"Иди же, юный дракон". Обзор Breath of Fire IV

Невероятная история из еще одной забытой франшизы от Capcom.

"Иди же, юный дракон". Обзор Breath of Fire IV

Содержание

Предисловие

Длинной и занятной историей о моем знакомстве с данной серией жрпг не будет, ведь эта игра и есть мое первое знакомство с ней. Скажу только что она у меня была в бэклоге некоторое время, и я не могу вспомнить из-за чего она мне приглянулась. После прохождения Chrono Trigger я вспомнил о ней, и раз у меня в Retroachievements нет пока что ни одной 100% пройденной игры этого жанра, я решился взяться за нее. Я ещё не собрал всё что нужно, но я очень близок к этому. Надеюсь всё таки мастерить, но если всё таки не получиться, что ж, я хотя бы попытался.

Но обо всём о порядку.

Информация об игре

Breath of Fire IV — японская ролевая игра, разработанная и изданная компанией Capcom для игровой консоли PlayStation, позже переизданная для Microsoft Windows. Четвёртая по счёту часть серии Breath of Fire. Первый релиз состоялся в 2000 году в Японии и Северной Америке, годом позже игра была выпущена в PAL-регионе. Версии для Microsoft Windows вышли в 2003 году только в Японии и PAL-регионе. 6 июля 2011 года игра была выпущена в сети PlayStation Network.

Игра была разработана Capcom Development Studio 3 — внутренней студией Capcom; многие разработчики ранее работали и над Breath of Fire III, в том числе руководитель Макото Икэхара и дизайнер персонажей Тацуя Ёсикава. В мае 1999 года распространялись слухи о том, что игра разрабатывается для ещё не выпущенной PlayStation 2 и должна использовать онлайн-функции консоли, однако в июле того же года игра была анонсирована через журнал Weekly Famitsu как менее амбициозный проект для PlayStation 1. Разработчики утверждали, что игра уже некоторое время находится в разработке. В конце марта 2000 года игра была представлена на выставке Tokyo Game Show как один из главных предстоящих релизов Capcom, рассчитанных в том числе и на западную аудиторию; английская версия игры была анонсирована заблаговременно — в феврале 2000 года.

Игра получила тёплый приём при первом выходе в Японии и в июле 2000 года входила в список игр-бестселлеров в этой стране. Продажи игры в Японии в 2000 году составили 334 тысячи копий. В сентябре 2002 года японская версия игры была перевыпущена под лейблом PlayStation the Best — так в то время были перевыпущены и многие другие игры для PlayStation, поступавшие в продажу по сниженной цене. Похожим образом версия игры для Windows была перевыпущена в июле 2005 года под лейблом «Quality1980».

Обозреватель AG.ru Андрей Первый в обзоре версии игры для Windows назвал «странным» само решение выпустить на этой платформе только четвёртую часть серии. Он посчитал самой слабой стороной игры графику, выглядевшую устаревшей ещё во времена версии игры для PlayStation и совершенно архаичную для 2003 года. Тем не менее Первый высоко отозвался о сюжете игры и боевой системе, отметив, что в игре есть «труднообъяснимое очарование», заставляющее пройти её до конца.

Цензура

Английский перевод Breath of Fire IV подвергся различной цензуре во время перевода оригинальной японской версии. Некоторые случаи грубой лексики были смягчены для североамериканской и европейской аудитории, а также несколько кадров сюжетных сцен были удалены. Сцена, в которой Фоу-Лу обезглавливает императора Сониэля, вырезана, в английской версии вместо этого он убит за кадром. Сцена, где Нина и Урсула купаются в пруду, а также сцена, в которой Урсула сбрасывает штаны, чтобы доказать свою женственность скептически настроенным морякам, были полностью удалены из североамериканской и европейской версий. Упоминания об алкоголизме Сциаса также отсутствуют, а некоторые из его невнятных речей заменены заиканием.

