190 часов в Persona 5. Финал. [Лонг]
Когда я завершаю такие продолжительные, насыщенные и комплексные игры, мне всегда кажется, будто я теряю часть себя. Внутри неистребимое опустошение и какая-то горькая, хоть и светлая грусть.
Это было грандиозное приключение длиной в два с половиной месяца. Я пытался делиться своими впечатлениями от игры в процессе прохождения. Получалось иногда скомкано, коротко и с уклоном именно в эмоции, как у меня часто и бывает, а иногда длинно и, наоборот, о чем-то конкретном. Как мог, ребят. Как мог.
Если вдруг вам интересно, оставляю ссылки на все шесть предыдущих постов.
И вот здесь я должен выразить огромную благодарность всем, кто комментировал, делился своими эмоциями об игре, подсказывал, избегая спойлеров и просто был добр и отзывчив.
Было здорово обсуждать, какая девочка самая лучшая, с кем выстраивать отношения, кто как проходил Окумуру и кто, за сколько и чего добился в игре.
Вы все крутые! Особенная благодарность за ламповое общение и фидбек "персоноведу" всея ДТФ - Обаче. Спасибо тебе.
Итак. Я прошел пятую Персону. Все ещё верится с трудом. Кажется, теперь я перестал быть ее фанатом, ведь все мы знаем, что истинные фанаты Персоны никогда в нее не играли.
Но нет. Теперь я влюблен в эту игру. И она уверенно врывается в мою фантастическую пятерку.
О сюжете.
Если вдруг меня попросят посоветовать игру с отличным (то есть качественно отличающимся от других) сюжетом, в первую очередь я, пожалуй, назову именно Персону. По крайней мере сейчас.
Мне дорого то, как построен здесь основной сюжет, как он перемежается с побочными историями каждого из Призрачных Воров и другими персонажами. Где-то они сентиментальны, где-то наивны или забавны. Они могут быть одновременно жизнеутверждающими и обессиливающими. И каждая из них имеет как самостоятельную ценность, так и значимость в контексте всего происходящего с главными героями.
Любая линия здесь - это иллюстрация борьбы. Борьбы маленького человека с несправедливостью, алчностью, слабостями или пороками. Борьбы с целым миром и с одним лишь собой.
Эта игра - отличная возможность пережить и превозмочь то, с чем я не смог бы совладать наяву.
Но главное, здесь есть место дружбе, любви и поддержке. В общем-то, самой сутью игры и является выстраивание связей, отношений со всеми, кто тебя окружает, выбор приоритетов, симпатий и антипатий и, конечно же, поиск выгоды, не без этого.
В особенности, для себя отмечаю трагическую историю Футабы Сакуры и ее становление после знакомства с Ворами, трансформацию Мишимы и, несомненно, болезненное перерождение Сумирэ. Последнее меня просто сломало, правда!
Может, в другой раз я добавлю кого-то ещё, прокачав отношения со всеми на максимум. Но пока так.
Говоря о сюжете, я, конечно, не могу обделить вниманием и наличие нескольких плотных таких твистов. Для меня это зачастую очень важно. Здесь этим прекрасно распорядились. Утаили, где нужно. Объяснили, как следует. Мув с заключением и обманом Акечи - феноменальный. А, например, тайна Морганы на протяжении всей игры сохраняет интригу и желание продолжать и спускаться все глубже и глубже в Мементос.
И да, мне дико понравилось, как игра пытается визуализировать индивидуальное и массовое сознание, придать ему форму, описать и показать. Это круто!
А в финале Royal-контента нам в очередной раз намекают, что не все так однозначно. Что мир не только черный или белый. И что, может быть, мы тоже бываем не правы, преследуя свои благие цели. И какой может быть борьба этих двух "благ".
Финальный же бой поставил жирную точку. Это эпично, стильно и завораживающе! К этому уж игра приучила однозначно.
И тут я уже в своей голове провожу яркие параллели.
О геймплее.
Раз уж я упомянул бои, можно поговорить и о геймплее. Благо, одними боями он не ограничивается.
Не скажу, что я знаток жанра JRPG. Скорее даже наоборот, новичок. В моем послужном списке имеется лишь выдающаяся, я считаю, седьмая Якудза, классический Live a Live да недобитые SMT 3 и Ni no Kuni.
Но теперь, кажется, их (игр жанра) станет ещё меньше, потому что перебить Персону будет очень уж тяжело, а играть во что-то "слабее" и смысла нет.
Так чем же лично меня по итогу удивила и привлекла Persona 5 именно "игрово"?
- Симулятор свиданий
Процентов 70 всей игры занимают именно они. Прокачка отношений, благодаря которым ты получаешь различные абилки, помогающие в прохождении Дворцов и Мементоса (да и вне их тоже), это находка, я считаю. К такой системе я тяготею больше, чем к классическим РПГ, и я очень сожалею, что в предыдущих частях этому как будто уделено меньше внимания и проработки (если не прав - поправьте).
- Тайм-менеджмент
Очень интересная вещь. Особенно почувствовал, как он раскрывается часу к 20 игры, когда открыто значительное количество конфидантов и мест. Видимо, я всё же в нём не так уж силен, раз прокачал на максимум 10/23 персонажей, как минимум половина из которых все равно качается по сюжету. Но зато я прошел все игры, начитался книжек и успел поработать на разных работах, кек. Будет к чему стремиться в НГ+.
