Помогает ли реклама в продвижении? [2024]

Хочу поговорить про больную тему любого контент-мейкера - это раскрутка своего сообщества или канала.

Ввожу в курс дела. Я и ютубер, и стример, и теперь ещё подкастер. Миллионов просмотров нет, но удалось собрать какую-никакую аудиторию. И я всерьёз задумался, а чё по рекламе? Стоит ли игра свеч? Вот и хочу рассмотреть несколько вариантов продвижения на тех платформах, с которыми долго работаю: YouTube, Twitch и некоторые подкаст площадки.

Интересный факт: сколько платформ облазал, а оформление плашки с подписчиками нигде не повторяется
Интересный факт: сколько платформ облазал, а оформление плашки с подписчиками нигде не повторяется

Сперва немного БАЗЫ

Для примера возьмём некого Васю, который ВНЕЗАПНО захотел стать media persona. Он решил выкладывать видосы на YouTube. Создаёт канал. Заливает на него n-ое число видосов и начинает ждать у моря погоды.

За целый год у Васи скопилось 70-80 подписчиков. И это не то, чего он ожидал. Грезил тысячами, а получил...

Со своего "экспертного" взгляда могу выделить следующий пул проблем, не исправив которые о рекламе даже думать не надо:

• неоднородность контента

• плохой сетап (микрофон/кампуктер и т. д.)

• возраст

• отсутствие норм харизмы

• опыт

Давайте теперь немного воды по каждому пункту.

Попытка в популярную нишу

Вася начинал с летсплеев, а пришёл к обзору новостей или вообще артхаусу. Тут уже по своему опыту скажу, что последнее видео на моём канале даже 1000 просмотров не собрало, хотя сам считаю, что это мой лучший ролик.

Помогает ли реклама в продвижении? [2024]

Чистый артхаус, но это контрастирует с какими-нибудь лор видео по Elden Ring и Dark Souls. Подписчики ждут одного, а получают другое. В итоге что у меня, что у Васи непонятно какая ЦА. Зрители, как и контент, неоднородны. Чтобы усидеть на двух стульях, нужно, чтобы видео были конкурентно способными с профессионалами в этой теме, а так работаешь на 2 фронта, и на обоих проигрываешь :С

Палочка за 200 рублей

Наверное, всем знакома ситуация, когда вы сидите с кем-то в войсе и лучше бы общались по азбуке морзе. А продолжите, так и минус уши заработаете.

Если вы понимаете, насколько всратый у вас микрофон, то лучше вообще ни с кем не говорите, пока не купите что-то получше. Радикально, но лучше уж так, чем расшифровывать голосовой шифр собеседника.

Сейчас рынок переполнен китайскими электретками. Тот же Fifine, старые модели которого не уступают по качеству Blue Yeti и AT2020-USB. А если хочется разъёбного звука, то стоит посмотреть в сторону XLR и внешних аудио карточек.

Среди XLR микрофонов порекомендую Behringer C-1, Rode M3 или Rode NT1, BP894xCH-TH и разумеется классику - Shure SM7B.

Из аудио карт - Focusrite Scarlett 2i2 3rd Gen, Donner Livejack 2X2 и PreSonus AudioBox IOne. Также можно посмотреть в сторону аудиомикшеров - TC HELICON GO XLR или TC HELICON GO XLR MINI и Fifine SC3.

Другое дело - это прокачать пеку, потому что это прямо влияет на скорость рендера видео. А если ещё и стримить, то появляются реальные проблемы. Единственный выход - играть в старенькие или максимально простенькие игры (хотя бы картинка на пиксели распадаться не будет).

Но лучший вариант здесь такой же, как и с микрофоном. Купить оптимальное на 2024 год железо: какую-нибудь 3060 второй ревизии за 30к, Ryzen 5 3600, и вот уже более-менее хороший сетап.

Млад или стар

Тут уже больше субъективщина. Кому-то просто не нравится ещё не сломанный голосок школьников. А кто-то не может нормально воспринимать 50-летнего "деда", пытающегося в медийность.

На самом деле обе крайности нивелируются наличием следующего пункта.

Харизма

Если вкратце описать это качество, то это когда, выдавая заезженные шутки за 300 и рыгая в микрофон, вы всё равно будете казаться охуенными.

