Mafia: Definitive edition. Слово пацана

Вышедшая в 2002-м году оригинальная Мафия прошла мимо меня по причине своей невероятной популярности. Я решил, что надо придерживаться идеологии антихайпа и не поддаваться восторгам сарафанного радио, тем более, что в кругах, которых я тогда вращался, принято было играть не в Балдурс Гей или Космических рейнджеров - в такое играли только пугливо озирающиеся по сторонам патлачи-ниферы с рюкзаками-торбами, - а в игры типа GTA3, NFS: Underground, Postal 2 и CS.

Mafia: Definitive edition. Слово пацана

Так что Мафия была внесена мной в каталог "нормальных пацанских игр" и забыта аккурат до недавней распродажи в Стиме. Вдруг стало любопытно посмотреть, о чем же все-таки эта игра, которую так часто вспоминают сквозь года, и даже выпустили ремейк 18 лет спустя.

Не играть в оригинал оказалось очень удобно, потому как мне не с чем сравнивать, и я не буду ныть из-за вырезанного или изменного контента (ах, как славно было таскать в 2002-м году ящики!) или горевать по поводу новой внешности у кого-то из героев.

Полли грустно смотрит на вас сквозь года
Полли грустно смотрит на вас сквозь года

Несмотря на прочитанные рецензии, я не знал чего ждать от игры. В моей голове это было что-то типа ГТА - песочница с миссиями.
А оказалось, что Мафия - это хороший линейный боевик, в котором открытый мир выполняет исключительное декоративную функцию, а крафт, цветные прически, рыбалка, игра в карты, драки на арене, радиант-квесты и тому подобные мусорные активности, насквозь отравившие современный игрострой - отсутствуют! Можно собрать несколько журнальчиков и коллекционных карт, отыскать секретных лисичек ради ачивок, да поразвлекаться автоугоном или устроить в городе хаос. Но ничего из этого игра не сует назойливо в лицо и не требует попробовать. Город - лишь фон для разворачивающейся в нем истории. А история в этой игре исполняет главную скрипку.

С точки зрения геймплея Мафия весьма незатейлива. Семьдесят процентов любой миссии занимает езда на автомобиле по городу, причем, чаще всего, еще и с соблюдением скоростного режима, потому что менты нам не кенты и лишнее внимание ни к чему. А остальное время мы будем либо заниматься перестрелками из-за укрытий, либо втихаря душить всех из-за спины что твой Гаррет или Адам Дженсен в неуклюжем стелсе. Ни одна из механик звезд с неба не хватает, но тут-то и проявился талант разработчиков - они смогли собрать классное приключение из простых элементов за счет их чередования, комбинаций и контекста.
Так, в одной миссии надо будет много стрелять, следующая может оказаться чистой воды гонкой, затем появится стелс-эпизод, который закончится перестрелкой и погоней. Где-то потребуется убить определенного персонажа, но в одном случае за ним придется гнаться по всему городу, а в другом - выполнить заказ в духе Хитмана, с переодеваниями и отыскиванием пистолета за унитазом. Выкиньте из РДР2 все, кроме сюжетных миссий - получите Мафию!

Mafia: Definitive edition. Слово пацана

Впрочем, пару раз чересчур плоский геймплей меня все же расстраивал.
Например, в миссии в гостинице от нас требуется убить управляющего, который стоит посреди комнаты, окруженный людьми, и пьет шампанское. В комнате есть туалет, куда даже можно спрятаться, но варианта дождаться, пока жертва туда зайдет, и сделать все тихо, игра не предоставляет, или я не понял как это можно сделать (возможно, надо было испечь пирог с вином и яблоками и подкинуть его управляющему). В итоге, ты просто входишь в комнату с ноги как Оксимирон в Росал, и на глазах всего честного народа стреляешь менеджеру в лицо, после чего в здании начинается натуральная бойня.
Короче, не слишком иммерсивно.

Меня уважают, и я уважаю пацанов своих.
У них дух есть.
Томми

Ну а что там сюжетом?

Таксист Томми Анджело помогает скрыться от погони двум мафиози, за что получает от них увесистую пачку денег в награду. Увы, бандиты из конкурирующей группировки запомнили Томми и разбили ему в отместку машину, а заодно чуть не разбили и голову.