Синопсис

Действие игры происходит в вымышленном фэнтезийном мире, сильно напоминающий древний Китай или Япония. Главный герой игры, молодой человек по имени Рю с группой друзей отправляется в путешествие по следам без вести пропавшей принцессы Элины; позже путешествие превращается в поход против бессмертного императора Фоу-Лу, пробудившийся от многовекового сна и намеренного уничтожить человечество. Игрок поочерёдно получает управление то над Рю и его спутниками, то над антагонистом Фоу-Лу.

Протагонисты игры, слева направо: Фоу-Лу, Крей, Нина, Рю, Сциас, Эршин и Урсула.
Протагонисты игры, слева направо: Фоу-Лу, Крей, Нина, Рю, Сциас, Эршин и Урсула.

Графика

Для меня, неприхотливого геймера, графика зашла. Конечно же, для сегодняшних дней она весьма устарела и не прошла проверку временем. В игре очень хорошо выполнен баланс между 2D нарисованными от руки спрайтами и 3D миром. Отдельное внимание стоит уделить спрайтам, они очень хорошо нарисованы и детально описывают каждого героя.

Геймплей

Что по геймплею? Игрок управляет командой из 6 персонажей, путешествуя из города в город, разговаривая с NPC, сражаясь с монстрами, чтобы получить деньги и опыт, повышая уровень и изучая новые навыки. Типичная Jrpg, больше нечего сказать, хотя вы не путешествуете свободно по миру, а скорее ходите по заранее составленным маршрутам. Но есть и более уникальные особенности, которых лично я не видел ни в одной JRPG. Как я уже говорил, в игре шесть игровых персонажей: Рю, Нина, Крей, Сциас, Ершин и Урсула. Из этих шести только три можно использовать в обычном мире и в боях. У каждого персонажа есть своя «полевая способность», которую можно использовать для преодоления препятствий на своем пути. Рю использует свой меч, чтобы рубить деревья, Нина может летать, чтобы увидеть всё окружение с высоты птичьего полета, Крэй может толкать бочки, Урсула использует свое оружие, чтобы охотиться на животных для фей (я вернусь к этому позже), Эршин использует свою голову, чтобы уничтожать валуны и потрескавшиеся стены, а Сциас... ничего не делает.

В сражениях вы можете свободно менять любого персонажа, которого хотите использовать в бою, что довольно удобно. Используя способность "Страж" в меню, вы получаете шанс выучить вражеское умение, как только оно поразит любого из членов вашей партии. Если оно сработает, появится восклицательный знак, означающий, что вы выучили заклинание. Если текст окрасился в синий цвет, значит, вы можете выучить заклинание, но нужный персонаж не участвует в бою. Не каждый персонаж может выучить все заклинания, но любой может свободно использовать их, как только их назначит. Это можно сделать в лагерях, нажав кнопку треугольника на геймпаде. Для назначения заклинаний требуется один специальный металл, называемый "Аурум" (кажется, это обычное золото). Каждому персонажу можно назначить только 8 навыков, так что выбирайте с умом, от этого зависит ваше выживание в бою.

Боевая система была усовершенствована системой комбо. Если атаки вашей команды не прерываются атаками врагов, они могут складываться в комбо. Но сделать это можно только с помощью умений, а не обычных атак. Заклинания тоже можно комбинировать, но чтобы создать более мощное заклинание, это нужно делать в определенном порядке. Например, если использовать заклинание огня, а затем заклинание ветра, это приведет к взрыву, который повредит каждого врага в бою, или если использовать ветер, а затем лед, заклинание льда превратится в заклинание грома. Это очень здорово, так как заставляет игрока экспериментировать со своим арсеналом, находя самые мощные комбо, чтобы нанести сокрушительный удар монстрам. Использование навыков требует очков AP, но есть и такие, которые их не используют.

