-восток по 36 шоссе. Начинаю преследование. Прием.
- Принято Восьмой, отслеживаем вас по ГПС. Высылаю дополнительный юнит для перехвата. Прием.
- Спасибо Центральная. Отключаюсь.
- Удачной охоты Восьмой.
«Нид фор Спид 3: Хот Персьют» - это одна из первых аркадных гонок, в которой нам предстояло не просто гонятся наперегонки друг-с-другом, но и удирать от полиции при этом. И не просто удирать, а уматывать со всех колес прыгая на трамплинах и срезая основной маршрут.
Очень часто, мы с друзьями гонялись в третий «НФС» в игровухе. Правда, уже тогда, она уступала «четвёртой» «НФС: High Stakes» в графике и возможностях. Там можно было поиграть за полицейского, например. Лично мне, третья нравилась гораздо больше. В ней было более аркадное и отзывчивое управление, драйвовый саундтрек и всякое такое. Четвёрка хотела быть более реальной, чего я не принял))
Советовать аркадную гонку «Нид фор Спид: Хот Персьют» я вам не стану. Это хорошая, но старая игрушка и играть в неё стоит только в припадках ностальгии. Тем более, что последующие части игры её превзошли.
П.С. Кстати, именно с тройки началось мое восхищение серией «НФС» до ее полного игнорирования. Почти лесять лет конвеерного производства новых частей привело к полнейшей стагнации франшизы. Зря они так((
Fallout 2: A Post Nuclear Role Playing Game (ПК)
И снова война, которая всегда одинаковая.
Но не в этот раз! В этот раз война была пройдена полностью 3 раза))
Сразу скажу, что «Фоллаут 2» это культовая и обалденная изометрическая РПГ с пошаговым боем не взирая на «старость» и графику. Она как старая песня из прошлого века ставшая классикой.
Это игра, которая по вариантам решения задач, развитию персонажа и сюжету даст фору большинству нынешних «тру экшн/рпг». В ней можно делать столько всякого, что капец. Например, можно продать напарника в рабство, убить ребенка, вырезать весь город, стать наркоманом, работорговцем, разрывателем могил (привет Ларе Крофт), переспать с НПС для продолжения квеста, убедить главгада убиться об стенку и прочее. В конце можно получить книжку на все статы 999% и стать ночным кошмаров всех и вся. Сейчас таким может похвастаться не так много РПГ, если что.
Мы играем в постапокалиптическом мире выходцем из убежища №13
О чём игра? Наша деревня скоро вымрет от…плохой экологической обстановки. Нас отправляют раздобыть чудо-устройство-дипломат, который преобразовывает почву и всякое такое. Так что избранный идёт вперёд и только вперёд. Если не успеет спасти деревню, то игра закончится… нет, не закончится! Ещё один плюс в копилку игры.
Расскажу немного о прохождении. На домашнем ПК я купил себе диск от «Фаргуса». Две игры на одном диске, представляете! Нет, не первая и вторая часть, а русская и английская версии…да, вот такие тогда были две игры на одном диске. Ну да ладно, в то время это было нормой.
Еще один момент для моей последующей игровой «карьере» - именно после «Фаллаут 2» я решил первое прохождение РПГшек отыгырывать «плохую девченку», а не «доброго парня». Позже буду рассказывать о своем отношении к жанру РПГ и там поясню почему.
Итак, первый раз проходил как положенно. От города к городу по цепочке квестов. Из напарников оставил Сулика, Вика и Супермутанта (привязался к ним). Найти вовремя чемоданчик не вышло - прости деревня, я не тот избранный, который вам нужен. Очень тяжелые бои с анклавом и миллионы сейв/лоуд. Похеренные квесты для «НКР». Нелицеприятные решения для деревни гулей и несобранный автомобиль. Печаль, да.
Первый раз, я чуть не запорол персонажа. Спросите, что значит запорол? Это значит, что при создании поставил не те значения характеристик, которые помогут тебе пройти игру. Точно не помню, но интеллекта герою (и мне соответственно) постоянно не хватало и спасали только таблетки. Открыть ящики/обворовать НПС – хрен тебе, закрыть ящики/положить динамит в карман – хрен тебе.
Окно персонажа и его прокачки
Почему так произошло? Ну, все просто, я ж думал, что сила в Силе, а оказывается – в слове)) В тяжелом оружии тоже, но до него еще дойти надо и очередью из минигана не снести своих напарников.
С очень большим грехом с пополам я смог убить супермутанта на корабле (раза с пятидесятого). Помогло что-то вроде критического попадания по туррелям и успевании отхилится. Речь о заговаривании зубов и отключении тех самых туррелей вообще не шла.
Второй раз (прошло несколько лет с момента первого прохождения) я, по совету друзей, как заправский герой поперся сразу в пригород «НКР» пешком ногами. Через сейв/лоуд дошел без засад. Через прокачанную кражу обворовал рыжего торговца с парочкой стражников и щеголяя офигенной винтовкой, пошел проходить захудалый Кламат.