Гангстеры, которым он ранее помог, опять готовы компенсировать ущерб, но Томми решает, что не хочет жить, постоянно оглядываясь, паркуя машину в кустах, и пряча сторублевки в носки, а свежекупленные диски в рукав пуховика, чтобы не отняли. Он просит помочь ему отомстить, а затем, проникнувшись духом приключений и криминальной романтикой, и вовсе вступает в группировку дона Сальери.
Я помню, что некоторые высказывали претензии к мотивации Томми. Типа, у него не было никаких веских причин становиться гангстером, и он сделал это на ровном месте, по прихоти сценариста.

Я же вижу в этой истории только одну проблему: Томми как персонаж слишком флегматичен, нейтрален и рационален. Скорее всего, сделано это для того, чтобы игроку было легче себя ассоциировать с персонажем (по этой же причине JC Denton из Deus Ex сделан максимально нейтральным, предполагается, что эмоции за него додумает игрок). Или авторы прекрасно понимают свою аудиторию и сделали персонажа таким, каким типовой игрок представляет себя самого - спокойным ровным парнем, который немногословен, отлично водит (технарь!), немного неловок с женщинами, но все равно очень им нравится. В общем, Райаном Гослингом из Драйва в Америке 30-х.

Mafia: Definitive edition. Слово пацана

Если бы Томми прописали настоящий характер и добавили хотя бы чуть-чуть эмоций, возможно игроки смогли бы увидеть, что его раздражает работа, что вокруг - США времен Великой Депрессии, когда безработица бьёт все рекорды, что он устал считать копейки и понимает, что если машину ему разобьют в третий раз - "добрый" дон Сальери разведет руками и порекомендует в будущем не щёлкать клювом, а скорее всего даже не пустит к себе на порог. Без машины же Томми окажется на бирже труда и скатится в самый низ, в низкоквалифицированные работяги, куда и так в те времена стояла огромная очередь.
Для понимания реалий: действие игры начинается в 30-м году, а уже к 1932-му году более 10 миллионов человек в США остались без работы (это 20 % рабочей силы!), а в крупных городах, специализировавшихся на тяжёлой промышленности — таких как Чикаго и Детройт — уровень безработицы приблизился к 50 % (вот тебе и "работай на заводе").
До чего капиталисты страну довели!

Фотография времен Великой Депрессии.
Фотография времен Великой Депрессии.

Так что, не исключено, что персонаж увидел во вступлении в банду чуть ли не единственный шанс изменить свою жизнь, тем более, что какие-то моральные линии уже были им пересечены.
В общем, не мы такие - жизнь такая.

Ты теперь пацан. Ты теперь с улицей. А кругом враги.
Полли

Кстати, вводная часть прекрасна - нам ведь реально дают повыполнять заказы за баранкой такси и проникнуться работенкой Томми, а так же услышать расценки, по которым он вынужден работать. А если заказ провалить, то клиент вообще вам не заплатит.

Оставив позади обрыдлое такси и набожных старух, мы начинаем карьерный путь гангстера, который включает весь джентльменский набор: рэкет, контрабанда, заказные убийства в разных форматах, минирование, вооруженное ограбление, кража со взломом. Все это перетасовано, перемешано и сдобрено погонями, перестрелками и диалогами, отчего мне ни разу не было скучно. Даже во время тех самых семидесяти процентов езды по городу на скорости 40 км в ч. Потому как пока вы едете можно полюбоваться пейзажами, послушать радио, которое обрисовывает локальный или исторический контекст, заметить бастующих рабочих или протесты против сухого закона, услышать, что в Германии к власти пришли национал-социалисты и так далее.

Вообще игра невероятно кинематографична. Что в те самые моменты поездок, когда можно крутить камерой, выбирая сочные ракурсы красивых автомобилей, что во время отдельных перестрелок, когда над нами полыхает кроваво-красное закатное небо.
Вот Томми входит в банк в черном плаще, с банданой на лице и дробовиком наперевес. Вот мы расстреливаем из "Томпсона" античные статуи в роскошных интерьерах музея. При желании можно наделать кучу скриншотов в стиле хорошо поставленного гангстерского боевика (но я не наделал, и все скриншоты украл, потому что - Мафия! Ролеплей!).