Очень крутая боевая механика, которая была в каждой игре этой серии - это превращение в драконов и использование их фирменных атак, атаки дыханием. Только Рю может превращаться в драконов, и Фоу - Лу, правда только тогда, когда мы его контролируем, и их атаки сводят на нет все сражения в этой игре. Рю может заполучить 6 драконьих форм: 1 в начале игры, 4 - при нахождении особых камней, называемых "самоцветами", и самую мощную - Кайзера, в определенный момент по ходу сюжета. Эти превращения требуют много AP, и мало того, они считываются каждый ход, пока не достигнут нуля, возвращая Рю к его человеческой форме.

Забыл сказать, что есть некоторые скиллы, которым можно обучится от кого-то другого. Система мастеров была добавлена из предыдущей игры, Breath of Fire III. Она заключается в том, чтобы найти по всему миру людей, которые научат вас своим навыкам. Приписав персонажа к мастеру, он получит бонусные очки к своим статам после повышения уровня, а также некоторые понижения в других. Сначала они обучат вас своему фирменному навыку, а затем вы должны будете выполнить их требование, чтобы они смогли обучить вас следуищему навыку. В этой игре 12 мастеров, одна из них - Момо, персонаж из Breath of Fire III.

При всех этих классных особенностях игра страдает от одного единственного недостатка - она, простите за слово, просто засрана мини-играми. Все бы ничего, но очки, полученные в этих мини-играх, влияют на силу драконьих форм, а некоторые из них даже эволюционируют, когда вы набираете соответствующее количество очков! Некоторые из них - сущая заноза в заднице. Например, Кечак (англ. Kecak), самая раздражающая и самая яростная мини-игра, которую я когда-либо видел. Чтобы выиграть, вам необходимо набрать 1500 очков. Звучит легко, но поверьте мне, это не так. Вы должны быть сверхточны, очень легко упустить ритм и испортить всю мини-игру. Или гонки. Есть 6 гонок, в которых можно получить, в лучшем случае, по 10к очков за каждую. Проблема в управлении транспортом, его очень легко заносит, трасса изобилует неровностями, а выиграть нужно за меньшее время, чем лимит времени. Как узнать лимит времени, это очень легко, если вы хотя бы получете очки за гонку, не совершая воздушных маневров. Если нет, то вы получаете ноль баллов.

Ах да, я забыл, даже с навыками проблема, особенно с теми, что накладывают дебаффы. Чаще всего они не действуют на врагов и даже на ваших персонажей. Про боссов можно вообще забыть, что у вас есть эти умения, они никогда не сработают.

С другой стороны, рыбалка очень расслабляет, хоть и чертовски скучная, по крайней мере для меня. У рыбалки есть одна проблема, хоть это не совсем проблема, а так, бесячая особенность, о которой я расскажу чуть позже. Ну, что вы знаете о рыбалке? Ну как, у вас есть удочка, покупаете несколько снастей и бросаете их в воду. Вот и всё... ну не совсем. Сначала вам нужно найти место для рыбалки, некоторые из них вы найдете, прочитав знаки, другие можно найти, спросив NPC. Снасти разные. У них есть уровни, а это означает, что снастью высокого уровня можно поймать более редкую рыбу. Также есть снасти, которые тонут, а есть и те что нет, то есть вам придется их менять, чтобы поймать нужную вам рыбу. Также вам понадобится более качественная удочка, со стартовой удочкой у вас не будет шансов поймать, например, кита. Чтобы поймать более тяжелую рыбу, придется научиться выполнять технику. Как это использовать? Нужно ли вводить комбинацию кнопок? Хех, нет! Вам придется передвигать удочку под звуки барабанов фоновой музыки, их еще четыре штуки (техники то-есть)! Даже меню помощи показывает музыкальные ноты, а не помощь. Но не отчаивайтесь, звуки барабанов предназначены только для тренировки, после того как вы научитесь их делать, вы сможете исполнять их в любое время, не дожидаясь их появления. Хотя на драконов это не влияет, но чтобы тренироваться под руководством мастера рыбака, вам нужно ловить рыбу и набрать аж 9500 очков, чтобы собрать все его удочки. Без него у вас не будет доступа к способностям последнего мастера, который требует обучения всех способностей и навыков у предыдущих мастеров.