Есть у меня знакомая-коуч по личностному росту. Сам я никогда не интересовался этой сферой, но удивился, какие там крутятся цифры. Ходовой товар - курс на 2 недели ценою в 60к. По итогу собирают группу 10-12 человек. Две недели, и в кармане уже ~700к :0
Есть у меня знакомая-коуч по личностному росту. Сам я никогда не интересовался этой сферой, но удивился, какие там крутятся цифры. Ходовой товар - курс на 2 недели ценою в 60к. По итогу собирают группу 10-12 человек. Две недели, и в кармане уже ~700к :0

Харизматичными могут быть как Коля из 6Б, Андрюха с завода или пенсионер Николай. Хотя Коле наверное будет всё же посложнее, ведь харизма прокачивается со временем. Некоторые даже записываются на коучи по личностному росту, чтобы нагнать недостаток перфоманса, умения общаться и т. п.

Опыт

Вот у Васи уже есть норм пекарня и прокаченная харизма. Единственной проблемой остаются мозги, а точнее насколько много он знает. Даже харизматичный сукин сын не сможет удерживать аудиторию только за счёт смехуёчков. Тут уже нужно уметь наваливать базы за определённую тему.

Если стримите игоры, знайте, кто ваши коллеги по ремеслу и кто чем занимается. Чем отличаются программы для стриминга. В каком битрейте и с какими настройками лучше стримить.

Плюсом будет знание чего-то отдалённого от игр: кино, аниме, история, STEM и т. д. Иначе не особо клёво, когда вы не можете пояснить за то, что не связано с поигрульками.

И вот наш Вася уже проработал каждый вышеописанный пункт и тепер готов башлять десятками тысяч подписчиков. Но аудитория так и не формируется. И вот тут-то и начинается переход на тёмную сторону.

РЕКЛАМА: ПЛОХО или ХОРОШО

Удивительный факт, но многим либо стыдно заказывать рекламу, либо равноценно выкидыванию денег. Поспрашивал своих знакомых с успешным и не очень стартапом, кто пытался пойти в стриминг, видео мейкинг или подкасты. И обнаружил следующее.

1. Страх риска

Какой смысл инвестировать в то, что может не окупиться? Заказ рекламы - это иногда огромные убытки. А случаи, когда контент-мейкер назаказывал себе кучу пиара, но в итоге остался у разбитого корыта, только ещё больше подрезают желание тратиться.

Сразу же вспоминаются книги Кийосаки: если хочешь стать успешным, тогда научись рисковать. И фиг оспоришь ¯\_(ツ)_/¯

Роберт Кийосаки
Роберт Кийосаки

Тем более странно, что кто-то боится вкладываться в своё творчество. Тут вы либо действуете из принципа развития без раскрутки, либо сами не уверены в себе и думаете, а в правильном ли направлении движетесь.

2.Узкая ЦА

Многие мои знакомые стримят или делают контент на очень специфические темы: разборы определённой серии игр, которые мало популярны, обзор андеграунд интернета или транслируют второсортную дичь, вроде кал&bones (простите, четырёхсортный :D). Они сами решили ориентироваться на узкую аудиторию, соответственно и приток новой крови будет раз в 10 лет, а то и реже.

Если всё же заказывать себе рекламу, то как это правильно делать? Паблики, блоггеры, коллаборации или кампании по раскрутке? Тут уже всё зависит от платформы, на которой вы решили развиваться.

Далее буду рассуждать с опорой на личный опыт и наблюдения за развитием каких-то каналов.

YouTube

Тематические паблики и каналы

Какой тематики контент, такой же должны быть и рекламные паблики. Вроде и очевидно, но тут важны нюансы. Какие-нибудь летсплеи не особо подходят для пиара. Паблики любят новости, скандалы и инсайды. А вот контент эпохи динозавров уже как-то meh...

А вот у коллег по цеху можно пиарить что угодно. Но к сожалению эпоха ушла. Сейчас уже никто не заказывает рекламу своего канала у других летсплееров/блогеров. До сих пор вспоминаю эти забавные тейки в начале видео:

"А это канал VasyaPlay. Парень старается. Прикольные летсклейчики. Подписывайтесь на него, и всё у вас будет хо-ро-шо".

Такой канал рили существует :D
Такой канал рили существует :D

Как показывает практика, такая реклама даёт мизерный прирост аудитории. Да и мои друзья сходятся на том же.

"Вроде и тема та же, вроде и челик норм, но зачем мне что-то ещё, когда и так уже нашёл интересный для себя канал?" - мои мысли в 99% случаев, когда я вижу такую рекламу. 1% - редкие исключения, которые хз, чем интересны. Что-то вот цепляет, но уже и не вспомню, что конкретно. Последний раз я на этот 1% наткнулся лет 10 назад.