Mafia: Definitive edition. Слово пацана
Mafia: Definitive edition. Слово пацана

А еще игра очень светлая и красивая. Практически все наши приключения случаются на фоне теплой осени или солнечного лета, сверкают яркие автомобили, люди пестро одеты. Авторы не пошли на поводу стереотипов и не стали заталкивать нас в угрюмые серые локации, а ночных или дождливых миссий всего пара-тройка штук на всю игру.

При этом, игра все время дает нам знаки: ты - вовсе не хороший парень. То, что ты делаешь, причиняет людям горе и страдания. В первой же миссии, когда надо получить с пекаря "плату за охрану", можно прочитать у него на прилавке документ о том, что бедолага просрочил платеж банку, но при этом вынужден платить мафии. А когда мы проходим забрать конверт с деньгами, то пожилая женщина - кажется, мать пекаря, - высказывает нам все, что о нас думает (и ничего хорошего она о нас не думает). Впрочем, говорит она это на итальянском языке, которого Томми, как ни странно, не знает. Видимо, его семья настолько ненавидела Италию, что после переезда в США даже между собой мать с отцом общались строго на английском, а поселиться предпочли вдали от других эмигрантов.

Другой пример: после нечестно выигранной гонки, дон Сальери говорит нам, что проигравший европейский спортсмен скорее всего покоится на дне моря в цементных башмаках. В том числе, по нашей вине, между прочим. А ведь этот человек был виноват лишь в том, что хорошо водил машину и согласился на участие в соревнованиях, скорее всего даже не зная, что его спонсор Морелло - преступник.

Mafia: Definitive edition. Слово пацана

А чего стоят стрельба в церкви, взрыв борделя (вы уверены, что оттуда вышли все гражданские лица?), прохожие, попавшие под случайную пулю во время погонь!
Так что не надо иллюзий, ребята.
Подобно героям фильма "Бумер", за которыми тянется мрачный шлейф пострадавших, Томми - отрицательный герой. Играя в Мафию вы играете за прожженого бандюгана, и единственное его отличие от тех бандюганов, что вы видели в криминальных сводках или от которых прятались в реальной жизни - это то, что у него есть красивый костюм, шляпа и хоть какие-то манеры, за счет чего он и не ассоциируется у вас в голове с теми, от кого вы прятали сторублевки в носки.

Краткое руководство о том, как перестать быть гопником и стать гангстером
Краткое руководство о том, как перестать быть гопником и стать гангстером

Забавно, что отдельные граждане демонстративно отказываются смотреть "Слово пацана" или "Бригаду", потому что " фу, про гопников, романтизация криминала", но при этом фанатеют от каких-нибудь "Острых козырьков" или той же "Мафии", где все ровно то же самое, просто вместо растянутых спортивных штанов и нелепых советских шапок, персонажи ходят в костюмах и кепках, говорят друг дружке "сэр", а зовут их не Кащей и Желтый, а как-нибудь "по благородному" - Томас Шелби, или, там, дон Корлеоне. О том, что все это, на самом деле, вещи одной природы - такие граждане, наверное, даже не задумываются. Главное ведь красивая упаковка!

Я здесь, за эту улицу стою! Пацаны мне всё, и я всё пацанам!
Дон Сальери

За то время, что Томми усиленно романтизирует организованную преступность, он успевает расстрелять несколько десятков как преступников, так и полицейских. Это, конечно, элемент фентези, потому что в реальной жизни даже в законопослушной Америке, где на каждый чих нужен ордер, за такие номера как массовое убийство полицейских дону Сальери устроили бы "маски-шоу", положили всех мордой в пол и держали в таком положении до тех пор, пока личность убийцы не была бы выдана. Более того, Томми, не стесняясь, несколько раз открывает стрельбу среди бела дня в общественных местах, оставляя после себя кучу свидетелей. У мафии, конечно, длинные руки, но чтобы вот прям никто вообще не рассказал его примет полиции - верится с трудом, особенно, с учетом того, что под Сальери копает Морелло, у которого все менты куплены, и который сам может запугать либо защитить нужных свидетелей. Ну да ладно, игровые условности.

В начале этой миссии дон садится к вам машину, после чего можно разбить ее о стену, вызвать на себя кучу патрулей, быть расстрелянным, а Сальери и ухом не поведет, даже если вы собственноручно выстрелите ему в голову. Разве что скажет "Хорош ребячиться".
В начале этой миссии дон садится к вам машину, после чего можно разбить ее о стену, вызвать на себя кучу патрулей, быть расстрелянным, а Сальери и ухом не поведет, даже если вы собственноручно выстрелите ему в голову. Разве что скажет "Хорош ребячиться".