Ну что греха таить. Умение красиво говорить и критические попадания делали прохождение куда быстрее. Я очень радовался этим возможностям. Я смог взять себе в команду и шерифа супер-мутанта, и Когтя Смерти. Моя «плохая девчонка» была строгой, но справедливой и не давала спуску никому)) Деревня была спасена, а Главгад тогда был застрелен собственными туррелями, чему все были очень рады.
Не помню, чего я решил пройти «Фолыч» в третий раз, наверное, ностальгия. Не помню, чем закончилось прохождение, ведь это было уже не важно – игра уже в сердце навсегда.
Олдскульная РПГ с пошаговыми боями «Фаллаут 2» - замечательная игра. Я всеми руками и ногами советую вам в неё поиграть. Да, это не простая игрушка по нынешним временам, но хуже от этого она не становится. Советую не спешить, почитать, посмотреть и чаще сохранятся в разных слотах сохранения))
Half-Life, Black Mesa (2020) (ПК)
«… … …» - из сборника крылатых фраз Гордона Фримена.
Стоит ли что-то говорить о «Полужизни» в 2024 году?
Стоит ли вспоминать ФПС шутер, который жил, жив и будет жить?
Стоит ли вспоминать о «Халфе 3», да Габен?
Стоит ли вспоминать о Хедкрабах и монтировке?
Стоит ли вспоминать о недавнем ремейке от фанатов игры под названием «Black Mesa»? (обязательно)
Стоит ли пережить это невероятное приключение задрота-физика после неудачного эксперимента?
Ох даже не знаю… А вы разве не в курсе, что это за игра?
Тогда давайте так. Если вы согласны поиграть в шутер от 1-го лица, если вам нужен хороший сюжет, если вы любите стрелять в пришельцев из глубин космоса – тогда попробуйте. Попробуйте провести рутинный эксперимент в жизни сверхзасекреченной лабаратории и выжить после него.
Я вам посоветовал. Пеняйте на себя. Когда в четыре утра, вы поймете, что с того самого эксперимента прошло уже часов 8 реальной жизни, а вы целитесь из арбалета в голову зеноморфа – вы поймете, что вам жаль, от того, что эта игра может скоро подойти к концу. Не печальтесь, ведь есть продолжение этой замечательной и культовой игрушки. Вот во второй части вы ощутите настоящую печаль.
«Заметки на полях: Надеюсь, успею дописать «Ретроспективу» до выхода «Периода Полураспада 3» (шутка…нет).»
Стоит упомянуть и сетевую состовляющую игры, а именно сетевой Дезматч, в котором каждый был сам за себя. Это было популярно в то время и это популярно сейчас если вы зайдёте на сервера «Стима».
Если на карте было больше 5 человек, то битва превращалась в карусель из мяса, кишок, ракет, лучей и летящих мух. Все оружие из сюжетной компании перенесли в сетевую. Раскрутка рыла, «пылесос», арбалет и управляемая ракета были настолько круты, что затмить их мог только сигнал сирены авиаудара.
В клубах я уже практически не застал играющих в «Халфу», все играли в кое-что другое.
Black Mesa
В продолжении истории, не могу не рассказать о фанатском проекте «Блек Меса». Это шутер от 1-го лица и отличный ремастер/полуремейк «Халф-Лайф». Работать над ним стали в 2012, а релиз состоялся в 2020.
Там целая история о разработке, не буду на ней останавливаться. Скажу лишь, что ребята, делавшие «Блек Месу», большие молодцы.
Почему молодцы? Во-первых, они расширили и углубили финальные главы на планете Зен. Создали с нуля и основательно перелопатили локации типа: деревня вортигонтов, электростанции с конвеером (чёрт бы его побрал), логово Гонарча и вообще, постарались на славу. Если в оригинальной «Халфе» мир Зен был откровенно куцый, то в «Блек Месе» - это большой кусок игры (чуть ли не треть, по ощущениям).
Ну вот гляньте. Это ж красотища. Особенно красиво будет перед финальной битвой
Во-вторых, они использовали новый движок с современными возможностями. Вдохнули в первую часть культового «Полужизни Полураспада» вторую половинку жизни распада. Игра смотрится, пусть и не супер красиво, но стильно. В ней есть шарм, 2/4к разрешение, эффекты и вообще.
И огонь, и вода. Нам с тобой – один огонь, одна вода
В-третьих, ребята в эпоху говноремейков/ремастеров сделали всё как надо. Энтузиасты, в который раз, показали, что могут создать продукт на порядок лучше, чем зажравшиеся корпоративные программисты на зарплате. Недавние высеры «ГТА трилогии» и «Варкрафта рефордж» тому доказательство.
«Заметки на полях: Напоминаю, что эпоха ремейков игр наступила. Есть прекрасные представители данного направления в играх: «Резидент 2-3-4», «Мафия», «Эпоха Империй» и т.д. А есть говна, которые делают на коленке и впаривают за фулпрайс. В придачу, могут удалить оригинал из магазина. Всё.»