Раскрутка за 40 гривен

Компании по раскрутке довольно спорная тема. Зачастую это либо рейд ботов, либо инфоцыгане от 5к рублей. Настоящая же помощь в улучшении контента стоит где-то от 10к и выше.

На том же Kwork объявлений о раскрутке за 300-1000р супер много. А самое странное, что услугами реально пользуются. Да, это поможет набрать просмотры, но вот попасть в чарты - вопрос спорный
На том же Kwork объявлений о раскрутке за 300-1000р супер много. А самое странное, что услугами реально пользуются. Да, это поможет набрать просмотры, но вот попасть в чарты - вопрос спорный

Медиасети (партнёрские программы)

Ещё есть медиасети или парнёрки. В России сейчас с этим оч сложно, потому что найти не закрытый санкциями AdSense аккаунт не просто. Повезло, если он был у вас до февральских событий, а вдобавок ещё и личный - не корпоративный (корпоративные банят, лол).

И допустим, что удалось подключиться к партнёрской программе, но предоставляемое продвижение - не более, чем расширенный инструментарий для аналитики канала. Подключат платный vidIQ, и ебись с ним, как хочешь.

Развею один миф - медиасети не помогают продвигать ваши видео через алгоритмы. Единственная связь YouTube с партнёрской сетью заключается в надзоре за каналами внутри этой самой сети. А алгоритмы - вещь ценная, и даже ScaleLab с Air не посвящают в это таинство.

Возможно, сам ютуб уже не понимает, как работают его алгоритмы :D
Возможно, сам ютуб уже не понимает, как работают его алгоритмы :D

JOLLY COOPERATION

Cамым валидным способом подняться являются коллабы с другими пользователями.

Помогает ли реклама в продвижении? [2024]

Это может быть как единоразовое мероприятие, так и начало дружбы. Последнее наиболее выгодно. Коллабиться можно и не с самым популярным каналом, но с равным вашему. Каждый будет расти в своём темпе, но если кто-то вырвется вперёд, то на его плечах догонитесь и вы. До сих пор считаю, что такой тип продвижения маст-хэв, потому что он роляет не только на YouTube, но и на Twitch.

Twitch

Коопные стримы - это самый лучший вариант продвижения. Лучший, потому что альтернативы практически ничего на дают.

Если заказывать рекламу в пабликах, то по своему опыту скажу, что прирост почти никакой. 1-3 человека - это грустно. Особенно грустно, когда реклама платная, а фанбаза паблика составляет 40-50к пользователей.

Кампании по раскрутке тоже отпадают. В том числе и от самого твича. А чтобы понять - почему, пробегусь по трём типам условий стриминга:

1) когда вы первый раз залетели на платформу и начали стримить;

2) если вас зафолловило 100 человек и в чате всегда активничают 3 или более зрителя, то открывается возможность стать компаньоном. Появляются баллы канала, ивенты от стримера, пару открытых смайлов и самое важное - настройка качества трансляции;

3) при среднем числе зрителей в 75 лиц можно стать партнёром твича. От партнёрства вам будут выделять хороший трафик соединения, сохранение записей на 2 месяца, ну и прочие привилегии.

Но ни один пункт не помогает пропихнуть ваш канал в чарт рекомендуемых. Зрителю могут рекомендовать каналы со схожей категорией, и на этом по сути всё. Ещё есть топ стримеров по онлайну, но это точно не наш вариант. Нам-то пока такой онлайн ещё заработать надо.

Продвижение на твиче через сторонние сервисы - такой же миф, как в случае с медиасетями YouTube. Различные подписки просто оптимизируют сам процесс стриминга, а не приток новых юзеров.

Но пусто место свято не бывает. Если нет таких сервисов, то какие-то обязательно появятся. И они появились...

Можно заказать себе фолловеров (бесплатные подписчики) и зрителей, но это просто мёртвый груз
Можно заказать себе фолловеров (бесплатные подписчики) и зрителей, но это просто мёртвый груз

Самый распространённый вариант - болтушки. Это когда к вам на канал приходит отряд ботов, который начинает спамить несуразную и внеконтекстную дичь:

• я сегодня вкусно покушал

• АХАХА, вот это ты дал

• погода какая-то непредсказуемая стала и т. д.

Вот, что болтушки могут писать в чат (да, качество времён Nokia 3310)
Вот, что болтушки могут писать в чат (да, качество времён Nokia 3310)

Ботов можно банить, но будут приходить новые, пока не закончится время накрутки. Обычно оно длится 24 часа. И если вы себе накручиваете ботов, то как говорила одна легенда: "Это их выбор, и я не могу их осуждать. Но хотя осуждаю".