Пойманных рыб можно использовать в качестве предметов или выменять у специальных торговцев, так что это еще один вид гринда.

Ближе к середине игры, игроку будет дано задание восстановить деревню фей. Вначале феям можно поручить три типа работ: охотиться на животных, строить дома и выращивать растения. Как только деревня станет больше и в ней появится хотя бы несколько домов, игрок сможет поручить феям другую работу и превратить дом в оружейный магазин, гостиницу, художественную галерею и т. д. Это не так сложно, как вы думаете, вы можете забыть о них и вернуться в другой раз, может быть, даже к концу игры, но есть некоторые навыки, которые требуют, чтобы несколько фей находились в специальном здании. Иногда, в местах между локациями, вы можете поохотиться на животных, чтобы помочь им выжить. Вы можете отдать им добытое мясо, а можете оставить его себе, но потом не удивляйтесь, что некоторые феи умерли от голода, хорошо?

В игре две концовки, в зависимости от выбора, сделанного вами в финальной битве, так что игроку решать, какая из них каноническая, поскольку по сей день это все еще открытая тема для споров.

Музыка

Музыка хорошая. Оригинальный саундтрек к Breath of Fire IV был написан исключительно Йошино Аоки, которая ранее работала с Акари Кайдой над музыкой к Breath of Fire III. Большинство треков очень расслабляющие и передают атмосферу древнего Китая и Японии, в сравнении с Breath of Fire III, где на музыку в значительной степени повлияли джаз и лаунж-музыка. Тема из титрах, "Yume no Sukoshi Ato" (A Little After the Dream), исполнила сама Аоки вместе с пианистом Рёдзи.

Opening Animation
Main Theme
Men of War
A Warring God
Bastard Sword
A Raging Emperor's Banquet
A Little After the Dream

Итог

Подвожу итоги. Несмотря на все бесячие мини-игры, сверхскучный для меня гриндинг в виде рыбалки и неэффективность дебаффов, игра мне ну очень понравилась. Сюжет был потрясающим, персонажи очень хорошо проработаны, музыка хороша, боевая система уникальна и увлекательна. Финальный босс, Фоу-Лу - очень интересный персонаж, неплохо проработанный, и я начал понимать его мысли о людях, их испорченности, злобе и жадности, но в конце концов он понял, что ошибался.

Думаю, именно это и хотела донести до нас Breath of Fire IV: даже если большая часть мира алчна и коррумпирована, его все равно можно сделать лучше, если в сердцах добрых людей живет надежда...

Любителям этого жанра я определенно рекомендую эту игру, вы не пожалеете.

А какие у вас воспоминания об этой игре? Буду рад почитать в комментах!

А я прощаюсь с вами и желаю вам хорошего дня! До новых встреч!

5656
23 комментария

Оч крутая игра, но с третьей не сравнить (

5
Ответить

Что процентов согласен с тобой, Владимир Юрьевич. Третья просто топ была! Она для меня и побила все ФФ того времени. Сюжет, постановка, персонажи!! Помнишь, как надо было за косяки в лесу у Баньяна рубить дрова!!!??? А персонажи какие!?? Котейка шикарный, а Карр!? А какие были эти, единороги! Блинннн... Подумал приступ острой ностальгии.

2
Ответить
Автор

Ну, у каждого своя. Я пока не дошёл до остальных, так что не могу ничего сказать.

Ответить

мне и то и то нравится, просто разные игры.

Ответить

Вот запарили все с третьей - унылые данжи, скучный предсказуемый сюжет, слабые диалоги, стремная изометрия. Худшая игра в серии как по мне. Мне даже пятая весьма зашла, а тройка просто никакая.

Ответить

Много хорошего слышал но прошёл только 4

Ответить

О моя любимая игра детства.

5
Ответить