Если вы пропустили оригинальный «Халф-Лайф» и не хотите воспользоваться моим советом, то вам больше ничего не остаётся, кроме как поиграть в «Блек Месу». Хватит позорить людей – идите играйте в классный шутер от 1-го лица «Блек Меса»))
П.С. Помните, что пока вы не поиграете в культовый шутер, гордон будет молча смотреть на вас осуждающим взглядом.
Thief: The Dark Project (ПК)
Расскажу я вам историю ребята, как я не смог полюбить боевку на мечах от первого лица и темноту в играх. Привет боёвке Морровинд, Обливион и Скайрим. Хотя ладно там можно было на вид от 3-го лица переключить, но осадочек у меня остался.
Так вот. Был у меня одноклассник у которого был диск с «Фиф: Дарк Проджект». И взял я у него этот диск поиграть. Установил, запустил…и вот знаете в чем проблема данной игры была? В том, что у меня монитор стоял экраном в сторону окна, а за окном было яркое летнее солнце. Мдааа… А занавески мама тогда, как раз постирала и солнце светило прямо в экран. Поэтому я НИХРЕНА не видел в этой чертовой игре.
Первое впечатление, как говориться, очень важное. Ну ладно-ладно, не такая уж большая у меня вавка в голове))
Теперь серьезно. Игра «Вор» – это отлично проработанный ФПС2 (сейчас говорят проще – стелс). При чем на стелс в ней направленно всё – экипировка, задания, локации, персонаж и враги. Персонаж должен был уметь стелсить. Это вам не переодевания во всемирноизвестного сыщика от Хитмана. Тут головой думать надо.
Например, чтобы пройти мимо стражника, нужно водяной стрелой затушить факел (водяной Карл! Стрелой, факел!) или стрелой со мхом сделать бесшумную поверхность и пройти по ней. Да-да, вот такой вот стелс.
Поиграл своими детскими ручонками я в нее не очень много (скорее очень немного). Закончилось, скорее всего (не помню точно), на первом или втором стражнике. Все-таки, это ж вор, а не Рэмбо и идти напролом там невозможно.
Чтобы пройти эту игру нужна усидчивость, спокойная оценка обстановки, подбор снаряжения и по двадцать минут сидеть на кортах в темноте. Ну не смог я тогда заставить себя в нее играть, особенно после условных «Солдат Удачи» и «ГТА 3». Что сказать – силу воли нужно тренировать.
Ах да, были у нее продолжения, но, как вы понимаете, я в них даже не начинал играть. Правда, был еще перезапуск франшизы. Мне он показался печальным. Пусть его и раздавали в «ЕГС», но переиграть в него СПЕЦИАЛЬНО для «Ретроспективы» я так и не сподвигся.
Советовать вам культовый стелс от 1-го лица «Вор» я не могу. Не нравится мне такой глухой стелс. Это очень нишевый жанр и подходит далеко не всем. Ничего удивительного, что разрабы практически отошли от чистого стелса и вводят его элементы в другие жанры.
П.С. Сейчас же эталоном стелса, прости меня господи, считается Хитман с его вариативными возможностями для убийств. Пусть так.
Baldur's Gate (ПК)
Обложку поставил старую, но проходил я уже «Энхансд Эдишен», которую вытащил из Святого Бэклога и прошел (спойлер – обе две части). Долго ее откладывал, но после выхода беты третьей части, решил, что время пришло (и так долго тянул). А то поиграть в третью, когда про Иллитидов ничего не знаешь, ну такое (спойлер – суки еще те).
В далекой-далекой галактике...не то, жили-были дед да баба…тоже не то. Короче, СПОЙЛЕР! Бог убийства понял, что помрет и решил, что этому не бывать. Всё.
Теперь по игре))
«Балдурс Гейт» (она же «Балда») это изометрическая (вид сбоку сверху) РПГ старой школы. Разработчики в лице «Биовар» в то время очень радовали своими играми. И не смотря на всю древность данного проекта, он доставил мне несказанное удовольствие. И это в 20-х годах!
Вы только не смотрите на графику. Вот молодежь, кто хочет понять, что такое жанр РПГ – ни в коем случае не смотрите на графику. РПГ – это как книга. Вы же не судите книгу по картинкам (ну если не букварь), вы же читаете чтобы понять суть.
Так и тут.
Нужно чтобы повествование было хорошим, читалось легко, а выбиралось сложно, механики работали, боевка простая и сложная одновременно, чтобы было над чем задуматься. Да, в первой части «Биовары» начинали отрабатывать свои фирменные фишки, но уже смогли в повествовательное РПГ:
1. Отличный закрученный сюжет, который нужно читать и немного смотреть в заставках, в котором ГлавГерой берёт непосредственное участие.
2. Баланс между убить/убедить всех и возможность отыгрыша плохиша/кибальчиша за разный пол/расу/класс.
3. Куча напарников на выбор. И под словом куча, я имею в виду, что я не помню, в какой еще игре их было так много…ну может в «Масс Эффекте 2» и в «Драгон Эйдже: Ориджинс» (тоже игры «Биовар»). У них своя история, свои квесты, свое мировоззрение которое влияет, захочет ли этот напарник с тобой быть. Не буду залезать в Вики для подсчета. Если прикинуть, их было штук 15.
