Макото Синкай — восходящая звезда японской анимации

Мое знакомство с произведениями Макото Синкая началось около десяти лет назад с картины “Пять сантиметров в секунду”. Данная работа настолько меня впечатлила, что я практически залпом пересмотрел все остальные произведения автора и с тех пор пристально наблюдаю за его творчеством.

Макото Синкай — восходящая звезда японской анимации

Макото Синкай (Настоящее имя — Макото Ниицу) — родился в префектуре Нагано в 1973 году. Позже переехал для учёбы в Токио, где занимался изучением японской литературы. После университета Синкай остается в Токио, работать в качестве сотрудника компании Minori. В течение 5 лет, он успевает попробовать себя в различных направлениях: верстка буклетов, поддержка сайта компании, создание игровых видеозаставок. Первая проба пера как режиссера и сценариста в собственных проектах приходится на 1998–99 года. Уже третья его работа «Она и её кот» становится настолько успешной, что молодым автором заинтересовывается компания CoMix Wave, которая в дальнейшем выпускает в тираж данную короткометражку. «Она и её кот» завоёвывает несколько престижных наград, среди которых главный приз фестиваля «2000 DoGA CG Animation». С этого момента имя Макото Синкая становится всемирно известным.

Пять сантиметров в секунду
Пять сантиметров в секунду

Маэстро облаков

Одной из причин популярности работ Синкая является потрясающей красоты рисовка, в которой особенно выделяется изображение облаков. Небо у Синкая это словно отдельный, самостоятельный участник повествования, от вида которого порой просто перехватывает дыхание.

Примеры изображения облаков в работах Макото Синкая

Конечно же автор уделяет внимание не только облакам, вся его анимация очень красива. Забавный факт, что практически в каждой из его картин мы можем наблюдать определенный паттерн графических элементов: железная дорога, поезда, детальная архитектура, погодные явления(дождь, снег, падение сакуры), высоковольтные провода, чайник (на нем, кстати, в свое время Синкай отрабатывал технику рисования). Именно такие, незначительные на первый взгляд детали, которые лишь мельком проскакивают в произведениях, придают работам Синкая свое, неповторимое очарование.

В отличие от крупных студий, Макото Синкай практически всю работу старается выполнять и контролировать лично. Конечно же с одной стороны это сильно затягивает выход очередного проекта, однако с другой, именно подобное отношение позволяет ему добиться той самой целостности и атмосферы произведений. Стоит отметить, что несмотря на практически недосягаемый уровень прорисовки неодушевленных объектов, изображение персонажей дается Синкаю намного сложнее, что особенно заметно в ранних работах мастера.

Основной лейтмотив произведений Синкая это расстояние и расставание. Все работы автора пронизаны этим, щемящим сердце, чувством. Синкаю удивительно точно удается передать ощущение легкой тоски и одиночества через персонажей его картин. Мне нравится, что автор не пытается выдать свои произведения за серьезную драму, показывая ситуации, которые в той или иной степени наверняка происходили с каждым из вас.

Помимо выдающейся рисовки и простого, но понятного сюжета, хочу обратить внимание на потрясающий саундтрек подобранный автором к своим произведениям. Пожалуй именно изящный баланс картинки, сюжета и звука создает то, неповторимое ощущение целостности и гармоничности произведения, ради которого хочется вновь и вновь возвращаться к работам Синкая.

Твое имя

Отдельного упоминания заслуживает последняя работа автора — «Твоё имя». Это аниме произвело фурор не только в японском кинематографе, но и по всему миру. В данной картине Синкай радует нас не только визуальной составляющей, но и замечательным, полноценным сюжетом, яркими и запоминающимися персонажами.

Макото Синкай — восходящая звезда японской анимации

Интересной особенностью является то, что в данном произведении Синкай использует приемы более характерные для кинематографа, чем для классической анимации. Неоднократно можно наблюдать таймлапсы и сцены снятые одним пролетом камеры. Режиссер выбирает совершенно нетипичные для анимации ракурсы и освещение, тем самым создавая полноценный эффект большого кино.