Но болтушки работают и в другую сторону. Их также можно накручивать и любым стримерам.

Вот перебрался наш Вася с YouTube на Twitch, а на его первую же трансляцию приходят болтушки. Он понимает, что ему хотят помочь, накрутить зрилов, но это идёт только во вред. Если бы вы увидели на чьём-то канала ботов, вам хотелось бы остаться?

Остановить болтушек можно, но только самых слабых. Функция "чат только для фолловеров" ограничивает болтушек, потому что они не умеют фолловить канал. Но сам сталкивался с более прокаченной версией, которые даже фолловить умеют :0

Знаю об этом, так как ради эксперимента попробовал накрутить себе ботов. В моём случае - посмотрел и забыл, но кто-то ведь этим злоупотребляет.

Ещё можно пропиариться на другом канале, но случай редкий. Практически никто не берётся за такую рекламу. Лучший вариант - это рейд, когда стример залетает к другому стримеру со всеми своими зрителями.

Мем с Twitch. Когда зритель участвует в рейде, то получает 250 баллов на канале рейдера. Многие просто переходят на канал, лутают баллы и ливают
Мем с Twitch. Когда зритель участвует в рейде, то получает 250 баллов на канале рейдера. Многие просто переходят на канал, лутают баллы и ливают

Подкасты

И вот наш бедный Вася потерпел поражение уже на двух платформах. Но он не унывает и пытается вкатиться в подкастерство. С опытом на прошлых площадках можно резво оценить каждый тип рекламы:

• паблики дадут прирост зрителей в 1-2%

• пиар через другие подкасты возможен, но навряд ли на это согласятся

Остаётся два варианта - это реклама через определённый сервис и коллабы с братьями по цеху.

Помогает ли реклама в продвижении? [2024]

Такие сервисы, как Google Ads, Яндекс Промо, eLama и проч. больше подходят для продвижения сайта и услуг, нежели подкаста. Даже представить сложно, как кто-то сидит на сайте StopGame, читает статью, а слева появляется контекстный блок: "Любишь инди парашу? Тогда го на подкаст".

С таргетированной рекламой уже получше, так как она может находить потенциального слушателя на любом сайте, где есть реклама. Но даже так мне кажется это спорным. Будет ли кто-то переходить по рекламе подкаста?

И даже если кто-то попробует испытать судьбу, то такое продвижение может оказаться весьма затратным. Можно самому вливать определённую сумму в месяц и выбирать тайминг для показа рекламы. Суммы в этом случае невелики, и можно обойтись 10$, но и результат будет равный ценнику (10$ - это мало).

Но если вы не уверены в себе, то тот же Яндекс предоставляет пакет "Промо". Платите 20+к рублей, и вашим продвижением займутся рекламщики из Яндекс. Пишите 3-5 коротеньких текстов, оформляете их с клёвым фоном и отправляете рекламщикам. Дальше они просто будут отлавливать для вас заинтересованных. Вроде норм идея, но продвигать подкаст этим способом мне кажется странным. Будет легче раскрутить канал на Дзен, чем тот же подкаст.

У Apple есть Apple Podcasters Program. Вот это вообще странная штука. Вы платите 1790р в год, чтобы у слушателей была возможность платно подписываться на подкаст и слушать эксклюзивные выпуски без рекламы. По сути, тот же Boosty и Patreon, только за который ещё и платить надо. Никакого продвижения платформа не предлагает.

А у Google подкастов... ничего. Потому что они закрываются уже в следующем месяце, так что пофиг)

Мне также доводилось работать с Google Ads, Яндекс Директом и eLama. И как-то раз даже пришлось делать рекламу на YouTube канал (не свой). По итогу результат оказался никакущим. И тут только два варианта: либо я просто херовый маркетолог, либо эти сервисы предназначены только для сайтов и всего около близкого к ним.

Конклюжн

Бедному Васе остаётся заводить знакомства и кооперироваться с похожими на свой каналами. Если же нафармить денежку, то можно обратиться к профессиональным рекламщикам. Но вопрос остаётся открытым: сильно ли это поможет подкасту?

А с YouTube, Twitch и всех подкаст-платформ я выпадаю до сих пор. Многомиллионная база, но нет услуг, помогающих маленьким стартаперам. Это как батя, который учит вас плавать. Закидывает на глубину, но вместо спасательного круга даёт инструкции, что нам бы этот самый круг очень даже пригодился. Короче, ахуй...