4. Боевка из ДнД. В которой характеристики персонажа очень даже решают и лук/броня+2 НАМНОГО лучше лук/броня+0. Вообще есть понятие дробящий/колющий/режущий уроны, представляете, это разные виды урона. А если на лук/меч/посох еще и наложен эффект 1д6 урона кислотой или заклятие при нём, то этому оружию цены нет.
5. Диалоги, в которых разветвлений и выборов просто до жопы. Они влияют и на прохождение, и на полученный опыт, и на концовки. Читать в таких РПГ нужно не меньше, чем махать мечом, а то и больше. И вообще, есть неписаный кодекс хорошего злодея – поговорить перед каждым боем (как в Аниме). И будет сверх наглости и моветоном напасть без предупреждения или прервать диалог выхватив оружие.
Мне проходить Балду в 2020 году было очень приятно и легко. Отрадно видеть, что, сквозь года, данная система все еще существует и радует игроков (это я вспоминаю игры «Тирания» и «Пилларс оф Итёрнити 1-2»).
По своей, уже нынешней привычке, я создал эльфа лукаря (полного лукаря) и с помощью Имоен (вор/лук), Джахейры (хил+щит+булава), Кхалида (щит+меч), Кагейна (топор+щит) и Виконии (хил+щит+праща) победил злого гада. Козлина обложился ловушками и пришлось хорошенько погонять от него по комнате, но из последних сил враг был побежден.
Напряженные сражения тут почти все
А ещ�� в таких рпг очень интересно построен сам бой. Просто набежать/нагнуть не получается практически никогда. Особенно если враги какие-нибудь злоглаза или куча иллитидов. Они тебя масухами застанят и добьют. Поэтому приходится придерживаться тактики хищников - «вытаскивай крайних и подбитых».
Вообще бой в изометрике забавное дело и зачастую проходит через сейв/лоуд. Накидать заклинаний в «туман войны», где точно есть враги, призвать существ и пустить их на убой впереди себя, просто подходить к краю тумана и агрить по одному противнику к засаде из напарников. Короче, боевка предоставляет широчайший спектр возможностей для умных и хитрых (а значит живых) воинов. И это я еще за мага не играю))
Ну все-все, продолжу нахваливать франшизу во второй части. А первую часть олдскульной РПГ «Балдурс Гейт» рекомендую к прохождению любителям РПГ. Можете брать «Энхансед Эдишен» для комфортного прохождения и не забудьте в конце сохранить персонажа, ведь его можно импортировать во вторую, что хорошо.
Metal Gear Solid (ПК)
«Метал Гир Солид» это первая 3Д часть (на Плойке) из великой и ужасной франшизы стелс-экшен шутеров «Метал Гир» («МГ»).
Странная история приключилась со всей серией «Метал Гир». Кодзима смог на НЕС (Денди) выдать 8-ми битный шедевр с необычным, на то время, стелс геймплеем (я прошел ещё тогда). Вторую часть сделали без него, а после провала, переделали и издали только в Японии. После этого серия продолжила свое шествие на Плойке, а на ПК то заглядывала то нет. Куча ответвлений вообще выпускалась на каких-то других платформах и где в них поиграть я понятия не имею.
Самое забавное, что все это время сюжет «МГ» постоянно шел куда-то вперед и перепитии с персонажами закручены так лихо, что без коробки не разобраться. Для меня эта серия больше развивалась в видеоразборах сюжета поэтому я, более-менее, в курсе, что там происходит. В итоге, я знаю, что эта серия существует и что в ней есть Солид Снейк и прочие. А, ну и да, Кодзима «Гений» ее создал.
Спокойно поиграть на ПК я смог только в «Метал Гир Райзинг: Ревендженс» (2013) и «МГС5: Фантом Пейн» (2015), а первые «МГы» я видел только в роликах. И вот СПЕЦИАЛЬНО для «Ретроспективы», я решил восполнить пробел в знаниях и геймплее. Нашлась игра в «ГОГе» за 2 доллара на скидоне. Удостоверился ли я в ёё великости и ужасности? Тут надо разобраться по порядку.
Начнем с минусов чтобы закончить на хорошей ноте.
Первое что меня убило - управление. Как это ужасно. И это я играл на геймпаде со стиками, а на клаве я б умер и не воскрес никогда. Беготня на стиках еще так-сяк, но стрельба - это мрак.
Первый раз стреляя в противников я умер раз 10 и прошел, больше убегая чем стреляя, в ожидании, пока Мерил не перестреляет их сама. С Оцелотом было расправиться уже проще, всего раза с седьмого/восьмого. Дело привычки, наверное.