Просуммировав мировые сборы, получим примерно $ 327 млн. Это значит, что «Твоё имя» не только стало самым кассовым аниме в мире, обогнав «Унесённых призраками» ($ 275 млн), но и заняло третью строчку в списке самых кассовых фильмов, сделанных не в США (впереди китайская «Русалка» с $ 553,8 млн и французский «1+1» с $ 426,6 млн).

«Твоё имя» это лучшая картина Синкая, как с художественной, так и с коммерческой точки зрения. В ней автор наконец смог соединить вместе все предыдущие наработки и получить выдающийся продукт мирового уровня. Надеюсь, что «Твоё имя» это не апогей развития авторского таланта Синкая и в дальнейшем он сможет создать произведение, которое превзойдет успех его последней работы.

Макото Синкай — Хаяо Миядзаки своего времени?

Многие люди, особенно на фоне оглушительного успеха последней картины Синкая, все чаще сравнивают его с Хаяо Миядзаки.

Макото Синкай это новый Миядзаки

Хаяо Миядзаки это один из столпов японской анимации, на работах которого выросло уже не одно поколение. Его произведения, несмотря на кажущуюся простоту, очень глубоки и многогранны. Работы же Синкая, за исключением «Твоё имя» достаточно просты и незатейливы, хоть и красивы. Можно ли приравнивать Синкая к Миядзаки на основании единственного (пока) успешного произведения? Я считаю, что нельзя, еще слишком рано ставить его на один уровень с Хаяо Миядзаки. Талантлив ли Синкай? — Да. Но сможет ли он развить свой талант как Миядзаки, вот в чем вопрос.

Для меня честь слышать подобное, хотя сам я думаю, что данное сравнение не корректно. Хаяо Миядзаки оказал на меня очень сильное влияние, его работы несравненно богаче и находятся на совершенно ином уровне анимации. Я лишь надеюсь, что в будущем смогу создать что то такое же чудесное. Однако мне бы хотелось создавать работы, которые найдут свои точки соприкосновения с аудиторией, а не просто займут нишу произведений Хаяо Миядзаки.

Макото Синкай

Я рад, что слава не ударила Синкаю в голову, и он отчетливо понимает все плюсы и минусы своих произведений. Однако даже несмотря на то, что в настоящий момент Синкай еще далек от уровня мастерства Миядзаки, я верю, что он имеет потенциал со временем достигнуть таких же вершин, а возможно и превзойти мэтра.

Все только начинается

Из под пера Макото Синкая уже вышло достаточно замечательных произведений и если вы еще по какой-то причине не познакомились с творчеством данного автора, то обязательно исправьте данное упущение. Синкай это без сомнения самая яркая восходящая звезда японской анимации текущего поколения и нам повезло, что мы живем в одно время с подобным человеком и имеем возможность лично наблюдать за его ростом.

Если у вас нет планов на уик-энд, то последуйте моему совету и отправляйтесь в чудесный и захватывающий мир японской анимации вместе с героями произведений этого потрясающего режиссера.

Макото Синкай — восходящая звезда японской анимации
189189
102 комментария

20 лет режиссируешь, больше десятка работ, получаешь награды, твой фильм становится самым кассовым аниме в истории. Как был "восходящей звездой", так и остался(

130

Хотел написать то же самое, Синкай был восходящей звездой в 00вых.

14

Если прочтете до конца, то поймете почему именно "восходящая звезда". Я верю, что это только начало и становление режиссера, а лучшие его творения нас еще только ждут впереди!

4

Он очень нестабильный сценарист и режиссер. Но думаю стоит посмотреть его последнюю работу.

3

Комментарий недоступен

33

Основная проблема Макото Синкая, как и большинства режиссеров полнометражного аниме, это то, что они не Хаяо Миядзаки. Ну вот совсем. Абсолютно другие люди со своим стилем, творческим подчерком, техникой, приемами, жизненным опытом.

Да, он повлиял на многих, но влияние великих мастеров - это норма в любом творчестве.

То что каждое полнометражное аниме сравнивают с работами Миядзаки - дешевый маркетинговый трюк, рассчитаный на поверхностно знакомых с жанром зрителей.

Но из-за этого многие талантливые авторы всю жизнь работают в тени Миядзаки, и, видимо по распространенному мнению, непременно должны сравнятся с ним или превзойти, иначе всё зря, а они - так себе режиссеры.

И это печально.

20