Кстати, знаете, а стрельба-то в игре вполне себе веселая. Местами прям ощущаешь себя Данилой Багровым идущим сквозь подсобные помещения ночного клуба. В основном, правда, приходится не ходить с автоматом наперевес, а отсиживаться за ящиками, потому как на высоком уровне сложности Томми крайне хрупок, а враги метки. Но все равно весело, импакт от попаданий есть, оружие очень разное.

Ты меня сейчас перед всеми крысой назвал?
Сэм

Что интересно, преступная жизнь не принесла основным персонажам каких-то сказочных барышей.

Полли живет в небольшой квартирке, в убогой многоэтажке, где на лестнице мусор, а на улице - алкаши. Томми покупает себе красивые тачки, но дом у него хотя и большой, но темный и некрашенный. Где же баснословные гангстерские бабки, если Полли за все годы службы не скопил даже на открытие несчастной пиццерии? Либо с зарплатой у бандитов все не так однозначно, либо прав был Фрэнк, когда сказал Томми, что вы, пацаны, впустую прожигаете деньги. Их надо инвестировать, а не пропивать и продувать в карты.
Эх, Фрэнк... Твоими бы устами!
И дались тебе эти ставки на собачьих бегах?

Фрэнк рассказывает Томми о том, что надо заниматься делом, думать о будущем, играть в компьютер не дольше часа в день и не сидеть на ДТФ
Фрэнк рассказывает Томми о том, что надо заниматься делом, думать о будущем, играть в компьютер не дольше часа в день и не сидеть на ДТФ

Заканчивается игра вовремя, когда чувствуешь, что вряд ли тебя еще чем-то удивят. Все уже было: из снайперки стреляли, на мотоцикле гоняли, по стелсухе ползали. Дальше, чтобы держать марку, пришлось бы выдавать совсем абсурдные задания типа "угони броневик", "спрыгни с парашютом" или "закидай коктейлями Молотова здание мэрии", но чай не в ГТА играем. К счастью, авторы знали когда остановится.

И заканчивается она правильно. Я имею ввиду тот самый финальный ролик, который, в свое время, так же вызвал изрядный бомбеж у играющей аудитории. Ведь Томми отсидел и исправился! Он сотрудничал со следствием! Все грехи прощены! Он хороший!

Но, как сам Томми говорит, в то время как камера кружится над его свежеполитым газоном:

- Семья - она навсегда.

От такого прошлого просто так не уходят.

1414
9 комментариев

Комментарий недоступен

3

Ниче не читал, что автор написал, но мне ремейк понравился, я не душный. Оригинал проходил кучу раз.

1

Да первая часть мафии была крутой игрой, помню её два раза проходил как раз в 2002-03 годах. Еще друганам помогал пройти гонки кучу раз).

1

К игре вопросов нет, выглядит и играется она отлично. Но лично меня она не зацепила лишь по тому, что у меня есть оригинал за которым воспоминаний и эмоций очень большое количество и скорей всего я буду предвзятый к игре. Поэтому я даже не начинаю играть в ремейки, так как во время игры я всё время буду сравнивать с оригиналом не в пользу ремейка/ремастера.

1

Ремейк говно, некоторые персонажи полностью просрали свой характер из оригинала. А на озвучку будто набрали людей с улицы

Соглашусь во многом с автором, но машины здесь просто утюги неуправляемые, а с механикой тарана/ускорение вообще управление чувствуется не уютным. Например, войдя в дрифт и нажав таран, машина просто стрейфуется строго паралельно вбок, как на гребаной воздушной подушке

Я 80% игры прошел вообще не пользуясь ускорением, потому что забыл, что оно в ней есть :-D Зато как вспомнил, так немедленно разбил красивый новенький болид Томми из последней миссии.

Управление так себе, да. Просто по городу ездить приятно, а вот с погонями думаешь только о том, чтобы они поскорее закончились. Каждый раз, когда погоню удавалось пройти с первого раза, я себе удивлялся.
Но хотя бы чувствуется разница между автомобилями, и то хлеб.