Иногда стрельба происходит с видом сверху, что максимально неудобно
Я был близок к тому, чтобы просто взять и удалить игру, но, все-таки, решил превозмочь себя и поиграть еще. И да, постепенно к управлению привыкаешь, становится легче бежать и стрелять, но все равно, управление в игре хреновее некуда. Ну это списывается на Плойку и геймпад, а вот что на неё списать нельзя это…
…второе: намеренное растягивание игры. И я сейчас говорю не о роликах, кат-сценах и постоянных разговорах по рации, я говорю именно растягивание времени игры. Постоянные гуляния взад-назад по этажам базы с этими дурацкими карточками доступа (которые постоянно нужно брать в руку). Постоянные уничтожения одних и тех же солдат (камер, туреллей) на тех же местах и их респавн.
Пример: когда снайперша подстрелила подружку Мерил мне сказали, что нужно найти снайперскую винтовку. Ну допустим, что я снайпершу без неё не смогу убить, допустим, что у Мерил времени мало, ладно…за снайперкой нужно пилить на другую часть базы!?!? Вы обалдели!? Первы вопрос у меня: так у Мерил же времени мало, пока на базу доедешь можно напится и отрезветь. А она все это время лежать будет что ли? Короче, такое себе решение.
Второй пример: Использование одной карточки 3 раза в трёх разных температурах… Ты, как баран, сначала теряешь карточку (в катсцене калич Снейк ее уронил), потом подбираешь, потом бегаешь туда-сюда чтобы всунуть ее просто, охладить, нагреть (сигареты он зажечь может, а карточку нагреть только в «котельне», ага) и это растягивается на пару-тройку часов. Карточка офигеть какая уникальная и я представить не могу, как с ней управляются обычные солдаты и офицеры.
Камера в игре постоянно меняет своё положение: Где-то она следует за нами, где-то зависает как в «Резидент Ивел», где-то подскакивает под потолок, а можно включить режим от 1-го лица
Собственно, это и есть мои основные претензии к игре. Эти вещи очень бесят по ходу прохождения, но перекрываются за счет плюсов. ОГРОМНЫХ ПЛЮСОВ.
Игра по постановке и сюжету – офигенна. Игра по количеству диалогов и мелочей – великолепна. Да, там есть нестыковки, враги, которые с первого раза не умирают, ну ладно вам – это отличный боевик.
Хотите прикол? Слушать разговоры и смотреть ролики мне понравилось больше, чем убивать танк гранатами или вертолет ракетами. Забавно, что я не очень люблю игровое «кинцо», но если оно сделано как надо и грамотно вплетено в геймплей, то это прекрасно.
Еще в плюс игры запишем влияющие на сюжет выборы и огромное количество проработанных мелочей. Разрабы так заморочились, что дали нам спасти девушку и заболеть нефранцузским насморком от охранника. Не это ли отдача и доказательство наличия души в игре?
Поверьте, если вы сможете преодолеть жуткое управление и поворяющихся врагов, вы сможете насладится отличным сюжетом, в котором мы не мы, а все вокруг нас не те, кем кажутся в начале. Вот так я без спойлеров вам закрутил интригу. Почему-то вспомнилась выпрыгивающая из костюма Червяка Джима корова.
Не так давно в «Стиме» вышла ремастер коллекция первых игр. Что сказать, мы живём в эпоху ремейков и ремастеров
Сомневаюсь, что есть люди, не знающие о существовании Солида Снейка. Эта серия не успела скатиться в говно до ухода Кодзимы и постоянно радовала сюжетными поворотами. За время написания «Ретроспективы» я так и не успел пройти «МГС 2: Санс оф Либерти». Так что мой Святой Бэклог всё ещё полон))
Заметьте, я не говорю ничего о графике, которая…ну блин, квадраты и треугольники, что вы в 1998 году хотели?
«Заметки на полях: Никогда не давайте такой малозначительной вещи, как графика, препятствовать вам получать удовольствие от игр. Да, я считаю, что графика в компьютерных играх – это малозначительная вещь. Она может улучшить игру, но не ухудшить»
Ну что тут еще сказать. «Метал Гир Солид» хороший стелс-экшен шутер с достаточным количеством огрехов, которые исправляли в последующих частях. Однозначно советую вам поиграть в эту игру и даю ссылку на «ГОГ» и ремастер в «Стим»
Commandos: Behind Enemy Lines и еще пару последующих (ПК)
Не знаю эта ли игра породила жанр тактики в реальном времени (как пишет Вики), но то что «Коммандос» закрепила обличие этого жанра так это точно.
Игр этого жанра не очень много, но если их делают, то получается, зачастую, хорошо. Примерами достойных представителей жанра сейчас являются серии «Shadow Tactics» и «Desperados». Советую их заранее, хотя и не любитель подобного геймплея.
Значится «Командос: Бихайнд Энеми Лайнс» и парочку продолжений мы с Гером постигали еще в первых игровухах. Точнее он постигал, а я только мешал, то есть, смотрел и подсказывал. Уже тогда знакомые админы не удаляли наши сейвы в игровухе и мы постепенно проходили подобные игры. Прохождение миссий в таких играх – это постоянные пробы и ошибки. Вот изо дня в день мы и бились над ними.