Смысл моего спича не только в том, чтобы рассказать, но и узнать, что вы думаете по поводу рекламы? Были ли у кого-то случаи, когда вложения окупались?

Если у кого-то есть опыт работы с таргетированной рекламой для раскрутки своего YouTube, Twitch или подкаста, то хочу вас послушать. А то раз напоровшись на грабли, наступать на них снова меня как-то не тянет :С

P. S.

Ну и это, если кто-то хочет замутить что-то совместное, то пишите 👉👈

99
6 комментариев

Ну, на мой вкус реклама с подкастами не сработает по простой причине:
Чтобы хотеть послушать новый подкаст, надо быть уже заинтересованным в его участниках.

Большинство подкастеров которые слушают люди либо уже являются активными деятелями чего-либо, либо получили известность благодаря чему-либо. С "нуля" ты будешь плясать около одних и тех-же просмотров т.к. нет ни единого "крючка" кроме темы разговора, за которые может зацепиться новый слушатель.

В плане Ютуба уже были знакомые которые увеличили себе объём подписчиков и просмотров, но в районе 1к подписоты всё около одних и тех же цифр происходит, где просмотры пляшут в районе "либо до 1к, либо может и 8к набрать" и так может не двигаться долго и даже уходить в минус.

Если контент не работает строго на ЦА и качество уже не "лучше средне-популярных", то и продвинуть нечего. Вот честно, планка качества контента задрана не то чтобы пиздец высоко и условный Булжать, БесПолезный или Санник делают просто "нормально" и имея уровень этого "нормально" и живые 1к просмотров, реклама может дать буст. А вот на сколько сильно и эффективно - уже от автора зависит, аудитории и контента.

В этом ключе для меня всегда есть ориентир в лице Filinov's Place, который и материалы делает порой востребованные, и опыт ютуба 11 лет, и стиль с подачей имеет, и рекламировался у многих активно, коллабился, но значительного роста подписчиков и просмотров не имел и не имеет уже лет 5 так. Большую часть времени сидя на 30к подписчиков и на нынешних 60к. А почему так? Да преимущественно из-за своего подхода и стиля.

Тип Филинов, даже в своей нише и в своих кругах, контент-мейкер разного качества и личность спорной эмпатичности. Он хороший пример того, как человек нашёл определённую нишу со всеми противоречиями любви аудитории, то ли просто упёртого человека пытающегося со своим противоречивым "я" найти ту самую не большую прослойку своей ЦА.

Если хочешь использовать рекламу, в ней смысла нет пока не уверен в качестве своего медиа-лица, продукте и чёткой направленности в ЦА. Изучи рынок. Без знаний о конкурентах, востребованных направлениях и своём уровне во всём этом, ты с рекламы вместо условных 10к подписчиков получишь просто 100, и не факт что не ботов.

Лучшее что можешь сделать до рекламы и сейчас - стабилизировать статистику просмотров. Если не сможешь удерживать имеющихся, будущие тем более скидки давать не будут и рост будет минорный.

А дальше как судьба ляжет. В идеале надо просто ебошить в ноль долгое время, пока не сможешь уверенно удерживать то что имеешь

2
Ответить

Ну ебошить можно долго - год, два или вообще всю жизнь. Тут ещё надо понять, когда именно накапливается нужное количество подписчиков для заказа рекламы. А то будет условные 50 слушателей/зрителей, а тебе всё это будет казаться мелочью. По факту цифры действительно маленькие, но мб этого как раз и хватит для раскрутки.
Ну а так я больше за коллабы. Другой вопрос - как притисаться к кому-то, да и не спугнуть вдобавок)

Ответить

SonnyK - нормально? Какая низкая планка, однако

Ответить

Глядя на статистику https://pr-cy.ru/news/p/9858-kliki-i-povedenie-polzovateley-v-vydache-svezhie-issledovaniya-google удивительно, что у кого-то реклама дала хоть какой-то результат

Ответить

Контекстная и таргетированная реклама никогда не пользовалась спросом. Нативная реклама в роликах/подкастах немного отличается. Но всё же статистика пугает. Походу если и делать рекламу, то нужно выстреливать один раз и по всем фронтам. Чтобы все были в твоём рекламном поле.
А вообще странно, что запросов в Яндексе больше, чем в Google. Лично я не пользовался Яндексом с 2013 года. А пипл-то - напротив - прям топит за наш слонярский поисковик

Ответить