- Дворцы
В игре превосходные данжи. После вышеупомянутой седьмой Якудзы, я думаю, вы меня тем более поймёте. Каждый Палас со своим узнаваемым визуальным стилем, музыкальным сопровождением. Весь Дворец тематически обусловлен тем, кто его хозяин. Это выражается во врагах, в окружении, в финальной битве и приёмах босса, в его сокровище.
Например, Мадараме, крадущий творчество своих учеников, продающий копию одной картины множеству покупателей, "размножил" и свой облик в бою, а во Дворце Окумуры нашими врагами являются роботы. Они могут иметь разное положение и статус, но в его глазах все сотрудники его компании, и даже его собственная дочь - просто безделушки, выполняющие набор конкретных функций для удовлетворения его потребностей.
Но опять же, вне конкуренции для меня именно Пирамида Футабы.
И в целом, Дворцы смотрятся очень комплексно и продуманно. Здесь хватает и головоломок, пусть не самых сложных, и поиска дополнительных предметов - семян, сбор которых иногда тоже является отдельной задачкой. И левел-дизайн у каждого Паласа, я считаю, выдающийся.
- Покемоны
Собирательство Персон, их скрещивание и прокачка - отдельное наслаждение.
Были моменты, когда я просто подолгу сидел с Игорьком, создавал Персон, покупал следующих (только тех, что открыты непосредственно мной) и создавал новых, ещё и ещё.
Но ведь помимо этого их можно и убеждать в бою, словно заманивая, или просто подбирать слабых. Убеждать, правда, очень увлекательно и местами даже смешно)
Но такое было ещё и в SMT 3.
- Боевая система
Превосходный, широчайший выбор способностей, видов атак, саппорта и т.д. Особенно, опять же, в начале игры чувствуется, как тебя закидывают и закидывают чем-то новым. Вот тебе Batton Pass, вот тебе Showtime, вот тебе возможность атаковать крюком издалека, вот тебе ближний бой, вот - дальний, вот держи аксессуары, а теперь можешь менять состав пати в бою, а вот на на на на на на, ещё, держи. Совершенно точно, как минимум до последнего конфиданта - Хару, игра постоянно подкидывала все новые и новые приколы. Кайф!
- Побочные активности
Читать книжки, играть в игры, ходить в баньку и на рыбалку, разгадывать кроссворд (на английском, ога), играть в Дартс и главное УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ, ЕЩЕ РАЗ - все это так или иначе повышает твои характеристики, но отнимает время. Было ли мне это нужно? Конечно! Но я не упомянул главного...
- TYCOON
Кому нужна Йеннифер, когда есть Макото и кому нужен Гвинт, когда есть Тайкун?! Из всего 190-часового прохождения часов 20 я точно оставил в нем. Прекрасная карточная убивалка времени!!!
И ещё много и много всего вместилось в эти почти 200 часов геймплея. Но я упомянул азы, как говорится. Так говорится?
О музыке.
О ней, как всегда, незаслуженно кратко. Просто вбиваете Persona 5 Royal или Lyn и слушаете все подряд. Это. Просто. Офигенно.
Это вторая игра после Death Stranding, значительная часть плейлиста из которой отправляется прямиком в мой смартфон и прослушивается по пути на работу, домой ну или куда я там ещё путешествую)
Что ж, таким оказалось мое приключение. Незабываемое. Эмоциональное. Великое. Со слезой в конце.
Я отдал этой игре так много времени! Но она вернула сполна.
И вновь. Я прошел-таки пятую Персону и могу быть спокоен! Но будет ли покой нашим героям?
The End.
Хэштег для поиска моих небольших обзоров #жалкоемнение
Но будет ли покой нашим героям?Ну давай посмотрим...
Dancing in Star Light
Q2: New Cinema Labyrinth
Scramble: The Phantom Strikers
Tactica
Нет, покоя не будет.
А вообще, 4ка лучше 5ки да...
Если сделают ремейк 4ки, то зацени. Да и ремейк 3ей зацени. Но лучше потом. Однажды человек попробовал пройти 2 жрпг подряд и у него отвалилась жопа.
О том и речь)
Welcome to the club! Ну и с прохождением)
Великая игра, которая мало того, что открыла для меня жрпг, так и стала в топ-1 любимых на целые 6 лет (до прихода Медведя, хехе)
Будет время и возможность - зацени танцульки по 5-ке. Они максимально фансервисные, дурацкий, но кайфовые, особенно когда знаешь сюжет пятерки.
Ну и костюмы там некоторые просто УХ ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Спасибо! Великая - абсолютно! По всем аспектам.
Танцульки с Макото. Это мы забираем!)
В процессе прохождения. Хоть бы в этом году закончить) Забрал тему для чтения в будущем.
Когда то читал, для того, чтоб открыть Роял контент, нужно (вроде) с психологом и ещё с кем то отношения на максимум прокачать до лета. Есть ли в этом доля правды, и мб есть какие то ещё нюансы, которые нужно не упустить?
Психолог до 9, Акечи до 8 и Йошизава до 5. Это все, что нужно на "тру" концовку.