Что это вообще такое «тактика в реальном времени»? Нам дают пару персонажей со своими способностями, высаживают на край большой карты и мы должны выполнить какие-то задачи. Обстановка зачастую приближена к реальности и приходиться действовать очень скрытно. Убили кого-то, труп нужно спрятать, чтобы не поднять тревогу. Возможно придёться переодеться для маскировки и пройти вперёд в таком виде. Иногда приходиться действовать очень быстро, ведь ИИ может заметить отсутствие кого-то и начать поиски. Очень редко в таких играх мы можем побыть Рембо и перестрелять всех в открытом противостоянии.
Вид типа сверху (краеугольная проекция) и набор иконок персонажей до сих пор актуален в играх жанра. Скрин из подтянутого ХД ремастера
В серии игр «Командос» нам дают под управление отряд спецназначения для проникновения в тыл врага. Есть лидер Зелёный Берет, классические Снайпер, Сапёр и всякие Морпехи со Шпионами. Кто-то тихо устраняет, кто-то минирует и подрывает, кто-то переодевается в фашистов, а кто-то из воды фигачит гарпуном. Частенько в заданиях нужно было что-то взорвать))
Для решения задачи приходиться координировать действия персонажей, комбинировать задачи и постоянно переключаться между ними. В основном мы занимаемся микроменеджментом и ищем возможность убить втихую следующего противника.
На то время игра была очень крутая и игралась супер-круто, но со временем скатилась в шлак. Жанр так же померк в засилии более технологичный и экшоновых игр и шутеров от 1-го лица. Конечно, фанаты подобных игр хватает, но сами игры можно пересчитать на пальцах двух рук.
Старая добрая «Коммандос» в ХД исполнении может и старовата, но играется довольно бодро. Поиграть в неё могут любители жанра. Советую.
Аллоды: Печать тайны (ПК)
Вот знаю, что это очень популярная и знаковая игра от российских разработчиков, но сказать мне о ней особо нечего. Жанром она РПГ и стратегия в реальном времени (так пишет «ГОГ»). Я помню лишь чувачка, который рубит врагов и вид сверху.
Диск с игрой попал ко мне от соседа в окне Гера. Прошу прощения, я немного отступлю и абзацом расскажу о нем.
Итак, мой сосед (назову его по нику в онлайне – Гер), окна моей квартиры были напротив окон его дома, и мы с ним друзья детства (до сих пор). Он тоже любит игры и компы у нас появились примерно в одно время (напомню, это был 2002 год). В свое время, мы прокинули сеть между нашими домами, чтобы играть по сети и подключится к модемному Интернету еще одного друга. Обменивались дисками и советами по прохождению. Ему больше нравились всякие стратегии и РПГхи, а мне тогда больше шутеры и экшены, но потом появилась «Линейка» (Lineage2) и нас засосало на 5-6 лет этой…игры (как вспомню так взрогну).
Вот и Аллоды он мне подкинул со словами: «Крутая игра, всю прошел, посмотри». Ну я че, посмотрел, побегал чендабречиком с полчаса и продолжил проходить что-то там другое.
Не спрашивайте меня, что тут происходит, я не в курсе))
Оценивать и советовать игру не в праве, ведь практически в неё не играл. Существуют «Аллоды Онлайн», в которые я тоже не играл. После спада «ВоВ» народ хлынул в эту ММОРПГ и сказали, что игра хорошая. Смотрите сами, ни к чему не призываю.
Vigilante 8 (Плойка)
Не спрашивайте почему 8 после Виджилант. Не думаю, что это аж восьмая часть. Кто в курсе, напишите в коментах.
Жанром «Виджилант 8» это бой на машинах в полном 3Д. В игровом клубе в неё постоянно кто-то играл сплитскрином. По популярности она соревновалась с «Твистед Метал 2». Вполне заслуженно, ведь там была и неплохая графика, и разное оружии и постоянный экшен. Мне, правда, «Виджилант» не нравился, ведь я балдел по «Твистеду». Для меня эта игра не была чем-то сверхъестественным и поиграл я в нее пару раз от силы.
Если кто-то играл в Виджилант, то я видел эту машину
Много об игре я не расскажу. Оценивать и советовать бой на машинах «Виджилант 8» я не вправе. Уверен, что олдфаги хорошо помнят её))
Вангеры (ПК)
«Вози кусты и героин, а то останешься рабом» — Буравчик.
Долго думал, как начать, но все никак не выходило, и я замучался.
О сложности, вычурности, психоделии и уникальности Вангеров было уже столько рецензий и мнений, что повторять какие они сложные, вычурные, психоделичные и уникальные смысла нет. Поэтому постараюсь попроще и покороче рассказать в чем смысл игры и стоит ли в нее поиграть сейчас.
По большому счету игра представляет из себя смесь «ГТА 1» (только не выходя из машины) и «Твистед Метала 2» (только с квестами и торговлей). Вроде как просто вышло – ты гоняешь на машинке (вид сверху), стреляешь в другие машинки, посещаешь места с выдачей квестов и выполняешь их.
Мне не понравилось управление машиной к которому нужно привыкать и превозмогать, квесты, в которых вообще нет очевидных действий и общая сумасбродность происходящего.
Только вот сложность всех этих простых геймплейных моментов зашкаливает. Игра, как сейчас говорят, со сложностью «Дарк Соулс» (ну были и сложнее игры, но так понятнее).
Вот и в «Вангерах» ты справляешься с диким управлением, диким ландшафтом, дикими квестами, которые непонятно как выполнить, дикими вырвиглазными цветами…и вообще там полно дичи.
Вангеры это про выживание, превозмогание и пригорание))
Ради интереса, я решил поиграть в «Вангеров» на волне чтения статьи на «Лурке». Впечатления были очень смешанные и больше в сторону плохих.
Решать хороша она или нет не стану и советовать/не советовать не буду – это такая игра, которая может не увлечь совсем или увлечь навсегда (но не меня).
«Я, Гиря, твой вождь, заботюсь о тебе!» - Гиря.
Так-как игра считается культовой и многими любима, то оставлю вам ссылку на «Стим». Захотите помучаться, милости прошу))
Tom Clancy’s Rainbow Six (Плойка)
Культовая серия тактических шутеров от 1-го лица «Реинбоу Сикс» началась именно с этой игры. Да, сейчас это тактический сетевой шутер «о боже мой 12 из 10» с обновами и доильными аппаратами. А тогда, в игровом клубе, первая часть обычно пылилась где-то далеко за «Теккеном», «Армименом», «Медалью за Отвагу» и «НФС».
Ну вот примерно такоую картинку (из Вики) я и помню
Ходишь медленно, темно, стрелять нужно точно, чтобы тебя не убили (вот это сложность) и так далее. Короче, мрак и печаль. Куда веселее было мочить друг-друга в «Медальку» или «Сифон Фильтр».
Франшиза знаковая и в ней вышло очень много игр, но я ни в одну из них не играл. Сочетание слов «Реинбоу Сикс» вы больше в «Ретроспективе» не встретите. Понятно, что шутер от 1-го лица «Реинбоу Сикс Тома Клэнси» я вам советовать не буду.
Forsaken (Плойка)
Эммм, пока гуглил фотку узнал, что у игры нет статьи на Вики и был ремастер, ну ладно.
Рассказываю.
Повадились мы с другом в 2000-м (примерно) году в новую игровуху с чисто Плойками внутри (штук 5 их было). Дисков у них было много, от дома не далеко, цена была чуть дешевле за час.
Рулил там такой колоритный дядька похожий, по конституции и типажу, на Обеликса в исполнении Жерара Депардье. Здоровый, русый, усатый, краснолицый и с громким хрипловатым голосом – ну точно галл или пират, только бутылки рому не хватало и папугая матершинника. Был он веселый и не жадился на советы по играм. Приходят два пацана и спрашивают, а во что поиграть? И этот начинает им предлагать и «Фифу», и «Теккен», и «Хог Ворс». В общем молодец и работал с клиентами.
Вот он нам как-то посоветовал «Форсакен». Говорит, мол, очень крутая игрушка, но сложноватая, можете попробовать (мы чуть постарше уже были), в ней надо летать и убивать другу-друга. Хо-хо, убивать друг-друга – этой дайте две.
Засели мы за нее иии…прониклись…через пол часика где-то. Поясняю. Ты – космический кораблик, летаешь по коридорам и вертишься в разные стороны, и все это на многоуровневой арене, еще и стреляешь… Ох, представляете два вращающихся разделенных экрана с эффектами и криками? Мужик даже добавил нам час времени, чтобы мы спокойно поиграли в нее, а то пока разобрались, пока раскочегарились.
За то время, мы успели освоить управление в трехмерном пространстве, поняли, как стрелять, куда лететь и как в узком коридоре ставить бомбы чтобы не видел соперник и стали получать от нее удовольствие.
Ну, игру-то ремастировали, но вид у неё ещё тот))
Не знаю, на сколько она популярна и как встретили ее игроки, но игрушка, тогда была неплохой сетевой стрелялкой. Трехмерный флаинг шутер…наверное, это ближе всего описывает жанр игры.
Советовать этот 3Д шутер на кораблях могу только в качестве ознакомления и наличии свободного времени. Всё-таки, она очень специфическая и требует привычки.
Петька и Василий Иванович спасают галактику (ПК)
Первая в серии поинт-энд-клик адвенчур про Петьку и Василия Ивановича (и Анку). Я расскажу только о ней, хотя у нас на дисках было таких адвенчур очень много. Были «Василий Иванович и Судный день», что-то про Штырлица, «Г.Э.Г.», «Ядерный Титбит» и даже про Козаков и как они Мону Лизу искали.
Все это игралось и проходилось на домашнем ПК. Диски с этими играми передавались из рук-в-руки и были сильно поцарапанными и пошарпанными))
«Заметки на полях: CD-диск (это тот, который до DVD-дисков был) выдерживал огромное количество царапин и даже разлом в середине.
Реальная история: Играл в игру «Безумие» (надо добавить в список). Жанр: гонки на внедорожниках. Она требовала присутствие диска в сидироме из-за системы защиты. Играю, все норм и вдруг начинаются фризы. Ну бывает, мало ли. Диск крутит, игра фризит, успокаивается - играю, снова крутит диск, игра фризит, успокаивается. На таких каруселях я поиграл где-то час, потом сохранился и закрыл игру. Выхожу на рабочий стол, а там куча ошибок каких-то непонятных… Вынимаю диск, а он треснул в середине, но трещина не дошла до краёв. Офигеть! Поломанный диск еще крутился (хорошо, что на слабых оборотах) и че-то там в игре подгружал. Вытащил его спокойно и выкинул. Хорошо, что игру уже раз в третий проходил и не так жалко было.
В чем проблема и опасность? Раскрученый диск на 52х скоростях из сидирома мог так вылететь, что пробивал корпус ПК и разлетался по квартире разрезая всё на своём пути (бывали такие случаи).
В сравнении с этим DVD-диски – лощеные неженки, которым достаточно было одной небольшой царапины чтобы перестать запускать хоть что-то. Вот.»
Итак, Петька и Василий Иванович. Очень забавная серия игр. В ней сплелись яркие цвета, забавные карикатурные персонажи, солдатский юмор со старыми анекдотами, неплохие задачки и что-то вроде сюжета. Чапай подкалывает Петьку, Петька пытается закадрить Анку, она в ответ троллит обоих.
Классика постсоветского геймдева))
Штырлица тоже проходили, но не очень помню, что там было, что-то про космос или про роботов с Гитлером. В Козаках мы летали по разным странам и смотрели на достопримечательности в поисках картины. Вполне себе приличная игра для детей с хорошей рисовкой и узнаваемыми персонажами.
Посоветую пройти (при возможности) первые части Петьки и Козаков. Они еще не скатились в УГ и могут позабавить игрока. Ну и про трешовые «ГЭГ» и «Титбит» забывать не стоит. Отдельно эти поинт-н-клик квесты рассматривать в «Ретроспективе» не стану.
П.С. В «Стиме» игра идёт с подзаголовком Перезагрузка… видимо, что-то в ней изменяли.
Re-Volt (ПК)
«Ре-Волт» это гоночки на радиоуправляемых машинках с подбором оружия на трассе и его применением на соперниках.
Игрушка очень бодрая и проходя её на домашнем ПК я получал несказанное удовольствие. Она в меру сложная, требует изучения трасс и упорства. ИИ в игре вполне соображает что творит, а небольшая ошибка приводит к потере места.
Ну, собственно, вот игра
Мне, кстати, всегда нравился такой формат гонок. Гонять по трассе, подбирать оружие и применять его на соперниках. Такое мы видели во вселенной Марио, Краше Бандикуте, Сонике и куче других. Ностальгические припадки по «Рок-н-Ролл Рейсинг» и «Микромашинкам» сделали своё дело. Поэтому я прошел «Ре-Волт» много раз на всех уровнях сложности и пооткрывал все машинки.
Мы победили, ура-ура-ура
Машинки в игре классически отличаются. Есть быстрые, но хуже управляемые, а есть хорошо управляемые, но медленнее. Я всегда предпочитал более манёвренные. Кстати, трассы в игре под стать машинкам. Предстоит гонять по улицам городка, закусочной, игровой комнате, морском лайнере и супермаркету.
Что дальше происходило с серией и были ли у неё продолжения, я понятия не имею. Если вам захочется повеселится и погонять на забавных машинках используя всякое оружие, то эта игра вам должна понравится. Рекомендую.
Grim Fandango (ПК)
В замечательнейший и распректраснейший поинт-энд-клик квест (адвенчура) «Грим Фанданго» вам обязательно стоит поиграть. Тем более, что в 2015 году был ремастер. Эра ремейков, ё-маё!
Департамент Смерти готов открыть свои двери. Вам нужно лишь войти в него ииии…стать обычным клерком Мэнни.
Частенько в играх мы начинаем играть за ноунейма, который потерял память или за совершенно непримечательного «избранного». По ходу игры мы растем над собой и так далее. Тут примерно так же. У жертвы (а жертва ли он) несчастного случая есть задача, котору он обязан выполнить – свалить отсюда. Чтобы свалить нужно сделать то-то и то-то. Но квест начинается именно тогда, когда тебя посылают то к одному, то к другому, то вообще непонятно куда. Квесты они такие)) Ходи, говори, помогай, решай задачки, проходи дальше – за это мы их и любим.
В игре очень прикольная испанско-смертельная эстетика, колоритные персонажи, отличное звуковое сопровождение и песни (Глоттис не даст соврать)…
…секундочку… на прямую связь выходит Глоттис
«Оу Расти Энкор…гоуинг даун-даун-даун». Ох, музыка в игре замечательная, как и вся игра. Нетленная классика. Не проходите мимо. Не упускайте возможность погрузиться в этот забавный и серьезный мир, а так же познакомится с его жителями.
Культовый поинт-н-клик квест «Грим Фанданго» я вам очень советую для прохождения. Это нетленная классика и её ремастер удался на славу.
Поигранные: 21
Пройденные: 14
Спасибо за внимание и до встречи в следующем году.